Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика и анализ текущего состояния системы образования в Арамильском городском округе
В системе образования в Арамильском городском округе в течение 2020 - 2023 годов произошли значительные качественные изменения, которым способствовала реализация комплекса программ и проектов федерального и регионального уровней, нацеленных на обеспечение нового качества образования. Новое качество обучения и воспитания в образовательной системе обеспечивается модернизацией материально-технической базы, обновлением содержания и технологий образования, переподготовкой педагогических кадров, оптимизацией и эффективным использованием имеющихся ресурсов, развитием конкурентной среды предоставления образования.
Система образования в Арамильском городском округе ориентирована на обеспечение условий получения качественного образования, отвечающего требованиям современной инновационной экономики, внедрение эффективных экономических механизмов в сфере образования, формирование социально адаптированной, конкурентоспособной личности, создание условий для ее самореализации.
Ежегодно в систему образования направляется не менее 70% расходов бюджета Арамильского городского округа.
Основная часть финансовых средств направляется в виде субсидий и субвенций.
Муниципальная программа "Развитие системы образования в Арамильском городском округе на 2024 - 2028 годы" (далее - Муниципальная программа) определяется приоритетами развития Арамильского городского округа, обозначенными в Стратегии социально-экономического развития Арамильского городского округа на период до 2030 года.
Муниципальная программа включает в себя следующие подпрограммы:
"Развитие системы дошкольного образования"; |
|
"Развитие системы общего образования"; |
|
"Развитие системы дополнительного образования"; |
|
"Сохранение и укрепление здоровья обучающихся"; |
|
"Обеспечение реализации муниципальной программы "Развитие системы образования в Арамильском городском округе на 2024 - 2028 годы". |
|
"Кадровое обеспечение системы образования в Арамильском городском округе" |
Подпрограмма 1. Развитие системы дошкольного образования
Современное общество характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и система дошкольного образования. Сегодня она выполняет важнейший социальный заказ общества, является фактором развития демографической политики государства, первым базовым уровнем образования.
Современная муниципальная система дошкольного образования представлена семью дошкольными образовательными учреждениями, реализующими основную общеобразовательную программу дошкольного образования и оказывающими разнообразный спектр образовательных услуг с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, а также для большего охвата детей услугами дошкольного образования, на территории округа имеются альтернативные формы дошкольного образования.
Численность детей дошкольного возраста (0-7 лет) в Арамильском городском округе по состоянию на 01 января 2023 года составляет 2239 детей, в том числе, состоящих в очереди - 606 детей и посещающих ДОУ - 1633 ребенка.
Обеспечена стопроцентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, 246 детей в возрасте до трёх лет посещают дошкольные образовательные организации. Расширен спектр вариативных форм обучения: второй год успешно работает и пользуется популярностью среди родителей группа кратковременного пребывания, открытая на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр развития творчества детей и юношества "Юнта" (далее - Центр "Юнта") для детей в возрасте до трёх лет, не посещающих дошкольные учреждения округа и состоящих в очереди.
Стабильно функционирует порядок комплектования и правила приема детей в дошкольные образовательные организации. С августа 2023 года электронная запись по регистрации заявителей для постановки на очередь в детский сад возможна не только через Единый портал государственных услуг, но и через государственную информационную систему "Единое цифровое пространство".
Исходя из поставленных задач, в качестве целевого параметра сохраняется:
- обеспеченность местами в дошкольных образовательных организациях Арамильского городского округа, реализующих образовательные услуги для детей в возрасте от 3 до 7 лет (100%).
- предоставление детям-инвалидам дошкольного возраста, проживающим в Арамильском городском округе и нуждающимся в обучении на дому, образования в дошкольных образовательных организациях (100%).
Стратегические направления и задачи по развитию муниципальной системы образования в части повышения оплаты труда отдельным категориям работников сферы образования нашли свое практическое отражение. Уровень средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций равен уровню средней заработной платы в сфере общего образования в Свердловской области и составляет 45 463,50 рублей (104,3% к плану).
Отделом образования Арамильского городского округа ежемесячно осуществляется мониторинг достижения целевых параметров уровня среднемесячной заработной платы работников муниципальных дошкольных образовательных организаций.
Сохранение уровня заработной платы в образовании должно сопровождаться ростом качества услуг. С целью получения объективной информации о качестве образовательных услуг дошкольные образовательные организации участвуют в процедурах независимой оценки качества деятельности образовательной организации.
Уделяется особое внимание правовому статусу образовательных организаций, снижению неэффективных расходов в системе образования.
Сеть учреждений дошкольного образования представлена следующим образом:
- 1 учреждение бюджетного типа (14%),
- 6 учреждений автономного типа (86%).
За 2021 - 2022 годы все дошкольные организации стали участниками мониторинга качества дошкольного образования, в мониторинге приняли участие родители и педагоги.
Анализ состояния дошкольного образования на сегодняшний день позволяет выделить главную проблему - доступность для всех детей Арамильского городского округа дошкольного образования, отвечающего современным требованиям к качеству его содержания, условий, разнообразию форм организации.
Повышение качества и доступности дошкольного образования в Арамильском городском округе обеспечивается вхождением дошкольных образовательных организаций в нормативное поле федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
В Арамильском городском округе во всех муниципальных учреждениях созданы необходимые условия для реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в том числе:
- утверждены нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- организовано предоставление информационной поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (через средства массовой информации, информационные порталы, актуальную информацию, размещенную на официальном сайте Отдела образования Арамильского городского округа, Министерства образования и молодежной политики Свердловской области);
- организовано предоставление методической поддержки реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (распространены разъяснения, рекомендации для организаций и прочее).
В целях обеспечения информационно-методического сопровождения процесса проектирования и реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на базе государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Свердловской области "Институт развития образования" ежегодно проводятся региональные мероприятия по введению Федерального государственного образовательного стандарта (конференции, семинары, вебинары, мастер-классы).
Успешная реализация Федерального государственного образовательного стандарта стала возможна при создании комплекса материально-технических условий. Образовательные организации обеспечены всем необходимым материально-техническим, учебным, игровым, спортивным и оздоровительным оборудованием.
