Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
Петрозаводского городского округа
от 15.01.2024 N 27
УТВЕРЖДЕН
постановлением Администрации
Петрозаводского городского округа
от 19.12.2022 N 4131
Прогноз
социально-экономического развития Петрозаводского городского округа на долгосрочный период до 2028 года
I. Основные положения
Прогноз социально-экономического развития Петрозаводского городского округа на долгосрочный период до 2028 года (далее - долгосрочный прогноз) разработан в соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 20.09.2019 N 2494 "Об утверждении Порядка разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Петрозаводского городского округа на долгосрочный период".
Долгосрочный прогноз основан:
- на Прогнозе социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2035 года, утвержденном распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 декабря 2018 года N 898р-П;
- на основных параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Карелия на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов с предложенными индексами-дефляторами по видам экономической деятельности и индексами потребительских цен;
- на данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия (Карелиястат), Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия, Социального фонда России по Республике Карелия;
- на итогах социально-экономического ситуации Петрозаводского городского округа за 2021 - 2022 годы и 7 месяцев 2023 года.
Долгосрочный прогноз разработан в трех вариантах.
Консервативный вариант разрабатывается на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических и других условий.
Базовый (основной) вариант характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативных траекторий изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов.
Целевой вариант основан на достижении целевых показателей социально-экономического развития Петрозаводского городского округа, учитывающих в полном объеме достижение целей и задач стратегического планирования при консервативных внешнеэкономических и других условиях.
Сценарные условия и основные параметры долгосрочного прогноза приведены в приложении к настоящему долгосрочному прогнозу.
II. Демография
Демографическая ситуация в Петрозаводском городском округе складывается под воздействием таких факторов, как рождаемость, смертность, здоровье, миграция.
В целях улучшения демографической ситуации продолжается выполнение Плана мероприятий на 2021 - 2025 годы по реализации в Республике Карелия Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Республики Карелия от 21.01.2022 N 29р-П.
Поскольку регулирование демографических процессов имеет длительный временной интервал, то реализация мероприятий по улучшению демографической ситуации города Петрозаводска не позволяет надеяться на резкие кардинальные изменения.
На протяжении ряда лет в городе Петрозаводске отмечается естественная убыль населения. Кроме того, в последние годы ситуацию осложняет вхождение в репродуктивный возраст поколения 90-х годов XX столетия, которое по численности меньше поколения 80-х годов.
Численность населения Петрозаводского городского округа по состоянию на 1 января 2021 года составляла 280 711 человек, на 1 января 2022 года - 235 527 человек, на 1 января 2023 года - 235 793 человека.
Среднегодовая численность постоянного населения Петрозаводского городского округа в 2021 году составила 280 801 человек, в 2022 году составила 235 261 человек. Данные приведены с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года.
В 2022 году число умерших в 1,6 раз превысило число родившихся. Естественная убыль составила 1 422 человека. Основным фактором, способствующим росту численности населения в 2022 году, остается миграционный прирост населения (1 954 человека).
В прогнозном периоде 2024 - 2028 годах продолжится тенденция предыдущих лет по сокращению численности населения в трудоспособном возрасте и увеличению демографической нагрузки на трудоспособное население.
В течение прогнозируемого периода демографическая ситуация в Петрозаводском городском округе будет развиваться с учетом определившейся в последние годы тенденции роста среднегодовой численности за счет умеренного миграционного прироста населения.
С учетом сложившейся динамики уровней рождаемости и смертности, а также с учетом миграционного прироста на 01 января 2024 года численность населения Петрозаводского городского округа составит по консервативному варианту - 233,6 тыс. чел., по базовому варианту - 236,1 тыс. чел., по целевому варианту - 236,4 тыс. чел.
