Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития Москаленского муниципального района Омской области в сфере реализации муниципальной программы
Социально-экономическое развитие Москаленского муниципального района Омской области в настоящее время происходит в условиях интенсивной конкуренции муниципальных районов Омской области за финансовые, материальные и кадровые ресурсы. Одной из первоочередных стратегических целей социально-экономического развития района является повышение эффективности системы муниципального управления. Достижению данной цели способствует организация и проведение мероприятий, ориентированных на повышение качества исполнения полномочий администрации Москаленского муниципального района Омской области.
В целях исполнения полномочий в сфере создания комфортных условий проживания район продолжает принимать участие в федеральной программе "Социальное развитие села" для дальнейшей газификации района.
Решение жилищной проблемы граждан является одним из главных направлений социально-экономического развития Москаленского муниципального района.
В настоящее время более 40 процентов населения Москаленского района Омской области имеет жилье, не отвечающее требованиям благоустройства и комфортности. Органами местного самоуправления Москаленского муниципального района Омской области на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях приняты более 200 семей. По данным социологических опросов жилищными условиями не удовлетворены 45 процентов семей Москаленского района Омской области. При этом фактической возможностью улучшения жилищных условий обладают не более 10 процентов граждан, проживающих на территории Москаленского района Омской области.
Территориальное планирование развития городского и сельских поселений Москаленского муниципального района Омской области осуществляется на основе документов территориального планирования соответствующих поселений. Отсутствие градостроительной документации становится препятствием для реализации программ социально-экономического развития, привлечения инвестиций в экономику района.
В данный момент процесс подготовки документов территориального планирования в районе сдерживается отсутствием планово-картографических материалов.
Некоторые проблемы в жилищно-коммунальном комплексе остаются нерешенными. К ним, в частности, относятся: высокая степень износа основных фондов коммунальной инфраструктуры; недостаточно высокое качество жилищно-коммунальных услуг; необходимость повышения уровня обеспеченности жилищного фонда муниципальных образований отоплением и системами горячего водоснабжения; недостаточно эффективное использование местных природных ресурсов в качестве топлива; низкая эффективность системы управления в этом секторе экономики, преобладание административных методов хозяйствования над рыночными; значительное количество убыточных предприятий жилищно-коммунального комплекса.
Актуальна проблема износа объектов коммунальной инфраструктуры. В среднем уровень износа снижен до 65,0 процентов, по объектам водоснабжения и водоотведения он составляет 76 - 78 процентов.
Бесперебойное и безопасное транспортное сообщение со всеми населенными пунктами Москаленского муниципального района является основополагающим фактором его социально-экономического развития. Активизация пассажирских перевозок требует совершенствования дорожных условий, развития сети автомобильных дорог, повышения их качественных характеристик и обеспечения круглогодичного, комфортного и безопасного дорожного движения.
Протяженность автомобильных дорог по району составляет 399,08 км, в том числе находящихся в муниципальной собственности района - 87,49 км. Из общей протяженности дорог, находящихся в муниципальной собственности, с твердым покрытием - 31,09 км, с грунтовым покрытием - 56,4 км.
Основными проблемами в дорожном хозяйстве Москаленского муниципального района являются:
- низкие транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильных дорог;
- наличие на значительной части территории муниципального района грунтовых дорог с затрудненным проездом по ним. Удельный вес автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения составляет 30,1 процентов;
- низкий уровень обустройства автомобильных дорог и оснащения организаций дорожного хозяйства современной дорожно-строительной и эксплуатационной техникой;
- отставание темпов ремонта автомобильных дорог с твердым покрытием от требуемых сроков службы дорожных одежд.
По указанным причинам значительная часть автомобильных дорог не обеспечивает пропуск транспортных средств с заданными скоростями и нагрузками и создает угрозу безопасности перевозок.
В Москаленском муниципальном районе Омской области осуществляются мероприятия в рамках повышения эффективности исполнения муниципальных полномочий. Основной целью проводимых преобразований является повышение качества управления социально экономическим развитием на территории Москаленского муниципального района Омской области.
Показатель удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления муниципального района, который рассчитывается на основании социологических опросов проводимых ежегодно Правительством Омской области в рамках подготовки ежегодного Доклада Главы муниципального района "О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Москаленского муниципального района Омской области за истекший год и их планируемых значениях на 3-х летний период", в 2021 году составлял 42%, в 2022 году 50%
Определение нормативной потребности в топливно-энергетических ресурсах и финансовых средствах на их оплату для организаций и учреждений бюджетной сферы Москаленского района Омской области производится в рамках ежегодного формирования топливно-энергетического баланса Москаленского района Омской области и баланса бюджетных расходов на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов Москаленского района Омской области. За 2022 год потребление организациями бюджетной сферы Москаленского района угля составило 1 424 тонн, газа 61 тыс. м3., электрической энергии 509 тыс. кВт/ч.
