Интервью с Б.И. Златкис, заместителем министра финансов РФ
Одним из важнейших достижений пенсионной реформы стало предоставление гражданам права размещать свои индивидуальные пенсионные накопления по собственному выбору. Вопросы, связанные с доверительным управлением средствами пенсионных накоплений, мы решили задать заместителю министра финансов РФ Белле Ильиничне Златкис.
- Белла Ильинична, что говорит законодательство о судьбе пенсионных накоплений граждан, которые по каким-либо причинам не смогут самостоятельно сделать выбор?
- Действующее законодательство предусматривает, что лишь от желания каждого конкретного человека будет зависеть, государственной или негосударственной компании он поручит сохранение своих пенсионных средств. Что же касается пенсионных накоплений тех граждан, которые по каким-то причинам не смогут самостоятельно сделать выбор, то их судьбой в силу закона распорядится Правительство РФ. Эти деньги будут перечислены в государственную управляющую компанию, которая представляет собой один из банков, принадлежащих государству, - во Внешэкономбанк. В отличие от негосударственных управляющих компаний, он согласно требованиям законодательства не является профессиональным участником рынка ценных бумаг. Внешэкономбанк имеет значительно меньшее количество видов активов для размещения пенсионных накоплений, он сможет обеспечить значительно более жесткий и, мы надеемся, качественный контроль.
- Каким образом государство осуществляет контроль над управляющими компаниями?
- Если над государственной управляющей компанией устанавливается тотальный государственный контроль - как предусмотрено нормативными актами, то в негосударственных управляющих компаниях основные проверки будут осуществляться через спецдепозитарий. В соответствии с законодательством спецдепозитарий в ежечасном режиме отслеживает движение пенсионных накоплений, наблюдает за каждой сделкой, которая производится негосударственными управляющими компаниями. Ежедневно оценивается рост или снижение стоимости активов управляющей компании по пенсионным накоплениям. Все сведения об отклонениях в стоимости активов, которые отличаются от разрешенных законодательством и подзаконными актами, поступают в Министерство финансов в режиме он-лайн.
- К настоящему моменту названо уже более 50 управляющих компаний, причем большинство из них абсолютно неизвестны широкой аудитории. Каковы были основные критерии отбора?
- Управляющая компания прежде всего должна быть надежной, а эта ее характеристика определяется, как известно, уровнем профессионализма персонала. Риски обесценения (т.е. снижения стоимости) активов присутствуют на финансовом рынке всегда, и качество работы компании зависит от умения сотрудников их минимизировать и прирастить стоимость актива. Чем крупнее и богаче организация, тем более квалифицированные кадры она может нанять и тем более современную технику она в состоянии купить. Кроме того, если компания действует уже давно, то это говорит о наличии у нее опыта работы в самых разных, в том числе неблагоприятных, условиях. Ведь сегодняшний рынок можно назвать быстроразвивающимся, когда заработать средства не составит труда для любой управляющей компании. Если же компания была создана не позднее 1997 г., то это значит, что она умеет работать и на "падающем" рынке, что, безусловно, служит дополнительным аргументом в пользу доверия к ней. Кроме того, следует обращать внимание на объем собственных средств организации, находящихся в управлении.
- Хотелось бы подробнее узнать о рисках размещения индивидуальных пенсионных накоплений в управляющих компаниях.
- Риски потери актива очень невелики. Во-первых, управляющие компании обязаны застраховать свой риск потери активов в страховых компаниях, имеющих очень высокую степень надежности. Во-вторых, как я упоминала, каждую совершаемую сделку на предмет ее соответствия законодательству проверяет спецдепозитарий. В-третьих, Министерство финансов ежедневно отслеживает все отклонения по стоимости активов в каждой управляющей компании.
Однако полностью исключить риски, конечно, нельзя: они являются неотъемлемой чертой любого рынка. Поэтому для застрахованного лица при выборе управляющей компании очень важно выяснить перечень тех активов, с которыми работает компания. Например, активы с фиксированной доходностью представляются менее рисковыми, здесь ниже вероятность потерять номинальную сумму, в которую войдут пенсионные накопления. Что касается акций, то этот актив имеет тенденцию к росту или снижению в зависимости от того, как идут дела у соответствующей корпорации. Поэтому, выбирая компанию, каждое конкретное застрахованное лицо должно для себя определить, в какой степени оно готово рисковать.