При этом на период до 2028 года будет наблюдаться замедление темпов роста миграционного прироста, в результате чего численность населения будет расти небольшими темпами (в среднем на 0,05 - 0,19%) и на 01 января 2028 года составит по консервативному варианту - 233,6 тыс. чел., по базовому варианту - 236,6 тыс. чел., по целевому варианту - 238,2 тыс. чел.
III. Труд и занятость
При прогнозировании значений показателя "численность занятых в экономике" Петрозаводского городского округа учитывались демографические, экономические, инвестиционные условия и факторы, влияющие на динамику и уровень среднегодовых показателей.
Численность занятых в экономике города Петрозаводска в 2021 году составляла 122,5 тыс. человек. В 2022 году численность занятых в экономике по полному кругу организаций составила 123,0 тыс. человек.
Учитывая сложившуюся динамику показателя и тенденцию 7 месяцев 2023 года, оцениваем численность занятых в экономике по полному кругу организаций в 2022 году на уровне 123,0 тыс. человек.
Численность занятых в экономике в 2028 году составит по консервативному варианту - 123,5 тыс. чел., по базовому варианту - 124,2 тыс. чел., по целевому варианту - 124,5 тыс. чел.
Численность работающих на крупных и средних предприятиях в городе Петрозаводске в 2021 году составляла - 65,5 тыс. чел., в 2022 году составила - 65,8 тыс. чел.
По оценке на конец 2023 года численность работающих на крупных и средних предприятиях увеличится по сравнению с 2022 годом и составит 65,9 тыс. чел. (100,2% к уровню 2022 года).
Изменение численности занятых на крупных и средних предприятиях на протяжении планового периода 2024 - 2028 годов будет колебаться в пределах 1,0% к уровню 2023 года.
Среднесписочная численность работающих на крупных и средних предприятиях в 2028 году составит по консервативному варианту - 63,9 тыс. чел., по базовому варианту - 66,2 тыс. чел., по целевому варианту - 67,2 тыс. чел.
IV. Уровень жизни населения
В течение 2021 - 2022 годов наблюдалось постепенное увеличение темпов роста фонда заработной платы крупных и средних предприятий города Петрозаводска. Так, в 2021 году рост фонда заработной платы составил 108,1% к уровню предыдущего года, в 2022 году увеличившись до 113,6% по сравнению с 2021 годом. По итогам 7 месяцев 2023 года к аналогичному периоду предыдущего года фонд заработной платы увеличился на 115,7%.
В 2024 году фонд оплаты труда ожидается в объеме по консервативному варианту - 77,8 млрд. руб., по базовому варианту - 78,3 млрд. руб., по целевому варианту - 78,9 млрд. руб.
Рост фонда заработной платы в 2028 году к уровню 2023 года по консервативному варианту - 134,6%, по базовому варианту - 137,5%, по целевому варианту - 143,6%.
V. Промышленность
В оборот организаций включается стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ, услуг, а также выручка от продажи приобретенных на стороне товаров (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей).
В 2021 году оборот организаций всех видов деятельности (по крупным и средним организациям) составил 165,8 млрд. руб., рост на 20,7% по отношению к 2020 году.
В 2022 году оборот организаций всех видов деятельности (по крупным и средним организациям) составил 175,4 млрд. руб., рост на 5,8% по отношению к 2021 году.
В 2022 году в структуре оборота организаций наибольший удельный вес составляют обороты организаций оптовой и розничной торговли (42,6%), промышленное производство (33,2%); обеспечение электрической энергией, паром и газом, кондиционирование воздуха (17,5%); обрабатывающие производства (12,8%), строительство (5,3%), деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (5,7%), деятельность в области информации и связи (4,1%).
Рост оборота организаций всех видов деятельности по итогам 7 месяцев 2023 года составил 107,1% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Оборот крупных и средних предприятий Петрозаводского городского округа сложился в размере 105,8 млрд. руб. Наибольший рост наблюдается в промышленном производстве (15,5% к аналогичному периоду прошлого года), строительстве (20,6% к аналогичному периоду прошлого года), деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (29,1% к аналогичному периоду прошлого года), деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (16,3% к аналогичному периоду прошлого года).
В 2024 году оборот организаций всех видов деятельности (по крупным и средним организациям) ожидается в объеме по консервативному варианту - 182,2 млрд. руб., по базовому варианту - 186,8 млрд. руб., по целевому варианту - 187,7 млрд. руб.
Рост оборота организаций всех видов деятельности (по крупным и средним организациям) в 2028 году к уровню 2023 года по консервативному варианту - 101,5%, по базовому варианту - 108,3%, по целевому варианту - 113,1%.
Как положительный фактор, влияющий на формирование показателя "объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами", следует отметить строительство новых промышленных предприятий и открытие новых производств на уже действующих предприятиях:
- создание промышленного технопарка "Южная промзона" (строительство инфраструктуры промышленного технопарка в Петрозаводском городском округе);
- создание мощностей АО "АЭМ-технологии" "Петрозаводскмаш" в г. Петрозаводске под дорожную карту поставки оборудования для строящихся АЭС (модернизация предприятия для производства энергетического оборудования в Петрозаводском городском округе);
- развитие производственных мощностей на заводе пожарных роботов ООО "Инженерный центр пожарной робототехники "ЭФЭР" в 2014 - 2020 г.г. (модернизация завода пожарных роботов и роботизированных установок пожаротушения, лафетных и ручных стволов в Петрозаводском городском округе);
- строительство, реконструкция и техническое перевооружение (глубокая модернизация) производственных мощностей АО "Онежский судостроительно-судоремонтный завод";
- развитие завода ООО "Амкодор-Онего" по производству лесозаготовительной техники в Петрозаводском городском округе.
В 2022 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами составила 47,5 млрд руб., рост на 7,5% по отношению в 2021 году.
По итогам 7 месяцев 2023 года основными предприятиями обрабатывающих производств представлены данные по объему отгруженной продукции на уровне 114,1% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
В 2024 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ, услуг (по крупным и средним предприятиям) ожидается в объеме по консервативному варианту - 50,7 млрд. руб., по базовому варианту - 52,2 млрд. руб., по целевому варианту - 52,8 млрд. руб.
Рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ, услуг (по крупным и средним предприятиям) в 2028 году к уровню 2023 года по консервативному варианту - 101,5%, по базовому варианту - 112,6%, по целевому варианту - 118,2%.
VI. Финансы и инвестиции
Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2021 года составил 11,5 млрд. руб., или 97,5% в фактических ценах к уровню 2020 года. По итогам 2022 года объем инвестиций в основной капитал составил 16,2 млрд. руб., или 117,9% в фактических ценах к уровню 2021 года.
По оценке объем инвестиций в основной капитал по итогам 2023 года составит 17,9 млрд. руб., или 110,8% в фактических ценах к уровню 2022 года.
Ожидается, что в 2028 году ситуация сохранится, и показатель увеличится к уровню 2023 года по консервативному варианту - 92,2%, по базовому варианту - 110,4%, по целевому варианту - 122,1%. Достигнуть общего объема капитальных вложений планируется путем реализации:
1) крупных коммерческих инвестиционных проектов и программ:
- "Создание и освоение производства лесозаготовительной техники в Республике Карелия" (завод по производству лесозаготовительной техники в Петрозаводском городском округе), инициатор ООО "Амкодор-Онего" (г. Петрозаводск), сроки реализации 2019 - 2035 гг., общий объем инвестиций 13,0 млрд руб., предполагается создание 500 рабочих мест;
- "Глубокая модернизация завода", инициатор АО "Онежский судостроительно-судоремонтный завод" (г. Петрозаводск), сроки реализации 2021 - 2024 гг., общий объем инвестиций 5,8 млрд руб., предполагается создание 500 рабочих мест;
- "Создание мощностей АО "АЭМ-технологии" под дорожную карту поставки оборудования для строящихся АЭС" (модернизация предприятия для производства энергетического оборудования в Петрозаводском городском округе), инициатор АО "Инжиниринговая компания "АЭМ-технологии" (г. Петрозаводск), сроки реализации 2019 - 2027 гг., общий объем инвестиций 904,5 млн руб., предполагается создание 70 рабочих мест;
- "Создание Центра компетенции по производству мелкогабаритных отливок для производства деталей и компонентов в машиностроении, в том числе чугунных компонентов дизельных двигателей", инициатор ООО "Литейный завод "Петрозаводскмаш", срок реализации - 2020 - 2025 гг., стоимость I этапа - 867 млн руб.;
- "Развитие производства, расширение ассортимента и увеличение объемов выпуска продукции на АО "Славмо", срок реализации 2020 - 2025 гг., объем инвестиций 443 млн руб.;
2) прочих коммерческих инвестиционных проектов (средние и малые проекты с небольшим объемом финансирования) и обновления основных фондов организаций;
3) федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2023 года", индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Карелия, федеральной адресной инвестиционной программы, федеральных целевых программ, государственных программ Российской Федерации, федеральных субсидий, средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, республиканской адресной инвестиционной программы планируется/ведется строительство на территории Петрозаводского городского округа следующих объектов с источниками финансирования из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:
- "Реконструкция автовокзала";
- "Реконструкция здания стационара государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Больница скорой медицинской помощи" по ул. Кирова д. 40. Этап - "Строительство хирургического корпуса с палатами интенсивной терапии и реанимации";
- "Строительство блоков "А" и "Б" межрайонной больницы с поликлиникой в районе Древлянка, г. Петрозаводска";
- "Строительство нового здания "Бюро судебно-медицинской экспертизы";
- "Строительство производственных зданий на территории промышленного парка";
- строительство административно-бытового корпуса (Региональный центр по спортивной гимнастике в г. Петрозаводске - 2 этап) и др.
VII. Потребительский рынок
Прогнозные показатели оборота розничной торговли представлены Министерством экономического развития Республики Карелия и рассчитаны с учетом индексов потребительских цен: в 2023 году - 105,6%; в 2024 году - 104,0%; в 2025 году - 104,0%; в 2026 году - 104,0%; в 2027 году - 104,0%; в 2028 году - 104,0%.
Реализация программ импортозамещения позволит развивать производство отечественной продукции.
За 2021 год оборот розничной торговли составил 96,5 млрд. рублей, что на 1,3% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах.
В 2022 году оборот розничной торговли уменьшился на 10,2% по сравнению с 2021 годом в сопоставимых ценах и составил 100,6 млрд руб.
В 2023 году ожидается увеличение оборота розничной торговли к 2022 году на 5,0% (105,7 млрд. руб.).
Ожидается, что в 2028 году ситуация сохранится, и показатель увеличится к уровню 2023 года по консервативному варианту - 104,1%, по базовому варианту - 115,4%, по целевому варианту - 121,1%.
