г. Краснодар |
|
29 сентября 2022 г. |
Дело N А32-55217/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Герасименко А.Н. и Гиданкиной А.В., при ведении протокола помощником судьи Яковлевой К.В., при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) от заявителя - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края (ИНН 2636206829, ОГРН 1152651000512) - Симоненко И.И. (доверенность от 27.07.2022), подключившегося посредством системы веб-конференции (онлайн-заседание), от заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю (ИНН 2310024534, ОГРН 1022301619020) - Губаревой Н.Н. (доверенность от 19.01.2022), Тищенко И.П. (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов Ставропольского края (ИНН 2634038135, ОГРН 1022601983337), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Министерства финансов Ставропольского края и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2022 по делу N А32-55217/2021, установил следующее.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края (далее - Министерство ЖКХ) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю (управление) об оспаривании представления управления от 01.10.2021 N 18-22-11/13628 (далее - представление).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство финансов Ставропольского края.
Решением суда от 27.05.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.07.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что отдельные мероприятия по сбору, транспортированию и обезвреживанию использованных средств индивидуальной защиты с территории избирательных участков Ставропольского края в целях профилактики рисков, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), при подготовке и проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений Конституцию Российской Федерации не требовались и использование 5 064 123 рублей 44 копеек средств федерального бюджета в рамках государственного контракта между Министерством ЖКХ и ООО "Экология края" от 23.06.2020 N 65 противоречит требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации.
Министерство финансов Ставропольского края и Министерство ЖКХ обратились в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационными жалобами, в которых просили отменить решение от 27.05.2022 и постановление апелляционной инстанции от 07.07.2022, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявители жалоб считают, что выводы, содержащиеся в судебных актах, не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, судами неверно применены нормы материального права.
В отзыве на кассационные жалобы управление считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационные жалобы оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Министерства ЖКХ поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители управления в судебном заседании просили судебные акты оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного постановления Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобы не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, управление в соответствии с приказом управления от 26.07.2021 N 421-к/р "О назначении плановой выездной проверки в министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края" (далее - контрольное мероприятие) на основании пункта 23 раздела 1 Плана контрольных мероприятий управления в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, в период с 29.07.2021 по 13.08.2021 провело плановую выездную проверку осуществления Министерством ЖКХ расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" в части использования средств дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на подготовку и проведение общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 04.06.2020 N 1476-р и от 10.07.2020 N 1784-р.
В соответствии с положениями пункта 49 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235, по результатам проверки составлен акт плановой выездной проверки от 13.03.2021.
Установлено, что в ходе контрольного мероприятия управления выявлено нарушение требований подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 1 статьи 720, статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" - Министерство ЖКХ неправомерно использовало 5 064 123 рубля 44 копейки дотации, предоставленной на финансовое обеспечение мероприятий по закупке, хранению и доставке средств индивидуальной защиты при подготовке к проведению общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, а именно в рамках государственного контракта, заключенного между Министерством ЖКХ и обществом с ограниченной ответственностью "Экология края" от 23.06.2020 N 65, неправомерно оплачены услуги по сбору, транспортированию и обезвреживанию (утилизации) использованных средств индивидуальной защиты с территории избирательных участков Ставропольского края, которые не являются медицинскими отходами и не подлежат обязательной медицинской утилизации.
С учетом существа выявленных нарушений управление в соответствии со статьями 269.2 и 270.2 БК РФ, пунктами 7 и 8 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095 (далее - Федеральный стандарт N 1095), вынесло в отношении Министерства ЖКХ представление, в соответствии с которым, потребовало: устранить нарушение, указанное в пункте 1 представления, а именно: обеспечить возврат 5 064 123 рублей 44 копеек неправомерно израсходованных средств для дальнейшего перечисления в доход федерального бюджета, а также принять меры по устранению причин и условий указанного нарушения/ в срок до 01.03.2022.
Управление также указало в представлении на необходимость предоставить информацию о результатах исполнения представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение не позднее 01.03.2022; указано, что срок исполнения представления может быть однократно продлен в соответствии с пунктами 19 - 22 Федерального стандарта N 1095; невыполнение в установленный срок представления влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие с вынесенным представлением послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Представление Министерству ЖКХ вынесено на основании статьи 270.2 БК РФ в рамках компетенции органа государственного финансового контроля. Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю проверка проводилась на основании поручения Федерального казначейства, доведенного письмом от 30.12.2020 N 07-04-05/17-28107.
Предоставление дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации регулируется бюджетным законодательством Российской Федерации и проверка по использованию данных средств входила в полномочия управления. То есть нарушение, указанное в представлении, выявлено в пределах его компетенции.
Судебные инстанции, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценили относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, руководствуясь статьями статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 11 статьи 131, подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, положениями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - Закон N 323-ФЗ), Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 N 163 "Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами"", СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", сделали правильный вывод о необоснованности заявленных требований.
