г. Краснодар |
|
12 сентября 2022 г. |
Дело N А53-40436/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Маркиной Т.Г. и Прокофьевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Витютневой Е.Д., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" - Зукурка А.В. (доверенность от 03.02.2020), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области - Опруженкова А.В. (доверенность от 10.01.2022), от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" "Горгаз" - директора Аксеновой В.П., в отсутствие Региональной службы по тарифам Ростовской области, извещенной о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2022 по делу N А53-40436/2021, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконными решения от 22.10.2021 по делу N 061/01/10-627/2021, которым общество признано нарушившим пункты 5, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), решено выдать обществу предписание о прекращении злоупотреблением хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, и передать материалы дела N 061/01/10- 627/2021 специалисту управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении общества, и недействительным предписания от 22.10.2021 N 698/02.
Суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора ООО "Горгаз" и Региональную службу по тарифам Ростовской области (далее - служба по тарифам).
Решением суда от 18.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.05.2022, в удовлетворении заявления отказано. Суды сочли правомерным вывод антимонопольного органа о том, что действия общества образуют злоупотребление доминирующим положением, запрет на которое предусмотрен частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, ущемляют или могут ущемить интересы неопределенного круга потребителей газа - населения, потребителей - хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности (индивидуальные предприниматели, юридические лица), в географических границах осуществления обществом деятельности по поставке газа (в границах, ограниченных поставкой газа с использованием сетей газораспределительной организации ООО "Горгаз"), а также интересы ООО "Горгаз" в сфере предпринимательской деятельности, поскольку отсутствие договора на транспортировку газа препятствует последнему в осуществлении деятельности и получении дохода от осуществляемого вида деятельности (установлению и применению тарифа на транспортировку газа с учетом сетей, используемых поставщиком газа для оказания услуг). Суды не приняли довод заявителя о необходимости предоставления ООО "Горгаз" доказательств соблюдения требований промышленной безопасности при осуществлении эксплуатации систем газораспределения, поскольку согласно положений Федерального закона от 21.07.1997 N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в Российской Федерации органом по контролю и надзору в области промышленной безопасности является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Суды указали, что ООО "Горгаз" соответствует определению газораспределительной организации, владеет на законном основании газораспределительными сетями на территории Ростовской области, осуществляет эксплуатацию газораспределительных систем и оказывает услуги, связанные с подачей газа потребителям, обеспечением покупателей газом, а также фактически оказывает услуги по транспортировке газа по своим сетям. Факт владения сетями и осуществление ООО "Горгаз" деятельности по транспортировке природного газа установлен судами в рамках дела N А53-37717/20.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, суды пришли к ошибочному выводу о том, что ООО "Горгаз" соответствует определению газораспределительной организации. Общество считает, что суды не приняли во внимание его доводы о том, что в отсутствие установленного тарифа договор транспортировки газа, в том числе предварительный, заключен быть не может, действия общества не могут быть квалицированы в качестве препятствий к доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам. По мнению подателя жалобы, обжалуемые решение и предписание нарушают установленный гражданским законодательством порядок заключения договоров, поскольку ООО "Горгаз" не направляло в адрес общества надлежащим образом оформленную оферту о заключении договора транспортировки газа, содержащую сведения, необходимые для заключения договора.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Горгаз" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель ООО "Горгаз" поддержал доводы отзыва, представитель управления просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в рамках проведенного анализа состояния конкуренции управление установило доминирующее положение общества на рынке предоставления услуги по реализации (поставке природного газа) в границах Ростовской области, с долей 100%.
Поскольку общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации природного газа в границах Ростовской области, на него распространяются ограничения, установленные статьей 10 Закона N 135-ФЗ. Общество при осуществлении данной деятельности обязано соблюдать запреты, прямо предусмотренные статьей 10 Закона N 135-ФЗ, в том числе не допускать действий, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
ООО "Горгаз" в письме от 28.12.2018 N 91/18 обратилось к обществу с предложением о заключении договора транспортировки газа по газораспределительным сетям ООО "Горгаз". Общество письмом от 18.01.2019 N 07-01-04/216 отказало ООО "Горгаз" в заключении договора транспортировки газа ввиду отсутствия у газораспределительной организации тарифа на транспортировку газа, установленного в соответствии с законом.
22 октября 2021 года управление вынесло решение по делу N 061/01/10-627/2021 по обращению ООО "Горгаз" (г. Шахты), которым признало общество нарушившим пункты 5, 9 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, решено выдать обществу предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, решено передать материалы дела N 061/01/10-627/2021 специалисту управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.31 КоАП РФ в отношении общества.
22 октября 2021 года управление выдало предписание о прекращении нарушения пунктов 5, 9 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, выразившегося в уклонении от заключения договора по транспортировке газа, уклонении от урегулирования отношений по транспортировке газа с ООО "Горгаз".
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Кодекса, общество обратилось в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались статьями 71, 198 - 201 Кодекса, статьей 5 Закона N 135-ФЗ, Положением об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 (далее - Положение N 1370), Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549), Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа).
