Развитие частного права в России
Эксперимент над свободой
Цивилистика "в подполье"
Непростые 90-е
Задачи на будущее
Проблема соотношения публичного и частного права в России - это центральный момент в осознании того, что произошло в российской правовой системе и дальнейшего ее развития и совершенствования. В разные периоды проблема соотношения публичного и частного права воспринималась по-разному. Для многих она представляется самой главной. Некоторые о ней забывают. Кто-то даже говорил, что сама эта проблема практического значения не имеет, потому что трудно разделить публичные и частные интересы, публичные и частные элементы права.
Могу со всей определенностью утверждать, что, то, что произошло в России, это колоссальный по своим масштабам эксперимент по изменению соотношения публичного и частного права в правовой системе.
Эксперимент над свободой
Россия в начале прошлого века, начиная с 1917 года, прошла длинный путь по вытеснению частного права и замене его правом публичным, которое стало практически всеобъемлющим, исходя из того, что этот путь способен обеспечить реализацию и публичных, и частных интересов. В последнее десятилетие прошлого и в начале нового века мы резко и динамично двинулись в обратном направлении к восстановлению частного права в России. Почему это произошло?
Не думаю, что это можно объяснить только идеологией, взглядами, теориями, - нет. Это объясняется реалиями жизни. Теми реалиями, которые существовали в двадцатом и продолжают существовать в двадцать первом веке. Эксперимент вытеснения частного права и замена его публичным потерпел неудачу. Выяснилось, что без частного права строить нормальное общество, нормальные человеческие отношения, создать нормальные условия для жизни граждан, для их прав и свобод невозможно. Поэтому можно утверждать, что современная российская история имеет правовой аспект. Не только экономический, социальный, политический, но и правовой, который и состоит в изменении соотношения публичного и частного права. Для нас и сейчас эта проблема чрезвычайно актуальна. Сегодня ценны и теоретические исследования и разработки этой проблемы, но еще более важно познать ее в практическом плане, потому что нам еще предстоит, совершенствуя нашу правовую систему, добиться оптимального соотношения публичного и частного права и на этой основе добиться баланса публичных и частных интересов.
В основе этих двух элементов в правовой системе лежат объективные предпосылки, а именно - наличие в обществе и частных, и публичных интересов, необходимость существования того и другого в определенном их соотношении. В основе деления права на публичное и частное лежит то, что в обществе складываются различные типы общественных отношений, в которых государство как власть непосредственно не участвует, - это сфера применения частного права. Общественные отношения, в которых государство как таковое неизбежно присутствует, - это сфера применения публичного права. Это отношения различных типов, потому что первые строятся на основе координации, другие - на основе субординации. Им соответствуют различные типы правового регулирования. Для сферы публичных отношений характерно централизованное императивное регулирование.
Напротив, регулирование в сфере применения частного права характеризуется децентрализацией, применением договора, сделки, соглашения, и конечно, здесь царствует диспозитивное регулирование. Этот инструментарий надо использовать по назначению. Нельзя применять императивное централизованное регулирование для опосредования частных отношений и наоборот. Попытки применения публичного права для регулирования тех отношений, которые по природе своей являются отношениями частного характера, приводят к колоссальным потерям для общества. История России советского периода наглядно об этом свидетельствует.
Обнаружилось, что ограничение сферы применения частного права означает ограничение прав и свобод граждан, а следовательно, свободы вообще. Замена частного права публичным правом означает, по существу, правовое наступление на права и свободы человека. Кроме того, экономика советского периода оказалась неэффективной, потому что были утрачены естественные стимулы развития экономики.
Цивилистика "в подполье"
В период военного коммунизма частное право было почти полностью вытеснено из жизни общества. Гражданское право было уничтожено, его не было. Экономические отношения строились на основе централизованного публичного регулирования, что привело к подавлению частных интересов. Прямое изъятие и перераспределение произведенных благ было одной из основных причин распада экономики. С введением НЭПа были восстановлены отношения индивидуальной собственности, допущен гражданский оборот в виде товарно-денежных отношений. Страна и ее экономика задышали. Тогда появилась необходимость по разработке и принятию первого советского Гражданского кодекса 1922 г. Он был создан достаточно быстро дореволюционными юристами по поручению новых властей. Это было время восстановления частного права. К сожалению, оно длилось недолго. В дальнейшем нарастало обобществление собственности, вытеснение частной собственности из сферы производства, централизованное регулирование экономики. И опять начались экономические трудности.
