Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к приказу Минздрава ЧР
от 29.12.2023 г. N 402
Скрининговая анкета
для родителей по выявлению риска возникновения нарушений психического развития у детей раннего возраста (сокращенная версия - 24 вопроса)
Ф.И.О. родителя _________________________
Ф.И.О. ребенка __________________________
N |
Вопросы |
да |
нет |
затрудняюсь ответить |
|
Первый год жизни |
|||
1 |
Ребенок фиксирует взгляд на предметах (игрушках) или лице взрослого при привлечении внимания словом или прикосновением со второго месяца жизни |
|
|
|
2 |
Ребенок улыбается матери сам или при привлечении внимания улыбкой, лаской, прикосновением на первых месяцах жизни |
|
|
|
3 |
Ребенок сопротивляется грудному вскармливанию, может отказываться от еды, долго удерживать пищу во рту |
|
|
|
4 |
Ребенок тянулся на руки матери, или другим близким, радовался пребыванию на руках |
|
|
|
5 |
Ребенок НЕ требовал к себе внимание матери в период бодрствования (мог лежать один в кроватке, не реагировать на уход матери, занимая себя предметами, игрушками, собственными пальцами и т.д. или пассивно лежал, не реагируя на окружение) |
|
|
|
6 |
Ребенок проявлял различные эмоции (радость, удивление, недовольство и т.д.), начиная с возраста 5-6 месяцев |
|
|
|
7 |
Ребенок вовлекался во взаимодействие со взрослым, устанавливая тактильный, слуховой, зрительный или игровой контакт |
|
|
|
8 |
Соответствие показателям моторного развития ребенка нормативным срокам: |
|
|
|
- удерживает голову - с 2 мес., |
|
|
|
|
- переворачивается - с 4 мес., |
|
|
|
|
- сидит - с 6 мес., |
|
|
|
|
- ползает - с 8 мес., |
|
|
|
|
- ходит с поддержкой - с 10-11 мес. |
|
|
|
|
- ходит без поддержки - с 12-14 мес. |
|
|
|
|
9 |
Соответствие показателям речевого развития ребенка нормативным срокам: |
|
|
|
- агуканье - с 1 мес., |
|
|
|
|
- гуление - с 2-3 мес., |
|
|
|
|
|
- лепет (ба-ба-ба, ма-ма-ма, па-па-па, та-та-та) и слова-метки - с 6-8 мес., |
|
|
|
- первые слова ("мама", "баба", "папа", слова-метки и другие, адресованные к конкретному лицу) - к 1 году. |
|
|
|
|
|
Второй год жизни |
|||
10 |
Ребенок использует указательный жест |
|
|
|
11 |
Ребенок умеет пить из чашки |
|
|
|
12 |
Ребенок понимает простые инструкции ("подойди ко мне", "дай мне") |
|
|
|
13 |
Ребенок повторяет "как эхо" отдельные слова или фразы из высказываний взрослых |
|
|
|
14 |
Ребенок чрезмерно чувствителен к внешним раздражителям (шум от бытовых приборов, фейерверков, звукам издаваемых животными; повышенный тон взрослых и др.) |
|
|
|
15 |
Ребенок хорошо переносит санитарно- гигиенические процедуры (стрижка ногтей, волос, купание и др.), откликается на ласку |
|
|
|
16 |
Как ребенок реагирует на новый предмет, игрушку: рассматривает, облизывает, обнюхивает, не проявляет интерес? (нужное подчеркнуть) |
|
|
|
17 |
Ребенок играет предметами обихода (крышки, банки, кастрюли), как игрушками, предпочитает ниточки, шнурки, пакетики, палочки и др. |
|
|
|
18 |
Ребенок постоянно выстраивает предметы (игрушки) в ряды (горизонтальные / вертикальные), однообразно возит, катает предметы (игрушки) |
|
|
|
19 |
Ребенок двух лет жизни сторонится других детей на игровой площадке, предпочитает играть один |
|
|
|
20 |
У ребенка второго года жизни возникают нарушения сна: трудности засыпания, плач во сне, ночные бодрствования, частые пробуждения, дневная сонливость |
|
|
|
21 |
Ребенок умеет задавать простые вопросы к концу второго года жизни |
|
|
|
22 |
Ребенок собирает пирамидку, матрешку с учетом величины, формы и цвета к концу второго года жизни |
|
|
|
23 |
Ребенок совершает повторяющиеся или необычные движения: ходит "на цыпочках", кружится вокруг себя, играет пальцами перед лицом, перебирает пальцами, потряхивает кистями рук, отмечается проходящие косоглазие, кривошея (имеющееся подчеркнуть). |
|
|
|
24 |
Ребенок заменяет общение и совместную игру использованием гаджетов (мобильный телефон, планшет и т.п.) |
|
|
|
Возраст ребенка ________________________ Дата заполнения _____________
Инструкция. "Если Вы наблюдали (или не наблюдали) у своего ребенка нижеописанное поведение, выберите соответствующий ответ: "да", "нет", "затрудняюсь ответить".
"Скрининговая анкета для родителей по выявлению риска возникновения нарушений психического развития у детей раннего возраста" (сокращенная версия - 24 вопроса), разработана в отделе детской психиатрии ФГБНУ НЦПЗ (Иванов М.В., Симашкова Н.В., Балакирева Е.Е., Никитина С.Г., 2023). Вопросы анкеты затрагивают психопатологические проявления в раннем возрасте и основные сферы психического развития ребенка.
Анкета стандартизирована, имеет высокую надежность и валидность, то есть чувствительность к выявлению детей группы риска по возможному возникновению нарушений психического развития разного генеза (органического, эндогенного, психогенного или соматогенного) [*].
Сфера применения: анкета предназначена для использования в учреждениях Минздрава России и Минпросвещения России, оказывающих помощь детям раннего возраста, с целью организации системы раннего выявления нарушений психического развития. Анкета может использоваться для проведения сплошных скрининговых исследований в практической деятельности педиатрами, неврологами, медицинскими психологами, психиатрами, педагогами-психологами. Анкета рассчитана на опрос родителей детей от 2 до 4-летнего возраста с целью выявления группы риска по возможному возникновению нарушений психического развития разного генеза.
Подсчет и обработка результатов проводится специалистом при помощи сопоставления с ключом методики.
Вопрос |
Ответ |
Вопрос |
Ответ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
нет |
|
нет |
17 |
да |
2 |
нет |
10 |
нет |
18 |
да |
3 |
да |
11 |
нет |
19* |
да |
4 |
нет |
12 |
нет |
20 |
да |
5 |
нет |
13 |
да |
21* |
нет |
6 |
нет |
14 |
да |
22 |
нет |
7 |
нет |
15 |
нет |
23 |
да |
8* |
нет |
16 |
Облизывает, обнюхивает, не проявляет интерес |
24* |
да |
Группа риска нарушений психического развития определяется в соответствии со следующими нормативами: при совпадении 1 ответа на вопросы, отмеченные звездочкой - "*" или 4 и более ответов на вопросы, не отмеченные - "*", в том числе при затруднениях в выборе ответов, родителям дается рекомендация обратиться за профилактической консультацией к врачу-психиатру детскому. В частных случаях, за консультацией к медицинскому психологу, дефектологу, которые проведет углубленную диагностику познавательного развития, детско-родительских отношений и др.
Результаты анкетирования не могут использоваться для установления медицинского диагноза детям, попавшим в группу риска. Постановка диагноза - ответственность и компетенция врача-психиатра, прошедшего специальную профессиональную подготовку по детской психиатрии.
Текст описания сноски не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.