Основными проблемами реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на сегодняшний день являются:
- недостаточное количество помещений (площадей) для осуществления познавательной, исследовательской, игровой активности детей;
- недостаточное количество помещений (площадей) для осуществления двигательной активности детей;
- недостаточная оснащенность помещений для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Модернизация системы образования не оставила в стороне и дошкольное образование. Утверждена Федеральная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, и направленная на реализацию основных функций дошкольного образования, единых подходов в обучении и воспитании ребенка, воспитании гражданина своей страны, знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
Направлениями дальнейшей работы по повышению качества дошкольного образования являются:
1) сохранение стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;
2) создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, в том числе, увеличение охвата дошкольным образованием детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет путем введения новых мест, перепрофилированием имеющихся, а также расширением вариативных форм обучения и воспитания;
3) сохранение условий реализации программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;
4) оснащение учебных помещений необходимым материально-техническим, учебным, игровым, спортивным и оздоровительным оборудованием для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Подпрограмма 2. Развитие системы общего образования
Ответственность органов управления образования и образовательных организаций заключается в создании условий для повышения качества образования. Поэтому качество образования, эффективность деятельности образовательных организаций - приоритетные задачи системы образования Арамильского городского округа. Достигаются они в том числе через региональную и муниципальную составляющие национального проекта "Образование".
Один из механизмов управления качеством образования - система оценки качества образования, которая представлена федеральным, региональным, муниципальным уровнями и уровнем образовательной организации.
Система образования уже не первый год участвует в различных исследованиях, измерениях, мониторингах. Все это элементы и механизмы управления качеством образования, которое строится не на интуитивном уровне, а на основе полученных данных.
Сформировалось два главных тренда - объективность и сбалансированность системы оценки качества. С одной стороны, мы должны видеть реальную картину состояния системы, а с другой - не перегрузить педагогов и управленцев разными мониторингами.
В 2022 - 2023 учебном году в общеобразовательных организациях был осуществлен переход на обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования и основного общего образования (далее - ФГОС). По обеспечению перехода, введения и реализации обновленных ФГОС начального общего образования и основного общего образования в образовательных организациях Арамильского городского округа Отделом образования Арамильского городского округа была разработана "Дорожная карта перехода на обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты", сформирована рабочая группа, которая приняла участие в нескольких методических вебинарах, проведенных на федеральных площадках Академии Министерства Просвещения России, проведены ряд консультаций по формированию учебного плана, рабочих программ с использованием "Конструктора рабочих программ". Педагогические работники прошли обучение по программам "Преподавание предметов в соответствии с обновленными Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования".
В 2023 году 321 выпускник 9-х классов сдавал основной государственный экзамен, включающий обязательные экзамены по русскому языку и математике, и 2 экзамена по выбору. Всего было организовано 2 пункта сдачи основного государственного экзамена (далее - ОГЭ) и 2 пункта сдачи государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ) для детей с особыми возможностями здоровья.
В процедуре единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) в 2023 году приняли участие 83 выпускника текущего года и 8 выпускников прошлых лет в резервный период.
В 2023 году медаль "За особые успехи в учении" получили 6 выпускников. 2 выпускника получили высокие результаты, а именно сдали 3 экзамена более чем на 80 баллов каждый. Обучающийся МАОУ СОШ N 1 набрал 100 баллов по химии.
Центральное место в процессе обновления российского образования отводится общему образованию. Деятельность трёх общеобразовательных организаций Арамильского городского округа направлена на решение задач повышения качества образования, развития инновационного потенциала школ, внедрения современных технологий воспитания и обучения, создания условий для обеспечения реализации права на образование граждан с ограниченными возможностями здоровья, развития новых форм работы с одаренными детьми.
В настоящее время в Арамильском городском округе обеспечено стабильное функционирование системы общего образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития, а именно:
1) сохранены и улучшаются материальные и организационные условия для обучения;
2) система образования продолжает осуществлять социальные функции обучения, воспитания несовершеннолетних;
3) реализуется система мер по сохранению и укреплению кадрового потенциала системы образования;
4) ежегодно в бюджете городского округа предусматриваются средства на гарантированное обеспечение заработной платы работников образовательных организаций.
В 2022/2023 учебном году в школах обучалось 4 090 обучающихся, в том числе во вторую смену - 1738 человек (42,5%). Все школы округа функционируют в двухсменном режиме обучения.
В соответствии с ФГОС среднего общего образования в общеобразовательных учреждениях реализуется профильное обучение. Каждый профиль усилен углубленным изучением предметов, элективными курсами, профессиональными пробами и социальными практиками.
Введение ФГОС направлено на достижение ключевых задач национального проекта "Образование", а именно: обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации, идентичности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования, возможности формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Главное обновление - конкретизация требований к предметным результатам. В предыдущей редакции стандарт давал только общие установки, задавал рамку. А что именно изучается, в каком классе, на все эти вопросы должна была самостоятельно отвечать каждая школа.
В МАОУ СОШ N 4 была организована образовательная деятельность по образовательным программам основного общего образования, основанная на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей. 5, 6 и 7 классы - с пропедевтической подготовкой по математике, 9 класс - с предпрофильной подготовкой по обществознанию, географии, химии/биологии и физике/информатике.
Профильное образование образовательные организации округа осуществляли в рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" в Свердловской области.
В 2022 году в мероприятиях Всероссийского проекта по ранней профессиональной ориентации школьников "Билет в будущее" национального проекта "Образование" приняли участие 226 обучающихся с 5-го по 11-й класс МАОУ СОШ N 1 и МАОУ СОШ N 4, в том числе 64 школьника посетили выставку, организованную на площадке "Исторического парка "Россия - моя история".
На протяжении трех лет реализуется проект открытых онлайн-уроков "ПроеКТОриЯ". Арамильские школьники являются активными участниками данного проекта. С 2021 года круг участников расширился, участниками проекта стали обучающиеся начальных классов. 100% обучающихся 5-11 классов являются постоянными участниками онлайнуроков.
Внеурочная деятельность в общеобразовательных организациях реализуется в соответствии с планами внеурочной деятельности через организацию факультативных курсов, образовательных модулей, дополнительного образования. Курсы внеурочной деятельности естественно-научного и технологического профилей реализуются с использованием Центров "Точки роста", открытых на базе МАОУ СОШ N 1 и МБОУ "СОШ N 3".
Для обеспечения качества реализации обновленных ФГОС требуется:
- завершить повышение квалификации педагогов;
- завершить разработку рабочих программ учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей с использованием "конструктора рабочих программ";
- актуализировать рабочую программу воспитания с учетом требований к воспитанию гармонично-развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
- обеспечить разъяснительную работу с родителями по вопросам особенностей реализации обновленных ФГОС;
- продолжить создание необходимых условий для реализации обновленных ФГОС.
Одним из основных направлений развития образования в Арамильском городском округе является развитие объективной системы оценки качества образования. Основными инструментами получения информации о качестве подготовки обучающихся на современном этапе развития образования являются: Государственная итоговая аттестация в 9-х классах, Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ), Всероссийские проверочные работы (далее - ВПР).
ЕГЭ остается основной формой государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования выпускников общеобразовательных организаций.
В 2023 году в Арамильском городском округе 5% выпускников общеобразовательных организаций не сдали ЕГЭ по обязательным предметам, в 2021 году - 5% выпускников, в 2022 году таких выпускников не было (0%).
Отмечается тенденция роста успешности прохождения ЕГЭ (при условии сохранения его организационной схемы). При этом неуспешных результатов по математике больше, чем по русскому языку.
В 2023 году 9% выпускников не преодолели минимальный порог на Государственной итоговой аттестации и не получили аттестаты об основном общем образовании, в 2021 году - 7% выпускников, в 2022 году - 11% обучающихся. Отмечается тенденция улучшения результатов по обязательному предмету - русский язык.
Направлениями дальнейшей работы по повышению качества общего образования будут являться:
1) проектирование системы методической работы и повышения квалификации педагогов образовательных учреждений на основе результатов мониторинговых и оценочных процедур;
2) повышение квалификации с целью преодоления профессиональных дефицитов и повышения качества обучения школьников (освоение современных технологий, форм урочной и внеурочной деятельности);
3) совершенствование технологии организации мониторинга развития профессиональной компетентности педагога в межаттестационный период;
4) мониторинг качества образования через диагностику освоения образовательных программ по предметам на региональном, муниципальном и школьном уровнях;
5) выстраивание объективной системы оценки учебных достижений обучающихся при проведении мониторинга качества образования на муниципальном уровне, промежуточной аттестации в образовательных учреждениях;
6) формирование на муниципальном уровне системы оценки качества образования, позволяющей своевременно анализировать и эффективно влиять на развитие системы;
7) применение независимой оценки качества образования;
8) обеспечение мобильных механизмов дистанционного образования обучающихся, доступа к современным образовательным ресурсам, сети медиатек, оснащение библиотек современными учебными пособиями и ресурсами;
9) организация предпрофильного обучения на уровне основной школы во всех образовательных учреждениях;
10) реализация единой концепции сопровождения и поддержки одаренных детей и детей с высоким уровнем мотивации, концепции поддержки ситуации успеха для каждого ребенка;
11) сохранение уровня средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования не ниже уровня средней заработной платы в Свердловской области.
В 2022 году уровень средней оплаты труда данной категории работников по Арамильскому городскому округу составил 54 444,20 рублей.
Начиная с января 2018 года данный уровень средней заработной платы педагогических работников и учителей школ сохраняется в стопроцентном объеме. Отделом образования Арамильского городского округа ежемесячно осуществляется мониторинг достижения целевых параметров заданного уровня в соответствии с показателями, утвержденными для муниципального образования. Необходимые финансовые средства на эти цели предусмотрены областным и, соответственно, местным бюджетами.
В современных условиях важный аспект введения Федеральной Основной Образовательной Программы - это реализация федеральной рабочей программы воспитания и федерального календарного плана воспитательной работы, направленных на развитие личности обучающихся, сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, формирование чувства патриотизма, гражданственности, коллективизма, взаимоуважения, гуманизма, милосердия, справедливости, любви к Родине. Немаловажной задачей является и создание единой системы военно-патриотического воспитания и организации работы по профориентации обучающихся. Поэтому в рамках августовских совещаний в 2023 году приоритетными темами для обсуждения стали вопросы качества образования, введения обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов, реализации Федеральной Основной Образовательной Программы и организации воспитательной работы.
Стратегия воспитания ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.
Особое внимание в рамках Национального проекта "Образование" уделяется Федеральному проекту "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации", который предусматривает комплекс мероприятий, направленных на развитие воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования:
- во всех образовательных учреждениях (школах, детских садах, учреждении дополнительного образования) имеется российская символика, активно функционируют места/пространства патриотического воспитания, несущие функцию приобщения нашим детям любви к семье, родному краю, Родине в целом;
- с 1 сентября 2022 года во всех школах округа введены должности Советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (далее - Советник);
- созданы Центры детских инициатив - пространства, позволяющие обучающимся создавать и реализовывать собственные внеклассные проекты, а Советники и классные руководители могут проводить классные часы и иную внеурочную деятельность;
- успешно реализуют свою работу школьные спортивные клубы;
- каждый понедельник учебной недели общеобразовательных организациях начинается с церемонии поднятия флага и исполнения гимна Российской Федерации. Первым уроком проходят занятия "Разговоры о важном", освещающие основные темы, связанные с ключевыми аспектами жизни человека в современной России. Для этого в помощь педагогам Министерством просвещения Российской Федерации создан специальный информационный ресурс с готовым комплектом методических материалов.
В целях расширения воспитательной работы с нового учебного года запускается новый проект в школах - "Наши Герои", включающий список выдающихся российских государственных деятелей, деятелей культуры и спорта и их краткие биографии. Материалы могут быть использованы при реализации рабочих программ воспитания, проведении просветительской работы, организации тематических мероприятий с участием детей и молодежи, а также при оформлении музейно-выставочных пространств. Разработанные информационные материалы уже направлены в учреждения. Список героев может быть дополнен выдающимися людьми Свердловской области и Арамильского городского округа.
В реализации данных мероприятий, в том числе, способствуют советники директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (введены в штат общеобразовательных организаций с 01.09.2022 г.), первичные отделения Российского движения детей и молодёжи "Движение первых" (открыты с марта 2023 года) и местное отделение Российского движения детей и молодежи "Движение первых" (открыто в июле 2023 года) (далее - РДДМ)
Ежегодно для обучающихся 10-х классов проводятся 5-дневные учебные сборы по основам военной службы. Учебные сборы входят в школьную программу, как часть дисциплины "Основы военной службы".
