Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 9. Порядок подготовки и проведения заседания Думы
68. Основной формой работы Думы является заседание. На заседании Думы рассматриваются и принимаются решения по вопросам, отнесенным к ведению Думы.
69. Очередное заседание Думы созывается Председателем Думы не реже одного раза в три месяца, как правило, один раз в месяц в последний четверг каждого месяца с 11 до 18 часов с обязательным перерывом на обед продолжительностью один час и короткими перерывами для отдыха продолжительностью 20 минут через каждые два часа работы.
70. Заседание Думы считается правомочным, если в нем принимает участие не менее двух третей от установленного числа депутатов (24 депутата).
71. Заседания Думы проводятся открыто, гласно и освещаются в средствах массовой информации. На заседаниях Думы (за исключением закрытых заседаний) вправе присутствовать граждане (физические лица), в том числе представители организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Думы.
72. Организационную, документационную и правовую подготовку и проведение заседаний Думы обеспечивают управления Аппарата Думы.
73. Предложения о возможных вопросах, выносимых на очередное заседание Думы, до пятого числа каждого месяца направляются в организационное управление Аппарата Думы в форме служебного письма на имя начальника указанного управления за подписью начальника (заместителя начальника) управления, подготовившего предложения, для формирования проекта повестки дня заседания Думы.
74. По вопросам, выносимым на заседание Думы, не позднее чем за пять календарных дней до дня заседания Думы подготовленные документы и материалы передаются в Организационное управление Аппарата Думы в электронном виде и на бумажном носителе. Документы рассылаются депутатам в электронном виде и размещаются на официальном сайте Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за три календарных дня до дня заседания Думы.
В исключительных случаях, по поручению Председателя Думы, указанные сроки могут быть сокращены.
75. Документы и материалы по вопросам, выносимым на заседание Думы, считаются подготовленными к рассмотрению, если:
1) текст проекта закона (проекта постановления Думы) прошел лингвистическую экспертизу, о чем свидетельствует виза работника отдела лингвистической экспертизы Государственно-правового управления Аппарата Думы;
2) имеется письменное заключение Государственно-правового управления Аппарата Думы, подготовленное в соответствии с настоящим Регламентом;
3) имеется соответствующее решение комитета, ответственного за подготовку проекта закона (проекта постановления Думы) (далее - ответственный комитет);
4) на проекте постановления Думы имеются визы руководителей соответствующих управлений Аппарата Думы, начальника Организационного управления Аппарата Думы, первого заместителя (заместителя) Председателя Думы, курирующего соответствующую сферу общественных отношений, а также указаны фамилия и инициалы исполнителя, номер его рабочего телефона;
5) к проекту закона (проекту постановления Думы), внесенному в Думу в порядке законодательной инициативы, приложены все необходимые документы и материалы, предусмотренные настоящим Регламентом;
6) имеется порядок рассмотрения вопроса на заседании Думы, подготовленный по форме, установленной Организационным управлением Аппарата Думы, и подписанный руководителем соответствующего управления Аппарата Думы.
76. Депутаты обязаны лично принимать участие в заседаниях Думы и комитетов, в состав которых они входят. О невозможности присутствовать на заседании Думы или соответствующего комитета по уважительной причине депутат не позднее чем за три рабочих дня до дня заседания Думы или соответствующего комитета в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов информирует Председателя Думы или председателя соответствующего комитета.
Уважительными причинами неучастия депутата в заседаниях Думы и соответствующего комитета являются подтвержденные документально:
командировка;
временная нетрудоспособность;
чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила) или иное обстоятельство, не зависящее от воли депутата.
В случае отсутствия на заседании Думы или соответствующего комитета без уважительной причины депутат обязан в тот же день направить Председателю Думы или председателю соответствующего комитета в письменной форме объяснение с указанием причины отсутствия и приложением подтверждающих документов.
77. В заседаниях Думы вправе участвовать Губернатор Херсонской области (Врио Губернатора Херсонской области), прокурор Херсонской области, начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Херсонской области, сенаторы Российской Федерации, наделенные полномочиями Думой и Губернатором Херсонской области, председатель Счетной палаты Херсонской области, а также иные лица, участие (присутствие) которых предусмотрено федеральным законодательством или законами Херсонской области.
По приглашению председателя Думы на заседании Думы могут присутствовать сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Херсонского областного суда, председатель Арбитражного суда Херсонской области, председатель избирательной комиссии Херсонской области и иные лица.
