г. Краснодар |
|
18 ноября 2022 г. |
Дело N А32-3250/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Маркиной Т.Г., судей Гиданкиной А.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - министерства здравоохранения Краснодарского края (ИНН 2309053058, ОГРН 1032307165967) - Лысенко А.А. (доверенность от 10.01.2022), от третьего лица - государственного казенного учреждения Краснодарского края "Дирекция государственных закупок" (ИНН 2308265684, ОГРН 1192375039119) - Бакланова С.А. (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813), третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Швабе-Ростов-на-Дону" (ИНН 6163132766, ОГРН 1136195011314), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу министерства здравоохранения Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2022 по делу N А32-3250/2022, установил следующее.
Министерство здравоохранения Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) от 25.10.2021 N 1510/2021-КС по делу N 023/06/64-5060/2021 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное казенное учреждение Краснодарского края "Дирекция государственных закупок" (далее - учреждение), общество с ограниченной ответственностью "Швабе-Ростов-на-Дону" (далее - общество).
Решением суда от 30.05.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.08.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. По мнению министерства, в зависимости от своих потребностей заказчик в аукционной документации вправе установить требования к поставке, которые бы учитывали специфику его деятельности. Министерство полагает, что суды неправильно применили нормы материального права, сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение поддерживает доводы министерства, просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представители министерства и учреждения поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В судебном заседании объявлен перерыв до 17 часов 10 минут 17.11.2022, после завершения которого судебное заседание продолжено с участием представителя министерства.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, учреждение разместило извещение N 0818500000821005810 и документацию о проведении аукциона в электронной форме: "Поставка аппарата ингаляционной анестезии, передвижной".
Общество направило в управление жалобу на действия заказчика, по результатам рассмотрения которой принято решение от 25.10.2021 N 1510/2021-КС по делу N 023/06/64-5060/2021, согласно которому жалоба общества признана обоснованной. Учреждения признано нарушившим часть 6 статьи 23, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Управление установило предписание не выдавать и направить материалы дела должностному лицу для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение к административной ответственности.
Не согласившись с решением управления, министерство обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом в описание объекта закупки не должны включаться требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила N 145).
Суды исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у управления в данном случае правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого решения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что предметом рассматриваемой закупки является медицинское изделие: "Аппарат ингаляционной анестезии, передвижной", код каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) 32.50.21.121-00000118, согласно которому к объекту закупки предъявляются следующие требования: время работы от аккумулятора - от 45 (минут); используемый газ - Кислород, Ксенон, Гелий, Закись азота, Воздух. В разделе 2 аукционной документации заказчик указал наряду с кодом КТРУ 32.50.21.121-00000118 дополнительное требование, которому должен соответствовать товар - ГОСТ Р 55953-2018, устанавливающий требования к подготовке технических заданий и их оформлению для проведения закупок наркозно-дыхательных аппаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Обоснование необходимости предъявления дополнительных требований к поставляемому товару в соответствии с ГОСТ Р 55953-2018 аукционная документация не содержит. Суды признали законным вывод управления о том, что в нарушение требований части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе и Правил N 145, заказчиком включены в аукционную документацию дополнительные требования к объекту закупки, не предусмотренные КТРУ.
Между тем, как показала проверка материалов дела, суды не учли следующего.
В силу части 4 статьи 23 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе).
Исходя из анализа положений статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
С учетом требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указанная в технической части информация позволяет довести до потенциальных участников закупки сведения относительно требований к характеристикам поставляемого товара с учетом его потребностей.
В пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Материалами дела подтверждается, что в документации к закупке описаны требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств с учетом сведений, указанных в КТРУ, ГОСТ Р 55953-2018, и с учетом требований пункта 6 Правил N 145.
Суды указанные доводы министерства при принятии судебных актов не учли, не приняли во внимание специфическую потребность заказчика. Как следует из положений Закона о контрактной системе, заказчик имеет право детализировать предмет закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Законодательством не предусмотрены нормы, ограничивающие право заказчика описывать предмет закупки теми или иными характеристиками.
Суды также не учли, что участниками закупки могут быть не только производители медицинских изделий, но и любые иные участники товарного рынка поставки медицинских изделий. Отсутствие товара с необходимыми характеристиками у какого-либо потенциального участника закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки.
Верховным Судом Российской Федерации в определении от 10.04.2019 N 301-ЭС19-4478 по делу N А38-2827/2018 сформулирован правовой подход, согласно которому заказчик, устанавливая требования к характеристикам товара, определяет потребности с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости закупки конкретных расходных материалов для нужд учреждения, в связи с чем требования заказчика к объекту закупки носят объективный характер и не влекут ограничение количества участников проводимой аукционной процедуры. Поскольку приоритетной целью государственных закупок является удовлетворение потребностей заказчика, а не экономических интересов хозяйствующих субъектов, невозможность участия в торгах не свидетельствует о нарушении прав и ограничении конкуренции в сфере закупок.
В рассматриваемом деле не представлены доказательства того, что закупка не обоснована, а сформулированные заказчиком требования к объекту закупки не соответствуют фактическим потребностям и тем самым влекут неэффективность использования бюджетных средств, одновременно приводя к необоснованному ограничению количества участников.
Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в качестве одного из основополагающих принципов охраны здоровья провозглашен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи. Медицинские изделия оказывают непосредственное влияние на жизнь и здоровье пациента. Суды при проверке законности обжалуемого акта управления не учли возможность нарушение прав третьих лиц-пациентов, учитывая специфику закупаемого товара.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела судами установлены, однако неправильно применены нормы материального права, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного министерством требования.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2022 по делу N А32-3250/2022 отменить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25.10.2021 N 1510/2021-КС по делу N 023/06/64-5060/2021 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Г. Маркина |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Верховным Судом Российской Федерации в определении от 10.04.2019 N 301-ЭС19-4478 по делу N А38-2827/2018 сформулирован правовой подход, согласно которому заказчик, устанавливая требования к характеристикам товара, определяет потребности с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости закупки конкретных расходных материалов для нужд учреждения, в связи с чем требования заказчика к объекту закупки носят объективный характер и не влекут ограничение количества участников проводимой аукционной процедуры. Поскольку приоритетной целью государственных закупок является удовлетворение потребностей заказчика, а не экономических интересов хозяйствующих субъектов, невозможность участия в торгах не свидетельствует о нарушении прав и ограничении конкуренции в сфере закупок.
...
Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в качестве одного из основополагающих принципов охраны здоровья провозглашен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи. Медицинские изделия оказывают непосредственное влияние на жизнь и здоровье пациента. Суды при проверке законности обжалуемого акта управления не учли возможность нарушение прав третьих лиц-пациентов, учитывая специфику закупаемого товара."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 ноября 2022 г. N Ф08-11701/22 по делу N А32-3250/2022