Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
постановлением
администрации города Кузнецка
От 20.12.2023 N 2301
Положение о внутреннем финансовом аудите администрации города Кузнецка Пензенской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает правила осуществления администрацией города Кузнецка Пензенской области (далее - Администрация) внутреннего финансового аудита (далее - ВФА).
1.2. Под ВФА понимается деятельность по формированию и предоставлению:
- информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий Администрации, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;
- предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;
- заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
1.3. Целями осуществления ВФА являются:
- оценка надежности системы внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
- подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации;
- повышение качества финансового менеджмента.
1.4. В целях настоящего Положения применяются термины в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденным постановлением Минфина России от 21.11.2019 N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита".
2. Осуществление внутреннего финансового аудита
2.1. ВФА в Администрации осуществляется субъектом ВФА (далее - субъект аудита), который назначается распоряжением администрации города Кузнецка. Субъект аудита подчиняется непосредственно и исключительно Главе города Кузнецка.
Деятельность субъекта аудита основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации.
2.2. Объектами ВФА Администрации являются структурные подразделения Администрации, выполняющие внутренние бюджетные процедуры, и подведомственные Администрации получатели бюджетных средств, а также подведомственные бюджетные автономные учреждения.
2.3. Аудиторские мероприятия подразделяются на:
а) камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
б) выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
в) комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
2.4. Права и обязанности субъекта аудита и субъектов бюджетных процедур устанавливаются в соответствии с федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденного постановлением Минфина России от 21.11.2019 N 195н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита".
2.5. В рамках осуществления внутреннего финансового аудита:
а) оценивается надежность внутреннего финансового контроля;
б) подтверждается законность выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективность использования бюджетных средств;
в) подтверждается соответствие учетной политики и ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
г) оценивается эффективность применения объектами аудита автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних бюджетных процедур;
д) подтверждается наличие прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
е) подтверждаются законность и полнота формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения должностных лиц правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
ж) подтверждается достоверность данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета и включаемых в бюджетную отчетность.
3. Планирование внутреннего финансового аудита
3.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
Плановые аудиторские мероприятия осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, формируемым субъектом аудита (далее - План аудита), по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению и утверждаемым Главой города Кузнецка.
3.2. Планом проведения аудиторских мероприятий является перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, в отношении каждого из которых указаны тема и дата (месяц) окончания указанного мероприятия.
3.3. В план включается не менее двух мероприятий, по результатам которых можно будет подтвердить достоверность бюджетной отчетности и правильность ведения бюджетного учета.
3.4. Планирование аудиторских мероприятий осуществляется в соответствии с пунктами 3-9 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.08.2020 N 160н, и должен содержать перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, одно из которых проводится в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
3.5. Информация о плане аудита в очередном году доводится до руководителей объектов ВФА.
3.6. Изменения в План аудита вносятся в случае:
а) принятия Главой города Кузнецка решения о необходимости внесения изменений в план проведения аудиторских мероприятий;
б) направления руководителем субъекта внутреннего финансового аудита в адрес Главы города Кузнецка предложений о внесении изменений в план проведения аудиторских мероприятий, в том числе по причине невозможности проведения плановых аудиторских мероприятий в связи с:
- наступлением обстоятельств непреодолимой силы;
- недостаточностью временных и (или) трудовых ресурсов при необходимости проведения внеплановых аудиторских мероприятий;
- внесением изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты, в том числе регулирующие осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
- выявлением в ходе подготовки аудиторского мероприятия существенных обстоятельств (необходимость изменения темы и (или) даты (месяца) окончания аудиторского мероприятия);
- реорганизацией, ликвидацией главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) субъекта внутреннего финансового аудита.
Изменения в план проведения аудиторских мероприятий утверждаются Главой города Кузнецка бюджетных средств.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.8. Внеплановое аудиторское мероприятие проводится на основании решения руководителя Главы города Кузнецка, которое должно содержать тему и сроки проведения внепланового аудиторского мероприятия.
4. Проведение аудиторских проверок
4.1. Срок проведения аудиторского мероприятия определяется индивидуально и зависит от масштаба объекта аудита и сложности учета. Аудиторское мероприятие не может превышать 45 рабочих дней.