В целях укрепления и развития патриотического воспитания, навыков безопасности, с нового учебного года в школах вводится курс по изучению вопросов начальной военной подготовки в рамках освоения образовательных программ основного общего и среднего общего образования. Согласно ФГОС среднего общего образования учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" с новым его названием "Основы безопасности и защиты Родины" является обязательным для уровня среднего общего образования с 1 сентября 2024 года.
Планируются теоретические, практические и комплексные занятия, беседы и встречи с военнослужащими и ветеранами, открытые занятия, экскурсии в воинские части, военно-тактические и военно-спортивные игры.
В обновленный курс включен модуль начальной военной подготовки, изучающий устройство Вооруженных сил Российской Федерации, программа физической и начальной строевой подготовки, курс бытовой безопасности, правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций и оказание первой помощи.
МБОУ "СОШ N 3" является активным участником, лидером, в реализации военно-патриотических проектов и мероприятий. На базе учреждения создана необходимая инфраструктура для развития данного направления. С сентября 2023 года в МБОУ "СОШ N 3" открыт первый в истории Арамильского городского округа профильный кадетский класс.
Подпрограмма 3. Развитие системы дополнительного образования
Система дополнительного образования детей занимает важное место в системе образования Арамильского городского округа, она призвана обеспечить детям дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения их творческих и образовательных потребностей.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку одаренных и талантливых детей. Это сфера свободного выбора детьми и подростками разнообразных программ дополнительного образования детей в соответствии с их склонностями, способностями и возможностями.
В Арамильском городском округе функционирует две организации дополнительного образования детей: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр развития творчества детей и юношества "ЮНТА" (далее - Центр "ЮНТА"), подведомственное Отделу образования Арамильского городского округа, и учреждение дополнительного образования в сфере культуры: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств" (далее - ДШИ). Услуги дополнительного образования активно реализуются в системе общего образования.
Все муниципальные образовательные организации имеют лицензии на дополнительное образование (100%).
Четвертый год на территории муниципалитета успешно реализуется система персонифицированного финансирования дополнительного образования в рамках целевой модели развития региональной системы дополнительного образования.
С января 2022 года на сайте "https://р66. навигатор.дети", доступна полная информация о программах, реализующихся в организациях бюджетного и негосударственного сектора, а также о мероприятиях (фестивалях, конкурсах, выставках) в сфере дополнительного образования детей. Сайт позволяет родителям не только получать информацию, но и подавать электронную заявку на обучение. Также сайт навигатора является достоверным механизмом сбора статических данных в разрезе различных показателей для оценки состояния системы дополнительного образования в муниципалитете и принятия управленческих решений.
Общий охват дополнительным образованием детей на территории Арамильского городского округа в 2022 году составил 81,8% от общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Охват детей дополнительным образованием (человек) |
ИТОГО (в %) |
||
в учреждениях дополнительного образования |
в школах |
в ДОУ |
|
875 |
926 |
280 |
81,8 |
Самыми популярными направленностями в системе дополнительного образования детей являются физкультурно-спортивная (47,7%) и художественная (27,1%).
Направленности |
Кол-во детей |
Физкультурно-спортивная - спортивные секции, объединения общей физической подготовки, оздоровительная гимнастика, аэробика и др. |
939 |
Художественная - музыкальное творчество, театральное творчество, хореографическое творчество, изобразительное и декоративно-прикладное творчество |
787 |
Социально-гуманитарная - социальная адаптация, повышение готовности к обучению в школе, творческого развития детей дошкольного возраста; социальная адаптация и профессиональная ориентация |
356 |
Техническая - техническое моделирование и конструирование, научно-техническое творчество, художественно-техническое творчество |
490 |
Естественнонаучная - проектная деятельность, методология исследований |
69 |
Туристско-краеведческая - туризм с элементами спортивного ориентирования, развитие умственного, интеллектуального и физического потенциала |
11 |
Всего |
2 652 |
Центр "ЮНТА" реализует программы общеразвивающей направленности. Центр "ЮНТА" реализует 31 общеразвивающую программу, где обучаются более 800 детей на разных площадках города; в том числе, социально-гуманитарной направленности - 120 детей, технической - 235 детей, художественной - 377, туристско-краеведческой - 11.
В рамках регионального проекта "Уральская инженерная школа" Центром "ЮНТА" на базе МАОУ СОШ N 1 с прошлого учебного года открыта базовая площадка ГАНОУ СО "Дворец молодёжи" научно-технической направленности: реализуются кружки по 3D-моделированию, виртуальной реальности. Это позволило включить большее количество детей младшего школьного возраста в систему дополнительного образования и профориентационной работы.
В новом 2023 - 2024 учебном году, открылся Центр цифрового образования детей "IT-куб" (далее - Центр), созданный в рамках регионального проекта "Цифровая образовательная среда" Национального проекта "Образование".
Центром заключены соглашения с общеобразовательными организациями Арамильского городского округа о сетевом взаимодействии.
Однако в системе дополнительного образования очевидны проблемы и противоречия, которые необходимо решить в ближайшее время:
- при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов часто не учитывается уже состоявшийся ребенком выбор занятий в организациях дополнительного образования или учреждениях культуры, спорта, в связи с этим возникает ситуация излишней загруженности детей;
- реконструкция (строительство) нового здания для Центра "ЮНТА" и ДШИ.
В соответствии с выделенными проблемами определены следующие задачи:
- организация системы повышения квалификации руководителей и педагогических работников учреждений дополнительного образования в вопросах реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования; развитие новых механизмов, процедур, технологий сетевого взаимодействия с организациями образования, культуры, спорта;
- изменение взаимодополняющих позиций педагога дополнительного образования и школьного учителя в вопросах построения образовательной деятельности;
- разработка и реализация востребованных дополнительных общеобразовательных программ, в т.ч. краткосрочных, реализуемых в сетевой форме;
- вовлечение в систему дополнительного образования детей в возрасте 5-6 лет (общеразвивающие программы художественной, физкультурно-спортивной направленности) и 16-17 лет (программы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения).
Подпрограмма 4. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся
В части обеспечения сохранения и укрепление здоровья обучающихся, остается одно из главных направлений государственной политики - оздоровление детей.