- Белла Ильинична, гарантирует ли государство сохранение пенсионных накоплений, переданных гражданами в частные управляющие компании?
- Государство не страхует эти средства и не дает гарантий их сохранности. Задача страхования таких активов возложена на страховые компании, которые, как предусмотрено Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", имеют высшую категорию надежности. Хочу дать важное уточнение: по объемным показателям надежности таким требованиям в нашей стране соответствует только Ингосстрах, компания мирового уровня. Что касается остальных страховщиков, то им придется суммировать страховой пул ответственности, поскольку каждый из них по отдельности не имеет необходимых показателей. Поэтому 100% всех активов будут застрахованы от потерь страховыми компаниями. Это единственный способ обеспечения их сохранности.
- Определение спецдепозитария проводилось на основе рейтинга по ряду показателей. Расскажите, пожалуйста, что это за рейтинг и как проходил данный конкурс.
- Постановлением Правительства РФ были определены условия конкурсного отбора спецдепозитария. Победить должен был тот из них, который наберет максимальное количество баллов по ряду показателей, характеризующих качество работы профессионального участника рынка ценных бумаг. Анализировались и объем собственных средств каждого спецдепозитария, и объем средств, которые они обслуживают, и количество сотрудников, имеющих необходимую профессиональную подготовку, и гарантии, которые предоставляются спецдепозитарию на случай потери актива (как известно, в управляющих компаниях актив потерять сложно, в спецдепозитариях же это более вероятно), и т.д. В конкурсе участвовали три компании, а победителем стало ЗАО "Объединенная депозитарная компания". Более подробно об этом мероприятии рассказано на интернет-сайте Минфина по адресу: http://www.minfin.ru.
- Управляющая компания обязана инвестировать средства в конкретные активы и иметь определенную структуру инвестиционного портфеля. Не ограничивают ли данные требования закона инвестиционную активность управляющих компаний?
- Конечно, ограничивают. Законодатель сознательно исключил самые рисковые виды активов. Девять классов активов, куда инвестируются средства, являются наиболее качественными - как у нас, так и во всем мире. Практически все виды активов, которыми торгуют в настоящее время профессиональные сообщества в Российской Федерации, относятся к в указанным классам - это акции, облигации, государственные ценные бумаги, бумаги субъектов федерации, муниципальные бумаги, рубли, иностранная валюта. Для того чтобы качественно и вполне надежно инвестировать средства, этого более чем достаточно. Кстати, любой профессиональный участник рынка ограничивается тем набором финансовых продуктов, который разрешен для негосударственных управляющих компаний.
- Как Вы считаете, много ли пенсионеров доверят свои деньги негосударственным организациям?
- Полгода назад я впервые сказала, что совершенно уверена: больше 10% средств поступит в негосударственную пенсионную систему, но тогда мне никто не поверил. Все считали, что этот показатель не превысит 2-3%. Потом, из-за неурядиц с нарушением сроков принятия подзаконных актов, проведение пенсионной реформы в установленный период вообще оказалось под угрозой. К счастью, провести все необходимые конкурсы и принять документы все-таки удалось, но в итоге существенно сократилось время, отпущенное на ознакомление профессиональных участников и общественности с принципами пенсионной реформы. Казалось бы, в этих условиях следует прогнозировать уменьшение числа "голосующих рублем" за негосударственные компании, я же предполагаю обратное. По моим сведениям, их будет даже больше 10%, причем намного. В 2003 г. те 38 млрд пенсионных накоплений, которые поступили на счета застрахованных лиц, распределятся следующим образом: около 4 млрд - в разрешенные негосударственные активы, все остальное - в государственные. В следующем году, видимо, пропорция будет иной: 40% - в негосударственные и 60% - в государственные, а может быть, сумма распределится между ними поровну. К этому выводу меня подталкивает целый ряд факторов, и прежде всего то, что зарплата у нас в стране очень структурирована по отраслям и работодателям. Управляющей компании достаточно выйти на крупного работодателя, и она сразу соберет большую сумму. Права ли я, вскоре станет ясно - первые итоги пенсионной реформы будут известны уже в этом году.
- Приход на российский рынок иностранных банков, по Вашему мнению, - это благо для России или нет?
