Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
министра Смоленской области по
внутренней политике
от 22.11.2023 г. N 141-ОД
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия деятельности Министерства Смоленской области по внутренней политике требованиям антимонопольного законодательства
1. Общие положения
1.1. Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия деятельности Министерства Смоленской области по внутренней политике требованиям антимонопольного законодательства (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р "Об утверждений методических рекомендаций по созданию и организаций федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства", распоряжением Губернатора Смоленской области от 06.02.2018 N 107-р "О мерах, направленных на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти Смоленской области" и определяет порядок внутреннего обеспечения соответствия деятельности Министерства Смоленской области по внутренней политике (далее - Министерство) требованиям антимонопольного законодательства (далее - антимонопольный комплаенс).
1.2. Термины и понятия, используемые в настоящем Положении, применяемые в значениях, определенных антимонопольным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о защите конкуренции:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, состоящее из Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том; числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные: органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный комплаенс" - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные Органы;
"хозяйствующий субъект" - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;
"конкуренция" - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
"дискриминационные условия" - условия доступа на товарный рынок, условия Производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами;
"государственные преференции" - предоставление органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в Министерстве и его функционировании;
"коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности антимонопольного комплаенса;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" ("комплаенс-риски") - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченные должностные лица" - должностные лица Министерства, осуществляющие функционирование антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в одной из сфер деятельности;
"сфера деятельности" - сфера деятельности Министерства, подверженная рискам нарушения антимонопольного законодательства.
1.3. Государственные гражданские служащие и работники Министерства (далее - сотрудники Министерства) в своей деятельности обязаны соблюдать требования антимонопольного законодательства в строгом соответствии с целями, принципами и задачами, установленными настоящим Положением.
1.4. Нормы антимонопольного законодательства подлежат изучению сотрудниками Министерства в ходе самообразования.
1.5. Гражданин при поступлений (приеме) на государственную службу (работу) в Министерство должен быть ознакомлен в отделе кадровой работы Министерства с настоящим Положением.
1.6. Настоящее Положение размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
2. Цели, задачи и принципы антимонопольного комплаенса
2.1. Целями антимонопольного комплаенса являются обеспечение соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства и профилактика нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Министерства:
2.1.1. В сфере осуществления государственных закупок:
- действия при проведении торгов и иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами тортов, участниками иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или заказчиками деятельности их участников;
- создание участнику (участникам) торгов и иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) преимущественных условий участия в торгах и иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), нарушение порядка определения победителя или победителей;
- участие организаторов торгов и иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или заказчиков и (или) работников организаторов тортов и иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для работников заказчиков в торгах и иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах и иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- включение в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами поставки, выполнение (оказание) которых является предметом торгов и иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
2.1.2. В сфере основных направлений деятельности Министерства, определенных Положением о Министерстве Смоленской области по внутренней политике, утвержденным постановлением Правительства Смоленской области от 10.10.2023 N 14, в том числе реализации областных государственных программ:
- предоставление хозяйствующим субъектам субсидий из областного бюджета в нарушение требований антимонопольного законодательства;
- истребование у хозяйствующих субъектов документов, не предусмотренных порядком предоставления субсидий из областного бюджета;
- предоставление хозяйствующим субъектам доступа к Информации в приоритетном порядке;
- ограничение доступа хозяйствующим субъектам к информации и осуществление иных действий, повлекших за собой создание дискриминационных условий для отдельных хозяйствующих субъектов;
- принятие решений, влекущих нарушение норм антимонопольного законодательства;
2.1.3. В сфере правового регулирования направлений деятельности Министерства:
- принятие актов и (или) осуществление действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;
- разработка правовых актов, содержащих положения, влекущие нарушения антимонопольного законодательства;
2.1.4. В сфере осуществления функций государственного контроля:
- осуществление контрольных функций с превышением полномочий, предусмотренных законодательством;
- истребование у хозяйствующих субъектов в процессе осуществления контрольных функций документов, не предусмотренных законодательством.
2.2. Задачи антимонопольного комплаенса:
- выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
- контроль соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
- оценка эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса.
2.3. Принципы антимонопольного комплаенса:
- заинтересованность Министерства в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
- регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- информационная открытость функционирования действующего в Министерстве антимонопольного комплаенса;
- непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве;
- совершенствование антимонопольного комплаенса.
3. Организация контроля за реализацией антимонопольного комплаенса в Министерстве
3.1. Общий контроль за организацией и функционированием в Министерстве антимонопольного комплаенса осуществляется министром Смоленской области по внутренней политике (далее - министр), который:
- принимает правовой акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы, регламентирующие реализацию антимонопольного комплаенса;
- рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
- принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
- осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
- утверждает карту рисков нарушения антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков) Министерства;
- утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса;
- утверждает план мероприятий ("дорожную карту") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков) Министерства;
- взаимодействует с антимонопольным органом и организует ему содействие в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
- координирует взаимодействие с коллегиальным органом, а также функции по обеспечению работы коллегиального органа;
- применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение сотрудниками Министерства антимонопольного комплаенса;
- утверждает доклад об антимонопольном комплаенсе, согласованный с Коллегиальным органом;
- организует направление ежегодного доклада об антимонопольном комплаенсе в Министерство экономического развития Смоленской области.
4. Организация и функционирование антимонопольного комплаенса в Министерстве
4.1. Организацию работы по реализации антимонопольного комплаенса в Министерстве осуществляет рабочая группа по организации и функционированию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве Смоленской области по внутренней политике (далее также - уполномоченный орган, рабочая группа), состав которой утверждается приказом министра.
Уполномоченный орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями Министерства.
Координацию деятельности уполномоченного органа осуществляет руководитель рабочей группы.
4.2. К компетенции уполномоченного органа относятся следующие функции:
- разработка правового акта об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в правовой акт об антимонопольном комплаенсе), а также внутриведомственных документов Министерства, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
- выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков), учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков, определение мер по их минимизации (выявляемые комплаенс-риски распределяются по уровням (согласно приложению N 1 к настоящему Положению);
- разработка на основе проведенной оценки комплаенс-рисков карты рисков нарушения антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков) Министерства по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению;
- разработка плана мероприятий ("Дорожной карты") по снижений) рисков нарушений антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков) Министерства по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению;
- подготовка проекта доклада об антимонопольном комплаенсе;
- консультирование сотрудников Министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
- взаимодействие со структурными подразделениями Министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
- определение ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
- информирование министра о нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) и иных документах Министерства, нормативных правовых актах Правительства Смоленской области (проектах нормативных правовых актов Правительства Смоленской области), разработчиком которых является Министерство, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
- выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений Министерства, разработка предложений по их исключению;
- организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них, проведение служебных проверок в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- ознакомление граждан с настоящим Положением при поступлении на государственную гражданскую службу в Министерство, а также на должность, не относящуюся к государственной гражданской службе;
- иные функции, связанные с осуществлением антимонопольного комплаенса.
5. Выявление, предупреждение и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
5.1. Сотрудники Министерства при ежедневном осуществлении своих должностных обязанностей должны соблюдать требования антимонопольного законодательства, запреты на совершение антиконкурентных действий и предупреждать возникающие риски нарушения антимонопольного законодательства.
Процесс выявления и недопущения рисков нарушения требований антимонопольного законодательства является обязательным для сотрудников Министерства, осуществляющих деятельность, связанную с применением норм антимонопольного законодательства.
В целях предупреждения рисков Нарушения требований антимонопольного законодательства сотрудники Министерства обязаны информировать непосредственного руководителя о рисках нарушения и выявленных нарушениях требований антимонопольного законодательства.
5.2. Руководитель структурного подразделения Министерства при поступлений информации о выявленных рисках нарушения требований антимонопольного законодательства сообщает уполномоченному органу по своему направлению следующую информацию:
- об имевших место нарушениях антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) с указанием отдельно по каждому нарушению нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом;
- о рисках нарушения антимонопольного законодательства;
- о предложениях в отношений мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Уполномоченный орган оценивает полученную информацию, при необходимости вносит изменения в карту рисков нарушения антимонопольного законодательства и представляет министру предложения по минимизации рисков либо устранению нарушений в форме служебной записки.
5.3. В целях минимизации рисков нарушений антимонопольного законодательства в Министерстве уполномоченным органом проводятся следующие мероприятия:
- сбор Сведений в структурных подразделениях Министерства;
- анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Министерства за предыдущие
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.