Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к приказу министерства
социального развития
Оренбургской области
от 11.01.2024 N 9
Приложение N 13
к приказу министерства
социального развития
Оренбургской области
N 773 от 23.12.2021
Положение
об организации социальной технологии "Школа ухода" для граждан, осуществляющих уход, в рамках реализации пилотного проекта системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе"
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение устанавливает порядок организации работы деятельности школ ухода для граждан, осуществляющих уход на дому за тяжелобольными гражданами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе (далее - школа ухода), созданных на базе поставщиков социальных услуг, являющихся участниками системы долговременного ухода в рамках реализации пилотного проекта, определенных постановлением Правительства Оренбургской области от 16.04.2020 N 297-пп "О мероприятиях по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Оренбургской области".
1.2. Настоящее положение регламентирует деятельность школы ухода для обучения лиц, осуществляющих уход на дому за тяжелобольными гражданами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе (далее - ЛОУ) и признанных нуждающимися в предоставлении срочных социальных услуг, навыкам общего ухода за тяжелобольными гражданами.
2. Основные цели и задачи школы ухода
2.1. Основной целью создания школы ухода является обучение и информационная поддержка ЛОУ.
2.2. Задачами школы ухода являются:
1) формирование у ЛОУ знаний, умений и навыков ухода за гражданами, нуждающимися в уходе;
2) обучение ЛОУ приемам адаптации жилых помещений под нужды граждан, нуждающихся в уходе;
3) обучение методам альтернативной и дополнительной коммуникации;
4) создание благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье гражданина, нуждающегося в уходе;
5) оказание психологической поддержки ЛОУ, снижение у них психоэмоциональной нагрузки и уровня стресса;
6) обучение граждан, нуждающихся в уходе, практическим навыкам и методам самопомощи, использованию технических средств реабилитации, средств ухода;
7) снижение потребности тяжелобольных граждан в услугах стационарных организаций социального обслуживания.
3. Функции школы ухода
3.1. Для достижения целей и задач школа осуществляет:
1) информирование и консультирование ЛОУ о деятельности школы ухода;
2) выявление и учет ЛОУ и нуждающихся в обучении в школе ухода, в том числе во взаимодействие с территориальным координационным центром;
3) организацию обучения ЛОУ (в очной и заочной (дистанционной), индивидуальной и групповой формах);
4) консультирование по вопросам применения технических средств реабилитации и средств ухода, с учетом индивидуальных особенностей гражданина, нуждающегося в уходе;
5) консультирование по организации (адаптации) пространства (среды), направленной на поддержку самостоятельности граждан, нуждающихся в уходе;
6) консультирование по вопросам снижения эмоциональной напряжённости в семье;
7) ведение учетно-отчетной документации, в том числе в электронном виде, формирующейся в процессе деятельности школы ухода;
8) привлечение работников медицинских и образовательных организаций в субъекте Российской Федерации для просветительской деятельности в рамках деятельности школы ухода;
9) взаимодействие со структурными подразделениями организации социального обслуживания в целях организации деятельности школы ухода;
10) подготовка информационных материалов о деятельности школы ухода, участие в организации и проведении семинаров, форумов, совещаний, круглых столов по вопросам деятельности школы ухода.
4. Организация деятельности школы ухода
4.1. Слушателями школы ухода являются:
члены семьи гражданина, нуждающегося в уходе, его родственники, друзья, соседи и другие лица;
граждане, нуждающиеся в уходе.
4.2. Обучение на курсах школы ухода осуществляется бесплатно.
4.3. Обучение осуществляется на основании информации регионального, территориального координационных центров о потребности гражданина, осуществляющего уход, в обучении, и заявления гражданина, осуществляющего уход.
4.4. Заявление об обучении может быть подано в школу ухода лично гражданином, осуществляющим уход, а также направленно поставщиком социальных услуг.
Форма заявления на обучение предусмотрена приложением N 14 к приказу министерства социального развития Оренбургской области от 21.08.2021 N 398.
4.5. Программа обучения слушателей может включать:
1) курс, ориентированный на слушателей, не имеющих опыта осуществления ухода за гражданином, нуждающимся в уходе, предполагает обучение первичным навыкам ухода, приемам адаптации жилых помещений под нужды граждан, нуждающихся в уходе, использованию технических средств реабилитации и средств ухода, а также использованию методов альтернативной и дополнительной коммуникации, методам снижения эмоциональной напряжённости в семье;
2) курс, ориентированный на слушателей, имеющих опыт осуществления ухода за гражданином, нуждающимся в уходе, предполагает обучение по отдельным темам, связанным с приобретением дополнительных знаний об особенностях ухода за гражданином, методам снижения эмоциональной напряжённости в семье.
Курсы обучения предполагают теоретические и практические занятия, самостоятельное изучение материалов.
Примерный перечень курсов и программ обучения школы ухода, предусмотрен приложением N 1 к положению.
Примерная форма расписания обучения слушателей в группе, предусмотрена приложением N 2 к положению.
4.6. Обучение слушателей в школе ухода осуществляется в следующих формах:
1) групповая в очном формате в помещении школы ухода, либо в дистанционном формате (с использованием телекоммуникационной сети Интернет);
2) индивидуальная в помещении школы ухода и/или по месту проживания гражданина, нуждающегося в уходе, либо в дистанционном формате (с использованием телекоммуникационной сети Интернет).
4.7. Групповое обучение проводятся согласно расписанию, формируемому в соответствии с планом программы курса обучения школы ухода.
4.8. Количество обучающихся в группе от 3 до 10 слушателей.
4.9. Индивидуальное обучение проводятся со слушателями по выборочным темам занятий из программы курса обучения школы ухода согласно отдельному графику.
4.10. Продолжительность занятий определяется в соответствии с планом программы курса обучения, но не может превышать 60 минут за одно занятие.
4.11. При организации обучения необходимо наличие оснащенных надлежащим образом помещений (зон) для проведения практических занятий.
4.12. Занятия в школе ухода проводятся с использованием демонстрационного оборудования, технических средств реабилитации и средств ухода.
Примерный перечень демонстрационного оборудования, технических средств реабилитации и средств ухода для оснащения школы ухода, предусмотрен приложением N 3 к положению.
4.13. Уполномоченный работник школы ухода ежеквартально формирует реестр слушателей, прошедших обучение в школе ухода, и организует его направление в территориальный координационный центр.
4.14. Примерная форма реестра слушателей, прошедших обучение в школе ухода предусмотрена приложением N 4 к положению.
4.15. Учебные материалы и задания находятся на сайте уполномоченной организации. После завершения обучения слушателей доступ к материалам сайта уполномоченной организации сохраняется.
4.16. К занятиям могут быть привлечены специалисты медицинских и образовательных организаций, Главных бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты России и иные эксперты по вопросам ухода.
4.17. Информирование о деятельности школы ухода, осуществляется при:
1) выявлении граждан, нуждающихся в уходе;
2) определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
3) предоставлении социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода.
4.18. Информация о школе ухода размещается:
1) на стендах в помещениях организаций социального обслуживания, медицинских и образовательных организациях, а также органов государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на территории субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания, социальной защиты, охраны здоровья, образования;
2) в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (сети "Интернет");
5. Заключительные положения
5.1. Общее руководство и организацию деятельности школы ухода, осуществляет руководитель структурного подразделения организации социального обслуживания.
5.2. Должностные обязанности, права и ответственность работников школы ухода определяются должностными инструкциями и утверждаются руководителем организации социального обслуживания.
5.3. Контроль за деятельностью школы осуществляется руководителем организации социального обслуживания (или заместителем руководителя).
Приложение N 1
к положению о школе ухода
для граждан, осуществляющих
уход, в рамках реализации пилотного
проекта системы долговременного ухода
за гражданами пожилого возраста и
инвалидами, нуждающимися в уходе
Примерный перечень курсов и программ обучения Школы ухода
Первый курс обучения (непрерывный)
N |
Наименование темы курса |
Количество часов |
1. |
Значение коммуникации в процессе ухода. Альтернативная и дополнительная коммуникация с гражданином, нуждающимся в уходе |
1,0 ч. - теория 0,5 ч - практика |
2. |
Особенности проведения мероприятий по поддержке мобильности (ограничений передвижения, перемещения) |
0,5 ч. - теория 1,5 ч. - практика |
3. |
Особенности проведения гигиенических мероприятий |
1,0 ч. - теория 1,0 ч. - практика |
4. |
Особенности проведения мероприятий по организации питания |
1,5 ч. - теория 0,5 ч. - практика |
5. |
Особенности возможности опорожнения |
1,5 ч. - теория 0,5 ч. - практика |
6. |
Особенности проведения мероприятий по поддержке здоровья Профилактика осложнений состояния здоровья при неправильном уходе (пролежни, пневмония, тромбоз, обезвоживание, аспирация, опрелости) |
1,5 ч. |
7. |
Наблюдение за состоянием здоровья. Обострение хронических заболеваний и ситуации угрожающие жизни |
<< Приложение N 3 |
Приложение >> N 5 |
|
Содержание Приказ Министерства социального развития Оренбургской области от 11 января 2024 г. N 9 "О внесении изменений в приказ министерства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.