г. Краснодар |
|
06 сентября 2022 г. |
Дело N А32-41357/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 6 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Малыхиной М.Н., судей Ташу А.Х. и Трифоновой Л.А., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Южный дом" (ИНН 2311288924, ОГРН 1192375038316) - Хорошевой Л.В. (доверенность от 17.01.2022), ответчика - акционерного общества "Краснодартеплосеть" (ИНН 2312122495, ОГРН 1052307230458) - Королевой О.Н. (доверенность от 15.11.2021), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южный Дом" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2022 по делу N А32-41357/2020, установил следующее.
ООО "Южный дом" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Краснодартеплосеть" (далее - компания) об урегулировании разногласий при заключении договора теплоснабжения от 06.07.2020 N 499/20, в предложенной истцом редакции (уточненные требования):
- пункт 5.1 договора принять в следующей редакции: "Объем тепловой энергии (теплоносителя), поставляемой по договору в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, принятым в установленном порядке в качестве коммерческого, в точке поставки, в отопительный период определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки тепловой энергии собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам теплоснабжения, заключенным ими непосредственно с ТСО (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Объем тепловой энергии (теплоносителя), используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, поставляемой по договору в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, принятым в установленном порядке в качестве коммерческого, в точке поставки, в межотопительный период определяется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды, который определяется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды для нужд горячего водоснабжения.
Объем тепловой энергии (теплоносителя), поставляемой по договору в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, определяется на основании показаний индивидуального прибора учета за расчетный период (расчетный месяц).
Перечень установленных приборов с указанием мест их установки и показаниями на момент начала теплоснабжения приводится в Приложении N 4 к настоящему договору" (приводится).
- приложение N 4 к договору:
- установить, что пункт 5.1, приложение N 4 к договору вступают в силу с даты вступления в законную силу решения по делу NА32-41357/2020 и распространяют свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 06.07.2020.
Решением от 18.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.05.2022, суд урегулировал разногласия, возникшие при заключении договора, изложив пункт 5.1 договора, а также приложение N 4 к договору изложены в редакции ответчика.
Общество обжаловало указанные судебные акты в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение и постановление и принять условия договора в редакции истца. Заявитель отмечает, что соглашение по условиям договора сторонами не достигнуто, в связи с чем вывод судов о заключенности договора не соответствует статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, основания для применения при рассмотрении спора статей 450, 451 данного Кодекса отсутствовали. Заявитель считает несостоятельными выводы судов о том, что способы исчисления объемов тепловой энергии зависят от конструктивно-технических характеристик каждого многоквартирного дома и определены нормативно, целесообразность включения в договор всех методик определения объемов энергии отсутствует, условия договора теплоснабжения сформулированы универсально. Суды не исследовали представленные письма и акты, являющиеся доказательством того, что прибор учета СВК-40У заводской номер 19-0058514 установлен в целях определения объема потребленной холодной воды для горячего водоснабжения. В отопительный период необходимость отдельного определения объемов тепловой энергии, используемой на подогрев воды и на отопление, при осуществлении расчетов между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией отсутствует, так как к оплате предъявляется объем тепловой энергии по общедомовому прибору учета тепловой энергии. Таким образом, при определении размера обязательств необходимо применять формулу 20 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В отзыве компания отклонила доводы жалобы.
Определением от 23.08.2022 судебное заседание отложено на 01.09.2022 на 09 часов 30 минут.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы. Представитель компании просил оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, компания (теплоснабжающая организация) направила обществу (потребитель) проект договора теплоснабжения от 06.07.2020 N 499/20, по условиям которого теплоснабжающая организация обязалась подавать потребителю через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию и теплоноситель, в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных указанным договором, соблюдать режим их потребления, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования. Из приложения к договору следует, что тепловая энергия и теплоноситель на нужды отопления и подогрева горячей воды для ГВС подлежат поставке в многоквартирный дом, находящийся в управлении общества.
Данный договор подписан обществом с протоколом разногласий от 11.08.2020, в ответ на который компания направила протокол согласования разногласий от 31.08.2020, не принятый обществом.
Спор между сторонами возник в отношении изложения компанией условий договора о порядке определения объема поставленной тепловой энергии с учетом оборудования спорного многоквартирного дома индивидуальным тепловым пунктом (далее - ИТП), в котором производится нагрев воды на отопление и ГВС.
В исковом заявлении общество первоначально указало, что договор от 06.07.2020 заключен сторонами и в целях его изменения общество направило компании протокол разногласий. Соответственно, первоначально общество просило изменить договор, основывало свои требования на статьях 450, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации. Уточняя впоследствии исковые требования, общество просило урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора, и ссылалось на положения статей 445 - 446 данного Кодекса.
Основываясь на первоначальном утверждении самого истца о заключении сторонами договора и направленности иска на изменение его условий, суд первой инстанции руководствовался при рассмотрении спора статьями 450 - 451 Гражданского кодекса Российской Федерации и пришел к выводу об отсутствии предусмотренных данными нормами права оснований для изменения договора.
Вместе с тем, данный вывод не повлек принятия неправильного решения, поскольку в резолютивной части судебного акта урегулированы разногласия сторон, спорные условия договора приняты в редакции ответчика.