Должен сказать, что после военного коммунизма не было такого периода, когда в России не действовало бы частное право хотя бы в очень ограниченном, урезанном виде. Идеи частного права всегда жили, хотя термин "частное право" отсутствовал, его заменяли другими терминами. И тем не менее мы говорили о необходимости развития товарно-денежного оборота, о существовании вещных прав, которые были бы основами товарно-денежного оборота. Более того, элементы частного права тоже были. Существовали некоторые вещные права - право оперативного управления, право хозяйственного ведения.
Непростые 90-е
В конце двадцатого века начались глобальные перемены. Изменения начались не с приватизации. Демонтаж публично-правового регулирования произошел в конце восьмидесятых - начале девяностых годов в момент, когда было отменено централизованное плановое распределение производимой продукции, централизованное регулирование условий гражданско-правовых сделок и договоров. Ценовое регулирование было отменено также практически одномоментно. Следовательно, были созданы предпосылки для того, чтобы субъекты - участники экономических отношений сами свободно выбирали себе контрагентов и сами свободно определяли условия заключаемых договоров. Это был первый момент повышения регулирующей роли частного права. А затем молниеносно произошла приватизация. Не все граждане удовлетворены ее результатами. Многочисленные опросы указывают на то, что процентов шестьдесят населения полагают, что итоги приватизации надо пересматривать, потому что она была произведена несправедливо. Как бы там ни было, можно констатировать, что сегодня наша экономика базируется на частной собственности. Более того, разговоры о деприватизации серьезно не воспринимаются. Общество заинтересовано в стабилизации отношений собственности, которая могла бы быть главным фактором сохранения развития потенциала нашей экономики. Недавно мы обсуждали законопроект о публичной собственности. Такой проект подготовлен и направлен на то, чтобы ввести масштабы публичной собственности в оптимальные рамки. Определить, что же все-таки необходимо сохранять в публичной собственности, то есть в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, а также муниципальных образований. Привести имущественную базу в соответствие с теми функциями, которые выполняют соответствующие публично-правовые образования. Речь идет о необходимости сокращения объема публичной собственности, изъятии из этого объема всего того, что не соответствует выполняемым государственными структурами функциям. Таким образом, необходимо сделать дальнейший шаг по ограничению публичной собственности и, по существу, подготовить предпосылки для продолжения, а по сути, завершения приватизации. Законопроект о публичной собственности был обсужден, в целом воспринят, но еще не нашел полной поддержки по механизмам реализации этого подхода. Главное, что произошло в российской правовой системе за последние годы, - это, конечно, утверждение частного права, прежде всего гражданского права, с принципами неприкосновенности и защиты частной собственности, свободы договора, невмешательства государства в частные дела, эффективной судебной защиты прав и свобод граждан в экономической сфере. Были внесены изменения в Семейный, приняты Трудовой, Земельный кодексы. С другой стороны, развивается и право публичное. Примером тому может служить появление Налогового, Таможенного, Бюджетного кодексов. Одним словом, публичное право также изменяется, приводится в соответствие с новыми реалиями рыночной экономики.
Задачи на будущее
Нам еще предстоит ответить на трудные вопросы. Мы понимаем, что государство как непосредственный участник экономических отношений, как собственник уже ушло и должно продолжать уходить из экономики. Но мы также прекрасно понимаем, что государство не должно уходить из экономики, как фактор обеспечения правового порядка. Система государственного регулирования экономических отношений должна сочетать в себе элементы частного и публичного права, причем сочетать их в таком виде, чтобы публичное право не препятствовало реализации и применению принципов, положений частного права.
Именно эта задача должна быть решена в процессе так называемой административной реформы. Административная реформа должна оптимизировать воздействие государства на экономику, ограничив это воздействие главным образом установлением и обеспечением соблюдения норм права по отношению к частной собственности. Должно быть ограничено применение индивидуальных актов государственного воздействия. Это является одной из основных задач административной реформы. Имеется в виду минимизация вмешательства государства - ограничив его настолько, насколько это возможно, особенно в области лицензирования, квотирования и так далее. В то же время для обеспечения гарантий и соблюдения прав участников частноправовых отношений требуется сохранить такие меры государственного воздействия, как государственная регистрация юридических лиц, регистрация недвижимости и собственности на нее. Именно в этой сфере предстоит в ближайшее время напряженная и сложная работа по поиску наиболее оптимальных механизмов. Нужно ответить на вопрос о том, насколько развитым должно быть сегодня государственное регулирование для решения социальных задач в ходе осуществления экономических преобразований и строительства новой экономики. Вот новое поле деятельности для нашего взаимодействия с западными коллегами.
В.Ф. Яковлев,
председатель Высшего Арбитражного Суда РФ,
д.ю.н., профессор
"эж-ЮРИСТ", N 46, ноябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru