Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Оричевской районной Думы
от 08.12.2023 N 29/2
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Оричевского района на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики Оричевского района на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов разработаны в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, определяют цели, задачи, приоритеты бюджетной и налоговой политики в среднесрочной перспективе и являются основой при составлении проекта бюджета Оричевского района на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.
1. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
Основной целью бюджетной и налоговой политики по-прежнему остается обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Оричевского района с учетом текущей экономической ситуации, наращивание доходной базы, достижение национальных целей развития, направленных на повышение уровня жизни граждан.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
сохранение и развитие доходных источников районного бюджета;
приоритизация и повышение эффективности расходования бюджетных средств;
сохранение социальной направленности бюджета района;
создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности как основных источников наполняемости бюджета налоговыми и неналоговыми доходами;
эффективное управление муниципальным долгом, поддержание уровня долговой нагрузки на бюджет на экономически безопасном уровне;
повышение публичности и прозрачности процесса принятия муниципальных правовых актов Оричевского района;
совершенствование муниципального финансового контроля в соответствии с федеральными государственными стандартами и внутреннего финансового аудита с целью ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
соблюдение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
2. Приоритетные направления бюджетной и налоговой политики на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов в области доходов
Приоритетами бюджетной политики района в среднесрочной перспективе являются:
формирование прогноза поступления доходов с учетом новых экономических условий, минимизация рисков несбалансированности бюджета;
расширение экономического потенциала на территории района за счет повышения инвестиционной активности, создания условий справедливой конкурентной среды и сокращения теневого сектора;
реализация механизма инициативного бюджетирования в поселениях Оричевского района в целях прямого вовлечения населения в решение приоритетных социальных проблем местного значения;
организация и подготовка проведения мероприятий по повышению экономичности и результативности использования бюджетных средств, в том числе с использованием механизмов казначейского сопровождения бюджетных средств;
повышение эффективности управления ликвидностью единого счета бюджета путем привлечения остатков средств на единый счет бюджета;
участие в реализации национальных и региональных проектов на территории Оричевского района для решения задач, обеспечивающих достижение целевых показателей национальных проектов, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента РФ N 474);
повышение качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств муниципального образования.
Налоговая политика предусматривает следующие основные направления:
проведение на постоянной основе мониторинга налогового и бюджетного законодательства с целью оперативного и целесообразного внесения изменений в соответствующие муниципальные правовые акты;
осуществление эффективного взаимодействия с налоговыми органами в целях улучшения информационного обмена;
содействие вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность и сокращение неформальной занятости;
социально-экономическое сотрудничество с организациями, расположенными на территории Оричевского района, а также проведение мероприятий, направленных на легализацию предпринимательской деятельности и роста частных инвестиций в рамках федеральных полномочий, упрощение условий исполнения налоговых обязательств, чему способствует и механизм единого налогового счета, не требующий указания дополнительных параметров платежа;
усиление стимулирующей роли межбюджетных трансфертов, в том числе в части повышения заинтересованности органов местного самоуправления в содействии развития налогового потенциала соответствующих муниципальных образований района;
обеспечение высокого уровня собираемости налогов при реализации мероприятий в рамках деятельности межведомственных рабочих групп, направленных на сокращение недоимки по налогами и сборам с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков;
осуществление мер принудительного взыскания дебиторской задолженности по платежам в бюджет района, повышения уровня ответственности главных администраторов доходов бюджета муниципального образования за качество прогнозирования доходов;
активизация деятельности административной комиссии в части результативности рассмотрения административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена КоАП РФ, Законом Кировской области "Об административной ответственности в Кировской области" от 04.12.2007 N 200-ЗО, с последующим составлением протоколов и наложением штрафов, а также осуществление учета и контроля за своевременностью и полнотой их перечисления в бюджет района.
С целью получения дополнительных доходов потребуется принятие мер, направленных на эффективное управление и распоряжение в сфере имущественных и земельных отношений на территории района, включая работу по:
повышение эффективности реализации мер, направленных на расширение налоговой базы по имущественным налогам путем выявления незарегистрированных объектов недвижимого имущества и земельных участков, в том числе за счет выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, и их дальнейшее использование в качестве объектов аренды, продажи или вложения;
своевременной претензионной работе, подготовке документов в судебные органы по взысканию задолженности и привлечении к ответственности неплательщиков по арендным платежам за пользование муниципальным имуществом, включая земельные участки, с последующим расторжением договоров аренды после прохождения указанных процедур;
реализации мероприятий в рамках муниципального земельного контроля, который на протяжении всего периода деятельности Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Реализация бюджетной политики сопровождается усиливающейся с каждым годом социальной нагрузкой на местный бюджет, а также необходимостью достижения целей и задач национальных и региональных проектов. В условиях недостатка собственной доходной базы и высокой зависимости от объема финансовой помощи и целевых субсидий из областного бюджета, необходимо финансовое участие в реализации государственных программ Кировской области на территории муниципального образования, а в последствии - содержание социальных объектов, введенных в эксплуатацию после реконструкции или строительства.