Рассматривая по существу доводы сторон об урегулировании разногласий в части порядка определения объема потребленного ресурса и руководствуясь в числе прочего положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правил N 354, Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, суд отметил, что на случай наличия в многоквартирном доме индивидуального теплового пункта для самостоятельного производства горячей воды Правилами N 354 установлены специальные требования к расчету объема потребленного ресурса.
В частности, в абзаце 3 пункта 40 Правил N 354 закреплено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
Согласно пункта 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя и объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс. Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется: а) по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, б) при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой: в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных соответственно: по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном данными Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма двух составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Соответственно расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период потребителю в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении при самостоятельном производстве исполнителем в многоквартирном доме коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с учетом указанных положений регламентирован разделом IV Приложения N 2 Правил N 354.
Указанным разделом Правил установлены общие формулы определения размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению (пункт 20, формула 18 и пункт 22 формула 20) и ряд специальных формул, учитывающих особенности оборудования МКД, например оборудование всех жилых или нежилых помещений индивидуальными (квартирными) приборами учета тепловой энергии при одновременной установке общедомового прибора учета тепловой энергии на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, с использованием которого произведена коммунальная услуга по отоплению; отсутствие индивидуального или общего (квартирного) прибора учета горячей воды при наличии обязанности установки такого прибора учета и пр.
При этом объемы тепловой энергии, используемые для предоставления коммунальной услуги по отоплению (формула 18 Приложения N 2 к Правилам N 354) и горячему водоснабжению (формулы 20, 20.1 Приложения N 2 к Правилам N 354), подлежат отдельному определению (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2019 по делу N 305-ЭС19-1381, А41-32043/2018).
С учетом приведенного нормативного порядка регулирования суды пришли к выводу о том, что редакция спорного пункта договора, предложенная обществом, названным требованиям не соответствует, фактические основания для применения такого порядка расчета не доказаны. Кроме того, истец просил скорректировать порядок расчета, изменив его на расчетный, исключительно в неотопительный период, что нормативно не предусмотрено.
Оснований для переоценки данного вывода суд округа не усматривает. Как видно, общество не предложило воспроизвести в спорном пункте договора все предусмотренные разделом IV Приложения N 2 к Правилам N 354 формула расчета, равно как и не доказало фактических оснований для выбора каких-то конкретных формул из числа закрепленным названным разделом, но предложило порядок расчета, не соответствующий приведенным нормам права.
В такой ситуации, с учетом правил распределения бремени доказывания и принципа состязательности сторон, редакция договора, предложенная компанией, правомерно признана судами не противоречащей положениям Правил N 354, поскольку условия договора теплоснабжения ответчиком сформулированы универсально, что не препятствует выбору надлежащей формулы расчета. Способы исчисления объемов тепловой энергии зависят от конструктивно-технических характеристик каждого многоквартирного дома, оснащенности приборами учета многоквартирного дома, ИТП, отдельных помещений в доме, ввиду чего целесообразность включения в договор всех нормативно закреплённых методик определения объемов энергии отсутствует.
При изложенных обстоятельствах решение суда не нарушает право общества на использование той методики расчета, которая будет соответствовать императивным требованиям Правил N 354 с учетом конкретных фактических обстоятельств дела.
При разрешении спора судами учтено рассмотрение аналогичного спора между сторонами по делу N А32-41359/2020 (по изложенному таким же образом пункту договора в отношении иного многоквартирного дома).
Суды также верно отметили, что распространение действия на правоотношения сторон, возникшие до вынесения решения суда, противоречит пункту 3 статьи 453 Кодекса и общим принципам гражданского законодательства. Такая возможность является правом сторон и требует согласия всех лиц, заключающих договор.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушениях судами норм материального и процессуального права, а указывают на несогласие с судебной оценкой доказательств и неверным толкованием истцом норм материального права, поэтому отклоняются арбитражным судом округа.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2022 по делу N А32-41357/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
А.Х. Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В такой ситуации, с учетом правил распределения бремени доказывания и принципа состязательности сторон, редакция договора, предложенная компанией, правомерно признана судами не противоречащей положениям Правил N 354, поскольку условия договора теплоснабжения ответчиком сформулированы универсально, что не препятствует выбору надлежащей формулы расчета. Способы исчисления объемов тепловой энергии зависят от конструктивно-технических характеристик каждого многоквартирного дома, оснащенности приборами учета многоквартирного дома, ИТП, отдельных помещений в доме, ввиду чего целесообразность включения в договор всех нормативно закреплённых методик определения объемов энергии отсутствует.
При изложенных обстоятельствах решение суда не нарушает право общества на использование той методики расчета, которая будет соответствовать императивным требованиям Правил N 354 с учетом конкретных фактических обстоятельств дела.
...
Суды также верно отметили, что распространение действия на правоотношения сторон, возникшие до вынесения решения суда, противоречит пункту 3 статьи 453 Кодекса и общим принципам гражданского законодательства. Такая возможность является правом сторон и требует согласия всех лиц, заключающих договор."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 сентября 2022 г. N Ф08-8187/22 по делу N А32-41357/2020