Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 14. Реализация права законодательной инициативы в Думе
129. Правом законодательной инициативы в соответствии с Уставом Херсонской области обладают депутаты Думы, фракции в Думе, органы Думы, в состав которых входят депутаты Думы, сенатор Российской Федерации - представитель от Думы, сенатор Российской Федерации - представитель от Правительства Херсонской области, Губернатор Херсонской области, Правительство Херсонской области, прокурор Херсонской области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Херсонской области, представительные органы муниципальных образований Херсонской области, Ассоциация "Совет муниципальных образований Херсонской области" по вопросам местного самоуправления, Уполномоченный по правам человека в Херсонской области по вопросам своего ведения, Счетная палата Херсонской области по вопросам своего ведения, Избирательная комиссия Херсонской области по вопросам, связанным с регулированием назначения, подготовки и порядка проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, порядка проведения референдума Херсонской области, местного референдума, а также по вопросам, связанным с деятельностью Избирательной комиссии Херсонской области, Общественная палата Херсонской области. по вопросам ее ведения.
130. Проекты законов Херсонской области, внесенные в Думу Губернатором Херсонской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
131. Проекты законов Херсонской области об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения, другие проекты законов Херсонской области, предусматривающие расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета Херсонской области, рассматриваются Думой по представлению Губернатора Херсонской области либо при наличии заключения указанного лица. Данное заключение представляется в Думу не позднее одного месяца со дня поступления указанного проекта закона Херсонской области Губернатору Херсонской области.
132. Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Думу:
1) проектов законов;
2) проектов законов о внесении изменений в законы Херсонской области, а также о признании утратившими силу законов Херсонской области;
3) поправок к проектам законов;
4) проектов постановлений Думы;
5) проектов постановлений Думы о внесении изменений в постановления Думы, а также о признании утратившими силу постановлений Думы.
133. При внесении проекта закона в Думу, в порядке законодательной инициативы субъект права законодательной инициативы должен представить:
1) текст проекта закона с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего проект закона;
2) пояснительную записку к проекту закона с обоснованием необходимости его принятия, включающую развернутую характеристику проекта закона, в том числе его цели и основные положения, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия;
3) проекты законов о внесении изменений в иные законы Херсонской области или о признании их утратившими силу в случаях, если принятие нового закона Херсонской области влечет внесение изменений в иные законы Херсонской области или признание их утратившими силу;
4) финансово-экономическое обоснование проекта закона, содержащее расчетные данные об изменении доходов и (или) расходов консолидированного бюджета Херсонской области, о дополнительной потребности в средствах областного бюджета на реализацию проекта закона и источниках ее финансирования;
5) заключение Губернатора Херсонской области - в случаях, предусмотренных настоящим Регламентом;
6) заключение государственной экологической экспертизы - в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
7) сопроводительное письмо субъекта права законодательной инициативы, адресованное председателю Думы, в котором указываются наименование проекта закона, докладчик по данному вопросу на заседании Думы и перечень приложений. К письму, подписанному руководителем коллегиального органа, должно быть приложено соответствующее постановление (решение);
8) документы и материалы, предусмотренные статьями Закона Херсонской области "О бюджетном процессе в Херсонской области";
9) документы и материалы, предусмотренные статьями Закона Херсонской области "О составлении и рассмотрении проекта бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Херсонской области, его утверждении и исполнении";
10) документы и материалы, предусмотренные статьей Закона Херсонской области "О порядке подготовки проектов законов Херсонской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями";
11) сводный отчет об оценке регулирующего воздействия проекта закона, заключение об оценке регулирующего воздействия проекта закона - в случаях, если проект закона подлежит оценке регулирующего воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Херсонской области.
134. Проекты законов об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), об установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения, другие проекты законов, предусматривающие расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, рассматриваются Думой только по представлению Губернатора Херсонской области либо при наличии его заключения, которое представляется в Думу субъектом права законодательной инициативы не позднее чем за двадцать календарных дней до дня рассмотрения проекта закона Думой.
135. В случае несогласия Губернатора Херсонской области с представленным проектом закона спорные вопросы могут быть разрешены путем рассмотрения их согласительной комиссией, создаваемой на паритетных началах из представителей Думы и Губернатора Херсонской области.
136. Непосредственно в текст проекта закона, внесенного в Думу, должны быть включены положения о:
1) сроке и порядке вступления данного закона в силу;
2) признании утратившими силу и о приостановлении действия ранее принятых законов Херсонской области или отдельных их положений в связи с принятием данного закона.
При оформлении проектов законов учитываются требования, установленные Законом Херсонской области "О нормативных правовых актах Херсонской области".
137. При внесении проекта постановления Думы в порядке законодательной инициативы субъект права законодательной инициативы должен представить:
1) текст проекта постановления Думы с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего проект постановления;
2) пояснительную записку к проекту постановления Думы с обоснованием необходимости его принятия, включающую развернутую характеристику проекта постановления Думы, в том числе его цели и основные положения, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия;
3) проекты постановлений Думы о внесении изменений в иные постановления Думы или о признании их утратившими силу в случаях, если принятие нового постановления Думы влечет внесение изменений в иные постановления Думы или признание их утратившими силу;
4) финансово-экономическое обоснование проекта постановления Думы, содержащее расчетные данные об изменении доходов и (или) расходов консолидированного бюджета Херсонской области, о дополнительной потребности в средствах областного бюджета на реализацию проекта постановления Думы и источниках ее финансирования;
5) заключение Губернатора Херсонской области - в случаях, предусмотренных настоящим Регламентом;
6) заключение государственной экологической экспертизы - в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
7) сопроводительное письмо субъекта права законодательной инициативы, адресованное Председателю Думы, в котором указываются наименование проекта постановления Думы, докладчик по данному вопросу на заседании Думы и перечень приложений. К письму, подписанному руководителем коллегиального органа, должно быть приложено соответствующее постановление (решение);
8) сводный отчет об оценке регулирующего воздействия проекта постановления Думы, заключение об оценке регулирующего воздействия проекта постановления Думы - в случаях, если проект постановления Думы подлежит оценке регулирующего воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Херсонской области.
Копии текста проекта постановления Думы и материалов, предусмотренных подпунктами 2-4 настоящего пункта, должны быть представлены в электронном виде на адрес электронной почты Организационного управления Аппарата Думы __________ или через систему электронного документооборота, используемую Думой.
При оформлении проекта постановления Думы учитываются требования, установленные Законом Херсонской области "О нормативных правовых актах Херсонской области".
138. Проект постановления Думы, предусматривающий расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, либо сокращение доходов областного бюджета, рассматривается Думой только по представлению Губернатора Херсонской области либо при наличии его заключения, которое представляется в Думу субъектом права законодательной инициативы не позднее чем за двадцать календарных дней до дня рассмотрения проекта постановления Думы.
139. Проекты законов (проекты постановлений Думы), внесенные в Думу в порядке законодательной инициативы, подлежат регистрации в Организационном управлении Аппарата Думы. Дата регистрации проекта закона (проекта постановления Думы) считается датой его официального внесения.
При поступлении в Думу проекта закона (проекта постановления Думы), внесенного в порядке законодательной инициативы, Организационным управлением Аппарата Думы проводится проверка соответствия такого проекта закона (проекта постановления Думы) требованиям настоящего Регламента. В случае выявления несоответствия проекта закона (проекта постановления Думы) требованиям настоящего Регламента Организационным управлением Аппарата Думы на имя председателя Думы направляется служебная записка с указанием норм настоящего Регламента, требованиям которых не соответствует внесенный проект закона (проект постановления Думы). На основании указанных материалов председатель Думы принимает решение о возвращении проекта закона (проекта постановления Думы) субъекту права законодательной инициативы для выполнения указанных требований либо о его направлении для дальнейшего рассмотрения заместителю Председателя Думы, курирующему соответствующую сферу общественных отношений.
140. После регистрации проект закона (проект постановления Думы) по поручению Председателя Думы направляется через Организационное управление Аппарата Думы заместителю Председателя Думы, курирующему соответствующую сферу общественных отношений, в ответственный комитет, а также в Государственно-правовое управление Аппарата Думы для проведения правовой и лингвистической экспертизы, а также антикоррупционной экспертизы.
141. В случае, если поступивший заместителю Председателя Думы, курирующему соответствующую сферу общественных отношений, проект закона (проект постановления Думы) не соответствует требованиям настоящего Регламента, заместитель председателя Думы либо председатель ответственного комитета направляет служебную записку, адресованную Председателю Думы, подготовленную соответствующим управлением Аппарата Думы, с указанием нормы настоящего Регламента, требованиям которой не соответствует поступивший проект закона (проект постановления Думы). На основании служебной записки Председатель Думы принимает решение о возвращении проекта закона (проекта постановления Думы) субъекту права законодательной инициативы для выполнения указанных требований.
142. Состав субъектов законодательной инициативы после внесения проекта закона (проекта постановления Думы) в Думу может быть дополнен другими субъектами права законодательной инициативы. Включение в состав субъектов права законодательной инициативы допускается в течение пяти рабочих дней с даты официального внесения проекта закона (проекта постановления Думы) и осуществляется по письменному заявлению, адресованному председателю Думы, при наличии письменного согласия субъекта (субъектов) законодательной инициативы, внесшего (внесших) проект закона (проект постановления Думы) в Думу.
143. Государственно-правовое управление Аппарата Думы по поручению председателя Думы в течение пяти рабочих дней осуществляет правовую и лингвистическую экспертизу проекта закона (проекта постановления Думы) на его соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Херсонской области, другим законам Херсонской области, а в необходимых случаях проводит антикоррупционную экспертизу. Срок проведения правовой и лингвистической экспертизы проекта закона, подготовленного ко второму чтению, исчисляется со дня принятия соответствующего решения ответственным комитетом.
В случае, если проведение правовой, лингвистической и антикоррупционной экспертиз в установленный срок невозможно, сроки их проведения могут быть продлены Председателем Думы (первым заместителем Председателя Думы) по мотивированному предложению начальника Государственно-правового управления.
Лингвистическая экспертиза проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год, подготовленного для принятия в первом чтении, не проводится.
144. По результатам правовой и лингвистической экспертизы, а в необходимых случаях антикоррупционной экспертизы Государственно-правовое управление Аппарата Думы подготавливает письменное заключение, в котором должны быть даны ответы на следующие вопросы:
1) соответствует или не соответствует проект закона (проект постановления Думы) Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Херсонской области, другим законам Херсонской области. Если в заключении устанавливается несоответствие проекта закона (проекта постановления Думы) Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Херсонской области, другим законам Херсонской области, то должно быть указано, какому акту не соответствует проект закона (проект постановления Думы) и в чем выражается это несоответствие;
2) соблюдена ли внутренняя логика проекта закона (проекта постановления Думы), нет ли противоречий между разделами, главами, статьями, частями и пунктами проекта закона (проекта постановления Думы). Если такие противоречия имеются, они должны быть конкретизированы, также необходимо дать рекомендации по их устранению;
3) содержатся ли в проекте закона (проекте постановления Думы) коррупциогенные факторы. Если такие факторы имеются, они должны быть конкретизированы, также необходимо дать рекомендации по их устранению.
Лингвистическая экспертиза проекта закона (проекта постановления Думы) заключается в оценке соответствия текста представленного проекта закона (проекта постановления Думы) нормам современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей текстов нормативных правовых актов.
Не допускается принятие решения ответственным комитетом при рассмотрении проекта закона (проекта постановления Думы), если отсутствует заключение Государственно-правового управления Аппарата Думы.
В случае необходимости направления проекта закона (проекта постановления Думы) для рассмотрения в несколько комитетов председатель Думы из числа данных комитетов определяет ответственный комитет.
145. При внесении альтернативных проектов законов (проектов постановлений Думы) по одному и тому же вопросу такие проекты законов (проекты постановлений Думы) рассматриваются ответственным комитетом одновременно.
146. Ответственный комитет вправе принять решение о направлении проекта закона (проекта постановления Думы) депутатам, не входящим в состав данного комитета, другим субъектам права законодательной инициативы для подготовки ими замечаний и предложений по проекту закона (проекту постановления Думы).
По предложению ответственного комитета Президиум может принять решение об опубликовании проекта закона (проекта постановления Думы) в средствах массовой информации с указанием срока подачи замечаний и предложений к данному проекту закона (проекту постановления Думы).
147. По результатам рассмотрения проекта закона (проекта постановления Думы) и материалов к нему, а также заключения Государственно-правового управления Аппарата Думы, заключения об оценке регулирующего воздействия проекта закона (проекта постановления Думы) (в случаях, если проект закона (проект постановления Думы) подлежит оценке регулирующего воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Херсонской области) ответственный комитет может принять решение:
1) одобрить концепцию представленного проекта закона (проекта постановления Думы), возвратить его субъекту права законодательной инициативы для устранения высказанных на заседании ответственного комитета замечаний и предложить внести новый проект закона (проект постановления Думы) взамен ранее внесенного или одобрить концепцию проекта закона (проекта постановления Думы) и для его доработки создать рабочую группу с участием субъекта права законодательной инициативы;
2) одобрить представленный проект закона и рекомендовать Думе принять проект закона в первом чтении либо принять проект закона в первом и втором чтениях;
3) одобрить представленный проект постановления Думы и рекомендовать Думе принять его в предлагаемой редакции;
4) рекомендовать Думе отклонить представленный проект закона (проект постановления Думы);
5) оставить представленный проект закона (проект постановления Думы) без рассмотрения и возвратить его субъекту права законодательной инициативы. Данное решение принимается в случае выявления нарушений порядка внесения или оформления проекта закона (проекта постановления Думы), определенного Законом Херсонской области "О нормативных правовых актах Херсонской области", иными законами Херсонской области или настоящим Регламентом или если регулирование общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования проекта закона (проекта постановления Думы), не относится к полномочиям Херсонской области либо не находится в компетенции Думы, а также в случае внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, содержащего аналогичное правовое регулирование.
148. До принятия решения, указанного в пункте 132 настоящего Регламента, при наличии заключения Государственно-правового управления Аппарата Думы председатель ответственного комитета вправе:
1) предложить субъекту права законодательной инициативы изменить текст проекта закона (проекта постановления Думы) с учетом заключений, отзывов, замечаний и предложений и внести новый проект закона (проект постановления Думы) взамен ранее внесенного;
2) предложить субъекту права законодательной инициативы отозвать внесенный им проект закона (проект постановления Думы) в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации и (или) Херсонской области;
3) предложить субъекту права законодательной инициативы в случаях, если по результатам проведения оценки регулирующего воздействия проекта закона (проекта постановления Думы) выявлены несоответствие оценки регулирующего воздействия порядку ее проведения, наличие в проекте закона (проекте постановления Думы) положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и областного бюджета, а также необоснованность выводов относительно необходимости введения предлагаемого варианта правового регулирования, провести повторную процедуру публичных консультаций по проекту закона (проекту постановления Думы) и (или) доработать сводный отчет об оценке регулирующего воздействия проекта закона (проекта постановления Думы), и (или) создать рабочую группу для урегулирования разногласий, возникших в результате проведения оценки регулирующего воздействия.
149. Обсуждение проекта закона (проекта постановления Думы) на заседании комитета начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы или его представителя.
В случае отсутствия на заседании комитета по уважительным причинам депутата, являющегося субъектом права законодательной инициативы, с докладом имеет право выступить другой депутат - член депутатского объединения (фракции), в которую входит депутат, являющийся субъектом права законодательной инициативы. В таком случае заявление о делегировании права выступить с докладом по проекту закона (проекту постановления Думы) своему представителю в период отсутствия на заседании комитета депутат адресует председателю комитета и, составляет его на депутатском бланке с указанием причины своего отсутствия.
При рассмотрении проекта закона (проекта постановления Думы), внесенного в Думу депутатом, прекратившим исполнение своих полномочий на дату рассмотрения комитетом проекта закона (проекта постановления Думы), обсуждение проекта закона (проекта постановления Думы) начинается с доклада председателя комитета.
150. До принятия ответственным комитетом решения, указанного в пункте 131 настоящего Регламента, субъект права законодательной инициативы имеет право:
1) по предложению председателя ответственного комитета изменить текст проекта закона (проекта постановления Думы);
2) отозвать внесенный им проект закона (проект постановления Думы);
3) провести повторную процедуру публичных консультаций по проекту закона (проекту постановления Думы) и (или) доработать сводный отчет об оценке регулирующего воздействия проекта закона (проекта постановления Думы), и (или) создать рабочую группу для урегулирования разногласий, возникших в результате проведения оценки регулирующего воздействия (в случаях, если по результатам проведения оценки регулирующего воздействия проекта закона (проекта постановления Думы) выявлены несоответствие оценки регулирующего воздействия порядку ее проведения, наличие в проекте закона (проекте постановления Думы) положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и областного бюджета, а также необоснованность выводов относительно необходимости введения предлагаемого варианта правового регулирования).
151. Проект закона, внесенный в Думу менее чем за двадцать календарных дней до дня очередного заседания Думы, на данном заседании Думы не рассматривается, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и (или) Херсонской области.
В исключительных случаях проект закона, внесенный в Думу позднее указанного в абзаце первом настоящего пункта срока, по решению Президиума или Председателя Думы может быть рассмотрен на очередном заседании Думы.
Проект закона должен быть включен в проект повестки дня заседания Думы не позднее трех месяцев со дня его официального внесения в Думу.
Окончательное решение (принятие во втором чтении или отклонение) по проекту закона в соответствии с процедурой, предусмотренной настоящим Регламентом, должно быть принято Думой в течение шести месяцев со дня его официального внесения.
Указанные в абзаце третьем настоящего пункта сроки в отношении конкретного проекта закона могут быть продлены по решению Председателя Думы.
Проекты законов, не принятые Думой в течение срока полномочий текущего созыва во втором чтении, рассматриваются Думой следующего созыва в порядке, установленном настоящим Регламентом, на той стадии законодательной процедуры, на которой было прервано их рассмотрение Думой предыдущего созыва, если иное решение не будет принято Думой следующего созыва.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.