Стабильность бюджетной политики района непосредственно зависит от сбалансированности полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и наличия ресурсов на их реализацию.
Для обеспечения экономической стабильности и минимизации бюджетных рисков прогнозирование доходов местного бюджета планируется осуществлять исходя из среднего прироста проектируемого объема налоговых и неналоговых платежей местного бюджета на 2024 год по отношению к 2023 году с учетом показателей социально-экономического развития Кировской области на 2024 год и на период до 2026 года и расчетов главных администраторов доходов.
3. Приоритетные направления бюджетной и налоговой политики на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов в области расходов
Формирование расходной части бюджета Оричевского района осуществляется исходя из необходимости реализации приоритетных направлений и проектов, в первую очередь обеспечивающих решение задач, определённых в соответствии с Указом Президента РФ N 474.
Объем расходных обязательств ограничен возможностями экономики района. При этом необходимо отметить, что бюджет района ежегодно получает дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов из областного бюджета.
Однако в предстоящий период в условиях сохранения повышенной неопределенности показателей экономического развития, как и прежде, необходимо сохранять социальную направленность расходной части бюджета, и при этом обеспечить сбалансированность бюджета района.
Для решения данной задачи руководителям главных распорядителей средств бюджета необходимо:
повысить эффективность распределения бюджетных средств, применять ответственный подход к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости и обеспеченности источниками финансирования, сокращение неэффективных бюджетных расходов;
обеспечить участие в государственных (региональных) проектах и грантовых конкурсах (проектах) в целях получения дополнительных средств на решение вопросов местного значения в целях сокращения нагрузки на бюджет района;
повысить качество и эффективность реализации муниципальных программ как основного инструмента бюджетного планирования и оперативного управления;
в соответствии со статьёй 269.2 Бюджетного кодекса РФ обеспечить осуществление внутреннего муниципального контроля, в том числе обеспечение подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов с целью повышения эффективности их расходования;
реализовывать мероприятия, способствующих сохранению безопасного уровня муниципального долга муниципального образования и расходов на его обслуживание;
не допускать просроченной кредиторской задолженности по принятым обязательствам;
в полном объеме использовать систему муниципальных закупок, обеспечивающую рациональное использование бюджетных средств, образующих экономию бюджетных средств при сохранении качественных характеристик приобретаемых товаров, работ и услуг, выполнение требований законодательства и формирующих реальный конкурентный режим при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;
поддерживать инвестиционную активность субъектов предпринимательской деятельности;
при планировании бюджетных ассигнований по инвестициям в объекты капитального строительства в первую очередь учитывать расходы, предусматривающие софинансирование за счет средств федерального и областного бюджетов, которые позволят значительно повысить качество оказываемых услуг в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики и, как следствие, благоприятно скажется в целом на повышении уровня жизни населения района;
обеспечить сохранение на достигнутом уровне целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы;
соблюдать финансовую дисциплину всеми участниками бюджетного процесса района;
повысить оценку качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета района, направленной на стимулирование главных распорядителей средств районного бюджета к осуществлению своей деятельности с соблюдением бюджетного законодательства, улучшением финансовых показателей управления финансами;
осуществлять предоставление социальных выплат и льгот отдельным категориям граждан;
обеспечить качественного, доступного, отвечающего современным требованиям и потребностям общества образования с обеспечением безопасности воспитанников и обучающихся;
в сфере дорожного хозяйства продолжить реализацию мероприятий, направленных на повышение уровня содержания автомобильных дорог и улучшение их технического состояния, обеспечение безопасности движения;
в сфере жилищно-коммунального хозяйства продолжить реализацию мероприятий по развитию и модернизации коммунальной инфраструктуры, эффективному и рациональному использованию энергетических ресурсов, охране окружающей среды, развитию системы обращения с отходами производства и потребления, созданию условий для безопасного проживания граждан на территории района, благоустройству общественных и дворовых территорий, ликвидации несанкционированных свалок коммунальных отходов, не отвечающих требованиям законодательства;
реализация мероприятий в сфере обеспечения пожарной безопасности на территории района.
4. Межбюджетные отношения
Политика в сфере межбюджетных отношений будет направлена на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений, повышение инициативы и ответственности глав поселений за исполнение консолидированного бюджета района.
Для обеспечения сбалансированности бюджетов поселений в бюджете Оричевского района на 2024 и плановый период 2025 и 2026 годов планируется выделение средств на иные межбюджетные трансферты в общем объеме более 22,8 млн. рублей. Кроме того, выделяются иные межбюджетные трансферты бюджетам поселений, направленные на стимулирование органов местного самоуправления поселений по увеличению поступлений доходов в консолидированный бюджет Оричевского района в объеме 300 тыс. рублей.
Будет продолжено использование дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов как инструмента реагирования на риски снижения их доходов, высокую нагрузку в связи с образованием задолженности по судебным решениям и другими факторами, влияющими на сбалансированность местных бюджетов.
В бюджете Оричевского района предусматриваются средства на реализацию инициативных проектов. Также, осуществляется взаимодействие с органами государственной власти Кировской области по увеличению объемов межбюджетных трансфертов, направляемых на финансовое обеспечение вопросов местного значения, в том числе по реализации мероприятий государственных программ Кировской области, где запрашиваемые бюджетные ресурсы должны обеспечивать высокую эффективность их использования, а нагрузка на местный бюджет должна быть минимальной.
5. Долговая политика
Отдельным направлением бюджетной политики, непосредственно связанным с обеспечением устойчивости бюджетной системы муниципального образования, является политика в области управления муниципальным долгом.
Необходимо продолжить проведение взвешенной политики в области управления муниципальным долгом, соблюдение установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации предельных размеров муниципального долга и расходов на его обслуживание.
Основной целью проводимой долговой политики является минимизация расходов на обслуживание муниципального долга, сохранение объема долговых обязательств на финансово безопасном уровне с учетом всех возможных рисков, исполнение долговых обязательств по уплате процентов и погашению основного долга своевременно и в полном объеме.
Для покрытия дефицита местного бюджета предполагается использовать программу муниципальных заимствований, которая представляет собой перечень заимствований, направляемых на покрытие дефицита местного бюджета и погашение муниципальных долговых обязательств.
Источники финансирования дефицита местного бюджета:
кредиты, полученные от кредитных организаций;
бюджетные кредиты;
привлечение остатков средств с казначейских счетов, поступающих во временное распоряжение получателей, на единый счет местного бюджета;
изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
Сбалансированность местного бюджета должна быть обеспечена постепенным снижением предельного размера дефицита местного бюджета по сравнению со значениями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.
6. Открытость бюджета и бюджетный процесс
Бюджетный процесс в Оричевском районе, в значительной степени, учитывает требования открытости бюджетных данных:
проведения публичных слушаний или общественных обсуждений проекта бюджета и отчета о его исполнении;
систематизации и анализа сведений о бюджете по отдельным сферам и целевым группам, повышения качества бюджетной информации, публикуемой в информационно-коммуникационной сети "Интернет";
развития аналитического инструментария, электронного документооборота и повышения качества бюджетных данных в ГИС Кировской области "Электронный бюджет" в целях исполнения приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2016 N 243н "О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации";
мониторинга и составления рейтинга открытости бюджетных данных муниципальных образований, включая публикации аналитической информации о бюджете в доступной для граждан форме и принятие мер, направленных на повышение качества финансового менеджмента;
эффективности функционирования контрактной системы в части совершенствования системы организации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд - расширение использования нового информационного ресурса по осуществлению закупок с единственным поставщиком - Модуль закупок информационного ресурса "Региональный маркетинговый центр Кировской области" в целях повышения конкуренции и прозрачности при осуществлении закупок малого объема на территории Кировской области. Доступ к крупным закупкам возможен при условии успешного опыта исполнения контрактов.
Заключение
В заключении отмечу, что в ходе нового бюджетного периода, нам необходимо четко определить те цели деятельности, на которые достаточно финансов, достаточно мер регулирования, которые имеются в качестве инструментария у главных распорядителей расходов, главных администраторов доходов бюджета района.
Кроме того, следует отметить, что необходимым условием решения поставленных задач бюджетной и налоговой политики, является согласованная работа структурных подразделений администрации района, а также контроль финансовой дисциплины и персональная ответственность руководителей главных распорядителей и главных администраторов бюджета района.
Неотъемлемым условием эффективной реализации обозначенных целей является обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений.
<< Назад |
||
Содержание Решение Оричевской районной Думы Кировской области от 8 декабря 2023 г. N 29/2 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.