г. Краснодар |
|
07 сентября 2022 г. |
Дело N А63-15794/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Маркиной Т.Г., судей Гиданкиной А.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ИНН 2607018122, ОГРН 1052600002180) - Степкина М.С. (доверенность от 20.09.2021), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ставропольскому краю (ИНН 2615012580, ОГРН 1042600589998) - Нозадзе И.А. (доверенность от 25.07.2022), рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.02.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2022 по делу N А63-15794/2021, установил следующее.
Публичное акционерное общество "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ставропольскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 11.05.2021 N 43 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело, о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 21.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.05.2022, в удовлетворении требования отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворить требования. Заявитель полагает, что у него отсутствует вина в совершении правонарушения, так как им предприняты все возможные меры по актуализации персональных данных в реестре акционеров. Законодательством не установлена обязанность иметь актуальные данные об акционерах - физических лицах, а также не предусмотрен отказ в выплате дивидендов за их непредставление. Привлечение общества к ответственности противоречит позиции Верховного Суда Российской Федерации о недопустимости недобросовестного и формального администрирования. Суды не в полной мере учли наличие смягчающих обстоятельств.
В отзыве на жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что общество учреждено 09.03.2005 по решению единственного участника Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "ЕЭС России", прошло много этапов реорганизаций с другими акционерными обществами (более 15 компаний по всей стране). В результате реорганизаций в реестр акционеров общества включены бывшие акционеры других реорганизованных и присоединяемых обществ.
Ведение реестра владельцев ценных бумаг общества осуществляет акционерное общество "Специализированный регистратор - Держатель реестров акционеров газовой промышленности" на основании договора на ведение реестра, условия которого утверждены решением Совета директоров общества 19.10.2010 (протокол заседания Совета директоров от 22.10.2010 N 7).
16 февраля 2021 года обществом в инспекцию представлены сведения по форме 2-НДФЛ за 2020 год в количестве 61 073 штук.
В ходе проведения мероприятий налогового контроля на предмет достоверности сведений, указанных в справках о доходах по форме 2-НДФЛ за 2020 год инспекцией установлено, что из общего количества представленных справок не прошли идентификацию 30 291 штука. Данные физических лиц, указанные в справках, не позволили их идентифицировать в связи с неверным указанием персональных данных, а именно: отсутствием указания ИНН и даты рождения (паспортные данные). Дата рождения в справках указана 01.01.1900.
12 марта 2021 года инспекцией составлен акт N 968 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговых правонарушениях.
11 мая 2021 года инспекцией вынесено решение N 43, которым общество привлечено к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 126.1 Налогового кодекса в виде штрафа в размере 7 572 750 рублей с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность.
Не согласившись с указанным решением, общество 11.06.2021 обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (исх.
N 01-6505). Управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю отказало обществу в удовлетворении жалобы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа.
Руководствуясь статьями 24 и подпунктом 3 пункта 2 статьи 226.1 Налогового кодекса суды установили, что общество является налоговым агентом, осуществляющим выплаты налогоплательщикам дохода по ценным бумагам, права по которым учитываются в реестре ценных бумаг на дату, определенную в решении о выплате (об объявлении) дохода по таким ценным бумагам.
Частью 1 статьи 126.1 Налогового кодекса определена ответственность налогового агента за представление налоговому органу документов, предусмотренных названным кодексом, содержащих недостоверные сведения, в виде штрафа в размере 500 рублей за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения.
Суд отметили, что налоговое законодательство не содержит определения понятия "недостоверные сведения". В связи с чем любые заполненные реквизиты сведений по форме 2-НДФЛ, не соответствующие действительности, можно отнести к недостоверным. Применительно к упомянутым документам это могут быть любые ошибки, допущенные налоговым агентом при заполнении соответствующих реквизитов (например, в персональных данных налогоплательщика, кодах доходов и вычетов, суммовых показателях и т.д.). Указанная ответственность также применяется в случае допущения ошибки в показателях, идентифицирующих налогоплательщиков - физических лиц (ИНН физического лица, фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные), которые также могут повлечь невозможность реализации в полном объеме прав физических лиц, а также прав и обязанностей налоговых органов (в части администрирования налога).
Со ссылками на Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", судебные инстанции правомерно установили, что именно общество обязано представлять достоверные данные о своих акционерах и актуализировать их.
Суды пришли к правильному выводу, что состав нарушения является формальным и направлен на реализацию мер предупредительного воздействия на обязанных лиц, в связи с чем установление в данном случае фактов наступления неблагоприятных последствий в связи с отражением в справках по форме 2-НДФЛ недостоверных сведений не является необходимым. Хотя вред от совершения налоговых правонарушений с формальными составами не причиняется государственным интересам напрямую, но вместе с тем формальные налоговые правонарушения дезорганизуют налоговый правопорядок, делают невозможным осуществление полноценного налогового контроля налоговыми органами, что опосредованно не позволяет взимать налоги и сборы в полном объеме.
При указанных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126.1 Налогового кодекса, и признали правомерным привлечение общества к налоговой ответственности на основании решения инспекции от 11.05.2021 N 43.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод общества о том, что суды не в полной мере учли наличие смягчающих обстоятельств.
Возможность снижения размера штрафа, налагаемого за совершение налоговых правонарушений, в случае наличия смягчающих ответственность обстоятельств, предусмотрена пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса. Согласно данной норме при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей названного кодекса.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Налогового кодекса.
Суды указали, что инспекцией учтены смягчающие обстоятельства и на основании статей 112, 114 Налогового кодекса штраф снижен с 15 145 500 рублей до 7 572 750 рублей (в два раза). Иные смягчающие обстоятельства судами не установлены и обществом не подтверждены. Расчет штрафных санкций судами исследован и признан верным, обществом не опровергнут.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Выводы судов об установленных обстоятельствах соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на правильном применении норм права.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.02.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2022 по делу N А63-15794/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Г. Маркина |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Общество полагает, что законодательством не установлена его обязанность иметь актуальные данные об акционерах - физических лицах, поэтому он неправомерно привлечен к ответственности за представление недостоверных данных при выплате им дивидендов.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового агента необоснованной.
Налоговое законодательство не содержит определения понятия "недостоверные сведения". В связи с чем любые заполненные реквизиты сведений по форме 2-НДФЛ, не соответствующие действительности, можно отнести к недостоверным.
Ответственность также применяется в случае допущения ошибки в показателях, идентифицирующих налогоплательщиков - физических лиц (ИНН физического лица, фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные).
Поскольку данные некоторых физических лиц, указанные в справках, не позволили их идентифицировать как получателей дохода в связи с неверным указанием персональных данных, налоговый агент правомерно привлечен к налоговой ответственности.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 сентября 2022 г. N Ф08-8863/22 по делу N А63-15794/2021
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1081/2022
07.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8863/2022
13.05.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1081/2022
21.02.2022 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-15794/2021