Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
Министерства
природных ресурсов и экологии
Кабардино-Балкарской Республики
от 18 декабря 2023 г. N 298/ОД
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на 2024 год
I. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного экологического надзора. Характеристика поднадзорных хозяйствующих субъектов
Программа профилактики нарушений требований, установленных законодательством в области охраны окружающей, на 2024 год (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 44 от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Программа профилактики нарушений устанавливает порядок проведения Министерством природных ресурсов и экологии КБР (далее - Министерство) профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного экологического надзора (контроля).
Предметом регионального государственного экологического контроля (надзора) соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
Осуществление регионального государственного экологического надзора определено Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об охране окружающей среды", постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25.09.2021 "Об осуществлении некоторых видов регионального государственного контроля (надзора) на территории КБР".
Министерство осуществляет региональный государственный экологический контроль (надзор) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
1) деятельность, действия (бездействие) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды, в том числе предъявляемые к гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования;
3) объекты, состоящие на учете в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Учет объектов контроля обеспечивается при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Обязательными требованиями, соблюдение которых оценивается при проведении регионального государственного экологического (контроля) надзора, являются требования законодательства в охраны окружающей среды и природопользования.
К перечню правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Министерством мероприятий по региональному государственному экологическому контролю (надзору) относятся:
- Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об охране окружающей среды";
- Водный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- Федеральный закон от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
- Федеральный закон от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха";
- Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
- Градостроительный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе";
- Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды";
- Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- Земельный кодекс Российской Федерации;
- нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации Кабардино-Балкарской Республики в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
В сети "Интернет" на официальном сайте Министерства размещены перечень и тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Министерством при проведении мероприятий по контролю в рамках регионального государственного экологического надзора (контроля). В целях обеспечения и поддержания перечня и текстов нормативных правовых актов в актуальном состоянии Министерством проводится мониторинг изменений нормативных правовых актов и нормативных документов, включенных в перечень.
В государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, насчитывается 863 оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
На официальном сайте Министерства размещен ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на текущий год, размещаются сведения о результатах проведенных контрольных (надзорных) мероприятий.
Проводятся публичные обсуждения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного экологического надзора (контроля). В целях повышения эффективности проведения данных мероприятий публичные обсуждения проводятся совместно с федеральным органом.
Министерство при проведении плановых проверок использует проверочные листы (списки контрольных вопросов), в том числе для целей самопроверки поднадзорных субъектов.
В Министерстве организована работа по приему устных и письменных обращений, касающихся нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, проведению анализа обращений с разбивкой их по тематикам с целью определения мер реагирования и подготовки ответов в установленные законом сроки.
По итогам осуществления контрольно-надзорных мероприятий основными и наиболее часто встречающимися нарушениями являются:
- отсутствие разрешительной и иной документации;
- нарушение в сфере обращения с отходами;
- отсутствие своевременной оплаты за негативное воздействие на окружающую среду.
При осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
Министерство при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) средний риск;
2) умеренный риск;
3) низкий риск.
Критерии отнесения объектов регионального государственного экологического контроля (надзора) к категориям риска.
Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска.
Объекты контроля относятся к следующим категориям риска:
1) к категории среднего риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее - Критерии);
2) к категории умеренного риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории в соответствии с Критериями;
3) к категории низкого риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории в соответствии с Критериями.
II. Цели и задачи проведения реализации программы профилактики
Цели профилактической работы в рамках регионального государственного экологического надзора (контроля):
- сокращение количества нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - подконтрольные субъекты) обязательных требований в сфере охраны окружающей среды и природопользования на территории Кабардино-Балкарской Республики;
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
- предотвращение рисков причинения вреда окружающей среде и снижение размера вреда, причиненного окружающей среде на территории Кабардино-Балкарской Республики;
- обеспечение доступности информации об обязательных требованиях в сфере охраны окружающей среды и природопользования на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Задачи профилактической работы в рамках регионального государственного экологического надзора (контроля):
- выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям подконтрольными субъектами обязательных требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования на территории Кабардино-Балкарской Республики;
- принятие мер по предупреждению нарушений контролируемыми лицами обязательных требований;
- создание мотивации к добросовестному ведению хозяйственной деятельности контролируемыми лицами;
- создание системы консультирования поднадзорных субъектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
- повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов в сфере охраны окружающей среды и природопользования;
- повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Перечень мероприятий Программы на 2024 год, сроки (периодичность) их проведения и ответственные структурные подразделения приведены в Плане мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на 2024 год (приложение N 1).
IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Ключевым показателем вида контроля и его целевым значением для регионального экологического контроля (надзора) является ежегодное снижение количества фактов нарушения обязательных требований в сфере охраны окружающей среды и природопользования на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Индикативные показатели результативности и эффективности осуществления регионального экологического контроля (надзора):
- формирование плана проверок на очередной год с учетом риск-ориентированного подхода, да/нет (да);
- доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, процентов (96%);
- осуществление профилактических мероприятий в части консультирования контролируемых лиц (100%);
- доля контролируемых лиц, которым направлены предложения контрольного (надзорного) органа о проведении профилактических визитов, к общему количеству контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности (100%);
- полнота информации, размещенной на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" (100%).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.