Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 8
к приказу департамента
культуры Брянской области
от 27.11.2023 N 0113/711
Положение
о Брянской открытой теоретической олимпиаде по музыкальной литературе "Мир сказки в русской музыке", посвященной творчеству Н.А. Римского-Корсакова и М.И. Глинки
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Брянской открытой теоретической олимпиады по музыкальной литературе "Мир сказки в русской музыке", посвященной творчеству Н.А. Римского-Корсакова и М.И. Глинки (далее - Олимпиада).
1.2. Учредитель Олимпиады - департамент культуры Брянской области (далее - Учредитель).
1.3. Организатор Олимпиады - ГБУ ДПО "Брянский областной учебно-методический центр культуры и искусства" (далее - Организатор).
2. Цели и задачи
2.1. Олимпиада проводится в целях повышения интереса к музыкально-теоретическим дисциплинам, развития творческих способностей учащихся
2.2. Задачи олимпиады:
активизация работы педагогов с одаренными детьми;
совершенствование работы по преподаванию теоретических дисциплин.
3. Условия проведения олимпиады
3.1. Олимпиада проводится среди учащихся детских школ искусств.
3.2. Олимпиада проводится по двум группам:
I группа - учащиеся 4-5 классов (срок обучения 8 (9) и 2-3 классов (срок обучения 5 (6) - творчество М.И. Глинки,
II группа - учащиеся 6-8 классов (срок обучения 8 (9) и 4-5 классов срок обучения 5 (6) - творчество Н.А. Римского-Корсакова.
4. Программные требования олимпиады
4.1. Задание для I группы:
Музыкальная викторина по творчеству М.И. Глинки
М.И. Глинка. Оперное творчество
Опера "Руслан и Людмила"
Увертюра к опере "Руслан и Людмила", основная тема
1 действие: Сцена похищения Людмилы и квартет мужских голосов
2 действие: Ария Руслана, Рондо Фарлафа
3 действие: Персидский хор
4 действие: Марш Черномора, ария Людмилы, Турецкий танец, Арабский танец, Лезгинка
5 действие: хор "Ах ты, свет Людмила"
Опера "Иван Сусанин"
1 д. интродукция: мужской хор "В бурю, во грозу" ("Родина моя");
Рондо Антониды "Солнце тучи не закроет",
Трио и хор "Не томи родимый"
2 д. Полонез, мазурка
3 д. Песня Вани "Как мать убили"
Сцена Сусанина с поляками: "Велик и свят наш край родной",
Страха не страшусь", Боже, дай силы мне".
Романс Антониды "Не о том скорблю, подруженьки"
4 д. Ария "Ты взойдёшь, моя заря", Хор "Славься"(эпилог) Симфоническая музыка:
Симфоническая фантазия "Камаринская", две темы - Свадебная "Из-за гор, гор высоких" и плясовая "Камаринская"
"Вальс-фантазия"
"Арагонская хота".
Романсы
Не искушай меня без нужды. Элегия. Слова Е. Баратынского
Не пой, красавица, при мне. Грузинская песня. Слова А. Пушкина
Я здесь, Инезилья. Слова А. Пушкина
В крови горит огонь желанья. Слова А. Пушкина.
Я помню чудное мгновенье. Слова А. Пушкина.
Жаворонок. Слова Н. Кукольника
Попутная песня. Слова Н. Кукольника
4.2. Задание для II группы:
Музыкальная викторина по творчеству Н.А. Римского-Корсакова
Романсы Н.А. Римского-Корсакова
"На холмах Грузии". Слова А. Пушкина
"Не ветер, вея с высоты". Слова А. Толстого
"О чём в тиши ночей". Слова А. Майкова
"Когда волнуется желтеющая нива". Слова М. Лермонтова
Симфоническая сюита "Шехеразада"
I часть "Море и Синдбадов корабль": вступление, тема султана Шахриара и тема Шехеразады, главная партия (тема моря), 1 тема побочной партии (тема Синдбадова корабля).
II "Рассказ царевича Календера" часть: основная тема (тема Календера).
III часть "Царевич и царевна": главная партия (тема Царевича), побочная партия (тема Царевны).
IV часть "Праздник в Багдаде и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником": основная тема (в ритме лезгинки).
Оперное творчество Н.А. Римского-Корсакова
Опера "Садко"
1 картина: вступление "Океан-море синее", Речитатив и ария Садко ("Кабы была у меня золота казна").
2 картина: Песня Садко ("Ой ты, тёмная дубравушка"), Сцена появления лебедей и их волшебного превращения, Песня Садко ("Заиграйте, гои гусельки").
4 картина: Песня Варяжского гостя, Песня Индийского гостя, Песня Веденецкого гостя, Песня Садко с хором ("Высота ли, высота поднебесная").
6 картина: Шествие чуд морских, Пляска речек и ручейков, Пляска золотопёрых и сереброчешуйных рыбок "Гой, играйте, гусли звонкие!"
7 картина: Колыбельная Волховы
Опера "Снегурочка"
Пролог: оркестровое вступление, Песни и пляски птиц, Ария Снегурочки ("С подружками по ягоду ходить"), хор "Прощай, Масленица".
I действие: Первая и вторая песни Леля ("Земляничка-ягодка" и "Как по лесу лес шумит"), Ариетта Снегурочки ("Как больно здесь"), Сцена свадебного обряда (выкуп невесты женихом).
II действие: Шествие царя Берендея, Каватина Берендея ("Полна, полна чудес...").
III действие: Хор "Ай, во поле липенька", Третья песня Леля ("Туча со громом сговаривалась", Ариозо Мизгиря ("На тёплом синем море").
IV действие: Сцена таяния Снегурочки ("Но что со мной?"), Заключительный хор.
Опера "Сказка о царе Салтане"
III действие, 1 картина, финал: "Полёт шмеля".
IV действие, 2 картина, Симфоническая картина "Три чуда": рефрен (сигнал трубы), тема вступления (картина города Леденца), тема 1-го раздела (белка), тема 2-го раздела (тридцать три богатыря), тема Лебедь-птицы из 3-го раздела.
4.3. Задания для теста I-II групп это вопросы, касающиеся жизненного и творческого пути композитора, семьи, детских лет, учёбы, учителей и наставников, круга друзей, современников из числа музыкантов, художников, поэтов и писателей, деятелей культуры, знакомства, личные, творческие и профессиональные связи, общественной и культурной жизни того периода, часть вопросов будет посвящена темам, жанрам и образам музыки Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки, а также отдельным произведениям из числа обязательных по программе ДШИ.
4.4. Список литературы является примерным, содержит самые основные источники и предполагает использование дополнительной литературы:
1. М. Шорникова. Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. 3 год обучения. Учебное пособие. Рабочая тетрадь. Феникс. Ростов-на-Дону, 2007.
2. Н. Козлова Русская музыкальная литература. 3 год обучения. Москва, Музыка, 2007.
3. З. Осовицкая, А. Казаринова. Музыкальная литература 1 год обучения. Москва, Музыка, 2007.
4. Э. Смирнова. Русская музыкальная литература. Москва. Музыка, 1987.
5. Панова Н.В. Русская музыкальная литература. Рабочая тетрадь для 6-7 классов. 2 часть.
6. Калинина. Музыкальная литература. Вып. 3. Тесты по русской музыке.
7. Сборник "Сказка в творчестве Н.А. Римского-Корсакова". - Москва. Музыка, 1987.
8. Слово о музыке: русские композиторы XIX века. Хрестоматия: книга для учащихся старших классов / Сост. В. Григорович, З. Андреева, 2-е издание. - М.: Просвещение, 1990Т.
9. Т. Хопрова, А. Крюков, С. Василенко. Очерки по истории русской музыки XIX века для учащихся старших классов. Ленинград, 1960.
10. А. Соловцов "Симфонические произведения Римского-Корсакова". - М., 1960.
11. И.Ф. Кунин "Н.А. Римский-Корсаков". - М., Музыка, 1988.
12. А. Кандинский "Русская музыкальная литература" выпуск 3 - М.: Музыка 1986
13. А. Кандинский "История русской музыки" II том Н.А. Римский - Корсаков Москва 1984 А.
14. Левашева О.Е., Кандинский А.И. История русской музыки. В 6-ти томах. Вып.2.: М.И. Глинка. - М., 1987.
15. Левашева О.Е., М.И. Глинка. В двух томах. - М., 1987.
16. Никитина Л.Д. История русской музыки. - М., 2000.
17. Рапацкая Л.А. История русской музыки от Древней Руси до "серебряного века". - М., 2001.
18. Протопопов В.В. "Иван Сусанин" Глинки. - М., 1961.
19. Цуккерман В А. "Камаринская" Глинки и ее традиции в русской музыке. - М., 1955.
20. Л. Акимова. Музыкальная литература. Дидактический материал. Выпуск 2. Москва, Росмэн, 2002.
21. Н. Царева. Уроки госпожи мелодии, 2, 3 классы. Методическое пособие. Москва, Престо, 2007.
5. Порядок проведения Олимпиады
5.1. Олимпиада проводится в два тура:
I тур - зональный, до 11 марта 2024 включает написание музыкальной викторины (10 - 15 номеров) и теста (15 вопросов), выявляющего знания учащихся биографии, творчества и музыкальных произведений М.И. Глинки, Н.А. Римкого-Корсакова в рамках учебного материала и проходит с обязательным приглашением ведущих специалистов сферы культуры и искусства;
II тур - областной^ 75 марта 2024 года (включает написание музыкальной викторины и теста, защиту творческого проекта, мультимедийной презентации по предложенной теме).
5.2. Во II туре принимают участие победители зонального тура, ставшие Лауреатами I, II, III степени, согласно протоколу.
5.3. Оценка работ участников осуществляется жюри олимпиады, которое формируется из числа ведущих специалистов России и Брянской области. Количество членов жюри не должно быть менее 3 человек. Жюри возглавляется председателем.