Заседания Думы проводятся открыто, гласно и освещаются средствами массовой информации.
Присутствие на заседании Думы граждан, в том числе представителей организаций, общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляется в соответствии с настоящим Регламентом.
78. Организационное управление Аппарата Думы составляет список приглашенных на заседание Думы (далее - приглашенные) и после его утверждения председателем Думы извещает приглашенных о дате, месте и времени проведения заседания Думы путем направления или выдачи им приглашений.
Приглашение, подписанное Председателем Думы, а в случае его отсутствия - первым заместителем Председателя, является основанием для участия в заседании Думы.
В список приглашенных включаются по предложениям комитетов лица, участие которых необходимо при рассмотрении вопросов повестки дня заседания Думы.
79. Дума может принять решение о проведении закрытого заседания большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Думы.
В закрытых заседаниях вправе участвовать Губернатор Херсонской области (Врио Губернатора Херсонской области), прокурор Херсонской области, начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Херсонской области, сенаторы Российской Федерации, наделенные полномочиями Думой и Губернатором Херсонской области, председатель Счетной палаты Херсонской области, а также иные лица, участие (присутствие) которых предусмотрено федеральным законодательством или законами Херсонской области.
Сведения о содержании закрытых заседаний Думы не подлежат разглашению.
Представители средств массовой информации на закрытые заседания Думы не допускаются.
80. При решении вопросов, рассмотрение которых не терпит отлагательства, Дума может принять решение о проведении внеочередного заседания Думы.
Внеочередное заседание Думы созывается по инициативе депутатов в количестве не менее одной трети от установленного числа депутатов, а также по инициативе председателя Думы либо по требованию Губернатора Херсонской области (Врио Губернатора Херсонской области).
81. Представители политических партий, не представленных в Думе, вправе не менее одного раза в год участвовать в заседании Думы при рассмотрении вопросов, внесенных в Думу в порядке законодательной инициативы. Президиум определяет заседание Думы, в котором могут принять участие представители политических партий, не представленных в Думе. Информация о таком заседании Думы заблаговременно размещается на официальном сайте Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Обращение политической партии, не представленной в Думе, с просьбой об участии в заседании Думы, которое определяется Президиумом, направляется в Думу не позднее чем за 10 календарных дней до дня его проведения. В обращении указываются вопрос (вопросы) повестки дня заседания Думы, в рассмотрении которого (которых) желает принять участие политическая партия, не представленная в Думе, и лицо, уполномоченное выступать от имени такой политической партии на заседании Думы.
Комитет Думы по законодательству, местному самоуправлению и Регламенту принимает решение о порядке участия представителя политической партии, не представленной в Думе, в заседании Думы и направляет приглашение руководителю политической партии (регионального отделения политической партии) не позднее чем за пять рабочих дней до дня заседания Думы.
От каждой политической партии, не представленной в Думе, на заседании Думы может присутствовать один представитель, уполномоченный коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии (регионального отделения политической партии).
82. Приглашенные, присутствующие на заседании Думы, обязаны соблюдать этические нормы, не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству лицам, присутствующим на заседании Думы, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям.
Приглашенные занимают в зале заседаний Думы отведенные им места, при этом они не должны нарушать требования настоящей главы к порядку проведения заседания Думы, обязаны соблюдать тишину и порядок, не пользоваться средствами телефонной связи и радиосвязи.
В случае нарушения указанных правил председательствующий делает приглашенному официальное замечание, называя его фамилию, а в случае повторного нарушения удаляет его из зала заседаний Думы.
83. Представители средств массовой информации не позднее чем за один день до дня заседания Думы направляют в Управление информационной политики Аппарата Думы заявку о желании присутствовать на заседании Думы, форма которой публикуется за три дня до дня заседания Думы на официальном сайте Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Управление общественных связей и информационной политики Аппарата Думы составляет список представителей средств массовой информации для обеспечения их допуска на заседание Думы.
84. Представители средств массовой информации вправе производить теле- и фотосъемку с мест, заранее согласованных с Управлением общественных связей и информационной политики Аппарата Думы, при условии, что это не будет мешать проведению заседания Думы, в том числе ограничивать депутатам и приглашенным лицам обзор выступающего и трибуны.
85. Регистрация депутатов и приглашенных начинается за один час до открытия заседания Думы.
Регистрацию депутатов и приглашенных осуществляет Организационное управление Аппарата Думы.
