г. Краснодар |
|
28 сентября 2022 г. |
Дело N А53-33678/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Алексеева Р.А. и Бабаевой О.В., при участии в судебном заседании от истца - публичного акционерного общества "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер"" (ОГРН 1067746341024, ИНН 7708591995) - Никититной Н.А. (доверенность от 10.02.2022), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Еврологистик" (ОГРН 1086102000225, ИНН 6102027355) - Ткачевой С.В. (доверенность от 22.10.2021), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Еврологистик" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2022 по делу N А53-33678/2021, установил следующее.
ПАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер"" (далее - истец, центр) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ООО "Еврологистик" (далее - ответчик, общество) о взыскании 681 870 рублей убытков.
Решением от 11.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.06.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы ссылается на то, что убытки у истца возникли в связи с добровольной уплатой штрафа перевозчику ОАО "РЖД" (далее - железная дорога) по статье 98 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) в связи с неоплатой дополнительных услуг в виде охраны груза. Железная дорога указала, что в результате неправильного заполнения перевозочных документов - наименования груза - снизилась стоимость перевозки в результате неоплаты дополнительных услуг по охране груза. Суды не приняли во внимание, что уменьшения стоимости перевозки груза не произошло, поскольку за изделия сухарные и концентраты пищевые предусмотрен один и тот же размер провозной платы - 68 187 рублей за один вагон. Центр имел право отступать от указаний клиента, если это необходимо в его интересах в силу пункта 2.2.3 Общих условий и в силу пункта 2.2.4 Общих условий принимать решение в интересах клиента самостоятельно. Обладая товаро-сопроводительными документами на груз, истец знал о перевозке в контейнере "Индивидуального рациона питания", следовательно, имел возможность указать любое наименование груза, которое считал правильным.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, центр (экспедитор) и общество (клиент) заключили договор транспортной экспедиции от 01.01.2018 N НКП СКЖД-771380, по которому экспедитор обязуется на возмездной основе оказать услуги по заказу клиента в соответствии с условиями договора.
Согласно пункту 1 договора клиент, подписывая договор, подтверждает, что ознакомился, принимает и обязуется руководствоваться Общими, Специальными и Коммерческими условиями, разработанными центром и размещенными для ознакомления в свободном доступе на сайте в сети Интернет: https://trcont.ru, а также на его информационных стендах. Термины и понятия, используемые в договоре, определены в Общих условиях.
Истец указал, что во исполнение заказа клиента он предоставила контейнер RZDU5264303 (далее - контейнер-1) и контейнер TKRU4107202 (далее - контейнер-2). Погрузка грузов в предоставленные центром контейнеры производилась обществом самостоятельно. После погрузки груза клиентом установлены запорно-пломбировочные устройства (далее - ЗПУ): на контейнер-1 - ЗПУ 60 СЦ РЖДУ 6781551, на контейнер-2 - ЗПУ 60 СЦ РЖДУ 6781564.
09 ноября 2020 года центр принял от общества названные контейнеры за исправными ЗПУ к перевозке железнодорожным транспортом в соответствии с пунктом 80.1 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374 (далее - Правила N 374), без проверки грузов, путем проведения визуального осмотра состояния контейнеров (проверка исправности ЗПУ, оттиски ЗПУ и соответствие их данным, указанным в транспортных железнодорожных накладных N ЭП564705, ЭП564918).
Железная дорога, проведя в порядке статьи 27 Устава 19.11.2020 проверку груза в названных контейнерах на станции назначения Чита-1 Забайкальской железной дороги, установила, что в транспортных железнодорожных накладных N ЭП564705, ЭП564918 искажено наименования груза перевозимого в контейнерах (согласно накладным груз значится "Изделия сухарные (сухари, гренки, хрустящие хлебцы) - 3451 мест", тогда как фактически в контейнеры погружен груз - "Индивидуальный рацион питания, вариант 3", ТУ 10.89.19-080-05129862-2019, изготовитель: ОАО "Консервсушпрод").
По результатам проверки железная дорога составила коммерческие акты от 19.11.2020 N ЗБК2004369/440, ЗБК2004374/441 и акты общей формы.
Установив, что грузоотправителем (обществом) неправильно заполнены перевозочные документы (заявлено иное наименование груза), руководствуясь статьей 98 Устава, железная дорога начислило центру 681 870 рублей штрафа за искажение наименования груза по железнодорожным транспортным накладным N ЭП564705, ЭП564918.
Истец оплатил начисленный железной дорогой штраф, что подтверждается письмом железной дороги и накопительными ведомостями N 041207, 041208.
Пунктами 4, 4.1 Специальных условий ГО определено, что клиент, заказывая центру услуги с опцией ТрансКонтейнер грузоотправитель/грузополучатель, гарантирует, что груз разрешен к перевозке на условиях, согласовываемых в заказе, информация о свойствах груза и требованиях к условиям его перевозки доведена до центра в полном объеме.
