1. Внести в распоряжение Губернатора Московской области от 30.11.2021 N 532-РГ "Об утверждении Инвестиционной декларации Московской области и признании утратившим силу распоряжения Губернатора Московской области от 26.07.2013 N 282-РГ "Об инвестиционной декларации Московской области" (далее - распоряжение) следующие изменения:
1) наименование после слов "Об утверждении Инвестиционной декларации Московской области" дополнить словами "до 2028 года";
2) пункт 1 дополнить словами "до 2028 года";
3) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Московской области - министра инвестиций, промышленности и науки Московской области Зиновьеву Е.А.".
2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Инвестиционную декларацию Московской области, утвержденную распоряжением.
3. Министерству информационных и социальных коммуникаций Московской области обеспечить официальное опубликование (размещение) настоящего распоряжения на Интернет-портале Правительства Московской области (www.mosreg.ru).
4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор |
А.Ю. Воробьев |
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Губернатора
Московской области
от 19.01.2024 N 23-РГ
Изменения,
которые вносятся в Инвестиционную декларацию Московской области
Инвестиционную декларацию Московской области изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Губернатора
Московской области
от 30.11.2021 N 532-РГ
(в редакции распоряжения Губернатора
Московской области
от 19.01.2024 N 23-РГ)
Инвестиционная декларация
Московской области до 2028 года
I. Общее описание целей инвестиционного развития Московской области
1. Инвестиционная декларация Московской области до 2028 года разработана в целях:
1) создания условий для опережающего инвестиционного развития Московской области;
2) повышения качества жизни за счет привлечения российских и зарубежных инвестиций;
3) содействия достижению национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
4) установления основ реализации инвестиционной политики Московской области, а также взаимодействия центральных исполнительных органов Московской области с инвесторами при реализации инвестиционных проектов на территории Московской области.
2. Главными целями инвестиционного развития Московской области являются:
1) увеличение реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство";
2) улучшение инвестиционного климата Московской области путем установления понятных и прозрачных условий ведения инвестиционной деятельности.
3. Основными направлениями деятельности Правительства Московской области в части проведения инвестиционной политики являются:
1) повышение экономического потенциала Московской области;
2) улучшение условий ведения предпринимательской деятельности (далее - бизнес) в Московской области;
3) повышение конкурентоспособности Московской области в борьбе за квалифицированную рабочую силу за счет улучшения качества жизни в Московской области;
4) обеспечение открытости инвестиционной политики Московской области, как для внутренних, так и для зарубежных инвесторов.
II. Общее описание системы поддержки новых инвестиционных проектов в Московской области (далее - Региональный инвестиционный стандарт), реализуемой в Московской области
4. С учетом положений приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2021 N 591 "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")" (далее - Приказ N 591) в Московской области внедрены положения Регионального инвестиционного стандарта, а именно:
1) осуществляет деятельность автономная некоммерческая организация "Агентство инвестиционного развития Московской области" (далее - АНО "АИР");
2) создан Инвестиционный совет Московской области (далее - Совет);
3) сформирована инвестиционная карта Московской области;
4) внедрен Свод инвестиционных правил Московской области.
5. В Московской области в соответствии с распоряжением Правительства Московской области от 29.01.2019 N 43-РП "О создании автономной некоммерческой организации "Агентство инвестиционного развития Московской области" создана и осуществляет деятельность АНО "АИР", являющаяся агентством развития региона.
6. В Московской области в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 28.08.2018 N 578/31 "Об Инвестиционном совете Московской области" образован Совет, возглавляемый Губернатором Московской области.
Совет состоит из представителей центральных исполнительных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций, бизнеса и позволяет оперативно рассматривать и решать споры, возникающие в ходе реализации инвестиционных проектов в досудебном порядке, а также разрабатывать меры по стимулированию инвестиционной активности в регионе.
Информация о работе Совета размещается в государственной информационной системе Московской области "Инвестиционный портал Московской области" (https://invest.mosreg.ru/) (далее - Инвестиционный портал Московской области).
7. На Инвестиционном портале Московской области сформирована инвестиционная карта Московской области в целях развития инвестиционной активности и обеспечения доступа инвесторов к информации о Московской области, в том числе информации о:
1) существующей инвестиционной, инженерной и транспортной инфраструктуре;
2) наличии на территории Московской области свободных площадок для реализации инвестиционных проектов;
3) наличии необходимых для реализации проектов ресурсов.
