Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
распоряжением
Правительства Тамбовской области
от 17.01.2024 N 18-р
Бюджетный прогноз
Тамбовской области на долгосрочный период (на 2024 - 2035 годы)
Основные подходы к формированию бюджетного прогноза Тамбовской области на 2024 - 2035 годы
Бюджетный прогноз Тамбовской области на долгосрочный период (на 2024 - 2035 годы) (далее - Бюджетный прогноз) разработан в соответствии с требованиями статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 56.1 Закона Тамбовской области от 28.10.2005 N 369-З "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тамбовской области".
Бюджетный прогноз разрабатывается в целях определения финансовых ресурсов, которые необходимы и могут быть направлены на достижение целей государственной политики, сформулированных в документах стратегического планирования Тамбовской области, при условии обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Тамбовской области и повышении эффективности бюджетных расходов.
Основные итоги исполнения консолидированного бюджета Тамбовской области и бюджета Тамбовской области за 2022 год:
консолидированный бюджет Тамбовской области исполнен по доходам с увеличением на 12,8 процентных пункта по сравнению с 2021 годом и составил 80,2 млрд. рублей. Собственные доходы (налоговые и неналоговые доходы) выросли на 16,6 процентных пункта - с 41,2 млрд. рублей до 48,0 млрд. рублей. Рост сложился по ключевым налогам: налогу на прибыль организаций (113%), налогу на доходы физических лиц (115%), акцизам (135%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (126%), налогу на имущество физических лиц (133%), налогу на имущество организаций (117%). Положительную динамику обеспечили два бюджетообразующих источника - налог на прибыль и НДФЛ. По темпам роста этих налогов Тамбовская область заняла 4 место среди субъектов, входящих в ЦФО;
из федерального бюджета Тамбовская область получила финансовую поддержку в объеме 30,8 млрд. рублей (103,4% к уровню прошлого года);
расходы консолидированного бюджета Тамбовской области увеличились по сравнению с 2021 годом на 12,7 млрд. рублей (темп роста - 18,9 процентных пункта) и составили 79,7 млрд. рублей, из них 62,1% расходов бюджета носят социальный характер.
Тамбовская область отнесена Министерством финансов Российской Федерации к субъектам Российской Федерации с надлежащим качеством управления региональными финансами и со средним уровнем долговой устойчивости.
Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА) в 2022 году подтвердило кредитный рейтинг Тамбовской области на уровне ВВВ+(RU), прогноз "Стабильный", и облигаций Тамбовской области - на уровне ВВВ+(RU).
Бюджетный прогноз разработан на основе утвержденного прогноза социально-экономического развития Тамбовской области на долгосрочный период до 2035 года (постановление администрации Тамбовской области от 16.01.2019 N 24 (в редакции от 10.02.2023).
Прогноз социально-экономического развития Тамбовской области на долгосрочный период до 2035 года (далее - Долгосрочный прогноз) разработан на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на указанный период. Долгосрочный прогноз разработан и утвержден в одном варианте - базовом.
Базовый вариант Долгосрочного прогноза предусматривает:
рост валового регионального продукта в 2035 году по сравнению с 2022 годом в 2,3 раза (составит 1149,6 млрд. рублей);
рост продукции сельского хозяйства в 2035 году по сравнению с 2022 годом в 2,2 раза (составит 510300,4 млн. рублей);
рост объема розничной торговли в 2035 году по сравнению с 2022 годом в 2,7 раза (составит 674,4 млрд. рублей);
рост объема инвестиций в основной капитал в 2035 году по сравнению с 2022 годом в 1,6 раза (составит 142,5 млрд. рублей);
рост номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников организаций в 2035 году по сравнению с 2022 годом в 2,6 раза (составит 97960 рублей).
Бюджетный прогноз разработан в соответствии с Долгосрочным прогнозом в базовом варианте.
Налоговая политика Тамбовской области на долгосрочную перспективу будет ориентирована на развитие налогового потенциала на основе экономического роста.
Основными направлениями налоговой политики Тамбовской области являются:
реализация механизмов налогового стимулирования в рамках приоритетных направлений инвестиционной политики Тамбовской области;
стимулирование применения налогоплательщиками инвестиционного налогового вычета;
совершенствование системы управления налоговыми льготами с учетом проведения комплексной оценки (обоснованность, целесообразность, результативность, влияние на экономику) предлагаемых к введению налоговых льгот и установления ограниченных сроков их действия;
обеспечение бюджетной, экономической и социальной эффективности налоговых расходов консолидированного бюджета Тамбовской области;
оказание содействия среднему и малому бизнесу для развития предпринимательской деятельности;
усиление мер по укреплению налоговой дисциплины налогоплательщиков;
создание справедливых конкурентных условий развития бизнеса;
совершенствование методов налогового администрирования через повышение прозрачности и эффективности работы с дебиторской задолженностью;
распространение на территории Тамбовской области механизмов самообложения граждан и инициативных платежей путем вовлечения граждан в управленческие процессы обеспечения своей жизнедеятельности;
повышение эффективности управления государственным имуществом Тамбовской области.
Рост бюджетных поступлений планируется достичь за счет:
роста инвестиционной и инновационной активности посредством оказания государственной поддержки инвесторам, в том числе путем направления бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры за счет инфраструктурных бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета;
совершенствования применения специальных налоговых режимов для развития малого и среднего предпринимательства;
реализации мер, направленных на легализацию предпринимательской деятельности, содействие вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность и сокращение неформальной занятости путем расширения практики применения налога на профессиональный доход, регистрации граждан в качестве "самозанятых" и вовлечения их в экономику;
выявления и пресечения схем минимизации налогов, совершенствование методов контроля легализации "теневой" заработной платы;
установления коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, используемого для расчета размера фиксированных авансовых платежей, уплачиваемых иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента;
расширения налоговой базы по имущественным налогам путем выявления и включения в налогооблагаемую базу недвижимого имущества и земельных участков, которые до настоящего времени не зарегистрированы;
формирования перечня объектов недвижимости для определения налоговой базы по налогу на имущество организаций на основе кадастровой стоимости в отношении административно-деловых и торговых центров, нежилых помещений, используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
повышения уровня ответственности главных администраторов доходов за выполнение плановых показателей поступления доходов в консолидированный бюджет Тамбовской области, совершенствования методов налогового администрирования;
дальнейшего проведения работы по установлению причин образования задолженности по налогам, сборам, страховым взносам и принятия мер по ее погашению;
проведения оценки социальной и бюджетной эффективности налоговых расходов консолидированного бюджета Тамбовской области;
совершенствования управления областной и муниципальной собственностью.
Реализация планируемых мероприятий позволит увеличить поступления доходов, а также повысить в целом устойчивость бюджетной системы Тамбовской области.
Основными направлениями бюджетной политики Тамбовской области в долгосрочном периоде являются:
обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости консолидированного бюджета Тамбовской области;
выполнение социальных обязательств Тамбовской области;
достижение целевых показателей федеральных (региональных) проектов, направленных на реализацию национальных проектов и выполнение задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
рациональное и эффективное использование имеющихся бюджетных средств;
выполнение условий соглашений, заключенных от имени Тамбовской области:
о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Тамбовской области;
по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;
по реструктуризации задолженности перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам;
по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.
Бюджетная политика призвана обеспечить финансовыми ресурсами действующие расходные обязательства Тамбовской области по закрепленным федеральным законодательством полномочиям.
Основными направлениями бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений будут являться:
содействие в обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов муниципальных образований Тамбовской области;
реализация мер по укреплению финансовой дисциплины и соблюдению органами местного самоуправления Тамбовской области требований бюджетного законодательства;
повышение эффективности предоставления целевых межбюджетных трансфертов;
стимулирование органов местного самоуправления Тамбовской области в увеличении доходной базы Тамбовской области;
поощрение органов местного самоуправления Тамбовской области за достижение наилучших значений показателей при реализации национальных проектов, а также за достижение наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления Тамбовской области, установленных Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов";
вовлечение граждан в процесс обсуждения и принятия решений по инициативному бюджетированию.
Основными направлениями долговой политики Тамбовской области являются:
своевременное и полное исполнение долговых обязательств Тамбовской области;
минимизация расходов на обслуживание государственного долга Тамбовской области;
поддержание объема и структуры долговых обязательств, исключающих их неисполнение;
снижение рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом.
Основные риски, влияющие на сбалансированность консолидированного бюджета Тамбовской области
Бюджетная система крайне восприимчива к изменениям экономической ситуации. Основными рисками реализации бюджетного прогноза являются развитие кризисных явлений в экономике и снижение темпов социально-экономического развития Российской Федерации и Тамбовской области, приводящие к сокращению поступлений доходов в бюджет, повышению прогнозируемого уровня инфляции, ухудшению условий для заимствований.
Изменение федерального законодательства, влияющего на параметры консолидированного бюджета Тамбовской области (новации в межбюджетном регулировании, снижение нормативов отчислений от налогов и сборов, установление новых расходных обязательств, сокращение объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передача дополнительных полномочий), также обуславливает риски неисполнения параметров бюджетного прогноза.
Минимизировать последствия рисков, влияющих на сбалансированность бюджета, предполагается за счет:
принятия эффективных мер, направленных на развитие экономического потенциала Тамбовской области;
увеличения доходной части бюджета Тамбовской области и бюджетов муниципальных образований Тамбовской области;
ограничения роста расходных обязательств при одновременном повышении эффективности бюджетных расходов;
поддержания экономически безопасного уровня государственного долга Тамбовской области и минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств;
проведения контроля за исполнением бюджета Тамбовской области и бюджетов муниципальных образований Тамбовской области.
Прогноз основных параметров бюджетной системы Тамбовской области представлен в приложении N 1 к настоящему Бюджетному прогнозу.
Предельные расходы на финансовое обеспечение реализации государственных программ Тамбовской области на период их действия, а также прогноз расходов бюджета Тамбовской области на осуществление непрограммных направлений деятельности представлены в приложении N 2 к настоящему Бюджетному прогнозу.
При формировании проекта бюджета Тамбовской области на очередной финансовый год и плановый период расходы бюджета, включая расходы на реализацию государственных программ Тамбовской области, могут корректироваться с учетом изменения параметров, определяющих объем и структуру бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств Тамбовской области, а также решений Правительства Тамбовской области по их оптимизации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.