86. В зале заседаний Думы размещаются Государственный флаг Российской Федерации и Государственный герб Российской Федерации, а также флаг Херсонской области и герб Херсонской области.
После открытия и закрытия заседания Думы депутаты и приглашенные стоя прослушивают Государственный гимн Российской Федерации или гимн Херсонской области.
87. Председательствует на заседании Думы Председатель Думы, который:
1) объявляет об открытии и закрытии заседания Думы, ведет его;
2) предоставляет слово докладчикам, содокладчикам, депутатам, приглашенным (слово для выступления депутатам предоставляется в порядке поступления их заявок);
3) ставит на голосование проект повестки дня заседания Думы;
4) оглашает личные заявления и справки депутатов;
5) ставит на голосование проекты законов (проекты постановлений Думы), внесенные на рассмотрение Думы в соответствии с настоящим Регламентом, проводит голосование и сообщает его результаты;
6) оглашает предложения депутатов по рассматриваемым на заседании Думы вопросам и объявляет последовательность их постановки на голосование;
7) контролирует ведение протокола заседания Думы, подписывает протокол и стенограммы на основании аудиозаписи заседания Думы;
8) при необходимости проводит консультации с отдельными депутатами, организует работу согласительных комиссий в целях преодоления разногласий и разрешения других вопросов, возникающих в ходе заседания Думы;
9) обеспечивает соблюдение настоящего Регламента и принятого депутатами порядка проведения заседания Думы;
10) обращает внимание на допущенные в ходе заседания Думы нарушения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов Херсонской области, положений настоящего Регламента;
11) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Регламентом.
88. На заседании Думы дополнительные предложения и замечания к проекту повестки дня заседания Думы вносятся депутатами, комитетами, Губернатором Херсонской области (Врио Губернатора Херсонской области), Херсонским областным судом, Арбитражным судом Херсонской области, прокурором Херсонской области, представительными органами муниципальных образований, Счетной палатой Херсонской области, а также избирательной комиссией Херсонской области по вопросам ее ведения в письменной форме либо излагаются в выступлениях на заседании Думы.
Предложения, поступившие в письменной форме, оглашаются председательствующим в порядке их поступления.
При обсуждении целесообразности включения дополнительных вопросов в повестку дня заседания Думы прения ограничиваются выступлениями двух депутатов за включение дополнительных вопросов в повестку дня заседания Думы и двух - против включения.
По дополнительным вопросам, включенным в повестку дня заседания Думы, на заседании Думы должны быть даны необходимые обоснования, представлены проекты законов (проекты постановлений Думы), согласованные с ответственными комитетами, при наличии заключения Государственно-правового управления Аппарата Думы, заключения об оценке регулирующего воздействия (в случаях, если проект закона (проект постановления Думы) подлежит оценке регулирующего воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Херсонской области) и должно быть осуществлено тиражирование соответствующих документов для всего состава депутатов.
Голосование проводится отдельно по каждому предложению о внесении изменений в проект повестки дня заседания Думы. Решения о внесении изменений в проект повестки дня заседания Думы и о принятии повестки дня заседания Думы в целом принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Думы, путем проведения открытого голосования.
89. Продолжительность доклада устанавливается до десяти минут, содоклада - до семи минут. По предложению депутатов может быть установлена иная продолжительность доклада по отдельным вопросам повестки дня заседания Думы. Такое решение принимается Думой большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов открытым голосованием и фиксируется в протоколе заседания Думы.
Продолжительность выступлений по другим вопросам устанавливается:
1) для обсуждения повестки дня заседания Думы - до трех минут;
2) для обсуждения докладов и содокладов по теме доклада - до пяти минут;
3) по порядку ведения заседания Думы - до одной минуты;
4) для вопроса - до одной минуты;
5) для ответа - до трех минут;
6) для выступлений представителя депутатского объединения (фракции) по теме доклада - до трех минут.
С согласия большинства присутствующих на заседании Думы, председательствующий вправе продлить время для выступления.
Никто не может выступать на заседании Думы без разрешения председательствующего.
90. Председатель Думы, Губернатор Херсонской области и прокурор Херсонской области, либо уполномоченные ими представители имеют право выступать каждый раз, когда посчитают это необходимым.
91. Для выступлений с докладами, выступающим предоставляется трибуна.
