Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства Липецкой области
"Об утверждении Концепции управления и
распоряжения государственной собственностью
Липецкой области
на 2024 - 2026 годы"
Концепция управления и распоряжения государственной собственностью Липецкой области на 2024 - 2026 годы
1. Концепция управления и распоряжения государственной собственностью Липецкой области на 2024 - 2026 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Законом Липецкой области от 10 апреля 2023 года N 308-ОЗ "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью в Липецкой области" (далее - Закон Липецкой области "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью в Липецкой области") и устанавливает приоритеты, направления и ожидаемые результаты управления и распоряжения государственной собственностью Липецкой области (далее соответственно - областная собственность, область).
2. Информация о текущем состоянии в сфере управления и распоряжения областной собственностью.
По состоянию на 31 декабря 2022 года в реестр объектов областной собственности включены сведения о 9417 земельных участках, 14228 объектах областной собственности, в том числе 11 149 объектах капитального строительства. состав и стоимость государственного имущества Липецкой области представлены в Приложении 1 к настоящей Концепции.
За 2022 год было заключено 28 договоров аренды земельных участков областного уровня собственности общей площадью 521 га, на сумму годовой арендной платы 3,7 млн руб., а также договор аренды объекта капитального строительства площадью 1054,5 кв. м на сумму годовой арендной платы 50127 руб. Информация об объектах областной собственности, переданных в аренду, в безвозмездное пользование, в залог, в доверительное управление, по концессионным соглашениям, соглашениям о государственно-частном партнерстве с указанием количества объектов и их площади, начисленных и полученных доходов по состоянию на 31 декабря 2022 года отражена в Приложении 2 к настоящей Концепции.
Доходы бюджета области от управления и распоряжения областной собственностью в 2022 году составили 301,1 млн руб. и указаны в Приложении 3 к настоящей Концепции.
Исполнительные органы государственной власти области представлены 25 отраслевыми управлениями и 233 подведомственными учреждениями и предприятиями в составе:
1 государственная областная бюджетная организация;
6 государственных областных учреждений;
17 государственных автономных учреждений;
20 государственных бюджетных учреждений;
1 государственного казенного учреждения особого типа;
7 государственных областных автономных образовательных учреждений;
19 государственных областных бюджетных учреждений;
1 государственное санаторно-курортное учреждение;
51 государственное учреждение здравоохранения;
8 областных автономных учреждений;
30 областных бюджетных учреждений;
29 областных государственных бюджетных учреждений;
1 областное государственное казенное предприятие;
6 областных государственных унитарных предприятий;
34 областных казенных учреждения;
1 областное государственное учреждение;
1 областное специализированное автономное учреждение.
Данные организации осуществляют деятельность по 63 видам деятельности и указаны в Приложении 4 к настоящей Концепции.
В Приложении 5 к настоящей Концепции приведен перечень некоммерческих организаций, учредителем которых является область, по основным видам деятельности. На территории области функционируют 5 таких организаций.
На территории области действуют 9 хозяйственных обществ, акции (вклады, доли) в уставных (складочных) капиталах которых принадлежат исполнительному органу государственной власти области, осуществляющего права акционера (участника). Из них 1 в стадии ликвидации и 2 проходят процедуру банкротства. В Приложении 6 к настоящей Концепции приведен перечень таких организаций. Общая сумма дивидендов, полученных по результатам хозяйственной деятельности за 2022 год, составляет 73,8 млн руб.
Согласно Приложению 7 к настоящей Концепции, в областной собственности по состоянию на 31 декабря 2022 года находилось 1354 жилых помещений общей площадью 52061,99 кв. м. Из них 2 объекта относятся к имуществу казны области, 1071 составляют специализированный жилищный фонд для детей сирот, 281 закреплен за исполнительными органами государственной власти области и подведомственными учреждениями по полномочиям.
Перечень объектов незавершенного строительства с указанием наименования, местонахождения, отраслевой (ведомственной) принадлежности, сметной стоимости, фактически произведенных затрат, сроков строительства и степени готовности на конец 2022 года приведен в Приложении 8 к настоящей Концепции.
3. Приоритеты, цели, задачи и направления деятельности исполнительных органов государственной власти области в сфере управления и распоряжения областной собственностью, включая объекты незавершенного строительства, в том числе с указанием информации о планируемых изменениях.