4.2. Решение о приостановлении аудиторского мероприятия и (или) о продлении срока проведения аудиторского мероприятия принимается Главой города Кузнецка.
Основаниями продления срока проведения аудиторского мероприятия являются:
а) получение в ходе проведения аудиторского мероприятия информации, свидетельствующей о наличии нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения, в том числе информации от правоохранительных органов, иных органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо из иных источников;
б) наличие обстоятельств, которые делают невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия по причинам, не зависящим от уполномоченного должностного лица или членов аудиторской группы, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы;
в) значительный объем анализируемых документов, который не представлялось возможным установить при подготовке к проведению аудиторского мероприятия.
4.3. Проведение аудиторского мероприятия может быть приостановлено:
а) при наличии нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе по хранению первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое делает невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия, - на период восстановления документов, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также приведения документов учета и отчетности в состояние, позволяющее проводить их изучение в ходе проведения аудиторского мероприятия;
б) на период непредставления (неполного представления) документов и информации или воспрепятствования проведению аудиторского мероприятия;
в) на период организации и проведения экспертиз, а также исполнения запросов;
г) при наличии обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия по причинам, не зависящим от уполномоченного должностного лица или членов аудиторской группы, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы.
Общий срок приостановлений аудиторского мероприятия не может составлять более одного года. На время приостановления аудиторского мероприятия течение его срока прерывается.
4.4. Субъект аудита письменно уведомляет руководителя объекта аудита о приостановлении аудиторского мероприятия с указанием основания приостановления и требованием об устранении обстоятельств, послуживших основанием для приостановления аудиторского мероприятия. В требовании должен быть указан срок его выполнения, который не может превышать срок, на который приостанавливается аудиторское мероприятие.
4.5. После устранения причин приостановления мероприятия субъект аудита возобновляет проведение аудиторского мероприятия в сроки, устанавливаемые планом аудита.
4.6. Аудиторское мероприятие проводится с применением следующих методов аудита: аналитические процедуры, инспектирование, пересчет, запрос, подтверждение, наблюдение, мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.
5. Оформление результатов внутреннего финансового аудита
5.1. Выводы и предложения, сделанные по результатам аудиторского мероприятия, должны основываться на достаточных фактических данных и достоверной информации, подтверждающих выявленные в ходе аудиторского мероприятия нарушения и недостатки.
5.2. Результаты каждого аудиторского мероприятия оформляются заключением, основанным на аудиторских доказательствах. Заключение по результатам аудиторского мероприятия (далее - заключение) составляется по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению в течение 5 рабочих дней со дня окончания срока проведения аудиторского мероприятия.
Письменные замечания, возражения и предложения анализируются субъектом аудита в течение 5 рабочих дней со дня их поступления субъекту аудита. В случае обоснованности замечаний субъектом аудита вносятся в заключение соответствующие изменения, после чего переоформленный проект заключения вновь направляется на рассмотрение руководителю объекта аудита в порядке, установленном настоящим пунктом. Направить замечания на проект заключения объект аудита вправе один раз.
5.3. Глава города рассматривает заключение и принимает одно или несколько решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, с указанием сроков их выполнения.
Указанные решения утверждаются письменным поручением в форме резолюций, а также устными указаниями.
5.4. При принятии Главой города Кузнецка решения о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций, субъект аудита обеспечивает разработку плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, составляемого по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению, и осуществляет контроль за его выполнением.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.7. Субъект аудита проводит мониторинг выполнения плана мероприятий по устранению выявленных по результатам аудиторских мероприятий недостатков и нарушений.
5.8. Субъектом аудита составляется годовой отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита по форме согласно приложению N 4 к настоящему Положению.
5.9. Отчет составляется ежегодно в срок до 20 января года, следующего за отчетным, и предоставляется Главе города Кузнецка на утверждение.
5.10. Для сбора, анализа и оценки информации о бюджетных рисках Субъект аудита ведет реестр бюджетных рисков в соответствии с формой согласно приложению N 5 к настоящему Положению. В нем указывают наименование операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры, являющейся объектом риска, а также следующие сведения о риске:
а) выявленные бюджетные риски во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур;
б) причины и возможные последствия реализации бюджетного риска;
в) значимость (уровень) бюджетного риска;
г) владельцы бюджетного риска;
д) необходимость (отсутствие необходимости) и приоритетность принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска;
е) предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемые к осуществлению контрольные действия).