Для выступлений с содокладами, выступлений и вопросов при обсуждении докладов и содокладов, выступлений представителей депутатских объединений (фракций), а также для внесения процедурных вопросов и замечаний, предложений по порядку ведения заседания Думы, как правило, используются микрофоны в зале заседаний Думы.
92. Председательствующий предоставляет слово вне предусмотренной порядком ведения заседания Думы очередности рассмотрения вопросов только для внесения процедурного вопроса или замечаний и предложений по порядку ведения заседания Думы.
93. Депутат, присутствующий на заседании Думы, обязан соблюдать этические нормы, не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов и приглашенных лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям.
Использование депутатами на заседании Думы средств телефонной связи и радиосвязи не должно мешать ходу заседания Думы.
В случае нарушения указанных правил председательствующий делает депутату официальное замечание, называя его фамилию, а в случае повторного нарушения предлагает Думе лишить его права на выступления в течение всего заседания Думы.
94. Прения прекращаются по решению Думы, принимаемому открытым голосованием большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Думы.
При постановке вопроса о прекращении прений председательствующий информирует депутатов о числе записавшихся и выступивших депутатов, выясняет, кто настаивает на предоставлении слова.
После прекращения прений докладчик и содокладчики имеют право выступить с заключительным словом продолжительностью не более пяти минут.
Депутаты, не получившие возможности выступить в связи с прекращением прений, вправе передать тексты выступлений председательствующему для приобщения их к протоколу заседания Думы. Тексты выступлений приобщаются к протоколу заседания Думы в обязательном порядке.
95. Дума большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Думы, может принять решение о дне продолжения заседания Думы или переносе нерассмотренных вопросов на следующее заседание Думы в случае, если вопросы повестки дня заседания Думы полностью не рассмотрены в связи с истечением отведенного настоящим Регламентом времени. При этом перенесенные вопросы имеют приоритет при составлении проекта повестки дня следующего заседания Думы по времени их рассмотрения.
96. На каждом заседании Думы ведутся протокол и аудиозапись заседания Думы, в которых фиксируется работа Думы. В протоколе заседания Думы указываются:
1) порядковый номер заседания Думы, дата и время его проведения;
2) число, фамилии и инициалы присутствующих депутатов, число, фамилии и инициалы отсутствующих депутатов с указанием причин отсутствия, а также число, фамилии, инициалы и должности присутствующих приглашенных лиц;
3) фамилия, инициалы, должность председательствующего;
4) повестка дня заседания Думы, фамилии и инициалы докладчика и содокладчика по каждому вопросу;
5) фамилии и инициалы депутатов, выступивших в прениях, а также депутатов, задавших в письменной или устной форме вопросы докладчикам;
6) принятые решения;
7) результаты голосования.
К протоколу прилагаются тексты принятых Думой законов Херсонской области и постановлений Думы, тексты выступлений, предложений и замечаний депутатов, которые не получили слова на заседании Думы, ввиду прекращения прений, вопросы, поступившие от депутатов и лиц, присутствующих на заседании Думы.
Решения Думы по процедурным вопросам (утверждение повестки дня заседания Думы, прекращение прений, принятие к сведению справок, информации, сообщений, иные вопросы) фиксируются в протоколе и тексте стенограммы на основании аудиозаписи заседания Думы.
Протокол заседания Думы оформляется в течение одного месяца. Ответственность за достоверность протокола Думы несет председательствующий, ответственность за своевременное оформление протокола и других материалов заседания Думы несет Организационное управление Аппарата Думы.
Протоколы заседаний Думы хранятся в Организационном управлении Аппарата Думы в соответствии со сроками, установленными Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", а затем сдаются в установленном порядке на постоянное хранение.
Копии протоколов заседаний Думы предоставляются для ознакомления депутатам по их письменному запросу, адресованному председателю Думы.
Аудиозапись заседания Думы и ее хранение обеспечивает управление делами Аппарата Думы. Компьютерный набор текста стенограммы на основании аудиозаписи заседания Думы обеспечивает Организационное управление Аппарата Думы.
В случае выявления неточностей или недостоверных сведений в протоколе или тексте стенограммы аудиозаписи заседания Думы, а также несоответствия текста стенограммы аудиозаписи протоколу заседания Думы исправление выявленных неточностей или недостоверных сведений, а также несоответствий осуществляется Организационным управлением в соответствии с аудиозаписью заседания Думы. Исправленный протокол или текст стенограммы на основании аудиозаписи заседания Думы подписывается председательствующим.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.