Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства
жилищно-коммунального хозяйства и
энергетики Новосибирской области
от 9 января 2024 г. N 1-НПА
Порядок
осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок устанавливает правила осуществления внутреннего финансового аудита в министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (далее - Министерство).
В настоящем Порядке применяются термины в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) от 21.11.2019 N 196н (далее - Федеральный стандарт N 196н).
2. Внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:
1) оценки надежности внутреннего процесса Министерства, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;
2) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Минфином России, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
3) повышения качества финансового менеджмента.
3. Субъектами бюджетных процедур являются руководители и должностные лица структурных подразделений Министерства, которые организуют (обеспечивают выполнение), выполняют бюджетные процедуры (далее - Субъект бюджетных процедур).
4. Объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры и (или) составляющие эти процедуры операции (действия) по выполнению бюджетных процедур (далее - Объект аудита).
5. Внутренний финансовый аудит осуществляется уполномоченным должностным лицом Министерства, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - Субъект внутреннего финансового аудита). Субъект внутреннего финансового аудита назначается приказом руководителя Министерства.
Субъект внутреннего финансового аудита при осуществлении внутреннего финансового аудита в части вопросов, не урегулированных настоящим Порядком, руководствуется федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, утвержденными Минфином России.
6. Субъект внутреннего финансового аудита в части осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве подчиняется непосредственно министру.
7. Деятельность Субъекта внутреннего финансового аудита основывается на следующих принципах: законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации.
8. Права и обязанности Субъекта внутреннего финансового аудита и Субъектов бюджетных процедур, а также консультирование Субъектов бюджетных процедур и привлеченных к проведению аудиторского мероприятия должностных лиц Министерства и экспертов определяются федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Минфина России от 21.11.2019 N 195н (далее - Федеральный стандарт N 195н).
II. Планирование аудиторских мероприятий
9. Плановые аудиторские мероприятия осуществляются в соответствии с планом проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год (далее - План), проект которого составляется Субъектом внутреннего финансового аудита по форме приложения N 1 к настоящему Порядку.
План утверждается министром до начала очередного финансового года, но не позднее 29 декабря текущего года.
10. При формировании данных для составления проекта Плана применяются условия определенные федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.08.2020 N 160н (далее - Федеральный стандарт N 160н).
11. План должен содержать перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году не менее двух аудиторских мероприятий, проводимых для достижения всех целей осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве, предусмотренных п. 2 настоящего Порядка.
12. Изменения в План утверждаются министром.
13. Внеплановое аудиторское мероприятие проводится на основании приказа министра, в котором указывается тема и сроки проведения внепланового аудиторского мероприятия.
III. Формирование программы аудиторского мероприятия
14. Аудиторское мероприятие проводится в соответствии с Программой, которая формируется и утверждается Субъектом внутреннего финансового аудита.
15. В целях составления Программы Субъектом внутреннего финансового аудита проводится предварительный анализ документов, фактических данных, информации об организации и выполнении бюджетных процедур, бюджетных рисков во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур, являющихся Объектами аудита.
При проведении аудиторского мероприятия может использоваться фото-, видео- и аудиотехника, а также иные виды техники и приборов.
16. Программа содержит следующую информацию:
1) основание проведения и тему аудиторского мероприятия (пункт плана проведения аудиторских мероприятий или решение о проведении внепланового аудиторского мероприятия);
2) сроки проведения аудиторского мероприятия;
3) цель (цели) и задачи аудиторского мероприятия;
4) методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия;
5) наименование (перечень) объекта(ов) внутреннего финансового аудита;
6) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия;
7) сведения об уполномоченном должностном лице или о руководителе и членах аудиторской группы.
17. Для достижения целей и решения задач аудиторского мероприятия выбор метода (методов) внутреннего финансового аудита для исследования вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, основывается на характере исследуемого вопроса и целях его изучения.
Методы внутреннего финансового аудита: аналитические процедуры; инспектирование; пересчет; запрос; наблюдение; мониторинг процедур внутреннего финансового контроля; подтверждение.
Для изучения одного вопроса могут быть использованы несколько методов внутреннего финансового аудита.
Используемые методы внутреннего финансового аудита должны обеспечить получение Субъектом внутреннего финансового аудита обоснованных, надежных и достаточных аудиторских доказательств для формирования выводов, предложений и рекомендаций по результатам аудиторского мероприятия.
IV. Проведения аудиторского мероприятия
18. Субъект внутреннего финансового аудита уведомляет руководителей структурных подразделений Министерства, которые организуют (обеспечивают выполнение бюджетных процедур), являющиеся Объектом аудиторского мероприятия о начале проведения аудиторского мероприятия путем предоставления (направления) им копии программы аудиторского мероприятия и докладной записки с запросом документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, не позднее пяти рабочих дней до даты начала аудиторского мероприятия.
Руководители структурных подразделений Министерства не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса, предоставляют документы, материалы и информацию, указанную в докладной записке.
19. Срок проведения аудиторского мероприятия устанавливается не более 45 рабочих дней, с возможностью продления срока не более одного раза и не более чем на 45 рабочих дней по решению министра. Продление аудиторского мероприятия оформляется приказом Министерства.