8. В целях повышения открытости и упрощения взаимодействия инвестора с центральными исполнительными органами Московской области, контрольными (надзорными) органами, а также ресурсоснабжающими организациями при реализации инвестиционных проектов, в Московской области утвержден и постоянно актуализируется Свод инвестиционных правил Московской области.
Свод инвестиционных правил Московской области представляет собой оптимальный алгоритм действий (клиентский путь) инвестора, планирующего реализацию инвестиционного проекта на территории Московской области.
Свод инвестиционных правил Московской области включает в себя следующие алгоритмы клиентского пути инвестора:
1) алгоритм действий инвестора для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Средний клиентский путь инвестора составляет 12 рабочих дней. Срок получения разрешения составляет не более 5 рабочих дней. Ответственные за разработку и соблюдение сроков алгоритма центральные исполнительные органы Московской области - Министерство жилищной политики Московской области, Главное управление государственного строительного надзора Московской области;
2) алгоритм действий инвестора для получения разрешения на строительство. Средний клиентский путь инвестора составляет 245 рабочих дней. Срок получения разрешения составляет не более 5 рабочих дней. Ответственные за разработку и соблюдение сроков алгоритма центральные исполнительные органы Московской области - Министерство жилищной политики Московской области, Главное управление государственного строительного надзора Московской области;
3) алгоритм действий инвестора по процедурам оформления права собственности. Средний срок процедуры составляет 3 рабочих дня. Ответственный за разработку и соблюдение сроков алгоритма центральный исполнительный орган Московской области - Министерство жилищной политики Московской области;
4) алгоритм действий инвестора по процедурам подключения к объектам водоснабжения и водоотведения. Средний клиентский путь инвестора составляет 70 рабочих дней. Ответственный за разработку и соблюдение сроков алгоритма центральный исполнительный орган Московской области - Министерство энергетики Московской области;
5) алгоритм действий инвестора по процедурам подключения к электрическим сетям (свыше 150 кВт). Средний клиентский путь инвестора составляет 20 рабочих дней. Ответственный за разработку и соблюдение сроков алгоритма центральный исполнительный орган Московской области - Министерство энергетики Московской области;
6) алгоритм действий инвестора по процедурам подключения к электрическим сетям (до 150 кВт). Средний клиентский путь инвестора составляет 10 рабочих дней. Ответственный за разработку и соблюдение сроков алгоритма центральный исполнительный орган Московской области - Министерство энергетики Московской области;
7) алгоритм действий инвестора по процедуре подключения к сетям теплоснабжения. Средний клиентский путь инвестора составляет 70 рабочих дней. Ответственный за разработку и соблюдение сроков алгоритма центральный исполнительный орган Московской области - Министерство энергетики Московской области;
8) алгоритм действий инвестора по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения. Средний клиентский путь инвестора составляет 46 рабочих дней. Ответственный за разработку и соблюдение сроков алгоритма центральный исполнительный орган Московской области - Министерство энергетики Московской области;
9) алгоритм действий инвестора по процедурам получения земельного участка в аренду (на торгах). Средний клиентский путь инвестора составляет 66 рабочих дней. Ответственный за разработку и соблюдение сроков алгоритма центральный исполнительный орган Московской области - Министерство имущественных отношений Московской области;
10) алгоритм действий инвестора для получения земельного участка в аренду (без торгов). Средний клиентский путь инвестора составляет 84 рабочих дня. Ответственный за разработку и соблюдение сроков алгоритма центральный исполнительный орган Московской области - Министерство имущественных отношений Московской области;
11) алгоритм действий инвестора по обеспечению доступа к дорожной инфраструктуре путем строительства или реконструкции пересечений и (или) примыканий к автомобильным дорогам. Средний клиентский путь инвестора составляет 79 рабочих дней. Ответственный за разработку и соблюдение сроков алгоритма центральный исполнительный орган Московской области - Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области.
Подробный интерактивный Свод инвестиционных правил Московской области размещен на Инвестиционном портале Московской области.
III. Ключевые характеристики Московской области
9. