Управление бухучетом: назревают перемены
От общего - к частному
Под ПБУ нужны регистры
Идеальный документооборот
Роль бухгалтера в управлении
В рамках реформы бухгалтерского учета основное внимание уделяется созданию (обновлению) нормативной базы, становлению представителей бухучета как профессии. Много говорится о внедрении систем управленческого и налогового учета, составлении отчетности по международным стандартам. Однако многочисленные комментарии практически не затрагивают организационные вопросы ведения бухгалтерского учета, технику исполнения требований новых правил бухучета, вводимых утверждаемыми нормативными документами.
Между тем по данной проблеме существует ряд вопросов, к которым можно, в частности, отнести организацию повышения квалификации в сфере бухучета; разработку учетных регистров и иных аналогичных инструментов под требования положений по бухгалтерскому учету и других документов; уточнение системы документооборота в организации; изменение структур бухгалтерской службы и управления организации.
К сведению!
Применение положений по бухгалтерскому учету, утвержденных Минфином России*(1).
- 18-88% составляет применяемость ПБУ российскими организациями.
- Самый высокий процент применения имеет ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", а самые низкие - ПБУ 7/98 "События после отчетной даты", 8/98 "Условные факты хозяйственной деятельности", 11/2000 "Информация об аффилированных лицах", 12/2000 "Информация по сегментам".
- Только 70% опрошенных применяют ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", хотя законодательство обязывает каждое юридическое лицо представлять годовую бухгалтерскую отчетность, а данное ПБУ определяет общие правила ее формирования.
Результаты анкетирования подтверждают, что при внедрении новых правил бухгалтерского учета возникают определенные трудности.
От общего - к частному
Минфин России в соответствии с полномочиями, данными Правительством РФ по общему методологическому руководству бухучетом, утверждает положения по бухгалтерскому учету, методические указания и другие документы, в которых содержатся общие нормы, правила ведения учета для всех организаций.
Ранее эти общие нормы бухгалтерского учета перекладывались министерствами для их практического применения подведомственными предприятиями и организациями. В этом переложении, в частности, приводилась техника получения того или иного показателя или данных, необходимых для управления, применительно к специфике отрасли.
В настоящее время у большинства организаций не имеется кураторов в лице федеральных или региональных органов исполнительной власти, и они лишены возможности получать такие интерпретации. Таким образом, организация должна самостоятельно преломлять правила, утверждаемые Минфином России, с учетом специфики своей деятельности. Если некоторые крупные компании могут делать это сами или с помощью аудиторских и консультационных фирм, то все остальные (средние, малые и даже многие крупные) не в состоянии решить эту задачу. Возникает потребность в организации, занимающейся интерпретацией общих норм бухучета применительно к отраслевой специфике. По мнению автора, эта функция может быть передана профессиональной организации в лице Института профессиональных бухгалтеров России, специалисты которой должны сконцентрировать свои усилия для создания отраслевых рекомендаций.
Под ПБУ нужны регистры
Важным вопросом при применении большинства новых правил является техническое обеспечение получения необходимых данных.
Как известно, группировка учетных данных как при ручном, так и при электронном способе обработки производится в регистрах бухгалтерского учета.
Однако среди комментариев по применению новых нормативных документов отсутствуют рекомендации по уточнению или дополнению применяемых организациями регистров бухгалтерского учета, в частности по самой популярной форме бухучета - журнально-ордерной. Инструкция по применению журнально-ордерной формы счетоводства не пересматривалась с момента ее утверждения (а это 1960 г.), регистры в последний раз уточнялись в 1991 г. в связи с утверждением Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению. Это является огромным недостатком для практикующих бухгалтеров.
В то же время вызывает беспокойство, что на страницах печати отсутствуют материалы практикующих бухгалтеров и аудиторов об опыте работы по изменению или уточнению применяемых регистров, рациональных приемах получения данных для формирования бухгалтерской отчетности. Подобные публикации позволили бы выявить опыт и специалистов, находящих рациональные приемы технического обеспечения получения информации (как это было при создании той же журнально-ордерной формы счетоводства, оперативно-сальдового метода учета материалов и др.).
Конечно, можно сказать, что это не актуально, поскольку большинство организаций ведут обработку данных с помощью компьютеров. Однако во многих применяемых программных продуктах имеются существенные отклонения от методологических подходов выпускаемых нормативных документов. В связи с этим Минфин РФ поддерживает инициативу Института профессиональных бухгалтеров России по экспертизе и сертификации программных продуктов. Такую процедуру уже прошли системы "1-С", SAP, а Галактика пока проходит экспертизу.
Идеальный документооборот
Документооборот - это рациональная система движения первичных учетных документов в организации (создание, принятие к учету, обработка, передача в архив), включающая определение оптимального числа подразделений и исполнителей для прохождения каждым видом первичных учетных документов, установление минимального срока его нахождения в подразделении.
В настоящее время на систему документооборота большое влияние оказывают налоговый учет (система налоговых расчетов), а также система управленческого учета:
- Введение счетов-фактур для исчисления НДС привело к ликвидации счетов-фактур, применяемых ранее для системы расчетов за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги. Произошло увеличение счетной работы за счет составления книг учета продаж и учета покупки.