Реализация мероприятий по энергосбережению в бюджетной сфере позволит минимизировать затраты бюджета на содержание объектов за счет сокращения потребности в энергоносителях в данном секторе и направить высвободившиеся средства на дальнейшее развитие системы социального обеспечения.
К основным проблемным вопросам в сфере обращения с ТКО на территории Москаленского муниципального района Омской области относятся:
1) отсутствие эффективной системы управления в области обращения с ТКО;
2) низкий охват населения планово-регулярной системой сбора и вывоза ТКО;
3) отсутствие необходимого количества контейнерных площадок для сбора ТКО, их обустройство не соответствует требованиям действующего законодательства;
4) низкий уровень извлечения из ТКО вторичного сырья и вовлечения их в переработку;
5) несоответствие действующих объектов размещения ТКО требованиям природоохранного и санитарного законодательства.
Удаление ТКО посредством захоронения и нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при их размещении ведут к ряду проблем, которые связаны с негативным воздействием на окружающую среду и среду обитания, включая:
1) загрязнение и захламление земель;
2) загрязнение верхних водоносных горизонтов токсичными веществами, содержащимися в фильтрате, образующемся на полигонах захоронения ТКО;
3) выделение больших объемов биогаза, содержание в котором преимущественно метана и углекислого газа приводит к изменению климата, а также к самовозгоранию и горению полигонов захоронения ТКО.
На территории Москаленского муниципального района Омской области находится 13 муниципальных образований, общая численность населения которых составляет 28 340 чел. На текущий момент в Москаленском муниципальном районе существует 92 контейнерные площадки для накопления ТКО. Данное количество площадок не достаточно для проживающего населения, в связи, с чем необходимо создание дополнительных мест (площадок) накопления ТКО в каждом поселении Москаленского муниципального района.
Аварийность на дорогах Москаленского муниципального района Омской области является серьезной социально-экономической проблемой. В последнее время данная проблема приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения.
Анализ многолетних данных и динамики, основных показателей аварийности свидетельствуют о том, что уровень дорожно-транспортного травматизма в Москаленском районе остается высоким и имеет тенденцию к росту.
За январь - декабрь 2022 года в Москаленском районе произошло 144 дорожно-транспортных происшествий, в которых 14 человека погибло и 59 травмированы.
Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы.
В связи с этим сокращение аварийности на дорогах непосредственно связано с приоритетами социально-экономического развития Москаленского муниципального района Омской области.
Сложность проблемы объясняется следующими причинами:
1) постоянно возрастающая мобильность населения;
2) увеличение количества автомобилей, находящихся в собственности граждан.
Несмотря на наметившиеся положительные тенденции в снижении преступности, в целом криминальная обстановка в Москаленском районе Омской области остается сложной, но контролируемой.
С каждым годом возрастает производство суррогатной продукции.
Остается высокой доля преступлений в сфере семейно-бытовых отношений, в том числе тяжких
Нерешенность вышеуказанных проблем явилась следствием:
- неэффективностью системы профилактики правонарушений;
- недостатков в деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, прежде всего в силу их разобщенности, дефицита доверия населения к правоохранительным органам, нерешенности проблем правового, материально-технического и финансового обеспечения;
- правового нигилизма населения, внедрения в массовое сознание стереотипов противоправного поведения;
- существующих социально-экономических проблем, доминирования в информационной сфере материалов, подрывающих моральные устои общества, формирующих антигосударственное сознание.
Указанные факторы дают основание для прогнозирования углубления негативных тенденций развития криминальной ситуации в обществе, характеризующейся следующим:
- расширением масштабов преступности, повышением степени опасности, изощренности и дерзости преступлений, ростом количества немотивированных преступлений и нарушений общественного порядка;
- возрастанием тяжести и масштабов социальных и экономических последствий противоправного поведения, включая увеличение общего числа жертв противоправных посягательств, ростом совокупного ущерба от них, недовольством населения результатами борьбы с преступностью;
- ростом недоверия людей по отношению к государству, к его способности эффективно обеспечить их защиту от противоправных посягательств и, как следствие, возрастанием социальной напряженности и конфликтности в обществе;
- изменением структуры незаконного оборота наркотических средств за счет распространения синтетических и полусинтетических наркотиков, действие которых на организм человека гораздо сильнее, чем наркотиков растительного происхождения;
- ростом тяжких преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
- более законспирированной деятельностью преступных группировок.
Отсутствие в настоящее время целостной, обоснованной системы профилактики правонарушений, распространения наркомании и алкоголизма в первую очередь среди несовершеннолетних и молодежи не позволяет оказывать адекватное противодействие этим негативным явлениям.
Развитие институтов гражданского общества является одним из условий социально-экономического развития страны и ее регионов, что и определило появление полномочий по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в перечне полномочий всех уровней власти.
Некоммерческие организации являются основными институтами гражданского общества и значимыми партнерами органов местного самоуправления в решении стоящих перед обществом задач. Большинство некоммерческих организаций являются социально ориентированными и осуществляют значимую деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества.