Указанными нормативными актами установлена процедура заключения договора на транспортировку газа по системе двойного предложения, т. е. в целях осуществления газораспределительной организацией действий по направлению в адрес поставщика предложения о заключении договора на транспортировку газа в соответствии с пунктом 10 Правил поставки газа, последнему необходимо выполнить действия, предусмотренные Положением 1370, а именно: направить копию договора поставки газа и заявку, включающую в себя сведения, необходимые для заключения договора транспортировки газа. В случае несовершения указанных действий поставщиком газа, в том числе по направлению сведений, предусмотренных пунктом 5 Положения 1370, у газораспределительной организации отсутствует возможность по формированию и направлению соответствующего предложения о заключении договора в соответствии с Правилами поставки газа, поскольку исключительно поставщик газа, как лицо, осуществляющее деятельность на рынке поставки газа, обладает сведениями, необходимыми для заключения договора.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что заключение договора транспортировки газа с ООО "Горгаз" по местной газораспределительной сети для обеспечения природным ресурсом покупателей является обязанностью общества как поставщика природного газа.
В силу пункта 11 Правил поставки газа согласие на заключение договора поставки газа или договора транспортировки газа (подписанный проект договора) должно быть направлено стороной, получившей предложение о заключении договора (оферту), не позднее 30 дней с момента его получения, если иной срок не определен в оферте. Согласно пункту 10 Положения N 1370 оплата услуг по транспортировке газа независимыми организациями осуществляется по тарифам, утверждаемой Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.
Вместе с тем суды пришли к обоснованному выводу о том, что заключение договора на транспортировку газа не ставится в зависимость от наличия тарифа на оказание таких услуг, утвержденных в установленном законом порядке, поскольку установление тарифа определяется фактом заключения данного договора, а не наоборот.
Апелляционный суд установил, что ООО "Горгаз" и ООО "Ростоврегионгаз", преемником которого является заявитель, 06.06.2005 заключили предварительный договор N 1 о заключении в будущем договора на транспортировку газа, в котором ООО "Горгаз" именовалось "ГРО" - газораспределительная организация. На момент заключения указанного договора тариф на транспортировку природного газа в отношении ООО "Горгаз" также не утвержден, что не препятствовало его заключению и признанию заявителем у ООО "Горгаз" статуса ГРО. Таким образом, отсутствие у ООО "Горгаз" утвержденного тарифа на транспортировку природного газа не является экономически обоснованным препятствием для заключения предварительного договора на транспортировку газа.
Апелляционный суд рассмотрел и правомерно отклонил доводы общества о том, что ООО "Горгаз" не соответствует определению газораспределительной организации. Судом первой инстанции установлено (и заявителем не оспаривается), что ООО "Горгаз" принадлежат на праве собственности и других законных основаниях газораспределительные сети в Ростовской области. Владение ООО "Горгаз" газораспределительными сетями на законных основаниях подтверждается договором аренды на газораспределительные сети от 01.01.2020 и свидетельствами о государственной регистрации права собственности. ООО "Горгаз" осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности на основании лицензии от 20.05.2016 N ВХ-29006030. Согласно приложению к лицензии, виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе эксплуатации: транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах. Общество включено в реестр естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел II "Транспортировка газа по трубопроводам" за номером 6.2.12 приказом ФСТ России от 26.12.2005 N 807-э по основаниям владения обществом сетей газораспределения на праве собственности или ином законном основании и эксплуатации указанных сетей согласно лицензии. Таким образом, ООО "Горгаз" соответствует определению газораспределительной организации, владеет на законном основании газораспределительными сетями на территории Ростовской области, осуществляет эксплуатацию газораспределительных систем и может оказывать услуги, связанные с подачей газа потребителям, обеспечением покупателей газом.
При принятии судебных актов суды правомерно исходили из того, что общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации природного газа в границах Ростовской области, поэтому на него распространяются ограничения, установленные части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ. При этом действия общества по уклонению от заключения договора по транспортировке газа с ООО "Горгаз" обоснованно квалифицированы антимонопольным органом как нарушение запрета на создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам, предусмотренного пунктом 9 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, поскольку отсутствие договора на транспортировку газа препятствует ООО "Горгаз" в осуществлении деятельности и получении дохода от осуществляемого вида деятельности на рынке по транспортировке газа, что, в свою очередь, ограничивает конкуренцию на данном товарном рынке.
Оспариваемые решение и предписание вынесены управлением в пределах своих полномочий в соответствии со статьей 23 Закона N 135-ФЗ.
Неурегулирование отношений по транспортировке газа нарушает принцип обеспечения бесперебойности и безопасности поставки газа, может повлечь негативные последствия для граждан в виде перерывов в поставке или прекращения поставки данного ресурса в случае прекращения со стороны газораспределительной организации транспортировки газа по эксплуатируемым газораспределительным сетям.
При названных обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции отсутствуют оснований для их переоценки в силу положений главы 35 Кодекса.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2022 по делу N А53-40436/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При принятии судебных актов суды правомерно исходили из того, что общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации природного газа в границах Ростовской области, поэтому на него распространяются ограничения, установленные части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ. При этом действия общества по уклонению от заключения договора по транспортировке газа с ООО "Горгаз" обоснованно квалифицированы антимонопольным органом как нарушение запрета на создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам, предусмотренного пунктом 9 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, поскольку отсутствие договора на транспортировку газа препятствует ООО "Горгаз" в осуществлении деятельности и получении дохода от осуществляемого вида деятельности на рынке по транспортировке газа, что, в свою очередь, ограничивает конкуренцию на данном товарном рынке.
Оспариваемые решение и предписание вынесены управлением в пределах своих полномочий в соответствии со статьей 23 Закона N 135-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 сентября 2022 г. N Ф08-8938/22 по делу N А53-40436/2021