г. Краснодар |
|
09 сентября 2022 г. |
Дело N А32-32349/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Маркиной Т.Г. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "АгроПетро" - Тихонова М.В. (доверенность от 10.01.2022), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Краснодарскому краю - Раевского Е.Д. (доверенность от 10.01.2022), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АгроПетро" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022 по делу N А32-32349/2021, установил следующее.
ООО "АгроПетро" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными постановлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) от 24.06.2021 N 1 -59 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания.
Решением суда от 05.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.06.2022, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, соблюдением процедуры привлечения к ответственности.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, а также нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права. Общество считает, что суды не приняли во внимание доводы общества о том, что по жалобе директора общества Пашаян Е.А. Тихорецким районным судом Краснодарского края все 59 постановлений отменены, производства по делу прекращены. Инспекция нарушила процедуру составления протокола об административном правонарушении. Налоговый орган начал административные действия по проведению проверки задолго до вынесения поручения заместителя начальника инспекции Разуваевой С. А. от 28.05.2021 N 236020210005002. Заявленные 24.06.2021 ходатайства при вынесении постановлений о назначении административного наказания должностным лицом не рассмотрены. По мнению общества, суд первой инстанции нарушил сроки рассмотрения жалобы на постановления по делу об административном правонарушении. Заявитель указывает, что действующим законодательством не установлена обязанность физического лица - нерезидента открывать такие счета для получения заработной платы от юридического лица - резидента, то выплата обществом его иностранному работнику заработной платы наличными денежными средствами не образуют состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку в рассматриваемом случае действия заявителя, хотя и являются валютной операцией, но регулируются положениями трудового законодательства, предусматривающими обязанность работодателя выплатить заработную плату работнику. В любом случае общество при осуществлении выплаты заработной платы работникам, действовало в интересах граждан, осуществлявших трудовую деятельность, без намерения совершать правонарушение. Своим деянием общество не создало существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования и валютного контроля и не причинило вред интересам граждан, общества и государства. Общество считает, что имеются основания для признания данного деяния малозначительным. Заявитель указывает, что апелляционный суд не применил закон, подлежащий применению, а именно: часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). По мнению заявителя, раздельное рассмотрение административных дел с вынесением постановлений по каждому факту выплаты заработной платы свидетельствует о создании искусственной множественности дел, что является нарушением части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы жалобы и отзыва, подтвердили, что штраф по всем постановлениям оплачен.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция при осуществлении проверки соблюдения обществом валютного законодательства установила, что общество (работодатель) и иностранные граждане (работники) заключили трудовые договоры. Заработная плата иностранным работникам выплачивалась наличными денежными средствами из кассы с июня 2019 по декабрь 2020 года в общей сумме 4 891 065 рублей 11 копеек:
1. по платёжной ведомости от 24.06.2019 N 73 в сумме 119 868 рублей 51 копейка 8-ми иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 1 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 1 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 59 934 рубля 25 копеек административного штрафа;
2. по платёжной ведомости от 25.06.2019 N 74 в сумме 103 100 рублей 22-м иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 2 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 2 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 51 550 рублей административного штрафа;
3. по платёжной ведомости от 04.07.2019 N 79 в сумме 5230 рублей 58 копеек 1-му иностранному гражданину. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 3 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 3 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 3922 рубля 93 копейки административного штрафа размере;
4. по платёжной ведомости от 10.07.2019 N 81 в сумме 1483 рубля 40 копеек 1-му иностранному гражданину. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 4 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 4 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 1112 рублей 55 копеек административного штрафа;
5. по платёжной ведомости от 10.07.2019 N 80 в сумме 113 727 рублей 96 копеек 23-м иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 5 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 5 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 56 863 рубля 98 копеек административного штрафа;
6. по платёжной ведомости от 25.07.2019 N 87 в сумме 112 792 рубля 24-м иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 6 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 6 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 56 396 рублей административного штрафа;
7. по платёжной ведомости от 08.08.2019 N 94 в сумме 5072 рубля 82 копейки 1-му иностранному гражданину. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 7 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 7 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 3804 рубля 61 копейка административного штрафа;
8. по платёжной ведомости от 09.08.2019 N 95 в сумме 125 204 рубля 91 копейка 24-м иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 8 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 8 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 62 602 рубля 45 копеек административного штрафа;