Организация отдыха и оздоровления детей - важнейшая социальная задача, требующая особого внимания и объединения усилий всех участников процесса социального становления детей и подростков, гарантирующая каждому ребенку полноценный и безопасный отдых и оздоровление, способствует развитию творческого потенциала, формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья детей, а также предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Основным элементом в организации отдыха и оздоровления детей в Арамильском городском округе является межведомственное взаимодействие, которое осуществляется через создание единого правового поля, порядка финансирования, координацию деятельности, реализацию функций государственного и муниципального контроля, информационное обеспечение и развитие организаций, оказывающих услуги по организации отдыха и оздоровления детей.
В настоящее время действует система координации в сфере отдыха и оздоровления детей через работу муниципальной межведомственной комиссии по организации отдыха, оздоровления и занятости детей при Администрации Арамильского городского округа.
Организация отдыха и оздоровления детей и подростков в Арамильском городском округе осуществляется преимущественно в лагерях с дневным пребыванием, организованных на базе образовательных организаций, а также в загородных детских оздоровительных лагерях стационарного типа и санаториях круглогодичного действия на Черноморском побережье, в Свердловской области и за ее пределами.
Ежегодно увеличивается количество детей школьного возраста, соответственно увеличивается количество оздоравливаемых детей в Арамильском городском округе. В то же время развиваются такие формы организации отдыха и оздоровления детей, как туристические походы, многодневные слеты, профильные сборы для детей.
Ежегодно в летний период в целях укрепления здоровья детей функционируют лагеря дневного пребывания, организованные на базе школ. В связи с отсутствием подведомственных загородных оздоровительных лагерей, Арамильский городской округ активно сотрудничает в данном направлении с муниципалитетами Свердловской области, что позволяет оздоровить более 500 детей округа. Ежегодно на побережье Черного моря в санаторно-оздоровительных учреждениях оздоравливаются до 100 детей, в том числе, по проекту "Поезд здоровья".
Год |
Численность детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, направленных в организации отдыха детей и их оздоровления |
||||||||
Общее число обучающихся |
Общий охват детей отдыхом и оздоровлением (не менее 80%) |
Тип организации отдыха и их оздоровления |
|||||||
Лагерь дневного пребывания |
Загородный оздоровительный лагерь |
Санатории |
Всероссийский и международный детские центры |
Туристические походы |
Иные формы отдыха |
Трудоустройство |
|||
2021 |
3626 |
2901 |
790 |
501 |
60 |
0 |
350 |
1200 |
131 |
2022 |
3665 |
2932 |
750 |
500 |
90 |
0 |
350 |
1242 |
124 |
2023 |
4041 |
3233 |
815 |
550 |
100 |
3 |
400 |
1368 |
57 |
Анализ деятельности отдыха и оздоровления детей показал, что выполнены все поставленные задачи, охват обучающихся от запланированного количества детей, проживающих в Арамильском городском округе в возрасте от 6,5 до 18 лет - 4041 человек.
Общая численность детей, отдохнувших в пришкольных лагерях, составила 815 человек. В ходе летней оздоровительной кампании в 2023 году организованными формами отдыха и оздоровления охвачено 3 268 человека, что составляет 80,87 процентов от общей численности населения в возрасте от 6,5 до 17 лет детского населения и 101,08 процента от установленного целевого показателя на 2023 год.
В рамках соблюдения требований комплексной безопасности обучающихся в образовательных организациях Арамильского городского округа созданы условия по обеспечению антитеррористической и противопожарной безопасности, соблюдению санитарных норм и правил, в том числе, соблюдении санитарно-эпидемиологических требований в условиях профилактики и предотвращения распространения вирусных инфекций. Все образовательные организации Арамильского городского округа оснащены санитарно-гигиеническим оборудованием, устройствами (средствами) дезинфекции и медицинского контроля в полном объеме.
Паспорта безопасности оформлены во всех учреждениях образования, ежегодно проводятся обследования образовательных учреждений на предмет антитеррористической защищенности.
Организован подвоз обучающихся к образовательным организациям Арамильского городского округа. На данный момент в округе функционируют 4 школьных маршрута. Школьные автобусы оснащены аппаратурой глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС). Ежегодно проводятся работы по техническому обслуживанию транспортных средств, согласуются маршруты поездок. Водители школьных автобусов проходят обучение по программе безопасности дорожного движения. Перед началом нового учебного года проводится обследование мест сбора детей, остановок школьных автобусов совместно с представителями ОГИБДД ММО России Сысертский.
Большое внимание уделяется обеспечению качественного и доступного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Создана и развивается система межведомственного взаимодействия по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с особыми образовательными потребностями, в том числе по оказанию ранней помощи детям.
С этой целью в Арамильском городском округе продолжается работа по созданию условий для реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, создания дополнительных условий для их образования, социализации в условиях общеобразовательной организации.
Для создания беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во всех образовательных организациях входные группы оборудованы пандусами, в 3-х учреждениях пороги входных групп сглажены и оборудование пандуса не требуется. Пандусы перекатные (рельсы) на лестничные марши имеются в 4-х образовательных организациях.
На всех зданиях образовательных организаций на входных калитках размещены вывески со шрифтом Брайля и знаки доступности для инвалидов, входы оборудованы кнопками вызова (домофоны) для маломобильных групп населения (входные калитки, входные группы зданий) в 100% образовательных организаций. Местами для высадки маломобильных групп населения либо места для инвалидов на автопарковках оборудованы объекты 14 зданий образовательных организаций. Санузлы для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) оборудованы в 7 образовательных организациях.
По состоянию на 01 сентября 2023 года в образовательных организациях обучается 84 ребенка-инвалида, в том числе:
в общеобразовательных организациях - 58 человек;
в дошкольных образовательных организациях - 26 человек.
Для данной категории детей, при необходимости, оказывается помощь тьютерами и ассистентами.
Все образовательные организации имеют актуальный паспорта доступности и планы мероприятий ("Дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых в них услуг в сфере образования.
Охват обучающихся организованным горячим питанием является основным видом профилактики хронических заболеваний органов пищеварения.
В Арамильском городском округе организовано бесплатное здоровое горячее питание для обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего образования за счет субсидий федерального и областного бюджетов, предоставляемых муниципальному образованию по соглашению с Министерством образования и молодежной политики Свердловской области.
