г. Краснодар |
|
14 октября 2022 г. |
Дело N А53-34629/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Алексеева Р.А. и Бабаевой О.В., при участии в судебном заседании от истца - государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области" (ОГРН 1196196026091, ИНН 6166114878) - Соловьевой А.П. (доверенность от 01.08.2022), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город"" (ИНН 3435085647, ОГРН 1073435002761), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2022 по делу N А53-34629/2021, установил следующее.
ГБУ РО "Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области" (далее - истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ООО "Группа компаний "Чистый город"" (далее - ответчик, компания) об урегулировании разногласий по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), изложив спорные его условия в следующих редакциях истца:
1.1 место (площадка) накопления ТКО: г. Ростов-на-Дону, ул. 27-я линия, 3;
1.2 порядок осуществления учета объема и (или) массы ТКО: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО;
1.3 объем принимаемых ТКО (объем вывоза): 0,77 куб. м;
1.4 объем контейнера (тары): 0,77 куб. м;
1.5. периодичность вывоза ТКО:
- с 01.06.2021 по 31.10.2021 ежедневно в рабочие дни в рабочее время учреждения. Если среднесуточная температура наружного воздуха в период с 01.06.2021 по 31.10.2021 в течение 3-х суток будет составлять плюс 4°С и ниже, вывоз ТКО будет осуществляться по графику, определенному для периода с 01.11.2021 по 31.12.2021;
- с 01.11.2021 по 31.12.2021 2 раза в неделю (вторник, пятница) в рабочие дни в рабочее время учреждения. Если среднесуточная температура наружного воздуха в период с 01.11.2021 по 31.12.2021 в течение 3-х суток будет составлять плюс 5°С и выше, вывоз ТКО будет осуществляться по графику, определенному для периода с 01.06.2021 по 31.10.2021" (уточненные требования).
Решением от 27.04.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.07.2022, в иске отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы указывает на следующее. Суды необоснованно сочли условиями типового договора условия оказания услуг, включенные ответчиком в проект договора N 0108/02592, в котором региональный оператор не учитывает заявку истца. Суд первой инстанции сделал необоснованный вывод о том, что ответчик не имел правовых оснований для вывоза ТКО с контейнерной площадки по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 27-я линия, 3, поскольку истец накапливал ТКО по адресу близлежащего места сбора ТКО, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ереванская, 8. При этом судом не учтено, что близлежащим к учреждению местом (площадкой) накопления ТКО является контейнерная площадка по адресу:
г. Ростов-на-Дону, ул. 27-я линия, 3. Проект договора, подготовленный региональным оператором, использующим свое доминирующее положение, без учета потребности заказчика, не может считаться типовым договором. Раздельное накопление ТКО считается организованным, когда отрасль обращения с отходами имеет замкнутый цикл (обустроены площадки для раздельного накопления ТКО, имеются объекты обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, и соответствующие маршруты включены в территориальную схему обращения с отходами). Суды не установили, организовано ли на территории Ростовской области раздельное накопление ТКО. Вывод апелляционного суда о необходимости производить учет объема и (или) массы ТКО исходя из нормативов накопления ТКО основан на неправильном применении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505). Суды не приняли во внимание, что требования учреждения в части периодичности вывоза ТКО основаны исключительно на требованиях СанПиН 2.1.3684-21. Навязывая истцу периодичность ежедневного вывоза ТКО, ответчик не учитывает среднесуточную температуру наружного воздуха, что не соответствует действующим санитарным нормам и правилам. Кроме того, компания не учитывает, что истец является учреждением, не осуществляющим деятельность в выходные и нерабочие праздничные дни.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав названного представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 24.05.2021 учреждение (потребитель) обратилось к компании с заявлением о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО со сроком с 01.06.2021 по 31.12.2021.
В поданной заявке учреждение указало адрес контейнерной площадки: г. Ростов-на-Дону, ул. 27-я линия, 3; объем вывоза 1,5 куб. м; количество контейнеров - 2 по 0,75 куб. м; периодичность вывоза - 2 раза в месяц; принадлежность тары - собственная.
До получения от компании проекта договора письмом от 12.07.2021 N 19.10/1588 истец внес изменения в заявку и просил заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО на следующих условиях: место (площадка) накопления ТКО:
г. Ростов-на-Дону, ул. 27-я линия, 3; порядок осуществления учета объема и (или) массы ТКО производить расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО; объем принимаемых ТКО (объем вывоза) - 0,77 куб. м; объем контейнера (тары) - 0,77 куб. м; периодичность вывоза ТКО - 2 раза в неделю (вторник, пятница).
Ответчик выразил отказ от согласования договорных условий в редакции истца и в связи с этим направил истцу подписанный протокол разногласий с протоколом урегулирования разногласий учреждения.
Неурегулирование разногласий в досудебном порядке послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с иском.
В силу пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 Кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 421 Кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Кодекса).
В соответствии со статьей 422 Кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), согласно части 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В зоне деятельности истца ответчик является региональным оператором.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО предусмотрена статьями 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьями 24.6 и 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктами 4, 8 (11), 8 (12) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
В соответствии с пунктом 8 (1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном данным разделом, в отношении ТКО, образующихся, в том числе в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах, и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами. Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8 (4)).
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку и документы в соответствии с пунктами 8 (5) и 8 (7) Правил N 1156. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) и 8 (16) Правил N 1156. В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8 (17)).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон с учетом изложенных норм, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе учреждение указало на несогласие с выводами судов о том, что ответчик не имел правовых оснований для вывоза ТКО с контейнерной площадки по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 27-я линия, 3, поскольку истец накапливал ТКО по адресу близлежащего места сбора ТКО, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ереванская, 8.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В пункте 10 названных Правил предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) их накопления складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В силу пункта 15 Правил N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО. Потребителям запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Учреждение также указало на наличие между сторонами разногласий относительно выполнения расчета объемов ТКО, который, по мнению истца, следует производить расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО. Компания считает необходимым расчет объемов ТКО производить исходя из нормативов накопления ТКО.
Отказывая истцу в удовлетворении его требований, суды не учли следующее.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации; в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО; нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО в случаях, определенных Правительством Российской Федерации. Указанные случаи установлены Правилами N 505.
В пункте 6 Правил N 505 предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Пунктом 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением N 1156, также предусмотрено, что учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами N 505 одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Таким образом, Правилами N 505 коммерческий учет ТКО для собственников ТКО предусмотрен с применением альтернативных способов учета объема ТКО.
Согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил ;N 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров.
Данный пункт лишь регулирует вопрос осуществления расчетов при способе раздельного накопления и не содержит ограничений для других видов сбора накопления ТКО.
В случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления ТКО коммерческий учет ТКО может осуществляться расчетным путем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета (решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 N АКПИ20-956).
Таким образом, в силу приведенных норм права и принципа диспозитивности субъекты правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2022 N 303-ЭС22-4152, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54).
Отклоняя доводы учреждения о том, что компания, навязывая истцу периодичность ежедневного вывоза ТКО, не учитывает среднесуточную температуру наружного воздуха, апелляционный суд указал на формирование графика вывоза ТКО на основании требований Закона N 89-ФЗ и пункта 11 СанПин 2.1.3684-21 вне зависимости от заполнения контейнеров, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом периодичность вывоза ТКО не должна противоречить законодательству.
Однако суды не указали основания, по которым не принята предложенная истцом редакция условия договора о графике (периодичности) вывоза ТКО, предусматривающая среднесуточную температуру воздуха, сроки хранения ТКО на месте их сбора, которые не отличаются от установленных пунктом 112 СанПин 2.1.3684-21; доказательства, на основании которых сделан вывод, что применение такого графика вывоза ТКО приведет к перенакоплению ТКО на контейнерной площадке, образованию навалов, а также свалочных очагов.
В судебных актах также отсутствуют выводы судов о мотивах непринятия редакции предложенного учреждением условия договора о месте вывоза ТКО с контейнерной площадки, расположенной на ул. 27-я линия, 3 при том, что решением МКУ "УЖКХ Пролетарского района" г. Ростова-на-Дону от 10.06.2021 N 28-9 указанная площадка включена в реестр мест накопления ТКО.
Поскольку судами сделаны выводы по не полно исследованным обстоятельствам, не принята во внимание правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в указанных судебных актах, решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение для устранения приведенных в настоящем постановлении недостатков.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2022 по делу N А53-34629/2021 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления ТКО коммерческий учет ТКО может осуществляться расчетным путем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета (решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 N АКПИ20-956).
Таким образом, в силу приведенных норм права и принципа диспозитивности субъекты правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2022 N 303-ЭС22-4152, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54).
Отклоняя доводы учреждения о том, что компания, навязывая истцу периодичность ежедневного вывоза ТКО, не учитывает среднесуточную температуру наружного воздуха, апелляционный суд указал на формирование графика вывоза ТКО на основании требований Закона N 89-ФЗ и пункта 11 СанПин 2.1.3684-21 вне зависимости от заполнения контейнеров, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом периодичность вывоза ТКО не должна противоречить законодательству."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 октября 2022 г. N Ф08-10255/22 по делу N А53-34629/2021