Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и необходимость ее решение программными методами
Развитие потребительского рынка является одним из приоритетных направлений национальной экономической политики Российской Федерации. В то же время динамичное развитие рынка товаров (работ, услуг) определяет необходимость обеспечения баланса интересов производителей (продавцов, поставщиков) - с одной стороны, и потребителей - с другой стороны. Потребитель как заведомо менее защищенная сторона в правоотношениях с субъектами экономической деятельности нуждается в особой защите своих прав. В настоящее время в Российской Федерации заложена основа формирования и деятельности национальной системы защиты прав потребителей, под которой принято понимать совокупность органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей.
Справка из государственного доклада "О защите прав потребителей в Свердловской области в 2022 году":
"В течение 2022 года федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями потребителей, консультационными пунктами для потребителей ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" было рассмотрено около 95 тыс. обращений, касающихся нарушений прав потребителей Свердловской области, что примерно на 2,4 процента ниже уровня 2021 года (в 2020 году рассмотрено 99 тыс. обращений, в 2021 году - 97 тыс. обращений). Большинство обращений в 2022 году по-прежнему связаны с нарушением прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства (39,6 процента в структуре всех поступивших обращений), торговли (23,7 процента в структуре всех поступивших обращений), финансовых услуг (10,6 процента в структуре всех поступивших обращений). Увеличилось число обращений граждан в сфере торговли - на 11,9 процента, услуг связи - на 67,2 процента, в сфере предоставления финансовых услуг - на 14,2 процента, образовательные услуги - на 207 процентов.
В целях контроля состояния потребительского рынка товаров (работ, услуг) исполнительными органами государственной власти на территории Свердловской области проводились проверки хозяйствующих субъектов. В течение 2022 года проведено 14,6 тыс. проверок, что на 24,7 процента больше, чем в 2021 году (в 2020 году - 6,7 тыс. проверок, в 2021 году - 11,7 тыс. проверок). Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области проведено 1728 контрольно-надзорных мероприятий (2020 год - 2391 контрольно-надзорное мероприятие, 2021 год - 1648 контрольно-надзорных мероприятий), выявлено 6527 нарушений (2020 год - 5250 нарушений, 2021 год - 6495 нарушений).
Одной из причин, порождающей многочисленные нарушения прав потребителей, является низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав.
Применение мер, направленных на повышение правовой грамотности и социальной ответственности хозяйствующих субъектов и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав является важнейшим направлением деятельности, поскольку предупреждение нарушения прав потребителей не может быть достигнуто только через реализацию контрольно-надзорных функций.
Право потребителя на выбор товаров и услуг признается главным из всех известных прав потребителей, и такой выбор невозможен без рынка, который порождается множественностью поставщиков и конкуренцией между ними. Данные вопросы приобретает особую актуальность потому, что современные маркетинговые стратегии направлены на управление поведением потребителя, которое не всегда является рациональным. Изготовители и продавцы товаров (услуг) пытаются достигнуть рыночного преимущества, в основном, не через освоение новой продукции и повышение ее качества, а через снижение себестоимости товаров (услуг) и применение психологических механизмов мотивации потребителя к приобретению конкретной продукции. Таким образом, с учетом снижения административных барьеров, в том числе введения ограничений по проведению проверок субъектов хозяйствования, риск реализации на потребительском рынке товаров (работ, услуг), ненадлежащего качества, возрастает.
В этих условиях важной составляющей является информирование потребителей об имеющихся на рынке качественных товарах их потребительских свойствах и содействие потребителю в правильном выборе. Работа с потребителями должна быть направлена на их просвещение, ознакомление с предоставленными законом правами, гарантиями и способами защиты.
Для достижения положительного эффекта необходимо вести работу не только с потребителями, но и с производителями и продавцами, осуществляющими свою деятельность на потребительском рынке округа. Работа с юридическими лицами и предпринимателями должна быть направлена на информирование предпринимателей о нормах действующего законодательства Российской Федерации, Свердловской области, органов местного самоуправления, а также об ответственности за их нарушение, создание условий, благоприятствующих соблюдению всех требований законодательства при осуществлении деятельности на потребительском рынке.
Реализация мероприятий Программы позволит повысить социальную защищенность граждан, обеспечит сбалансированную защиту интересов потребителей и повысит качество жизни населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.