Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства
Самарской области
от 15.01.2024 N 5
Стратегические приоритеты
Государственной программы
1. Оценка текущего состояния сферы реализации Государственной программы
Широкомасштабная интеграция информационных и телекоммуникационных технологий в различные сферы жизнедеятельности человека является глобальной тенденцией мирового развития. Стремительные темпы развития инновационных технологий, постоянно возрастающие требования, предъявляемые потребителями к качеству и расширению перечня предоставляемых услуг, в совокупности формируют тенденцию на гармоничное развитие современного общества, включая повышение качества жизни населения и развитие социальной сферы, эффективное функционирование органов исполнительной власти Самарской области и органов местного самоуправления в Самарской области, повышение конкурентоспособности экономики.
По итогам 2022 года на территории Самарской области обеспечены следующие результаты:
возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет для 99,57% домохозяйств;
достижение доли массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ), в общем количестве таких услуг, предоставляемых в электронном виде в размере 100%;
достижение уровня "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы на территории Самарской области по итогам 2022 года в размере 77,7%.
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать. В то же время новый виток цифровой трансформации несет в себе угрозы информационной безопасности.
В Самарской области для обеспечения информационной безопасности создана и успешно функционирует специализированная технологическая площадка Самарской области, обеспеченная необходимыми средствами защиты информации и подключенная к единой системе управления информационной безопасностью страны.
Осуществляется техническое сопровождение, эксплуатация информационной системы и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечение автоматического сбора, хранения, обработки и передачи информации аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город").
В целях объединения всех имеющихся систем обеспечения общественной безопасности в едином интерфейсе реализован комплекс средств автоматизации "Сервисная платформа" АПК "Безопасный город". К данной платформе подключены "все видеокамеры АПК "Безопасный город", в том числе видеокамеры интегрированных систем видеонаблюдения, обзорные видеокамеры системы фотовидеофиксации, пульты экстренной связи "Гражданин-Полиция", домофоны из состава системы биометрической идентификации лиц.
Создаются комплексы средств автоматизации "Единый центр оперативного реагирования" и "Региональная платформа" с целью снижения уровня рисков возникновения кризисных ситуаций и происшествий, а также последующего обеспечения автоматизации информационного взаимодействия ЕДДС с дежурно-диспетчерскими службами экстренных и оперативных служб, органами местного самоуправления внутригородских районов, органами жилищно-коммунального и топливно-энергетического хозяйства, транспорта и связи, архитектуры и строительства, экологического надзора и промышленной безопасности.
С 2018 года в постоянной эксплуатации функционирует система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Самарской области (далее - система "112"). Обратиться по единому номеру "112" можно со всей территории Самарской области. Во всех экстренных оперативных службах муниципальных образований и городских округов Самарской области установлены автоматизированные рабочие места диспетчеров. Доля муниципальных образований Самарской области, оснащенных системой "112" и доля населения, проживающего на территории муниципальных образований Самарской области, в которых обеспечена возможность вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", составляет 100%.
Заключены соглашения об информационном взаимодействии со смежными субъектами Российской Федерации. Также в режиме постоянной эксплуатации функционирует интеграция системы "112" с системой "ЭРА-ГЛОНАСС".
Информационные и коммуникационные технологии стали частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления. Активное применение информационных и телекоммуникационных технологий в иных сферах (управление, образование, здравоохранение, культура и др.) становится инструментом решения задач регионального развития и повышения качества жизни населения.
В Самарской области создана телемедицинская сеть, объединяющая медицинские учреждения и обеспеченная резервированием каналов связи. При этом предоставляется возможность обеспечения своевременной информационной поддержки периферийных медицинских объектов со стороны крупных медицинских учреждений Самарской области.
Обеспечивается техническое сопровождение сеансов видео-конференц-связи для органов исполнительной власти Самарской области и органов местного самоуправления Самарской области, в том числе проводимых с участием федеральных органов исполнительной власти и сторонних организаций.
Цифровым телевизионным вещанием фактически охвачено 99,14% населения Самарской области. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2009 N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах" жителям региона доступны 20 эфирных цифровых каналов, которые являются бесплатными для потребителей.
На территории Самарской области введена в эксплуатацию наземная аналоговая эфирная радиотрансляционная сеть "Самарское губернское радио", предназначенная для обеспечения населения Самарской области круглосуточным региональным вещанием Самарского губернского радио в целях предоставления жителям региона равных возможностей по получению информации общедоступным способом посредством радиоприемных устройств, а также обеспечения возможности своевременного оповещения граждан, находящихся на территории Самарской области, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Охват вещания Самарского губернского радио составляет 98,5% населения Самарской области (диапазон частот 87,5-108 МГц). Осуществлено строительство 11 радиовещательных станций на территории муниципальных образований Самарской области.
С целью сохранения коммуникационной связанности населенных пунктов Правительством Самарской области совместно с Управлением федеральной почтовой связи Самарской области АО "Почта России" (далее - УФПС Самарской области) осуществляется расширение и модернизация сети отделений почтовой связи. В период с 2014 по 2022 год в 93 отделениях почтовой связи УФПС Самарской области проведен ремонт.
В Самарской области сосредоточено большое количество организаций, работающих в сфере информационных технологий (далее - ИТ-компания), порядка 400 компаний аккредитованы Министерством цифрового развития, связи и коммуникаций Российской Федерации. Это создает благоприятные условия для развития отрасли. Также в целях ускоренного развития ИТ-отрасли для ИТ-компаний предусмотрен комплекс мер поддержки.
Самарская область стабильно входит в топ-10 субъектов Российской Федерации в рейтинге регионов России по уровню развития индустрии разработки программного обеспечения некоммерческого партнерства разработчиков программного обеспечения "РУССОФТ", расположившись в группе "Лидеры".
В рамках Государственной программы реализуются мероприятия региональных составляющих федеральных проектов "Информационная инфраструктура", "Информационная безопасность", "Цифровые технологии", "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
В рамках региональной составляющей федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" проводятся мероприятия, требующие комплексных изменений существующей инфраструктуры информационных систем федерального, регионального и муниципального уровней, оптимизации процессов взаимодействия информационных систем и ресурсов с использованием технологий межведомственного электронного взаимодействия.
Инфраструктура электронного правительства Самарской области функционирует в условиях постоянно развивающейся среды, изменения которой связаны с совершенствованием нормативно-правовой базы, изменением потребностей граждан, эволюцией методологий и подходов к разработке программного обеспечения, появлением новых технологий, повышением требований к надежности и безопасности работы аппаратно-программных комплексов.
Данные изменения в применении к контексту функционирования информационных систем и ресурсов создают новые требования к информационному взаимодействию и совершенствованию форматов электронного взаимодействия, требуют создания новых и развития (модернизации, модификации) существующих информационных систем и ресурсов электронного правительства Самарской области.
В целях решения задач цифровой трансформации государственного управления необходимо осуществлять модернизацию инфраструктуры электронного правительства Самарской области, выполняемую в рамках создания, развития, модификации информационных систем и ресурсов.
Несмотря на общие тенденции цифровой трансформации государственного управления к проблемам текущего состояния можно отнести:
отсутствие практики управления данными, содержащимися в государственных информационных системах, в целях реализации современных электронных сервисов для взаимодействия с физическими и юридическими лицами;
недостаток достоверных сведений (данных), доступных в режиме реального времени, необходимых для принятия управленческих решений;
несвязанность контрольно-надзорных мероприятий с реальными рисками;
затруднение взаимодействия сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления;
игнорирование новых технологических трендов при организации системы государственного управления;
непрозрачность государственных процессов для всех государственных органов власти как внутри региона, так и для федерального центра (до 80 процентов рабочего времени сотрудников подразделений органов власти занимает подготовка различных отчетов);
отсутствие средств объективного контроля за исполнением поставленных задач сотрудникам со стороны руководителей, в том числе в рамках достижения стратегических задач и целей.
В регионе созданы и действуют основные компоненты инфраструктуры электронного правительства, обеспечивающие перевод государственных и муниципальных услуг в электронную форму, включая каналы для заявителей в целях получения государственных и муниципальных услуг: федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", государственная информационная система Самарской области "Региональный портал государственных и муниципальных услуг", государственная информационная система Самарской области "Система межведомственного электронного взаимодействия", государственная информационная система Самарской области "Система автоматизированного межведомственного взаимодействия", государственная информационная система Самарской области "Система государственных и муниципальных платежей".
В Самарской области оказываются более 80 массовых социально значимых услуг, которые доступны для получения в электронной форме жителями Самарской области посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Указанное количество массовых социально значимых услуг предоставляется порядка 500 государственными организациями (органами исполнительной власти Самарской области, органами местного самоуправления и иными организациями Самарской области).
Вместе с тем в последующие годы планируется смещение акцента на переход к предоставлению 24 часа в сутки 7 дней в неделю абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг без необходимости личного присутствия граждан.
Самарская область с 2019 года входит в число лидеров среди субъектов Российской Федерации ежегодно проводимого Министерством экономического развития Российской Федерации мониторинга качества оказания государственных услуг в электронной форме. По результатам последнего рейтинга Самарская область заняла 10-е место среди субъектов Российской Федерации.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Государственной программы
Ключевыми документами стратегического планирования в сфере развития информационных и телекоммуникационных технологий в Российской Федерации являются указы Президента Российской Федерации от 05.12.2016 N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации", от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы", от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" и постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество".
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" одной из национальных целей развития определена цифровая трансформация. В качестве целевых показателей, характеризующих достижение цели к 2030 году, установлены:
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе сферы здравоохранения и образования, а также государственного управления;
увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов;
рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, до 97 процентов;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года.
Целью Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы является создание условий для формирования в Российской Федерации. общества знаний. Обеспечение национальных интересов при развитии информационного общества осуществляется путем реализации следующих приоритетов:
формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных, и достоверных сведений;
развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации;
создание и применение российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на международном уровне;
формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы;
обеспечение национальных интересов в области цифровой экономики.
Важнейшее значение при развитии информационных и телекоммуникационных технологий отводится обеспечению информационной безопасности. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации развитие безопасного информационного пространства, а также защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия являются на современном этапе национальными интересами Российской Федерации. Обеспечение и защита национальных интересов Российской Федерации осуществляются за счет концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества на реализации стратегических национальных приоритетов, одним из которых является информационная безопасность.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации определяет, что стратегической целью обеспечения информационной безопасности в области обороны страны является защита жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, связанных с применением информационных технологий в военно-политических целях, противоречащих международному праву, в том числе в целях осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на подрыв суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности.
С учетом приоритетов государственной политики в сфере развития информационных и телекоммуникационных технологий целью Государственной программы является повышение качества жизни граждан на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Государственной программой Российской Федерации "Информационное общество", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313, установлены следующие приоритеты:
повышение благосостояния, качества жизни и работы граждан;
улучшение доступности и качества государственных услуг;
повышение степени информированности и цифровой грамотности;
развитие экономического потенциала страны с использованием современных информационных, телекоммуникационных и цифровых технологий;
обеспечение прав граждан на доступ к информации;
обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией;
сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг;
приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий;
защита личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз;
обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере.
С учетом положений стратегических документов определены следующие цели государственной программы
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Самарской области от 15 января 2024 г. N 5 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.