9. по платёжной ведомости от 16.08.2019 N 102 в сумме 8311 рублей 30 копеек 1-му иностранному гражданину. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 9 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 9 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 6233 рублей 47 копеек административного штрафа;
10. по платёжной ведомости от 23.08.2019 N 105 в сумме 111 392 рубля 23-м иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 10 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 10 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 55 696 рублей административного штрафа;
11. по платёжной ведомости от 09.09.2019 N 109 в сумме 27 747 рублей 26 копеек 2-м иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 11 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 11 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 20 810 рублей 44 копейки административного штрафа;
12. по платёжной ведомости от 10.09.2019 N 110 в сумме 117 509 рублей 81 копейка 22-м иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 12 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 12 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 58 754 рубля 90 копеек административного штрафа размере;
13. по платёжной ведомости от 25.09.2019 N 117 в сумме 106 784 рубля 22-м иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 13 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 13 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 53 392 рубля административного штрафа ;
14. по платёжной ведомости от 27.09.2019 N 119 в сумме 12 322 рубля 52 копейки 1-му иностранному гражданину. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 14 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 14 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 9241 рубля 89 копеек административного штрафа;
15. по платёжной ведомости от 01.10.2019 N 122 в сумме 45 416 рублей 22 копейки 3-м иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 15 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 15 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 34 062 рубля 16 копеек административного штрафа;
16. по платёжной ведомости от 10.10.2019 N 126 в сумме 120 196 рублей 85 копеек 23-м иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 16 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 16 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 Кодекса КоАП РФ в виде 60 098 рублей 42 копейки административного штрафа;
17. по платёжной ведомости от 25.10.2019 N 134 в сумме 111 584 рубля 23-м иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 17 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 17 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 55 792 рубля административного штрафа;
18. по платёжной ведомости от 07.11.2019 N 138 в сумме 11 382 рубля 40 копеек 1-му иностранному гражданину. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 18 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 18 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 9536 рублей 80 копеек административного штрафа;
19. по платёжной ведомости от 08.11.2019 N 140 в сумме 128 018 рублей 24-м иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 19 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 19 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 64 009 рублей административного штрафа;
20. по платёжной ведомости от 19.11.2019 N 146 в сумме 10 243 рубля 10 копеек 1-му иностранному гражданину. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 20 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 20 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 7682 рубля 32 копейки административного штрафа;
21. по платёжной ведомости от 29.11.2019 N 148 в сумме 132 984 рубля 26-ти иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 21 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 21 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 66 492 рубля административного штрафа;
22. по платёжной ведомости от 20.12.2019 N 160 в сумме 9262 рубля 84 копейки 1-му иностранному гражданину. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 22 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 22 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 6497 рублей 13 копеек административного штрафа;
23. по платёжной ведомости от 16.12.2019 N 158 в сумме 30 532 рубля 40 копеек 2-м иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 23 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 23 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 22 899 рублей 30 копеек административного штрафа;
24. по платёжной ведомости от 10.12.2019 N 155 в сумме 122 612 рублей 28-ми иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 24 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 24 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 60 306 рублей административного штрафа;
25. по платёжной ведомости от 25.12.2019 N 161 в сумме 147 192 рубля 31-му иностранному гражданину. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 25 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 25 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 73 596 рублей административного штрафа;
26. по платёжной ведомости от 27.12.2019 N 164 в сумме 15 324 рубля 67 копеек 1-му иностранному гражданину. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 26 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 26 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 11 493 рубля 50 копеек административного штрафа;
27. по платёжной ведомости от 26.12.2019 N 163 в сумме 42 124 рубля 76 копеек 4-м иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 27 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 27 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 31 593 рубля 57 копеек административного штрафа;
28. по платёжной ведомости от 08.01.2020 N 1 в сумме 7072 рубля 05 копеек 1-му иностранному гражданину. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 28 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 28 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 5304 рубля 04 копейки административного штрафа;
29. по платёжной ведомости от 27.02.2020 N 26 в сумме 8281 рубль 99 копеек 1-му иностранному гражданину. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 29 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 29 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 6211 рублей 49 копеек административного штрафа;