Согласно пункту 2.3.1 Общих условий клиент обязан предоставлять необходимые и достоверные сведения о наименовании, весе, свойствах и условиях перевозки груза.
Пунктом 11 Специальных условий ГО предусмотрено, что при наступлении обстоятельств, являющихся основанием для возникновения ответственности центра перед третьими лицами, государственными и иными органами, по причинам, зависящим от клиента, последний обязуется незамедлительно оказать всяческое содействие центру в защите его прав и законных интересов, урегулировать конфликтные ситуации, возместить понесенные расходы.
Ссылаясь на то, что общество нарушило условия спорного договора и должно возместить центру убытки, возникшие у него в результате ненадлежащего исполнения клиентом своих обязательств по договору, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя иск, руководствуясь статьями 15, 309, 310, 393, 401, 793, 801, 804, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ), условиями спорного договора, установив, что обязанность достоверного указания наименования груза возложена на ответчика (клиента), а также начисление перевозчиком предусмотренного статьей 98 Устава штрафа за искажение наименования груза по железнодорожным транспортным накладным N ЭП564705, ЭП564918 и оплату этого штрафа истцом (экспедитором), суды пришли к выводу об обязанности ответчика возместить истцу сумму ущерба в виде стоимости выплаченного штрафа за искажение наименования груза.
Доводы общества об отсутствии причинно-следственной связи между убытками истца и действиями клиента являлись предметом оценки в суде первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены.
В соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и перечня грузов, требующих обязательного сопровождения в пути следования, утвержденными приказом Минтранса России от 04.03.2019 N 70 (далее - Правила N 70), груз "Концентраты пищевые непоименованные в алфавите" (Индивидуальный рацион питания, вариант 3) относится к грузам, требующим обязательного сменного сопровождения в пути следования от пункта погрузки до пункта выгрузки (часть 2 Перечня грузов, требующих обязательного охраны в пути следования, утвержденного приказом Минтранса России от 04.03.2019 N 70).
Охрана таких грузов обеспечивается грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору (статья 17 Устава).
В обязанности грузоотправителя на территории Российской Федерации входит предоставление достоверной информации о грузе и оплата стоимости перевозки в соответствии с фактически перевозимым грузом (статьи 18, 25, 30 Устава).
В отношении груза "Концентраты пищевые непоименованные в алфавите" осуществляется обязательное сменное сопровождение (охрана) в пути следования от пункта погрузки до пункта выгрузки и при предъявлении к перевозке такого груза грузоотправитель в предоставляемой перевозчику железнодорожной накладной в графу "Наименование груза" вносит соответствующие отметки (статья 17 Устава, пункт 4 Правил N 70 и часть 2 Перечня грузов, требующих обязательного сопровождения в пути следования, утвержденных приказом Минтранса России от 04.03.2019 N 70).
Поскольку ответчик в нарушение приведенных нормативных положений при отправлении груза недостоверно указал сведения о наименовании груза, не заявил об охране груза при перевозке, что является нарушением требований по безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта, суды правомерно исходили из доказанности вины ответчика и причинно-следственной связи между виновными действиями общества и наступившими у центра последствиями.
Доводы жалобы о несоответствии провозной платы, принятой к расчету штрафа, являлся предметом исследования и проверки судов и ему дана правовая оценка. Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2022 по делу N А53-33678/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и перечня грузов, требующих обязательного сопровождения в пути следования, утвержденными приказом Минтранса России от 04.03.2019 N 70 (далее - Правила N 70), груз "Концентраты пищевые непоименованные в алфавите" (Индивидуальный рацион питания, вариант 3) относится к грузам, требующим обязательного сменного сопровождения в пути следования от пункта погрузки до пункта выгрузки (часть 2 Перечня грузов, требующих обязательного охраны в пути следования, утвержденного приказом Минтранса России от 04.03.2019 N 70).
Охрана таких грузов обеспечивается грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору (статья 17 Устава).
В обязанности грузоотправителя на территории Российской Федерации входит предоставление достоверной информации о грузе и оплата стоимости перевозки в соответствии с фактически перевозимым грузом (статьи 18, 25, 30 Устава).
В отношении груза "Концентраты пищевые непоименованные в алфавите" осуществляется обязательное сменное сопровождение (охрана) в пути следования от пункта погрузки до пункта выгрузки и при предъявлении к перевозке такого груза грузоотправитель в предоставляемой перевозчику железнодорожной накладной в графу "Наименование груза" вносит соответствующие отметки (статья 17 Устава, пункт 4 Правил N 70 и часть 2 Перечня грузов, требующих обязательного сопровождения в пути следования, утвержденных приказом Минтранса России от 04.03.2019 N 70)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 сентября 2022 г. N Ф08-9657/22 по делу N А53-33678/2021