5.4. Жюри имеет право:
присуждать не все призовые места или делить их;
устанавливать специальные дипломы;
награждать Грамотами лучших преподавателей.
5.5. Оценка работ осуществляется каждым членом жюри по 10-балльной системе за защиту творческого проекта или мультимедийной презентации, за тест (15 номеров) - каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов 15, за музыкальную викторину (10 - 15 номеров) каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов 15.
5.6. Победители (Лауреаты) и Дипломанты олимпиады определяются путем сложения баллов, проставленных каждым членом жюри.
5.7. Решения жюри оформляются протоколом, являются окончательными и пересмотру не подлежат.
5.8. Результаты сообщаются участникам после окончания олимпиады, обсуждения и голосования жюри.
5.9. Музыкальная викторина и тест проводятся в письменной форме. Время выполнения заданий: тест - 30 минут, викторина-15 минут.
5.10. Защита творческого проекта до 10 минут, мультимедийной презентации до 10 минут. Творческий проект - это особый вид самостоятельной работы конкурсантов, требующий не только наличия конкретных знаний, навыков, но и широкого кругозора, фантазии. При создании проекта важно не просто раскрыть тему, а сделать это творчески, приложив максимум усилия и таланта. Мультимедийная презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду и имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.
5.11. Для I группы защита творческого проекта по теме на выбор: "Жизненный и творческий путь композитора М.И. Глинки", "Вокальное творчество М.И. Глинки", "Мой любимый романс", "Основные достижения М.И. Глинки", "Любимые жанры М.И. Глинки", "Современники М.И. Глинки", "Просветительская деятельность М.И. Глинки", "Творчество Глинки - как подъём национальной культуры", "Впечатления, полученные от путешествий, на творчество композитора", "Творческий портрет композитора", "Анализ фортепианного творчества Глинки", "Историческая роль М.И. Глинки" и т.п.
5.12. Для II группы представление мультимедийной презентации по теме на выбор: Моё любимое сочинение Н.А. Римского-Корсакова", "Н.А. Римский-Корсаков - оперный композитор", "Вокальная лирика в творчестве композитора", "Музыкально-общественная деятельность Н.А. Римского-Корсакова", "Симфоническое творчество Н.А. Римского-Корсакова", "Оперное творчество Н.А. Римского-Корсакова", "Оперная поэтика Н.А. Римского-Корсакова", "Римский Корсаков и Пушкин", "Н.А. Римский-Корсаков - выдающийся педагог", "Творчество Н.А. Римского-Корсакова и русский музыкальный фольклор", "Черты симфонического творчества Н.А. Римского-Корсакова", "Творческое сходство Н.А. Римского-Корсакова и М.И. Глинки" и т.п.
5.13. Требования к презентации: выполняется в программе Microsoft PowerPoint (версии 2007, 2010); объём 15-25 слайдов. Первый слайд должен содержать фамилию автора руководителя, темы, учебного учреждения. Последний слайд - список источников информации. В презентации должны чередоваться текстовые и иллюстративные слайды.
5.14. При оценке работ учитывается: глубина раскрытия темы, логика в построении, знание фактического и музыкального материала, грамотность и самостоятельность изложения, оригинальность и художественная цельность оформления. Приветствуется работа с музыковедческой литературой, документами, наличие аналитических разделов. Ссылки на использованные источники - обязательны.
5.15. Результаты сообщаются участникам после окончания проверки и оценки конкурсных работ.
6. Порядок награждения победителей олимпиады
6.1. Победителям Олимпиады в каждой возрастной группе присваивается звание Лауреата I, II, III степени.
6.2. Участникам Олимпиады в каждой возрастной группе присваивается звание Дипломанта I, II, III степени или вручается Диплом за участие.
7. Порядок подачи заявок
7.1. Для участия во II туре олимпиады руководитель зонального методического объединения до 12 марта 2024 года направляет на адрес электронной почты uc.br@yandex.ru. следующие документы:
заявку от зонального методического объединения (с указанием способа оплаты от школы, ФИО участников, преподавателей, в формате WORD);
копию протокола зонального этапа Олимпиады.
7.2. Заявки, оформленные не в соответствии с установленным образцом или представленные позже указанного срока, не рассматриваются.
7.3. В день Олимпиады участник предоставляет при регистрации следующий пакет документов:
заявку от учреждения по образцу в соответствии с приложением к настоящему Положению (подлинник с печатью, подписью руководителя учреждения);
документы об оплате.
7.4. С дополнительной информацией, связанной с проведением олимпиады можно ознакомиться на сайте www.umcbr.ru или по телефону ГБУ ДПО "Брянский областной учебно-методический центр культуры и искусства" 8 (4832) 660-229.
8. Финансовые условия олимпиады
8.1. Обязательным условием для участия во II туре олимпиады является оплата вступительного взноса направляющей стороной.
8.2. После получения заявки Организатор направляет участнику договор/квитанцию на оплату вступительного взноса.
8.3. Вступительные взносы оплачиваются до проведения олимпиаде в размере 1000 рублей за участника
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.