30. по платёжной ведомости от 25.02.2020 N 23 в сумме 159 422 рубля 40 копеек 39-ти иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 30 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 30 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 79 711 рублей 20 копеек административного штрафа;
31. по платёжной ведомости от 24.01.2020 N 7 в сумме 153 931 рубль 40-ка иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 31 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 31 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 76 965 рублей 50 копеек административного штрафа;
32. по платёжной ведомости от 10.01.2020 N 2 в сумме 12 545 рублей 18 копеек 29-ти иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 32 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 32 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 63 772 рубля 59 копеек административного штрафа;
33. по платёжной ведомости от 22.01.2020 N 5 в сумме 30 946 рублей 28 копеек 2-м иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 33 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 33 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 23 209 рублей 71 копейка административного штрафа;
34. по платёжной ведомости от 20.02.2020 N 21 в сумме 16 376 рублей 82 копейки 1-му иностранному гражданину. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 34 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 34 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 12 282 рубля 61 копейка административного штрафа;
35. по платёжной ведомости от 20.02.2020 N 20 в сумме 12 984 рубля 89 копеек 1-му иностранному гражданину. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 35 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 35 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 9738 рублей 67 копеек административного штрафа;
36. по платёжной ведомости от 27.03.2020 N 37 в сумме 11 431 рубль 66 копеек 1-му иностранному гражданину. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 36 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 36 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 8573 рубля 74 копейки административного штрафа;
37. по платёжной ведомости от 10.02.2020 N 10 в сумме 180 357 рублей 15 копеек 40-ка иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 37 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 37 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 90 178 рублей 57 копеек административного штрафа;
38. по платёжной ведомости от 25.03.2020 N 33 в сумме 159 422 рубля 40 копеек 40-ка иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 38 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 38 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 79 711 рублей 20 копеек административного штрафа;
39. по платёжной ведомости от 10.03.2020 N 7 в сумме 183 716 рублей 54 копейки 41-му иностранному гражданину. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 39 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 39 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 91 858 рублей 27 копеек административного штрафа;
40. по платёжной ведомости от 24.01.2020 N 8 в сумме 17 479 рублей 73 копейки 1-му иностранному гражданину. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 40 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 40 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 13 109 рублей 80 копеек административного штрафа;
41. по платёжной ведомости от 10.04.2020 N 28 в сумме 187 503 рубля 60 копеек 40-ка иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 41 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 41 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 93 751 рубля 80 копеек административного штрафа;
42. по платёжной ведомости от 30.04.2020 N 46 в сумме 5586 рублей 52 копейки 1-му иностранному гражданину. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 42 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 42 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 4189 рублей 89 копеек административного штрафа;
43. по платёжной ведомости от 24.04.2020 N 45 в сумме 159 422 рубля 40 копеек 40-ка иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 43 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 43 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 79 711 рублей 20 копеек административного штрафа;
44. по платёжной ведомости от 08.05.2020 N 48 в сумме 181 116 рублей 60 копеек 38-ти иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 44 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 44 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 90 558 рублей 30 копеек административного штрафа;
45. по платёжной ведомости от 25.05.2020 N 51 в сумме 153 931 рубля 20 копеек 39-ти иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 45 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 45 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 76 965 рублей 60 копеек административного штрафа;
46. по платёжной ведомости от 25.06.2020 N 65 в сумме 148 862 рубля 40 копеек 37-ми иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 46 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 46 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 74 731 рубля 20 копеек административного штрафа;
47. по платёжной ведомости от 10.06.2020 N 57 в сумме 233 706 рублей 57 копеек 40-ка иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 47 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 47 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 87 639 рублей 96 копеек административного штрафа;
48. по платёжной ведомости от 17.08.2020 N 98 в сумме 18 789 рублей 65 копеек 1-му иностранному гражданину. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 48 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 48 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 14 092 рубля 24 копейки административного штрафа;
49. по платёжной ведомости от 25.08.2020 N 101 в сумме 138 302 рубля 40 копеек 25-ти иностранному гражданину. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 49 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 49 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 69 151 рубль 20 копеек административного штрафа;