Приложение
к Прогнозу социально-экономического
развития Петрозаводского
городского округа
на долгосрочный период до 2028 года
Основные параметры
прогноза социально-экономического развития Петрозаводского городского округа на долгосрочный период до 2028 года
N |
Показатели |
Ед. изм. |
Варианты |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
факт |
оценка |
|
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
Демография |
||||||||||
1.1 |
Численность постоянного населения города (среднегодовая) |
чел. |
целевой |
280 801 |
235 527 |
235 975 |
236 423 |
236 872 |
237 322 |
237 774 |
238 225 |
базовый |
236 092 |
236 211 |
236 329 |
236 447 |
236 566 |
||||||
консервативный |
233 615 |
233 615 |
233 615 |
233 615 |
233 615 |
||||||
2 |
Труд и занятость |
||||||||||
2.1 |
Численность занятых в экономике |
тыс. чел |
целевой |
119,2 |
122,5 |
123,0 |
123,5 |
124,0 |
124,5 |
124,5 |
124,5 |
базовый |
123,0 |
123,5 |
124,2 |
124,2 |
124,2 |
||||||
консервативный |
122,8 |
123,0 |
123,5 |
123,5 |
123,5 |
||||||
2.2 |
Численность работающих на крупных и средних предприятиях города (без внешних совместителей) |
тыс. чел |
целевой |
65,5 |
65,8 |
65,9 |
66,1 |
66,4 |
66,7 |
66,9 |
67,2 |
базовый |
65,9 |
66,0 |
66,1 |
66,1 |
66,2 |
||||||
консервативный |
65,2 |
64,6 |
63,9 |
63,9 |
63,9 |
||||||
3 |
Уровень жизни населения |
||||||||||
3.1 |
Фонд заработной платы с учетом необлагаемой его части (для расчета налога на доходы физических лиц) |
млн. руб |
целевой |
58 847,3 |
66 863,8 |
73 383,0 |
78 886,7 |
84 803,2 |
91 163,5 |
98 000,7 |
105 350,8 |
базовый |
78 314,3 |
83 451,8 |
88 892,8 |
94 670,8 |
100 919,1 |
||||||
консервативный |
77 786,0 |
82 453,1 |
87 400,3 |
92 906,5 |
98 759,7 |
||||||
4 |
Промышленность |
||||||||||
4.1 |
Оборот крупных и средних предприятий и организаций |
млн. руб |
целевой |
165 757,9 |
175 361,2 |
185 882,9 |
187 741,7 |
192 435,2 |
198 208,3 |
204 154,6 |
210 279,2 |
базовый |
186 812,3 |
189 614,5 |
193 406,8 |
197 274,9 |
201 220,4 |
||||||
консервативный |
182 165,2 |
183 076,1 |
184 906,8 |
186 755,9 |
188 623,5 |
||||||
4.2 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по крупным и средним предприятиям) |
млн. руб |
целевой |
44 178,5 |
47 501,9 |
51 729,6 |
52 764,2 |
54 347,1 |
56 521,0 |
58 781,8 |
61 133,1 |
базовый |
52 246,9 |
53 291,8 |
54 890,6 |
56 537,3 |
58 233,4 |
||||||
консервативный |
50 695,0 |
50 948,5 |
51 458,0 |
51 972,5 |
52 492,3 |
||||||
5 |
Потребительский рынок |
||||||||||
5.1 |
Оборот розничной торговли |
млн. руб |
целевой |
96 499,7 |
100 646,1 |
105 678,4 |
109 377,1 |
113 752,2 |
118 302,3 |
123 034,4 |
127 955,8 |
базовый |
108 320,4 |
111 570,0 |
114 917,1 |
118 364,6 |
121 915,5 |
||||||
консервативный |
106 206,8 |
106 737,8 |
107 805,2 |
108 883,3 |
109 972,1 |
||||||
6 |
Финансы и инвестиции |
||||||||||
6.1 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования |
млн. руб |
целевой |
11 535,9 |
16 192,1 |
17 940,8 |
18 515,0 |
19 200,0 |
20 064,0 |
20 966,8 |
21 910,3 |
базовый |
18 299,7 |
18 665,7 |
19 039,0 |
19 419,7 |
19 808,1 |
||||||
консервативный |
17 582,0 |
17 230,3 |
16 885,7 |
16 716,9 |
16 549,7 |
||||||
7 |
Цены и тарифы |
||||||||||
7.1 |
Индекс потребительских цен (на конец года) |
% |
109,4 |
111,8 |
105,6 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
|
7.2 |
Индекс потребительских цен (в сред. за год) |
в % к предыдущему году |
107,6 |
114,7 |
105,2 |
105,1 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Петрозаводского городского округа Республики Карелия от 15 января 2024 г. N 27 "О внесении изменения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.