г. Краснодар |
|
14 ноября 2022 г. |
Дело N А61-4615/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Артамкиной Е.В. и Коржинек Е.Л., при участии в судебном заседании от заявителя - администрации местного самоуправления г. Владикавказа - Гадзиева А.К. (доверенность от 12.01.2022), в отсутствие заинтересованного лица - Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказ (ОГРН 1101516001575, ИНН 1515900068), извещенной о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации местного самоуправления г. Владикавказа на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.05.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2022 по делу N А61-4615/2021, установил следующее.
Администрация местного самоуправления г. Владикавказа (далее - администрация) обратилась в суд к ФНС России в лице МИ ФНС по г. Владикавказ (далее - инспекция) о признании незаконным внесения инспекцией в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи от 13.11.2020 N 2201500087523 об исключении ООО "Ир-Капитал" (далее - обществ) из ЕГРЮЛ.
Определением суда от 21.02.2022 произведена замена инспекции на Управление Федеральной налоговой службы по РСО-Алания (далее - управление).
Решением от 19.05.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.08.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты. Заявитель указывает, что исключение общества из ЕГРЮЛ делает невозможным взыскание задолженности по договору аренды. Администрация направила в управление жалобу с требованием восстановить общество, однако ответ на данную жалобу не поступил.
В отзыве на жалобу управление просит оставить без изменения судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель администрации повторил доводы жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя инспекции, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании постановления администрации от 12.02.2007 N 195 общество и администрация заключили договор аренды земельного участка от 06.04.2007 N 1877 для строительства многопрофильного торгового центра на земельном участке общей площадью 1 га с кадастровым номером 15:09:04 03 04:0005, находящемся по адресу: г. Владикавказ, ул. Весенняя/Морских Пехотинцев, 10 "а"/15 "а".
По указанному договору аренды у общества образовалась задолженность с 01.01.2016 по 30.06.2021 в размере 5 154 369 рублей 35 копеек.
13 ноября 2020 года инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись за государственным регистрационным номером N 2201500087523 об исключении общества как фактически недействующего.
Полагая, что действия являются незаконными, администрация обратилась в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из государственного реестра определен статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Из положений пункта 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и пункта 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ следует, что юридическое лицо считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, если в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
При наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (пункт 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
При этом непосредственными основаниями для принятия регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ являются документ налогового органа, подтверждающий непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации; документ налогового органа, подтверждающий отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или подтверждающего отсутствие у юридического лица открытых банковских счетов, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Согласно пункту 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
На основании пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке. Если в течение срока, предусмотренного данной нормой, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (постановление от 06.12.2011 N 26-П, определения от 17.01.2012, N 143-О-О, от 24.09.2013 N 1346-О, от 26.05.2016 N 1033-О и др.), правовое регулирование, установленное статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Разумный и осмотрительный участник гражданского оборота не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении своего контрагента по сделке как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Неблагоприятные последствия бездействия кредитора при отслеживании информации о контрагенте не могут быть возложены на регистрирующий орган, не допустивший при принятии решения на основании статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ каких-либо нарушений.
При этом само по себе наличие у юридического лица задолженности перед кредиторами не является в силу норм Закона N 129-ФЗ основанием, препятствующим исключению недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ при условии соблюдения соответствующей процедуры, установленной в статье 21.1 Закона N 129-ФЗ, поскольку процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения деятельности юридического лица.
Суды установили, что 27.07.2020 инспекция на основании справок 14.07.2020 N 324-О-О и 324-О-С приняла решение о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ и опубликовала его в специальном разделе журнала "Вестник государственной регистрации" от 29.07.2020 N 30.
В установленный срок возражения от администрации и иных заинтересованных лиц о прекращении процедуры исключения в адрес инспекции не поступали. Поэтому 13.11.2020 инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа за ГРН 2201500087523.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив положения статьи 64.2 Гражданского кодекса, статей 21.1 и 22 Закона N 129-ФЗ, установив, что материалами дела подтверждается наличие оснований для прекращения деятельности юридического лица путем исключения, перечисленных в статье 21.1 Закона N 129-ФЗ, учитывая отсутствие каких-либо доказательств фактического ведения обществом хозяйственной деятельности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение инспекции принято в пределах предоставленной ей компетенции с соблюдением положений статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, соответствует требованиям закона и иных нормативных актов, соответственно, не нарушает права заявителя, который, в свою очередь, не воспользовался правом направить в соответствующий регистрационный орган заявления о несогласии с исключением общества из ЕГРЮЛ.
Суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, указав, что наличие у общества задолженности перед контрагентами само по себе не может служить основанием для признания недействительной записи об исключении этого юридического лица из ЕГРЮЛ при соблюдении регистрирующим органом порядка совершения регистрационных действий и наличии у контрагентов реальной возможности своевременно заявить о своих возражениях. Исключение из ЕГРЮЛ не лишает кредитора права при последующем нахождении имущества должника воспользоваться средствами защиты, предусмотренными пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса о назначении процедуры распределения имущества должника.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.05.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2022 по делу N А61-4615/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив положения статьи 64.2 Гражданского кодекса, статей 21.1 и 22 Закона N 129-ФЗ, установив, что материалами дела подтверждается наличие оснований для прекращения деятельности юридического лица путем исключения, перечисленных в статье 21.1 Закона N 129-ФЗ, учитывая отсутствие каких-либо доказательств фактического ведения обществом хозяйственной деятельности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение инспекции принято в пределах предоставленной ей компетенции с соблюдением положений статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, соответствует требованиям закона и иных нормативных актов, соответственно, не нарушает права заявителя, который, в свою очередь, не воспользовался правом направить в соответствующий регистрационный орган заявления о несогласии с исключением общества из ЕГРЮЛ.
Суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, указав, что наличие у общества задолженности перед контрагентами само по себе не может служить основанием для признания недействительной записи об исключении этого юридического лица из ЕГРЮЛ при соблюдении регистрирующим органом порядка совершения регистрационных действий и наличии у контрагентов реальной возможности своевременно заявить о своих возражениях. Исключение из ЕГРЮЛ не лишает кредитора права при последующем нахождении имущества должника воспользоваться средствами защиты, предусмотренными пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса о назначении процедуры распределения имущества должника."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 ноября 2022 г. N Ф08-12147/22 по делу N А61-4615/2021