Питание обучающихся организовано во всех общеобразовательных организациях. Охват горячим питанием обучающихся общеобразовательных организаций составляет стабильно 95,3%, что на уровне целевых показателей по Свердловской области и 100% охват детей льготных категорий.
В целях создания условий для организации горячего питания обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций Арамильского городского округа обновляется и проводится модернизация материально-технической базы пищеблоков общеобразовательных организаций. Так, в течение 2020 - 2023 годов приобретено новое оборудование в пищеблоки всех общеобразовательных организаций. Технологическое оборудование приобретено взамен вышедшего из строя, устаревшего и недостающего оборудования.
В рамках мероприятия в 2020 году проведены работы по оборудованию спортивной площадки МБОУ "СОШ N 3", включая в том числе обустройство футбольного поля с устройством покрытия, беговой дорожки, баскетбольной и волейбольной площадок, площадки со спортивным оборудованием, в том числе для сдачи обучающимися общеобразовательных организаций нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне". В 2021 году оборудована полоса препятствий в рамках проекта по военно-патриотическому воспитанию молодежи.
Создание условий, обеспечивающих комфортное и безопасное обучение, сохранение и укрепление здоровья детей - это обеспечение государственных гарантий доступного и качественного образования, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, улучшения состояния зданий образовательных учреждений, совершенствование материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений, создание комфортных условий для участников образовательных отношений: обучающихся и педагогических работников, повышение безопасности проведения образовательного процесса и качества условий в образовательных учреждениях, минимизацию возникновения возможных аварийных ситуаций.
Несмотря на удовлетворительное текущее состояние зданий, требуется укрепление материально-технической базы ряда учреждений путем проведения работ по текущему и капитальному ремонту в соответствии с современными требованиями. На сегодняшний день 5 зданий муниципальных образовательных учреждений (33%) нуждаются в капитальном ремонте: здание начальных классов МАОУ СОШ N 1, здание основной школы МБОУ "СОШ N 3", здания детский садов N 4 "Солнышко" и N 5 "Светлячок" и здание по ул. 1 Мая 58-а Центра "ЮНТА". Большинству организаций требуется благоустройство территорий, прогулочных площадок, ремонт внутренних инженерных сетей и оборудования и др.
Поддержание и развитие материально-технической базы образовательных учреждений является одним из основных условий успешного осуществления образовательного процесса, обеспечения комфортных и безопасных условий нахождения в учреждениях детей, выполнения требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, в части соблюдения строительных норм и правил, санитарных норм, требований по охране здоровья и безопасности обучающихся, воспитанников.
Реализация мероприятий по проведению капитального и текущего ремонта, укреплению материально-технической базы образовательных учреждений позволит снизить количество учреждений, нуждающихся в проведении внепланового капитального ремонта конструкций, перейти на осуществление планово-предупредительных ремонтов зданий образовательных учреждений, снизить риски аварийных ситуаций.
Общая направленность мероприятий в целом по подпрограмме:
- создание безопасных условий для обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности;
- обеспечение содержания зданий и сооружений, обустройство прилегающих территорий муниципальных учреждений Арамильского городского округа в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, социальных норм и нормативов;
- проведение капитального и текущего ремонта объектов образования, повышение качества выполняемого капитального и текущего ремонта, обеспечение возможности организации в дальнейшем планово-предупредительных ремонтов;
- организация первоочередных мероприятий по комплексной безопасности образовательных учреждений (завершение установки системы контроля и управления доступом (далее - СКУД), реконструкция ограждения территорий учреждений, введение лицензированной физической охраны в дошкольных образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей, противопожарные мероприятия и др.);
- создание современных условий для занятия физической культурой и спортом, повышение качества школьного образования в условиях реализации и введения Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся общеобразовательных организаций.
Мероприятия подпрограммы направлены на обеспечение современных качественных условий проведения образовательного процесса в муниципальных учреждениях Арамильского городского округа в целях повышения качества образовательных услуг, достижение наибольшего положительного социального и оздоровительного эффекта.
Показателями социальной эффективности подпрограммы являются:
- ежегодная стопроцентная готовность муниципальных образовательных учреждений к новому учебному году;
- предотвращение несчастных случаев с помощью мероприятий комплексной безопасности;
- недопущение случаев травмирования и гибели обучающихся на территории образовательных учреждений;
- создание условий для сохранения инфраструктуры отдыха и оздоровления детей;
- создание условий для духовного, нравственного и физического развития детей во время пребывания в учреждениях отдыха и оздоровления, формирование основы здорового образа жизни;
- разработка и внедрение новых образовательных программ, в том числе, по формированию здорового образа жизни, профилактике рискованного поведения у детей и подростков;
- создание системы информирования населения о предоставлении услуг оздоровления, отдыха и занятости детей Арамильского городского округа.
Реализация подпрограммы сопряжена, прежде всего, с финансово-экономическими рисками.
К финансово-экономическим рискам относится возможность снижения темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, высокая инфляция, а также несвоевременность и недостаточность финансирования мероприятий подпрограммы.
Управление финансово-экономическими рисками будет обеспечено за счет открытости и прозрачности планов мероприятий подпрограммы.
Законодательные риски связаны с изменениями в законодательстве Российской Федерации, ограничивающими возможность реализации предусмотренных подпрограммой мероприятий.
Управление данной группой рисков будет обеспечено корректировкой управленческих решений и разработкой предложений в целях совершенствования законодательства в сфере комплексной безопасности, организации отдыха и оздоровления детей.
В процессе реализации подпрограммы комплексный подход к выполнению мероприятий, четкое распределение функций, полномочий и ответственности соисполнителей, мониторинг и анализ результатов проведения мероприятий, своевременная корректировка показателей позволят снизить вероятность негативного воздействия рисков и угроз на достижение предусмотренных в подпрограмме конечных результатов.
Экономическую эффективность подпрограммы определить не представляется возможным, так как подпрограмма имеет преимущественно социальную направленность. Выполнение мероприятий подпрограммы позволит предотвратить нанесение экономического ущерба вследствие возможного возникновения аварийных ситуаций в образовательных учреждениях.
Подпрограмма 5. "Обеспечение реализации муниципальной программы "Развитие системы образования в Арамильском городском округе на 2024 - 2028 годы"
Деятельность Отдела образования Арамильского городского округа в сфере образования направлена на обеспечение последовательной реализации государственной образовательной политики по развитию потенциала системы образования округа, обеспечение прав граждан на качественное, доступное, адаптивное образование, обеспечение максимального соответствия предлагаемых образовательных услуг тенденциям развития социально-экономического комплекса Арамильского городского округа.