Основными направлениями управления и распоряжения областной собственностью в целях настоящей Концепции являются:
управление областными государственными предприятиями, областными государственными казенными предприятиями, областными государственными учреждениями;
управление и распоряжение имуществом области;
приватизация государственного имущества области;
совершенствование системы контроля в сфере управления и распоряжения областной собственностью.
Настоящая Концепция является базовым документом для разработки прогнозных планов (программ) приватизации объектов областной собственности на плановый период и иных документов по вопросам формирования и использования областной собственности.
Основной целью настоящей Концепции является повышение эффективности управления и распоряжения имуществом области.
Управление и распоряжение областной собственностью направлены на достижение следующих целей:
увеличение доходов бюджета области;
оптимизация структуры областной собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для роста экономики области;
вовлечение максимального количества объектов областной собственности в процесс совершенствования управления;
использование областной собственности в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики области;
полная инвентаризация объектов областной собственности в системе учета этих объектов и оформление прав на них;
повышение эффективности управления областной собственностью с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;
классификация объектов областной собственности по признакам, определяющим специфику управления;
оптимизация количества объектов управления и переход к по объектному управлению;
обеспечение прав области как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;
обеспечение контроля за использованием и сохранностью областной собственности;
обеспечение гласности при совершении сделок с объектами областной собственности;
обеспечение равных прав всех субъектов предпринимательской деятельности на доступ к совершению сделок с объектами областной собственности;
обеспечение защиты имущественных интересов области в отношении областной собственности, в том числе от рисков, гибели и повреждения, в случае непредвиденных природных, техногенных и других явлений.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи, направленные непосредственно на повышение эффективности управления и распоряжения областной собственностью:
проведение полной инвентаризации имущества области;
совершенствование системы учета и управления областной собственностью и ее интеграция в существующие государственные автоматизированные системы с целью повышения полноты, качества и достоверности сведений об объектах учета и оформление прав на них;
повышение эффективности системы и механизма распоряжения областной собственностью;
оптимизация расходов бюджета области, направляемых на содержание имущества области, составляющего государственную казну области, а также имущества области, закрепленного на праве оперативного управления за областными государственными учреждениями, областными государственными казенными предприятиями и на праве хозяйственного ведения за областными государственными предприятиями;
формирование эффективной структуры управления и распоряжения областной собственностью;
обеспечение эффективного контроля, учета и мониторинга имущества области;
совершенствование системы информационного обеспечения управления и распоряжения областной собственностью;
оптимизация доли областной собственности в экономике области;
повышение результативности управления и распоряжения областной собственностью;
приведение в соответствие с целями, задачами и стратегическими интересами области состава имущества области;
обеспечение поступления в бюджет области доходов от управления и распоряжения областной собственностью;
повышение эффективности использования имущества области, закрепленного за областными государственными учреждениями, областными государственными предприятиями, областными государственными казенными предприятиями, а также имущества области, составляющего государственную казну области.
Управление и распоряжение областной собственностью осуществляются с учетом приоритетных направлений деятельности исполнительных органов государственной власти области по повышению эффективности управления и распоряжения областной собственностью.
Приоритетами в деятельности исполнительных органов государственной власти области, направленными непосредственно на повышение эффективности управления и распоряжения областной собственностью, являются:
совершенствование управления и распоряжения имуществом областных государственных предприятий, областных государственных казенных предприятий и областных государственных учреждений;
повышение эффективности управления и распоряжения находящимися в областной собственности акциями (долями участия, паями) в уставных (складочных) капиталах организаций;
повышение качества управления и распоряжения имуществом области;
оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - физические лица, применяющие специальный налоговый режим), организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, с целью привлечения денежных средств в бюджет области от передачи объектов областной собственности в аренду и предоставления преимущественного права на приобретение арендованного имущества;
обеспечение сохранности имущества области;
участие в реализации национальных проектов по имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
использование областной собственности в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики области.