Отражая интересы различных групп населения, в первую очередь социально незащищенных, социально ориентированные некоммерческие организации играют значимую роль в развитии демократии. Через механизмы общественной экспертизы и контроля они способствуют прозрачности и эффективности работы государственных и муниципальных служб, обеспечивая, таким образом, реализацию механизмов обратной связи между гражданами и властью.
Вовлеченность в процесс принятия основополагающих решений по развитию муниципального района, прямое участие в мероприятиях, призванных улучшить уровень жизни жителей муниципального района, способствуют возникновению у населения гражданской ответственности, формированию активной жизненной позиции, развитию новых форм самоорганизации и самоуправления.
Имеющийся опыт сотрудничества органов местного самоуправления и некоммерческих организаций в муниципальном районе позволяет выделить некоторые проблемы, решение которых позволило бы повысить эффективность участия некоммерческих организаций в реализации многих, стоящих перед органами местного самоуправления задач:
- низкий уровень партнерства некоммерческих организаций, в достижении совместных интересов;
- отсутствие устойчивой взаимосвязи между органами местного самоуправления и некоммерческими организациями;
- отсутствие тенденции на открытие новых некоммерческих организаций с эффективной организацией деятельности.
Основным условием для стабильного развития СОНКО является возможность доступа к ресурсам для осуществления уставных задач. Общественно полезный характер деятельности СОНКО не позволяет финансировать их работу за счет оплаты услуг конкретными благополучателями. По этой причине основным источником финансирования НКО является целевое финансирование их деятельности через систему грантов.
Реализация политики по муниципальной поддержке создания и деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций представляет собой совокупность различных форм поддержки: финансовой, имущественной, информационной, консультационной. Поэтому, осуществление данных мер требует разработки и реализации муниципальной подпрограммы.
На современном этапе развития общества проведение комплекса мер, направленных на государственную поддержку и социальную защиту инвалидов, является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. В России происходят коренные изменения в подходах к определению и решению проблем инвалидности в соответствии с международными нормами.
Согласно Конвенции Организации Объединённых Наций о правах инвалидов (далее - Конвенция), государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.
С учётом требований Конвенции, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья доступная среда может определяться как физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учётом их особых потребностей. Доступность среды определяется уровнем её возможного использования соответствующей группой населения.
Доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономически, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создаёт предпосылки для реализации их потенциала и, следовательно, способствует социальному и экономическому развитию государства.
Решение проблем людей с ограниченными возможностями вызвано необходимостью оказания им всесторонней помощи, в том числе создания доступности к приоритетным объектам и услугам в важнейших сферах жизнедеятельности.
В Москаленском муниципальном районе проживает около 1738 инвалидов.
К категории "маломобильные граждане" относятся люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, лица старше 60 лет, лица с временными или стойкими нарушениями здоровья, беременные женщины, лица с детьми в возрасте до 3 лет, в том числе с детскими колясками, а также иные лица, испытывающие затруднения при движении и (или) потреблении услуг в силу устойчивого или временного физического недостатка, вынужденные использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления).
При проведении мониторинга состояние доступности объектов оценивается для всех категорий инвалидов: для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, в том числе инвалидов-колясочников, инвалидов по зрению, инвалидов по слуху.
Несмотря на наметившиеся положительные тенденции в снижении преступности, в целом криминальная обстановка в Москаленском районе Омской области остается сложной, но контролируемой.
В последние годы проблемы беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних приобрели особую остроту и актуальность. В обществе сохраняются устойчивые неблагоприятные факторы, способствующие увеличению количества семей группы риска, дающих наибольшее число безнадзорных детей, возникновению социальных отклонений в поведении несовершеннолетних (употребление спиртных напитков, разводы, лишение родительских прав, рождение детей вне брака, ухудшение психологического климата и в устойчивых семьях). Из года в год увеличивается количество лиц, лишенных судами родительских прав, увеличивается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На 01.08.2023 года 107 детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживают на территории Москаленского муниципального района Омской области, из них: 35 детей в 12 приемных семьях, 72 ребенка находится под опекой попечительством, 3 случай вторичного сиротства, определены в другие заемные семьи. В 2023 году подано 11 (АПГ - 4) исковых заявлений в суд о лишении и ограничении в родительских правах на 12 родителей в отношении 16 детей (6 заявлений удовлетворительны, 3 - ограничения в родительских правах).
За 6 месяцев 2023 года комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Москаленского муниципального района рассмотрено 97 дел в отношении несовершеннолетних и родителей ненадлежащим образом исполняющих родительские обязанности по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних детей. Привлечено к административной ответственности родителей всего - 66, несовершеннолетних 31. На профилактическом учете в территориальном банке данных семей, находящихся в социально опасном положении состоит 55 семей, находящихся в социально-опасном положении, в них 977 детей, 14 несовершеннолетних, совершивших преступления и правонарушения. 6 несовершеннолетних совершили 2 преступления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.