- Новые правила исчисления ЕСН потребовали изменения работы с внебюджетными фондами и бюджетом в сторону значительного роста трудоемкости.
- Глава 25 НК РФ привела к ведению организациями налогового учета, что также повлияло на объем выполняемых учетных работ (по отдельным оценкам произошло 2-3-кратное увеличение работы по налогу на прибыль).
Поэтому предприятия заинтересованы в такой схеме документооборота, при которой достигается снятие с одного первичного учетного документа всех данных, необходимых для бухгалтерского учета, налоговых расчетов, управленческого учета, управления персоналом, системы снабжения и сбыта, планирования и т.д. В этой связи также следует отметить недостаточный обмен опытом по рациональной организации документооборота между предприятиями и отсутствие практических рекомендаций.
Роль бухгалтера в управлении
С развитием системы бухгалтерского учета, появлением новых нормативных документов, знакомством с западным опытом ведения бизнеса происходят изменения в структуре управления хозяйствующих субъектов.
На бухгалтерию возлагаются дополнительные функции, связанные с налоговым и управленческим учетом, оценкой и другими нововведениями, что существенно увеличивает нагрузку на данное подразделение (и это несмотря на всеобщую автоматизацию учетных процессов). К сожалению, зачастую руководители не учитывают (а многие и не знают), что в развитых странах число работников, занимающихся вопросами бухгалтерского учета в компании, составляет около 10% от общей численности работающих. В России это соотношение не соблюдается ввиду недопонимания роли бухгалтерской службы в структуре предприятия.
Доходит до того, что главный бухгалтер посвящает непосредственно бухгалтерскому учету не более 15% своего рабочего времени.
В условиях быстро меняющегося законодательства и нормативной базы (причем не только по бухучету) реализация нового в учетной практике организаций невозможна без постоянного повышения квалификации, обучения и переподготовки бухгалтерских кадров, в первую очередь главных бухгалтеров и их заместителей. Соответственно актуально создание постоянно действующей системы поддержания квалификации и профессиональных знаний. И здесь опять следует говорить об ИПБ России, создавшем такую систему с помощью аккредитованных учебно-методических центров для своих членов, к которой могут присоединяться и другие заинтересованные специалисты.
Также весьма важно наладить работу по ознакомлению руководителей с ситуацией в области бухучета, с возможностями, которые дают новые правила системе управления хозяйствующего субъекта, показать важность отчетной информации, формируемой по новым правилам, и т.д.
Таким образом, новые задачи, стоящие перед бухгалтерской службой, требуют постоянного внимания как к количественному, так и к качественному ее составу. Возрастает роль аналитических (творческих, а не технических) функций, направленных на улучшение деятельности организации. Здесь следовало бы напомнить классическую схему учетного процесса, приводимую при обучении по курсу "Теория бухгалтерского учета":
/---------\ /--------\ /----------\ /-------------\
|Первичные| |Регистры| |Бухгалтер-| |Анализ финан-|
|учетные |-------|бухгал- |--------|ская от-|-------|сово-хозяйст-|
|документы| |терского| |четность | |венной дея-|
| | |учета | | | |тельности |
\---------/ \--------/ \----------/ \-------------/
Вышесказанное свидетельствует об изменении роли главного бухгалтера в структуре организации и в экономике в целом, что связано с аналитическими аспектами использования информации, получаемой посредством бухучета. Именно от главных бухгалтеров зависит эффективность работы по улучшению экономических и финансовых показателей деятельности организаций.
Естественно, предстоит многое сделать, чтобы такие новые явления, как управленческий учет, формирование отчетности по МСФО и др., применялись эффективно и на должном уровне. В связи с этим должно происходить структурное уточнение и наполнение функций главного бухгалтера. Например, уже можно говорить о подчинении главному бухгалтеру финансовой службы или передаче финансовому директору функций главного бухгалтера (второй подписи). Есть и другие варианты структурных преобразований.
Безусловно, вышеперечисленные аспекты весьма важны для совершенствования и развития бухучета, но возникает вполне резонный вопрос: кто должен выполнять данные работы. Государство этим заниматься не вправе, а потому ответ, по мнению автора, один - сами бухгалтеры, объединенные в профессиональную организацию.
В рамках проводимой административной реформы принято решение о передаче части функций в области бухучета от Министерства финансов РФ саморегулируемым организациям. К этим функциям могут быть отнесены:
- разработка проектов законодательных и нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, а также разъяснений по их применению.
- повышение роли главного бухгалтера и возглавляемой им бухгалтерской службы;
- налаживание контроля за соблюдением правил бухгалтерского учета;
- выявление практического опыта по ведению бухучета и формированию бухгалтерской отчетности (включая внутреннюю) на предприятиях;
- подготовка рекомендаций по применению МСФО при формировании консолидированной отчетности и т.д.
А. Бакаев,
руководитель Департамента
бухгалтерского учета и отчетности
Минфина России
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 50, декабрь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) По данным анкетирования, проведенного Институтом профессиональных бухгалтеров России в 2002 г. На момент опроса подлежало применению пятнадцать ПБУ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.