Судами установлено, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.06.2020 N 1476-р средства дотации из резервного фонда Правительства Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации предоставлены на финансовое обеспечение мероприятий (возмещение понесенных субъектом Российской Федерации расходов на их осуществление) по закупке, хранению и доставке средств индивидуальной защиты и дезинфекции, средств для оборудования помещений (мест) для голосования и иных мероприятий, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологической безопасности при подготовке к проведению общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации.
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 10.06.2021 утверждены Рекомендации избирательным комиссиям по профилактике рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), при подготовке и проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации (далее - Рекомендации Роспотребнадзора), с целью профилактики рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), при подготовке и проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, создания условий для безопасной работы членов избирательных комиссий и санитарно-эпидемиологической безопасности всех участников голосования.
В данных Рекомендациях не содержатся требования об утилизации использованных средств индивидуальной защиты и ее особенностях.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно указали, что в заявлении о признании ненормативного правового акта - спорного представления недействительным Министерство ЖКХ ссылается только на документы, принятые на территории Ставропольского края и не являющиеся нормативными правовыми актами.
В пункте 1 статьи 49 Закон N 323-ФЗ дается определение, что относится к медицинским отходам, это - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности.
На основании пункта 3 статьи 49 Закона N 323-ФЗ обязательной утилизации, сбору, обезвреживанию подлежат только медицинские отходы.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 N 163 "Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами"" (период действия с 08.04.2011 по 28.02.2021) в разделе II предусмотрено разделение отходов на классы с характеристиками морфологического состава, в том числе класс "В" (чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы) - материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории (отходы лабораторий, фармацевтических и иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 1 - 2 групп патогенности, отходы лечебно-диагностических подразделений фтизиатрических стационаров (диспансеров), загрязненные мокротой пациентов, отходы микробиологических лабораторий, осуществляющих работы с возбудителями туберкулеза).
Использованные на участках для голосования медицинские маски не образованы в процессе осуществления медицинской деятельности, не являются материалами, контактировавшими с больными инфекционными болезнями, и, следовательно, не относятся к медицинским отходам.
Судебными инстанции сделали верный вывод о том, что утилизированные в рамках государственного контракта от 23.06.2020 N 65, заключенного Министерством ЖКХ с ООО "Экология края", использованные медицинские маски не относятся к медицинским отходам, следовательно, не подлежали утилизации, сбору и обеззараживанию специальными способами, отличными от установленных санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для иных отходов.
На официальном сайте Роспотребнадзора размещены рекомендации, которыми регламентирована организация централизованного сбора использованных одноразовых масок, перед их размещением в контейнер для сбора твердых коммунальных отходов необходимо герметично их упаковать в 2 полиэтиленовых пакета.
Учитывая, что средства индивидуальной защиты, используемые населением для предотвращения распространения инфекционных заболеваний, не являются медицинскими отходами, а относятся к твердым коммунальным отходам, для них не требуется дополнительного специального обеззараживания.
Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что не требуется проведение отдельных мероприятий по сбору, транспортированию и обезвреживанию использованных средств индивидуальной защиты с территории избирательных участков Ставропольского края в целях профилактики рисков, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), при подготовке и проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений Конституцию Российской Федерации, и использование 5 064 123 рублей 44 копеек средств федерального бюджета противоречит требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, свидетельствует об отсутствии необходимости осуществления таких расходов и нерезультативном использовании средств федерального бюджета и противоречит требованиям подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ.
С учетом изложенного суды законно и обоснованно заключили, что Министерством ЖКХ нарушены требования пункта 11 статьи 131, подпункт 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.06.2020 N 1476-р.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Средства на возмещение понесенных субъектом Российской Федерации расходов на подготовку к проведению общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации предоставлены из федерального бюджета, их использование регулируется законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Доводы заявителей кассационных жалоб признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов. Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационных жалобах доводам отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2022 по делу N А32-55217/2021 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что не требуется проведение отдельных мероприятий по сбору, транспортированию и обезвреживанию использованных средств индивидуальной защиты с территории избирательных участков Ставропольского края в целях профилактики рисков, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), при подготовке и проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений Конституцию Российской Федерации, и использование 5 064 123 рублей 44 копеек средств федерального бюджета противоречит требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, свидетельствует об отсутствии необходимости осуществления таких расходов и нерезультативном использовании средств федерального бюджета и противоречит требованиям подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ.
С учетом изложенного суды законно и обоснованно заключили, что Министерством ЖКХ нарушены требования пункта 11 статьи 131, подпункт 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.06.2020 N 1476-р.
...
Средства на возмещение понесенных субъектом Российской Федерации расходов на подготовку к проведению общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации предоставлены из федерального бюджета, их использование регулируется законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 сентября 2022 г. N Ф08-10137/22 по делу N А32-55217/2021