Для достижения целей и решения задач настоящей Концепции используется механизм, направленный непосредственно на повышение эффективности управления и распоряжения областной собственностью, включая:
создание условий и определение направлений управления и распоряжения областной собственностью;
осуществление приватизации объектов областной собственности, обоснование выбора способа приватизации (продажа имущества области на аукционе, конкурсе; продажа имущества области посредством публичного предложения; продажа имущества области без объявления цены; преобразование областного унитарного предприятия в акционерное общество, в общество с ограниченной ответственностью; внесение имущества области в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ; продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления);
внедрение современных, экономически обоснованных методов управления и распоряжения областной собственностью, направленных на создание и поддержание оптимальной структуры и состава имущества области;
расширение перечня имущества области для передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
формирование оптимального состава и структуры имущества области путем сокращения доли участия государства в экономике в целях развития и стимулирования инновационных инициатив инвесторов;
внедрение эффективных процедур контроля за результатами деятельности по управлению и распоряжению областной собственностью;
информирование потенциальных инвесторов о наличии свободного имущества области посредством размещения в открытом доступе на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества области путем его реализации на торгах и сдачи в аренду, пополнение бюджета области;
осуществление работ по государственной регистрации прав собственности области на все объекты недвижимого имущества области и других вещных прав;
формирование современных механизмов информационного обеспечения процессов управления и распоряжения областной собственностью;
инвентаризацию имущества области, в том числе имущества, не завершенного строительством;
учет социально-экономических последствий решений, принимаемых исполнительными органами государственной власти области по вопросам управления и распоряжения областной собственностью;
повышение квалификации представителей Липецкой области в органах управления юридических лиц, акции (доли участия, паи) которых находятся в областной собственности, руководителей областных государственных предприятий, областных государственных казенных предприятий и областных государственных учреждений;
выявление неиспользуемого, неэффективно используемого и используемого не по назначению имущества области, вовлечение его в хозяйственный оборот, в том числе объектов незавершенного строительства;
обеспечение проведения государственной кадастровой оценки на территории области для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения.
В сфере управления областными государственными предприятиями, областными государственными казенными предприятиями, областными государственными учреждениями требуется решение следующих задач:
повышение эффективности деятельности областных государственных предприятий, областных государственных казенных предприятий и областных государственных учреждений, а также использование закрепленного за ними имущества области;
совершенствование информационного обеспечения в сфере управления областными государственными предприятиями, областными государственными казенными предприятиями и областными государственными учреждениями, в том числе оптимизация информационных потоков между отраслевыми исполнительными органами государственной власти области, координирующими деятельность указанных учреждений и предприятий (далее - отраслевые органы), осуществляющими управление имуществом области, в соответствии со сферами государственного управления данных органов, и обобщение этих сведений в управлении имущественных и земельных отношений области;
оптимизация количества областных государственных предприятий, областных государственных казенных предприятий и областных государственных учреждений;
повышение эффективности контроля за деятельностью областных государственных предприятий, областных государственных казенных предприятий и областных государственных учреждений, повышение оперативности реагирования отраслевыми органами на проблемные ситуации, связанные с использованием областной собственности, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за указанными предприятиями и учреждениями.
В целях совершенствования механизма управления областными государственными предприятиями, областными государственными казенными предприятиями, областными государственными учреждениями предполагается следующее:
1) проведение мониторинга деятельности всех областных государственных предприятий, областных государственных казенных предприятий, областных государственных учреждений, обоснование необходимости использования именно этих организационно-правовых форм. Совершенствование системы контроля эффективности использования и обеспечения сохранности областной собственности путем проведения регулярных проверок с целью выявления излишнего, неиспользуемого либо используемого не по целевому назначению имущества;
2) создание областных государственных предприятий, областных государственных казенных предприятий и областных государственных учреждений только в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы;
3) формирование системы отраслевого управления и контроля, позволяющей в оперативном режиме решать вопросы повышения эффективности деятельности областных государственных предприятий, областных государственных казенных предприятий и областных государственных учреждений;
4) определение отраслевыми органами целей деятельности областных государственных предприятий, областных государственных казенных предприятий и областных государственных учреждений, вошедших в число необходимых для осуществления государственных полномочий области, осуществление которых будет способствовать росту экономики области. Для этого необходимо:
осуществление отраслевыми органами систематического анализа финансово-экономического состояния и результатов деятельности подведомственных областных государственных предприятий, областных государственных казенных предприятий и областных государственных учреждений;