50. по платёжной ведомости от 10.08.2020 N 93 в сумме 202 155 рублей 60 копеек 26-ти иностранному гражданину. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 50 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 50 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 75 808 рублей 35 копеек административного штрафа;
51. по платёжной ведомости от 03.09.2020 N 105 в сумме 12 264 рубля 1-му иностранному гражданину. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 51 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 51 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 9198 рублей административного штрафа;
52. по платёжной ведомости от 09.09.2020 N 108 в сумме 18 447 рублей 72 копейки 1-му иностранному гражданину. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 52 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 52 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ виде 13 835 рублей 79 копеек административного штрафа;
53. по платёжной ведомости от 10.09.2020 N 109 в сумме 12 264 рубля 24-м иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 53 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 53 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 95 797 рублей 80 копеек административного штрафа;
54. по платёжной ведомости от 29.07.2020 N 87 в сумме 14 689 рублей 43 копейки 1-му иностранному гражданину. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 54 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 54 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 11 017 рублей 07 копеек административного штрафа;
55. по платёжной ведомости от 30.07.2020 N 88 в сумме 15 816 рублей 80 копеек 1-му иностранному гражданину. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 55 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 55 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 11 862 рубля 60 копеек административного штрафа;
56. по платёжной ведомости от 10.07.2020 N 76 в сумме 40 737 рублей 75 копеек 2-м иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 56 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 56 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 30 553 рубля 31 копейка административного штрафа;
57. по платёжной ведомости от 24.07.2020 N 85 в сумме 14 689 рублей 43 копейки 28-ми иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 57 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 57 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 74 431 рубль 20 копеек административного штрафа;
58. по платёжной ведомости от 10.12.2020 N 148 в сумме 26 694 рубля 54 копейки 2-м иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 58 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 58 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 20 020 рублей 90 копеек административного штрафа;
59. по платёжной ведомости от 11.12.2020 N 150 в сумме 26 825 рублей 28 копеек 2-м иностранным гражданам. По данному факту 16.06.2021 государственным налоговым инспектором, в присутствии представителя общества, составлен протокол N 59 об административном правонарушении и 24.06.2021 вынесено постановление N 59 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 20 139 рублей 21 копейка административного штрафа.
Инспекция пришла к выводу о том, что обществом осуществлены валютные операции в виде выплаты заработной платы наличным денежными средствами в общей сумме 4 891 065 рублей 11 копеек, минуя банковские счета в уполномоченных банках. Общая сумма административных штрафов составила 2 517 906 рублей 68 копеек.
Не согласившись с постановлениями налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались статьями 71, 210 Кодекса, статьей 15.25 КоАП РФ, статьями 1, 6, 13, 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 73-ФЗ), статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации.
Суды исходили из того, что общество является резидентом, а его работники - нерезидентами, расчёты между ними должны производиться через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Поскольку работники являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Закона N 173-ФЗ и локальные нормативные акты общества (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям названного Закона.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается обществом факт выплаты иностранным гражданам по платёжным ведомостям заработной платы наличными денежными средствами. Документы, подтверждающие право иностранных работников на постоянное проживание на территории Российской Федерации, а именно вид на жительство общество в материалы дела не представило.
Поскольку общество осуществило валютные операции с нарушением валютного законодательства, минуя счета в уполномоченных банках, в случае, не предусмотренном валютным законодательством Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у инспекции имелись законные основания для вывода о наличии в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества реальной возможности для соблюдения обязательных требований законодательства, а также того, что обществом приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушений действующего законодательства, материалы дела не содержат. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено. Таким образом, вина общества в совершении вменённого инспекцией административного правонарушения является доказанной.
Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Суды не установили нарушений административного законодательства при производстве по делу и составлении протокола об административном правонарушении равно, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Апелляционный суд правомерно отклонил довод общества о наличии оснований для прекращения административных производств в связи с истечением срока давности привлечения, как основанный на неверном толковании норм права. В данном случае срок давности составляет 2 года и подлежит исчислению с даты фактической выплаты заработной платы. Данный вывод соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.05.2022 N 19-П.
Исходя из размера административного штрафа и отсутствия доказательств наличия обстоятельств, указанных в части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, суды сделали правильный вывод о том, что применение части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ невозможно.
