Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу
Министерства
природных ресурсов и экологии
Кабардино-Балкарской Республики
от 18 декабря 2023 г. N 298-ОД
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) на 2024 год
I. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного геологического надзора. Характеристика поднадзорных хозяйствующих субъектов
Программа профилактики нарушений требований, установленных законодательством в области охраны окружающей, на 2024 год (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 44 от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Программа профилактики нарушений устанавливает порядок проведения Министерством природных ресурсов и экологии КБР (далее - Министерство) профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного геологического надзора (контроля).
Предметом регионального государственного геологического контроля (надзора) в отношении участков недр местного значения является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики, принятыми в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на территории Кабардино-Балкарской Республики, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами.
Осуществление субъектами Российской Федерации государственного геологического надзора определено Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25.09.2021 "Об осуществлении некоторых видов регионального государственного контроля (надзора) на территории КБР".
Министерство осуществляет региональный государственный геологический контроль (надзор) в отношении следующих объектов контроля:
1) деятельность, действия (бездействие) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в области использования и охраны недр, в том числе предъявляемые к гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования;
3) участки недр местного значения, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
Учет объектов контроля обеспечивается при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Обязательными требованиями, соблюдение которых оценивается при проведении регионального государственного геологического (контроля) надзора, являются требования законодательства в сфере недропользования.
К перечню правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Министерством мероприятий по региональному государственному геологическому контролю (надзору), относятся:
- Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах",
- Водный кодекс Российской Федерации,
- Земельный кодекс Российской Федерации,
- нормативные правовые акты Кабардино-Балкарской Республики в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному геологическому контролю (надзору).
В сети "Интернет" на официальном сайте Министерства размещены перечень и тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Министерством при проведении мероприятий по контролю в рамках регионального государственного геологического надзора (контроля). В целях обеспечения и поддержания перечня и текстов нормативных правовых актов в актуальном состоянии Министерством проводится мониторинг изменений нормативных правовых актов и нормативных документов, включенных в перечень.
Всего насчитывается 231 подконтрольных Министерству объектов (участок недр местного значения), из которых 65 объектов содержат общераспространенные полезные ископаемые и 166 объектов - подземные воды.
На официальном сайте Министерства размещен ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на текущий год, размещаются сведения о результатах проведенных контрольных (надзорных) мероприятий.
Проводятся публичные обсуждения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного геологического надзора (контроля). В целях повышения эффективности проведения данных мероприятий публичные обсуждения проводятся совместно с федеральным органом.
Министерство при проведении плановых проверок использует проверочные листы (списки контрольных вопросов), в том числе для целей самопроверки поднадзорных субъектов.
В Министерстве организована работа по приему устных и письменных обращений, касающихся нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, проведению анализа обращений с разбивкой их по тематикам с целью определения мер реагирования и подготовки ответов в установленные законом сроки.
По итогам осуществления контрольно-надзорных мероприятий основными и наиболее часто встречающимися нарушениями являются:
- нарушения условий лицензии на пользование недрами (отсутствие технического проекта при проведении работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых; нарушение требований технического проекта при проведении работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых; отсутствие планов и схем развития горных работ; оформление прав на земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации, проведение работ без оформления горноотводного акта, удостоверяющего границы горного отвода, нарушение сроков представления государственной статистической отчетности по формам 5-гр, 70-тп, 4-ЛС, нарушение сроков представления расчетов регулярных платежей, сроков уплаты регулярных платежей за пользование недрами и др.) (Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах");
- самовольное пользование недрами (Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").
При осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
Министерство при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) средний риск;
2) умеренный риск;
3) низкий риск.
Критерии отнесения объектов регионального государственного геологического контроля (надзора) к категориям риска.
Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска.
Объекты контроля относятся к следующим категориям риска:
1) к категории среднего риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее - Критерии);
2) к категории умеренного риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории в соответствий с Критериями;
3) к категории низкого риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории в соответствии с Критериями.
II. Цели и задачи проведения реализации программы профилактики
Цели профилактической работы в рамках регионального государственного геологического надзора (контроля):
- сокращение количества нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - подконтрольные субъекты) обязательных требований в сфере недропользования на территории Кабардино-Балкарской Республики;
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
- предотвращение рисков причинения вреда окружающей среде и снижение размера вреда, причиненного окружающей среде на территории Кабардино-Балкарской Республики;
- обеспечение доступности информации об обязательных требованиях в сфере недропользования на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Задачи профилактической работы в рамках регионального государственного геологического надзора (контроля):
- выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям подконтрольными субъектами обязательных требований законодательства в сфере недропользования на территорий Кабардино-Балкарской Республики;
- принятие мер по предупреждению нарушений контролируемыми лицами обязательных требований;
- создание мотивации к добросовестному ведению хозяйственной деятельности контролируемыми лицами;
- создание системы консультирования поднадзорных субъектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
- повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов в сфере недропользования;
- повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Перечень мероприятий Программы на 2024 год, сроки (периодичность) их проведения и ответственные структурные подразделения приведены в Плане мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) на 2024 год (приложение N 2).
IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Ключевым показателем вида контроля и его целевым значением для регионального геологического контроля (надзора) является ежегодное снижение количества фактов безлицензионной добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Индикативные показатели результативности и эффективности осуществления регионального геологического контроля (надзора):
- формирование плана проверок на очередной год с учетом риск-ориентированного подхода, да/нет (да);
- доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, процентов (96%);
- осуществление профилактических мероприятий в части консультирования контролируемых лиц (100%);
- доля контролируемых лиц, которым направлены предложения контрольного (надзорного) органа о проведении профилактических визитов, к общему количеству контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности (100%);
- полнота информации, размещенной на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" (100%).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.