5.11. Бюджетный риск оценивается с применением критериев вероятности и степени влияния:
- вероятность - степень возможности наступления выявленного бюджетного риска;
- степень влияния - уровень потенциального негативного воздействия выявленного бюджетного риска на результат выполнения бюджетной процедуры.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как "низкое", "среднее" или "высокое".
5.12. Критерий "вероятность" оценивается с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) для реализации бюджетного риска:
- отсутствие организованного внутреннего финансового контроля в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств;
- неосуществление контрольных действий;
- недостаточность положений правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, а также иных актов, распоряжений (указаний) и поручений, регламентирующих выполнение бюджетной процедуры и (или) их несоответствие нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
- низкое качество содержания и (или) несвоевременность представления документов, представляемых субъектам бюджетных процедур и необходимых для совершения операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
- наличие конфликта интересов у субъектов бюджетных процедур
- отсутствие разграничения прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
- недостаточная укомплектованность подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств, ответственного за выполнение бюджетной процедуры;
- иные причины и условия (обстоятельства), которые могут привести к реализации бюджетного риска.
5.13. Критерий "степень влияния" оценивается с учетом результатов анализа возможных последствий реализации бюджетного риска:
- низкие значения показателей качества финансового менеджмента, в том числе недостижение главным администратором (администратором) бюджетных средств целевых значений показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- искажение бюджетной отчетности;
- причинение ущерба публично-правовому образованию;
- отклонение от целевых значений показателей муниципальной программы;
- применение мер уголовной, административной, материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам (работникам) главного администратора (администратора) бюджетных средств;
- негативное воздействие последствий реализации бюджетного риска на репутацию главного администратора (администратора) бюджетных средств;
- снижение результативности и экономности использования бюджетных средств главным администратором (администратором) бюджетных средств;
- иные последствия реализации бюджетного риска, которые могут оказать влияние на деятельность главного администратора (администратора) бюджетных средств.
5.14. Бюджетный риск оценивается как значимый, если значение хотя бы одного из критериев его оценки - "вероятность" или "степень влияния" - оценивается как "высокое", либо при одновременной оценке значений обоих критериев бюджетного риска как "среднее", а также по решению руководителя главного администратора бюджетных средств бюджетный риск может быть оценен как значимый.
В иных случаях бюджетный риск оценивается как незначимый.
Приложение N 1
к Положению
о внутреннем финансовом аудите
администрации города Кузнецка
Пензенской области
Форма
Утверждаю
Глава города Кузнецка
Пензенской области
___________ _________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
"___" _______________ 20___
План внутреннего финансового аудита
на 20___ год
N |
Аудиторское мероприятие (тема аудиторского мероприятия) |
Дата (месяц) окончания аудиторского мероприятия |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель субъекта внутреннего
финансового аудита
___________________ ______________ ______________________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при наличии))
Приложение N 2
к Положению
о внутреннем финансовом аудите
администрации города Кузнецка
Пензенской области
Форма
Заключение по результатам аудиторского мероприятия N ___
г. Кузнецк "__" ____________ 20__ года
Заключение
(проект заключения)
1. Тема аудиторского мероприятия: _______________________________________
2. Описание выявленных нарушений и (или) недостатков, их причин
и условий: ______________________________________________________________
(в случае выявления нарушений и (или) недостатков)
3. Описание выявленных бюджетных рисков, в том числе не включенных ранее
в реестр бюджетных рисков, причин и возможных последствий реализации этих
бюджетных рисков, а также рисков, остающихся после реализации мер
по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего
финансового контроля: ___________________________________________________
4. Выводы о достижении цели (целей) осуществления внутреннего
финансового аудита: _____________________________________________________
(установлены пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации и (или) программой
аудиторского мероприятия)
5. Предложения и рекомендации о повышении качества финансового
менеджмента: ____________________________________________________________
(указываются одно или несколько решений, направленных
на повышение качества финансового менеджмента
и предусмотренных пунктами 17-19 федерального стандарта
внутреннего финансового аудита "Реализация результатов
внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 22.05.2020
N 91н, в том числе предлагаемые меры по минимизации
(устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего
финансового контроля)
Руководитель субъекта внутреннего
финансового аудита
___________________________ ______________ ______________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество
(при наличии))
"___" ____________ 20___ г.
