г. Краснодар |
|
09 сентября 2022 г. |
Дело N А32-47060/2021 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Герасименко А.Н.,
рассмотрев по правилам упрощенного производства (часть 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) без вызова участвующих в деле лиц (обеспечена возможность ознакомления с материалами дела в режиме ограниченного доступа в сети Интернет) кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2022 по делу N А32-47060/2021,
установила следующее.
ООО "АТИСС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 23.09.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10309000-2417/2021.
Решением суда от 15.02.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.05.2022, признано незаконным и отменено постановление от 23.09.2021 N 10309000-2417/2021.
В кассационной жалобе заинтересованное лицо просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявления общества. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Выводы судебных инстанций о том, что срок давности привлечения к административной ответственности по статье 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) подлежит исчислению со дня, следующего за днем, не позднее которого обществу необходимо было представить статистическую форму (20.01.2020), основаны на неверном применении статьи 4.5 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, отказать в удовлетворении жалобы таможни.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 03.12.2019 общество отгрузило товар АО "Каспийский трубопроводный консорциум-К" в рамках договора поставки от 05.04.2019 N K-OD-19-0022 по товарной накладной от 03.12.2019 N 235 и счетуфактуре от 03.12.2019 N 288.
25 января 2021 года общество на товары, отгруженные в АО "Каспийский трубопроводный консорциум-К", представило на сайте ФТС России статистическую форму учета перемещения товаров N 10309000/250121/С118100 (далее - СФ), которая подписана усиленной квалифицированной электронной подписью директора общества Каграмановой А.А.
Таможней установлено, что СФ N 10309000/250121/С118100 на товары, отгруженные обществом 03.12.2019 и вывезенные на территорию Республики Казахстан, должна быть представлена в Краснодарскую таможню не позднее 20.01.2020 (8-й рабочий день, следующий за отчетным месяцем), но заполнена на сайте ФТС России 25.01.2021 с использованием ЭЦП и содержит сведения о взаимной торговле за отчетный месяц - декабрь 2019 года.
11 августа 2021 года по указанному факту в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 10309000-2417/2021 по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
23 сентября 2021 года в отношении общества вынесено постановление N 10309000-2417/2021, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде 20 тыс. рублей административного штрафа.
Несогласие с вынесенным постановлением послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьей 19.7.13 КоАП РФ, статьями 276, 276 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза", пунктами 4, 5, 7, 10, 16 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891, разъяснениями, изложенными в пунктах 14, 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об истечении на момент рассмотрения заинтересованным лицом дела об административном правонарушении срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возобновление производства по делу об административном правонарушении, по истечении этого срока вопрос о привлечении к административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за некоторые виды правонарушений, в том числе против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения) - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (часть 1); при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2).
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например, представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В рассматриваемом деле предельным сроком исполнения обязанности по представлению в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров являлось 20.01.2020, вследствие чего с 21.01.2020 срок являлся пропущенным и именно в эту дату правонарушение считается совершенным. Соответственно, с 21.01.2020 начал исчисляться годичный срок давности привлечения к ответственности, поэтому привлечение общества к ответственности 23.09.2021 незаконно.
Доводы подателя кассационной жалобы относительно неверного исчисления судами срока давности привлечения к административной ответственности были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Ссылку общества на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2022 по делу N А32-53976/2021 суд округа отклоняет, поскольку названный судебный акт отменен постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.08.2022 с указанием на применение статьи 4.5 КоАП РФ к правонарушениям, совершенным по части 1 статьи 19.7.13.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2022 по делу N А32-47060/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например, представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
...
Ссылку общества на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2022 по делу N А32-53976/2021 суд округа отклоняет, поскольку названный судебный акт отменен постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.08.2022 с указанием на применение статьи 4.5 КоАП РФ к правонарушениям, совершенным по части 1 статьи 19.7.13."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 сентября 2022 г. N Ф08-8283/22 по делу N А32-47060/2021