Стратегическими целями Отдела образования Арамильского городского округа и подведомственных образовательных учреждений являются:
1. Обеспечение гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования.
2. Сохранение и укрепление здоровья детей.
3. Обеспечение общегородских мероприятий и муниципальная поддержка в сфере образования.
Деятельность Отдела образования Арамильского городского округа направлена на:
1) обеспечение государственной политики в сфере образования;
2) исполнение бюджетных обязательств по осуществлению расходов бюджета Арамильского городского округа в сфере образования;
3) обеспечение условий доступности качественного дошкольного и общего образования в Арамильском городском округе;
4) перспективные тенденции социально-экономического развития Арамильского городского округа и удовлетворения образовательных потребностей граждан на качественное образование, обеспечение доступности, непрерывности и адаптивности образования, развитие инфраструктуры в целях обеспечения инновационного характера социально-экономического развития Арамильского городского округа;
5) внедрение инновационных образовательных программ и апробация инновационных образовательных технологий;
6) обеспечение детей местами в дошкольных образовательных организациях в соответствии с запросами родителей через расширение форм предоставления услуг системы дошкольного образования;
7) реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" через поэтапное введение новых образовательных стандартов, современных условий обучения и максимально широкое использование современных информационных технологий в образовательных организациях Арамильского городского округа;
8) повышение качества образования за счет модернизации материально-технической базы образовательных организаций;
9) выявление, муниципальную поддержку и сопровождение талантливых детей Арамильского городского округа, поддержку молодых специалистов;
10) внедрение современных организационно-экономических механизмов, направленных на эффективное использование бюджетных средств, обеспечение качества предоставляемых услуг;
11) выявление, системную поддержку и целевое сопровождение талантливых и высоко мотивированных детей Арамильского городского округа, поддержку молодых специалистов;
12) развитие системы патриотического воспитания несовершеннолетних граждан Арамильского городского округа;
13) предоставление услуг дополнительного образования для детей в возрасте от 5 до 18 лет.
В своей деятельности Отдел образования Арамильского городского округа реализует стратегические цели развития, отраженные в программе социально-экономического развития Арамильского городского округа до 2030 года и других стратегических документах, а также достижение показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Как главному распорядителю бюджетных средств Отделу образования Арамильского городского округа выделяются бюджетные ассигнования:
- на текущее содержание организаций системы образования Арамильского городского округа;
- на текущее содержание учреждений, обеспечивающих деятельность образовательных организаций;
- на реализацию программ и проектов Свердловской области, Арамильского городского округа;
- на реализацию федеральных целевых программ и проектов;
- на проведение общегородских мероприятий в образовании;
- на подготовку и организацию оздоровительной кампании;
- на содержание Отдела образования Арамильского городского округа;
- на реализацию переданных полномочий в сфере образования органами государственной власти Свердловской области.
Подпрограмма 6. "Кадровое обеспечение системы образования"
Одним из важнейших механизмов реализации стратегии социально-экономического развития Арамильского городского округа является развитие кадрового потенциала, способного обеспечить эффективное функционирование социально-экономического комплекса города.
Важнейшую роль в этом играет система образования и, прежде всего, ее педагогические и руководящие работники, способные обеспечить инновационность и эффективность развития.
За последнее десятилетие в Арамильском городском округе значительно увеличилась численность детского населения, увеличилась сеть образовательных организаций, что повлекло за собой дополнительные рабочие места в сфере образования.
Развитие профессионализма педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций является ключевым фактором кадрового обеспечения системы образования, стратегическим ресурсом повышения качества образования в Арамильском городском округе.
Настоящая подпрограмма разработана в соответствии с приоритетными направлениями, проектами и программами стратегического развития Российской Федерации, стратегией социально-экономического развития Свердловской области и Арамильского городского округа.
Новые задачи системы образования, обусловленные процессом модернизации образования, обновлением федеральных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, разработкой и введением новых концепций учебных предметов (предметных областей), актуализацией вопросов воспитания, работы с учащимися, имеющими проблемы в развитии, применением сетевых форм реализации основных образовательных программ, цифровизацией образования, требуют освоения педагогами новых профессиональных компетенций.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" определены национальные цели развития Российской Федерации в сфере образования - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Повысить качество образования, воспитать в каждом ученике гармоничную социально ответственную личность без современного педагога невозможно. Поэтому в Арамильском городском округе системно выстраивается работа по обеспечению непрерывного профессионального развития педагогических и руководящих работников.
По состоянию на 1 сентября 2023 года общая численность педагогических работников дошкольных образовательных организаций составляет 144 человека. Значительную долю педагогических работников составляют воспитатели (66,7%). 61% педагогических работников имеют высшее профессиональное образование, 39% педагогических работников имеют среднее профессиональное образование. Стаж работы более 20 лет имеют 22,4% педагогических работников. Доля педагогических работников, педагогический стаж которых насчитывает менее 10 лет, относительно высока - 48,3%. Высшую квалификационную категорию имеют только 19% педагогических работников дошкольных образовательных организаций, 60,6% - первую квалификационную категорию, 15,6% педагогов без категории и 4,8% - с аттестацией "соответствие занимаемой должности". Увеличение числа педагогов без категории объясняется приходом новых сотрудников, в том числе молодых специалистов.
Средняя педагогическая нагрузка составляет 37,55 часов в неделю на одного педагога. Средний размер оплаты труда педагогических работников дошкольного образования составляет 57 559,36 рублей на 1,3 ставки.
Укомплектованность составляет 89%. В 2023 году проблема укомплектованности педагогическими кадрами, решена в двух дошкольных образовательных организациях и составляет 100%, остается нерешенной в МАДОУ "Детский сад N 1 "Аленка" (92%), МАДОУ "Детский сад N 3 "Родничок" (77%), МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 5 "Светлячок" (87%), МАДОУ "Детский сад N 7 "Золотой ключик" (83%), МАДОУ "Детский сад N 8 "Сказка" (87%).
Ежегодно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья, потребность в группах с 12-часовым пребыванием детей и группах для детей младшего дошкольного возраста, всё это требует дополнительных кадровых ресурсов.
