г. Краснодар |
|
21 октября 2022 г. |
Дело N А32-54139/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Титаренко Ю.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Терминал Панагия" (ИНН 2308105377, ОГРН 1052303653720) - Кравченко Д.А. (доверенность от 05.02.2021; участие обеспечено посредством сервиса "Онлайн-заседание") и Прокопова М.С. (участие обеспечено посредством сервиса "Онлайн-заседание"), от органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Шапаренко К.А. (доверенность от 23.09.2022), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Краснодарского края (ИНН 2308038402, ОГРН 1022301224549) - Пыхтина Е.Ю. (доверенность от 25.12.2020), рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022 по делу N А32-54139/2021, установил следующее.
ООО "Терминал Панагия" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать незаконным решение об отказе в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2020 из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", приведенное в письме от 04.10.2021 N 52-33-21-45543/21 департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), а также возложить на департамент обязанность рассмотреть ходатайство от 06.09.2021 о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Краснодарского края (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022, признано незаконным решение департамента об отказе в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2020, на уполномоченный орган возложена обязанность в течение 30 дней рассмотреть указанное обращение общества. Судебные инстанции, отклоняя доводы департамента, указали, что целью перевода земельного участка является его использование в соответствии с документацией территориального планирования. Указание на отсутствие в доверенности полномочий представителя на обращение с ходатайством о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую не основано на содержании названного документа. В ходатайстве о переводе земельного участка указаны реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя. Ходатайство о переводе земельного участка соответствует требованиям пункта 2.6.2. административного регламента предоставления департаментом государственной услуги по рассмотрению ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, утвержденного приказом от 26.03.2020 N 489. Суд апелляционной инстанции отклонил ссылку департамента на Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 828, поскольку данный нормативный правовой акт регламентирует вопросы выдачи, замены и пользования паспортами гражданами, а также содержит описание бланка паспорта гражданина Российской Федерации. В то же время в названном Положении отсутствует норма о том, что все данные паспорта (вплоть до подписи руководителя подразделения) должны указываться заявителями при обращении в органы государственной власти. Кроме того, к ходатайству общества приобщена копия нотариально удостоверенной доверенности, которая содержала все данные представителя заявителя. Представленная доверенность могла быть идентифицирована по любому из указанных номеров: как по номеру бланка, так и по номеру доверенности в реестре. Суд апелляционной инстанции установил, что перевод земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2020 в состав земель промышленности обусловлен исключительными обстоятельствами, поскольку в отношении расположенного рядом с указанным земельным участком имущественного комплекса ЗАО "Таманьнефтегаз" установлена санитарно-защитная зона (СЗЗ) на основании постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.08.2016 N 108. При этом более 2/3 площади земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2020 находится в границах этой санитарно-защитной зоны. В границах санитарно-защитной зоны не допускается использование земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями. Превышение уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (ПДК и ПДУ) в границах санитарно-защитной зоны имущественного комплекса ЗАО "Таманьнефтегаз" может свидетельствовать о недопустимости использования земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2020 в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Факт нахождения земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2020 в санитарно-защитной зоне подтвержден данными публичной кадастровой карты, информация которой является открытой, общедоступной и общеизвестной. Кроме того, согласно карте функциональных зон, утвержденной решением L сессии Совета муниципального образования Темрюкский район VI созыва от 24 июля 2018 года N 494 "О внесении изменений в генеральный план Таманского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края, утвержденный решением XLIX сессии Совета Таманского сельского поселения Темрюкского района II созыва от 28 ноября 2012 года N 206 "Об утверждении Генерального плана Таманского сельского поселения Темрюкского района"" земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:2020 находится в границах функциональной зоны - территории промышленного района порта Тамань, отображенной на генеральном плане Таманского сельского поселения Темрюкского района. В соответствии со Схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года N 384-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1723-р), предусматривается увеличение пропускной способности и повышение эффективности работы, в частности морского порта Тамань, в координации с созданием логистической системы, включающей, в том числе, припортовые терминалы различного назначения (раздел II, подраздел 4 "Водный транспорт" "Морской транспорт", п. 6), к месту размещения которых относится земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:2020. Общество планирует строительство припортового терминала по перегрузке стали и/или контейнеров на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0601000:2020. Таким образом, целью перевода земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2020 является его использование в соответствии с указанными документами территориального планирования.
В кассационной жалобе департамент, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявления. Податель жалобы указывает, что в ходатайстве общества отсутствует обоснование перевода земельного участка. К ходатайству не приложены документы, предусмотренные законом. Апелляционный суд в нарушение требований процессуального законодательства приобщил к делу карту функциональных зон муниципального образования. Судебные инстанции не приняли во внимание, что департамент правомерно отказал в рассмотрении ходатайства о переводе, государственная услуга заявителю оказана.
Общество представило отзыв, в котором указало на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов. В отзыве администрация просила удовлетворить кассационную жалобу департамента.
В судебном заседании представители департамента и администрации на удовлетворении жалобы настаивали. Представители общества поддержали доводы отзыва.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 355 419 +/- 5 216 кв. м (кадастровый номер 23:30:0601000:2020), местоположение которого установлено относительно ориентира: Краснодарский край, Темрюкский район, юго-западнее ст. Тамань.
Общество обратилось в департамент с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2020 из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" (т. 1, л. д. 26 - 30).
Письмом от 04.10.2021 N 52-33-21-45543/21 департамент отказал в рассмотрении ходатайства. Отказ мотивирован отсутствием обоснования перевода, в представленной доверенности нет указания на наличие полномочий на подачу в департамент ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2020 из состава одной категории земель в другую. Заявителю также предложено уточнить реквизиты документа, удостоверяющего личность представителя (т. 1, л. д. 31, 32).
Общество, полагая, что отказ в рассмотрении ходатайства не соответствует закону, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этом суд не связан требуемым заявителем способом восстановления права; способ восстановления нарушенного права определяется с учетом характера спорных правоотношений.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (часть 2 статьи 201 Кодекса).
В абзаце 4 пункта 26 данного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации указано, что если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) перевод земель из одной категории в другую в отношении находящихся в частной собственности земель сельскохозяйственного назначения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) для перевода земельных участков из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на его рассмотрение; содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации; в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
По результатам рассмотрения ходатайства уполномоченным органом принимается акт о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, который может быть обжалован в суд (части 4, 8 статьи 3 Закона N 172-ФЗ).
При этом в рассмотрении ходатайство может быть отказано и оно подлежит возврату заявителю в случае, когда к нему приобщены документы, состав, форма и содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства (части 2 и 3 статьи 3 Закона N 172-ФЗ).
Общие основания отказа в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую закреплены в статье 4 Закона N 172-ФЗ, особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию - в статье 7 Закона N 172-ФЗ.
В части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ приведен исчерпывающий перечень исключительных случаев, когда допускается перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, в том числе в связи с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Статьей 4 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" на администрацию края как на высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края возложены полномочия по принятию акта о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Пунктом 3.19 Положения о департаменте, утвержденного постановлением главы администрации края от 23.04.2007 N 345, департамент наделен функциями по рассмотрению ходатайств о переводе, подготовке и представлению в администрацию проектов распоряжений главы администрации Краснодарского края о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, по отказу в таком переводе и по отказу в рассмотрении соответствующего ходатайства.
В данном случае общество просило осуществить перевод принадлежащего ему участка сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности для размещения на участке объектов инфраструктуры Таманского порта в соответствии с утвержденными документами территориального планирования. Отказ департамента принят на основании пункта 2 части 2 статьи 3 Закона N 172-ФЗ без рассмотрения по существу представленных заявителем документов.
Судебные инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, сделали правильные выводы о том, что ходатайство о переводе соответствовало требованиям закона, содержало необходимые реквизиты и приложения. Условия для отказа в его рассмотрении и возврата заявителю у департамента отсутствовали. На департамент правильно возложена обязанность рассмотреть ходатайство общества. Аргумент департамента о нарушении апелляционным судом норм процессуального права не принимается. Указание на документы территориального планирования содержалось в ходатайстве общества; данные документы, а также сведения публичной кадастровой карты, находятся в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе департамента, проверены судом кассационной инстанции, однако они не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения и апелляционного постановления; данные доводы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не относится к полномочиям арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленным в статьях 286, 287 Кодекса. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса безусловными основаниями к отмене обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022 по делу N А32-54139/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, сделали правильные выводы о том, что ходатайство о переводе соответствовало требованиям закона, содержало необходимые реквизиты и приложения. Условия для отказа в его рассмотрении и возврата заявителю у департамента отсутствовали. На департамент правильно возложена обязанность рассмотреть ходатайство общества. Аргумент департамента о нарушении апелляционным судом норм процессуального права не принимается. Указание на документы территориального планирования содержалось в ходатайстве общества; данные документы, а также сведения публичной кадастровой карты, находятся в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе департамента, проверены судом кассационной инстанции, однако они не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения и апелляционного постановления; данные доводы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не относится к полномочиям арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленным в статьях 286, 287 Кодекса. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса безусловными основаниями к отмене обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 октября 2022 г. N Ф08-9799/22 по делу N А32-54139/2021