Приложение N 3
к Положению
о внутреннем финансовом аудите
администрации города Кузнецка
Пензенской области
Форма
Утверждаю
Глава города Кузнецка
Пензенской области
___________ _________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
"___" _______________ 20___
План мероприятий по результатам
проведенного аудиторского мероприятия
N п/п |
Наименование мероприятия по устранению выявленных недостатков и нарушений |
Срок выполнения |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
Руководитель субъекта внутреннего
финансового аудита
___________________________ ______________ ______________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество
(при наличии))
"___" ____________ 20___ г.
Приложение N 4
к Положению
о внутреннем финансовом аудите
администрации города Кузнецка
Пензенской области
Форма
Утверждаю
Глава города Кузнецка
Пензенской области
___________ _________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
"___" _______________ 20___
Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта
внутреннего финансового аудита за 20___ г.
1. Информация о выполнении плана проведения аудиторских мероприятий:
_________________________________________________________________________
(количество плановых аудиторских мероприятий, количество аудиторских
мероприятий, проведенных в рамках переданных полномочий по осуществлению
внутреннего финансового аудита (при наличии), информация о внесении
изменений в план проведения аудиторских мероприятий в течение отчетного
финансового года, а в случае невыполнения плана - информация о причинах
его невыполнения)
2. Информация о количестве и темах проведенных внеплановых
аудиторских мероприятий: ________________________________________________
(при наличии)
3. Информация о степени надежности внутреннего финансового контроля:
_________________________________________________________________________
4. Информация о достоверности (недостоверности) сформированной бюджетной
отчетности: _____________________________________________________________
5. Информация о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий:
_________________________________________________________________________
(включая информацию о достижении целевых значений показателей качества
финансового менеджмента)
6. Информация о наиболее значимых выводах, предложениях и рекомендациях
субъекта внутреннего финансового аудита: ________________________________
7. Информация о наиболее значимых нарушениях и (или) недостатках,
бюджетных рисках, о рисках, остающихся после реализации мер
по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего
финансового контроля, и их причинах: ____________________________________
8. Информация о наиболее значимых принятых мерах по повышению качества
финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков:
_________________________________________________________________________
9. Обобщенная информация об осуществлении консультирования субъектов
бюджетных процедур по вопросам, связанным с совершенствованием
организации внутреннего финансового контроля, повышением качества
финансового менеджмента: ________________________________________________
(при наличии)
10. Информация о результатах мониторинга реализации мер по минимизации
(устранению) бюджетных рисков: __________________________________________
11. Описание событий, оказавших существенное влияние на организацию
и осуществление внутреннего финансового аудита, а также на деятельность
субъекта внутреннего финансового аудита: ________________________________
12. Сведения о субъекте внутреннего финансового аудита:
_________________________________________________________________________
(в том числе информация о его подчиненности, штатной и фактической
численности, а также принятых мерах по повышению квалификации
должностного лица (работника) субъекта внутреннего финансового аудита)
Руководитель субъекта внутреннего
финансового аудита
___________________________ ______________ ______________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество
(при наличии))
"___" ____________ 20___ г.
Приложение N 5
к Положению
о внутреннем финансовом аудите
администрации города Кузнецка
Пензенской области
Форма
Реестр бюджетных рисков ______________________________________
(наименование главного администратора
бюджетных средств)
по состоянию на "___" ____________ 20___ г.
N п/п |
Операция (действие) по выполнению бюджетной процедуры |
Бюджетный риск |
Причины бюджетного риска |
Возможные последствия реализации бюджетного риска |
Оценка по критерию "вероятность" |
Оценка по критерию "степень влияния" |
Значимость (уровень) бюджетного риска |
Структурные подразделения, ответственные за выполнение (результаты выполнения) бюджетной процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры |
Меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель субъекта внутреннего
финансового аудита
___________________________ ______________ ______________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество
(при наличии))
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации г. Кузнецка Пензенской области от 20 декабря 2023 г. N 2301 "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.