- С точки зрения технологий и исходя из банковских традиций, у меня нет негативного отношения к западным банкам. Скорее, у всех нас, россиян, сложилось предубеждение против отечественных банков, что вполне естественно ввиду их молодости. Конечно, было бы замечательно, если бы стабильные крупные западные банки привили нам свои технологии и методы работы. Но допуск их без ограничения в Россию, на мой взгляд, был бы неверным шагом: наш рынок банковских услуг может быть задавлен в результате такой конкуренции. А погубить его не входит в наши задачи. Нужно развивать собственный бизнес, и некоторый протекционизм здесь я приветствую, потому что внутренний бизнес - это внутренние налоги, рабочие места, появление новых возможностей и технологий. Думаю, что у нас нет оснований безоговорочно уступать данный рынок западным банкам, хотя некоторое их присутствие, безусловно, будет полезным.
- На заседании Правительства РФ, посвященном административной реформе, было сказано о передаче части избыточных функций государства саморегулируемым организациям. К числу избыточных функций отнесено, в частности, регулирование в области бухучета и аудита, осуществляемое Министерством финансов РФ. Как Вы можете прокомментировать это решение?
- Моя точка зрения - и как заместителя министра финансов, и как ученого - состоит в следующем: так однозначно решать вопрос о передаче саморегулируемым организациям всех функций Министерства финансов по регулированию аудиторской деятельности и бухгалтерского учета явно преждевременно. Думаю, не случайно весь мир дружно идет в противоположном направлении! Около 20 лет назад в США практиковалась передача саморегулируемым организациям целого ряда функций, в том числе и тех, о которых идет речь, но она повлекла крупные скандалы с аудиторскими организациями, что вызвало суперкризисные явления на американском пенсионном рынке. В результате американский бюджет был вынужден компенсировать потери пенсионеров. Нужно не допустить подобного развития событий, а поэтому решения нужно принимать взвешенно. Возможно, некоторые функции государства в сфере аудита действительно следует передать саморегулируемым организациям, но не более того.
Что же касается бухгалтерского учета, то, между прочим, мир в целом еще не пришел к однозначному решению вопроса о том, кому следует разрабатывать его основные принципы в каждой конкретной стране. Большая часть государств вообще использует общие принципы, подготовленные международными организациями. На мой взгляд, приоритет создания общих принципов бухучета надо оставить за государством. Что касается частных вопросов в данной области - получения лицензий, разработки правил работы бухгалтеров и т.п., то их разработку, конечно, можно поручить саморегулируемым организациям.
- Белла Ильинична, благодарим Вас за интересную и познавательную беседу.
"Законодательство", N 11, ноябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Интервью с Б.И. Златкис, заместителем министра финансов РФ
Белла Ильинична Златкис родилась 5 июля 1948 г. в Москве.
В 1970 г. окончила Московский финансовый институт.
1970-1985 гг. - экономист, старший экономист, главный экономист, заместитель начальника отдела Управления финансирования промышленности Министерства финансов РСФСР.
1985-1988 гг. - начальник отдела, заместитель начальника Управления - начальник отдела совершенствования хозяйственного механизма Управления по совершенствованию хозяйственного механизма и цен Министерства финансов РСФСР.
1988-1989 гг. - начальник сводного отдела финансов, денежного обращения и цен Министерства финансов РСФСР.
1989-1990 гг. - начальник сводного отдела хозяйственного механизма, денежного обращения и финансов торговли Министерства финансов РСФСР.
1990 г. - начальник сводного отдела денежного обращения, ценных бумаг и финансов торговли Министерства финансов РСФСР.
1990-1991 гг. - начальник отдела акционерных обществ и финансовых рынков Министерства финансов РСФСР.
1991-1993 гг. - начальник Управления государственных ценных бумаг и финансового рынка Минфина РФ, член коллегии.
1993-1998 гг. - начальник, руководитель Департамента ценных бумаг и финансового рынка Минфина РФ, член коллегии.
1998-2000 гг. - руководитель Департамента управления государственным внутренним долгом Минфина РФ, член коллегии.
С августа 2000 г. по настоящее время - заместитель министра финансов РФ.
Кандидат экономических наук.
Заслуженный экономист РФ.
Замужем, воспитывает дочь.
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2003, N 11