установление обязательных требований о представлении руководителями областных государственных предприятий, областных государственных казенных предприятий и областных государственных учреждений в отраслевые органы предложений о способе достижения целей, а также сведений о текущем положении дел и перспективном планировании финансово-экономических, хозяйственных и иных результатов деятельности областных государственных предприятий, областных государственных казенных предприятий и областных государственных учреждений;
утверждение программ (планов, бизнес-планов) деятельности областного государственного предприятия, областного государственного казенного предприятия и областного государственного учреждения, конкретизирующих способ достижения целей их деятельности;
совершенствование порядка и форм представления отчетности областных государственных предприятий, областных государственных казенных предприятий и областных государственных учреждений об использовании областной собственности, автоматизация оперативной обработки сведений, содержащихся в данной отчетности;
5) формирование универсальной системы учета и управления имуществом области, содержащей максимально полные сведения о финансово-хозяйственной деятельности и финансово-экономическом состоянии областных государственных предприятий, областных государственных казенных предприятий и областных государственных учреждений;
6) внедрение комплексной системы оценки ключевых показателей эффективности использования областной собственности с учетом методики определения критериев оптимальности состава государственного и муниципального имущества и показателей эффективности управления и распоряжения им, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 года N 2645-р;
7) совершенствование системы мотивации деятельности руководителей областных государственных предприятий, областных государственных казенных предприятий и областных государственных учреждений;
8) создание системы повышения квалификации руководителей областных государственных предприятий, областных государственных казенных предприятий и областных государственных учреждений, обмен опытом по вопросам эффективного управления указанными предприятиями и учреждениями;
9) использование услуг аудиторских и консалтинговых организаций.
Создание, реорганизация и ликвидация областных государственных предприятий, областных государственных казенных предприятий осуществляются с учетом требований Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
4. Ожидаемые результаты реализации Концепции, включая показатели эффективности управления и распоряжения областной собственностью.
Ожидаемыми результатами реализации Концепции являются:
обеспечение оперативной и актуальной информацией граждан и юридических лиц о состоянии и изменениях в имущественной и земельной сферах;
совершенствование единой методологии учета и управления имуществом, находящемся в публичной собственности, максимальное эффективное использование имеющегося ресурса программного комплекса РИС УИЛО.
создание системы мониторинга эффективности деятельности унитарных предприятий и хозяйственных обществ, обновление нормативной базы в части установления ключевых показателей эффективности организаций с государственным и муниципальным участием;
выработка рекомендаций для органов местного самоуправления по созданию оптимальной структуры муниципальных учреждений;
вовлечение объектов недвижимости, в том числе земельных участков, в хозяйственный оборот;
исполнение мероприятий по наполнению Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями;
актуализация государственной кадастровой оценки в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории области, и установление кадастровой стоимости объектов, максимально приближенной к их рыночной стоимости;
проведение претензионно-исковой работы в отношении дебиторской задолженности по арендной плате за использование объектов областной собственности;
стабилизация поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет области от использования объектов областной собственности и ежегодное увеличение налоговых и неналоговых доходов от использования таких объектов до 2026 года на величину не меньшую уровня годовой инфляции к уровню доходов за предыдущий год.
Последовательная, планомерная и системная реализация настоящей Концепции позволит обеспечить качественно новые результаты в развитии экономики области и явится предпосылкой качественного поддержания инвестиционного климата в регионе.
Полная инвентаризация имущества области, вовлечение его в гражданский оборот позволят сформировать баланс имущества области, что является непременным условием выполнения задачи привлечения инвестиций в регион путем предоставления гарантий инвесторам не за счет доходов бюджета области, а за счет реальных активов, характеризующихся определенными экономическими показателями - стоимостью и ликвидностью.
Эффективность использования имущества области определяется посредством:
оценки социально-экономического эффекта при использовании имущества области;
установления варианта управления и (или) распоряжения имуществом области, соответствующего федеральному и областному законодательству.
Показателями эффективности управления и распоряжения областной собственностью являются:
доля количества вовлеченных в хозяйственный оборот объектов областной собственности, составляющих казну области (без учета земельных участков), по отношению к общему количеству объектов областной собственности, составляющих казну области (кроме объектов, ограниченных в обороте) (%) - достижение показателя 98%;
доля площади вовлеченных в хозяйственный оборот земельных участков, составляющих казну области, по отношению к общей площади земельных участков, находящихся в собственности области (%) - достижение показателя 98%.
Достижение указанных конечных результатов в системе управления и распоряжения областной собственностью будет способствовать совершенствованию указанной деятельности, а также проведению активной инвестиционной и инновационной политики, развитию конкурентной экономической среды на территории области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.