Характеристика кадрового потенциала дошкольных образовательных учреждений
Показатель |
Численность педагогических работников |
Доля от общей численности педагогических работников |
Общая численность педагогических работников |
144 |
100 |
в том числе: |
|
|
воспитателей, включая старших воспитателей |
96 |
66,7 |
музыкальных руководителей |
10 |
7 |
Инструкторов по физической культуре |
9 |
6,25 |
Учителей - логопедов |
14 |
10 |
учителей - дефектологов |
2 |
1,4 |
педагогов - психологов |
6 |
4,2 |
других педагогов |
7 |
5 |
из них имеют педагогическое образование |
144 |
100 |
из них имеющих среднее педагогическое образование |
56 |
39 |
Общая численность педагогических работников общеобразовательных организаций, по состоянию на 1 сентября 2023 года составляет 213 человек, из них учителей - 170 человек.
Доля учителей от общего количества работников образовательной организации составляет 60%, доля учителей в возрасте до 35 лет от общего количества учителей образовательных организации - 29,4%.
В общеобразовательных организациях насчитывается 37,3% педагогов с высшей квалификационной категорией, 45,1% педагогов с первой квалификационной категорией, 5,3% - соответствие занимаемой должности и 12,3% педагогов без категории. Увеличение числа педагогов без категории объясняется приходом новых сотрудников, в том числе молодых специалистов.
Укомплектованность составляет - 100%. Обеспеченность кадрами покрывается за счет распределения нагрузки на имеющихся в штате педагогов.
Средняя педагогическая нагрузка составляет 36,12 часов в неделю на на одного педагога, в том числе МАОУ СОШ N 1 - 41,23 часов в неделю, МБОУ "СОШ N 3" - 32,6 часов в неделю, МАОУ "СОШ N 4" - 35,69 часов в неделю. Средний размер оплаты труда педагогических работников общего образования составляет 59 247,20 рублей на 2,0 ставки.
Педагогическая нагрузка учителей ежегодно увеличивается по ряду причин:
- рост численности обучающихся;
- увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья;
- уход на пенсию во возрасту педагогов "стажистов".
Справочно: количество обучающихся в 2018 г. - 3096 чел., 2019 г.- 3345 чел., 2020 г.- 3626 чел., 2021 г. - 3848 чел., 2022 г. - 4062 чел., 2023 г. - 4229 чел.). Школы работают в двухсменном режиме, средняя наполняемость классов 28-32 обучающихся в городских школах и 23-28 обучающихся в сельской.
Характеристика кадрового состава общеобразовательных организаций
Номер строки |
Показатель |
Численность педагогических работников (на 21.09.2022) |
Численность педагогических работников (на 21.09.2023) |
1. |
Общая численность работников (человек) |
283 |
285 |
2. |
Из общей численности педагогических работников (человек) |
210 |
213 |
з. |
Доля педагогических работников от общей численности работников (%) |
74,2 |
75 |
4. |
Из общей численности учителей (человек) |
178 |
170 |
5. |
Доля учителей от общей численности работников (%) |
63 |
60 |
6. |
Численность учителей с высшей и первой квалификационными категориями (человек) |
136 |
140 |
7. |
Доля учителей с высшей и первой квалификационными категориями от общей численности учителей (%) |
76,4 |
82,4 |
8. |
Численность учителей с высшим образованием и средним профессиональным образованием (человек) |
148 |
112 |
9. |
Доля учителей с высшим образованием и средним профессиональным образованием от общей численности учителей (%) |
83,1 |
65,9 |
10. |
Численность учителей с педагогическим стажем работы до З лет (человек) |
19 |
17 |
11. |
Доля учителей с педагогическим стажем работы до З лет от общей численности учителей (%) |
10,7 |
10 |
12. |
Численность учителей с общим стажем работы от 10 лет человек |
127 |
123 |
13. |
Доля учителей с общим стажем работы от 10 лет от общей численности учителей (%) |
71,3 |
72,4 |
14. |
Численность учителей в возрасте до 35 лет человек |
57 |
50 |
15. |
Доля учителей в возрасте до 35 лет от общей численности учителей (%) |
32 |
29,4 |
16. |
Численность учителей женщин (человек) |
160 |
151 |
17. |
Доля учителей женщин от общей численности учителей (%) |
90 |
89 |
В Центре "Юнта" работает 22 педагогических работника. Основою часть педагогических работников организации дополнительного образования составляют женщины.
Из общего числа педагогических работников высшее профессиональное образование имеют 67% работников, среднее профессиональное - 28%.
Педагогический коллектив Центра "Юнта" в значительной степени состоит из молодых энергичных и творческих педагогов. Стаж работы менее 5 лет имеют 55,5% педагогических работников. Стаж работы более 5 лет имею 44,5% педагогических работников.
Общая численность работников образовательных организаций Арамильского городского округа в 2023/2024 учебном году по сравнению с 2020/2021 учебном году увеличилась на 18 человек
Динамика численности педагогических работников образовательных организаций Арамильского городского округа
Номер строки |
Организации, осуществляющие образовательную деятельность |
Численность педагогических работников человек |
|||
2020/2021 учебный год |
2021/2022 учебный год |
2022/2023 учебный год |
2023/2024 учебный год |
||
1. |
Дошкольные образовательные организации |
149 |
149 |
158 |
144 |
2. |
Общеобразовательные организации |
216 |
234 |
227 |
230 |
З. |
Организации дополнительного образования (Центр "Юнта") |
13 |
19 |
21 |
22 |
4. |
Итого |
378 |
402 |
406 |
396 |
Квалификационный ценз педагогов Центра "Юнта" составляет 44%, что является самым низким показателем по округу. Высшую квалификационную категорию имеют 28% педагогов, первую - 17%, 11% - это педагоги с аттестацией "соответствие занимаемой должности", 44% педагогов без категории. Отсутствие квалификационной категории объясняется приходом новых сотрудников, в том числе молодых специалистов.
Укомплектованность составляет - 95%. Кадровый дефицит связан с развитием новых направлений общеобразовательных общеразвивающих программ, таких как 3D-моделирование, беспилотные летательные аппараты, виртуальная реальность.
Средняя педагогическая нагрузка педагогов дополнительного образования составляет 22,14 часов в неделю на одного педагога. Средний размер оплаты труда педагога составляет 59 247,20 рублей на 1,1 ставки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.