Суды указали, что каждая выплата является самостоятельной незаконной валютной операцией, а не единым длящимся действием, состоящим из тождественных эпизодов, и образует оконченный состав административного правонарушения.
Оспариваемыми постановлениями обществу назначено административное наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, принимая во внимание характер совершённого нарушения, исходя из принципов дифференцированности, соразмерности, справедливости наказания, индивидуализации ответственности за правонарушение, суды пришил к выводу о том, что применённое к обществу наказание в виде административного штрафа в размере по каждому постановлению соответствует тяжести совершённого правонарушения, отвечает критериям разумности, справедливости, а также обусловлено достижением целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Суды оценили представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса и сделали вывод об отсутствии в материалах дела доказательств, свидетельствующих об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ.
На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что оспариваемые постановления инспекции являются законными, поэтому отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы общества о том, что вмененные ему действия по совершению в проверяемый период незаконных валютных операций посредством выплаты работникам - нерезидентам заработной платы в наличной форме, минуя счет в уполномоченных банках, являются единым продолжаемым административным правонарушением, совершение которого предполагает назначение одного наказания за выполнение всей совокупности указанных валютных операций, надлежит отклонить в силу следующего.
Частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ предусмотрено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 24 постановления N 5, в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений за каждое из них в силу части 1 статьи 4.4 названного Кодекса назначается наказание, предусмотренное санкцией соответствующей статьи названного кодекса или закона субъекта Российской Федерации.
Каждое вмененное обществу административное правонарушение является оконченным с момента совершения конкретной валютной операции. Каждая из обнаруженных в рамках проверки выплата работникам - нерезидентам заработной платы наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, произведенная в разное время за различные расчетные периоды работы и со значительным временным интервалом, является самостоятельной незаконной валютной операцией, образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного одной статьей (частью статьи), и влечет назначение административного наказания в соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ.
Должностное лицо инспекции и судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что общество совершило несколько самостоятельных правонарушений, в связи с чем оно подлежит административной ответственности за каждое административное правонарушение.
Суд округа учитывает, что Федеральный закон от 13.07.2022 N 235-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 КоАП РФ" (далее - Закон N 235-ФЗ), согласно которому правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 20 до 40 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, вступил в силу 24.07.2022.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 20.04.2006 N 4-П, от 14.07.2015 N 20-П, в определениях от 21.11.2013 N 1903-О, от 27.09.2016 N 2017-О законы, устанавливающие, изменяющие или отменяющие административную или уголовную ответственность, должны соответствовать конституционным правилам действия закона во времени: согласно статье 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2). Данные правила, основанные на общеправовых принципах справедливости, гуманизма и соразмерности ответственности за совершенное деяние его реальной общественной опасности, имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов; принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление N 5), разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Поскольку Закон N 235-ФЗ вступил в силу после принятия апелляционным судом оспариваемого постановления от 01.06.2022, положения Закона N 235-ФЗ не подлежали применению нижестоящими судами.
Действующая на момент рассмотрения дела кассационным судом санкция части 1 статьи 15.25 КоАП РФ смягчает ответственность общества за вмененное правонарушение. Вместе с тем, общество представило платежное поручение от 18.07.2022 N 1162, которым оно оплатило оспариваемые административные штрафы в общем размере 2 517 906 рублей 68 копеек по постановлениям инспекции от 24.06.2021 N 1 -59, поэтому оснований применения Закон N 235-ФЗ у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Иные доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов. Нормы права при разрешении спора применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022 по делу N А32-32349/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действующая на момент рассмотрения дела кассационным судом санкция части 1 статьи 15.25 КоАП РФ смягчает ответственность общества за вмененное правонарушение. Вместе с тем, общество представило платежное поручение от 18.07.2022 N 1162, которым оно оплатило оспариваемые административные штрафы в общем размере 2 517 906 рублей 68 копеек по постановлениям инспекции от 24.06.2021 N 1 -59, поэтому оснований применения Закон N 235-ФЗ у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Иные доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов. Нормы права при разрешении спора применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 сентября 2022 г. N Ф08-8742/22 по делу N А32-32349/2021