Датой окончания аудиторского мероприятия является дата подписания Субъектом внутреннего финансового аудита Заключения (далее - Заключение) по его результатам.
20. Проведение аудиторского мероприятия может быть неоднократно приостановлено министром на основании мотивированного обращения Субъекта внутреннего финансового аудита в случае и в порядке, предусмотренном Федеральным стандартом N 160н.
Приостановление аудиторского мероприятия оформляется приказом Министерства.
В течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении аудиторского мероприятия Субъект внутреннего финансового аудита, должен:
1) письменно уведомить руководителей структурных подразделений Министерства, которые организуют (обеспечивают выполнение), выполняют бюджетные процедуры, являющиеся объектом аудиторского мероприятия о приостановлении проведения аудиторского мероприятия и о причинах приостановления;
2) по возможности принять меры по устранению препятствий в проведении аудиторского мероприятия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и способствующие возобновлению проведения аудиторского мероприятия.
Общий срок приостановлений аудиторского мероприятия не может составлять более одного года. На время приостановления аудиторского мероприятия течение его срока прерывается.
21. При принятии министром решения о приостановлении аудиторского мероприятия и (или) о продлении срока проведения аудиторского мероприятия изменения по аудиторскому мероприятию в план проведения аудиторских мероприятий и в программу аудиторского мероприятия не вносятся.
V. Составление и представление Заключений по результатам проведения аудиторского мероприятия.
Представление и рассмотрение возражений по результатам проведенного аудиторского мероприятия
22. Результаты проведенного аудиторского мероприятия оформляются Заключением, которое должно содержать следующую информацию:
1) тему аудиторского мероприятия;
2) описание выявленных нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), а также их причин и условий;
3) описание значимых бюджетных рисков, в том числе остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;
4) выводы о достижении цели (целей) осуществления внутреннего финансового аудита, установленной(ых) пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и (или) программой аудиторского мероприятия, включая один или несколько из следующих выводов:
4.1) о степени надежности внутреннего финансового контроля;
4.2) о достоверности бюджетной отчетности, предусмотренных приказом Минфина России от 01.09.2021 N 120н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности" и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита";
4.3) о качестве финансового менеджмента, в том числе о достижении главным администратором (администратором) бюджетных средств значений, включая целевые значения, показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
5) предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения о мерах по минимизации (устранению) бюджетных рисков;
5) дату подписания Заключения;
7) должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя аудиторской группы (при наличии);
8) должность, фамилию и инициалы, подпись Субъекта внутреннего финансового аудита.
23. Заключение подписывается Субъектом внутреннего финансового аудита и вручается Субъекту бюджетных процедур в течение 2 рабочих дней с даты его подписания.
Подписание Заключения аудиторской проверки осуществляется не позднее последнего дня срока проведения аудиторской проверки, указанной в Программе.
24. Субъект бюджетных процедур в течение 10 рабочих дней с даты получения Заключения вправе представить письменные возражения и предложения Субъекту внутреннего финансового аудита.
25. Письменные возражения и предложения Субъекта бюджетных процедур, поступившие по результатам проведенного аудиторского мероприятия, рассматриваются Субъектом внутреннего финансового аудита в течение 5 рабочих дней с даты их получения и учитываются Субъектом внутреннего финансового аудита при подготовки отчета о результатах аудиторской проверки, в том числе в целях ведения реестра бюджетных рисков.
26. На основании Заключения аудиторского мероприятия составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
1) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках в целях принятия мер, предупреждающих их возникновение;
2) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объекта аудита;
3) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
4) выводы о повышении качества финансового менеджмента (при необходимости).
27. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением Заключения аудиторского мероприятия направляется министру.
Министр рассматривает Отчет о результатах аудиторской проверки с приложенным Заключением аудиторского мероприятия и принимает одно или несколько решений в форме резолюций из предусмотренных пунктом 17-18 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденного Приказом Минфина России от 22.05.2020 N 91н, с указанием сроков их выполнения и направляет их Субъекту внутреннего финансового аудита и Субъектам бюджетных процедур.
28. При принятии министром решения, предусмотренного п. 27 настоящего Порядка, руководитель Субъекта бюджетных процедур обеспечивает разработку плана мероприятий по форме утвержденной приложением N 2 к настоящему Порядку, направленных на повышение качества финансового менеджмента, в том числе по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с предложениями и рекомендациями Субъекта внутреннего финансового аудита и осуществляет контроль за его выполнением.
29. Субъекты бюджетных процедур исполняют решения (решений) министра по результатам рассмотрения Отчета о результатах аудиторской проверки и Заключения, а также Плана мероприятий и в установленные сроки представляют Субъекту внутреннего финансового аудита информацию об их исполнении с приложением копий подтверждающих документов.
30. Субъект внутреннего финансового аудита регулярно (не реже одного раза в год) проводит мониторинг реализации Субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, в рамках которого формирует информацию о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
31. Обобщенная информация о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков отражается в годовой отчетности о результатах деятельности Субъекта внутреннего финансового аудита.
VI. Составление и представление годовой отчетности о результатах деятельности Субъекта внутреннего финансового аудита
32. Годовая отчетность о результатах деятельности Субъекта внутреннего финансового аудита за отчетный год формируется и подписывается Субъектом внутреннего финансового аудита и представляется на утверждение министру в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным годом.
33. Отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно, в котором проводились (завершились) аудиторские мероприятия.
34. Годовая отчетность о результатах деятельности Субъекта внутреннего финансового аудита составляется по форме утвержденной приложением N 3 к настоящему Порядку.
VII. Реестр бюджетных рисков, участие Субъектов бюджетных процедур в формировании и ведении (актуализации) реестра бюджетных рисков
35. Оценка бюджетных рисков и анализ способов их минимизации в целях формирования и ведения (актуализации) реестра бюджетных рисков проводится Субъектом внутреннего финансового аудита и Субъектами бюджетных процедур согласно приложению N 1 "Оценка бюджетных рисков" к федеральному стандарту N 160н и в соответствии с обязанностями, установленными пунктами 6, 8 и 10 федерального стандарта N 195н.
36. Формирование, ведение и актуализация реестра бюджетных рисков осуществляется в следующем порядке:
1) Субъект бюджетных процедур оценивает (определяет значимость) бюджетные риски и вносит предложения Субъекту внутреннего финансового аудита для формирования (актуализации) реестра бюджетных рисков, не позднее 1 декабря текущего финансового года.
Переоценка (определение значимости) бюджетных рисков, включенных в реестр бюджетных рисков, а также выявление бюджетных рисков, присущих текущему и очередному финансовому году, в целях их включения в реестр бюджетных рисков или в целях актуализации реестра бюджетных рисков проводится Субъектами бюджетных процедур не реже одного раза в год;
2) Субъект внутреннего финансового аудита рассматривает предложения Субъектов бюджетных процедур по формированию (актуализации) реестра бюджетных рисков, оценивает бюджетные риски и способы их минимизации, выявленные в ходе проведения аудиторских мероприятий, анализирует выявленные нарушения (недостатки) и формирует сводный реестр бюджетных рисков Министерства в срок не позднее 25 декабря текущего финансового года.
37. В реестр бюджетных рисков включаются операции (действия) по выполнению бюджетных процедур как со значимыми бюджетными рисками, так и с незначимыми бюджетными рисками с обеспечением возможности ранжирования бюджетных рисков по значимости (уровню) от наиболее значимого к наименее значимому (незначимому) бюджетному риску, а также возможности актуализации реестра бюджетных рисков.
38. К мерам по минимизации (устранению) бюджетных рисков относятся конкретные, достижимые и имеющие срок выполнения действия, направленные на снижение вероятности и (или) степени влияния бюджетного риска, устранение его причин, в том числе контрольные действия.
VIII. Особенности формирования, хранения и контроля полноты рабочей документации аудиторского мероприятия, обеспечения доступа привлеченных к проведению аудиторского мероприятия должностных лиц Министерства и (или) экспертов к рабочей документации аудиторского мероприятия
39. При проведении аудиторского мероприятия Субъектом внутреннего финансового аудита формируется рабочая документация аудиторского мероприятия (далее - документы), обеспечивается ее хранение в соответствии с Инструкцией по документационному обеспечению Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области" утвержденной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области от 21.09.2020 N 168 и контроль ее полноты.
40. Документы, зарегистрированные в государственной информационной системе "Система электронного документооборота и делопроизводства Правительства Новосибирской области" (далее - ГИС "СЭДД Правительства НСО") (например, копии распоряжений и приказов Министерства, переписка с Субъектами бюджетных процедур и копии представленных документов), хранятся в ГИС "СЭДД Правительства НСО", при необходимости распечатываются.
41. Документы, созданные и (или) зарегистрированные в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - ГИИС Электронный бюджет) (например, соглашения, отчеты по соглашениям, реестры документов и отчетов, бюджетная отчетность), хранятся в ГИИС Электронный бюджет, при необходимости распечатываются.
42. Рабочая документация аудиторского мероприятия хранится на бумажных носителях в архивных папках. На каждое аудиторское мероприятие заводится отдельная архивная папка.
Допускается хранение рабочей документации в электронной форме. Электронные копии рабочей документации хранятся в электронных папках отдельно по каждому аудиторскому мероприятию.
Рабочая документация хранится Субъектом внутреннего финансового аудита:
1) Аудиторские заключения по бухгалтерской (финансовой) отчетности - 5 лет (для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности - постоянно);
2) Документы (справки, акты, переписка) о недостачах, присвоениях, растратах - 10 лет (в случае возбуждения уголовных дел хранятся до принятия решения по делу);
3) Переписка по вопросам бухгалтерского учета, бюджетного учета и внедрении автоматизированных систем учета и отчетности - 5 лет.
43. Доступ к рабочим документам внутреннего финансового аудита осуществляется только с резолюцией министра и в присутствии Субъекта внутреннего финансового аудита.
44. Изъятие рабочей документации может производиться только уполномоченными на то органами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.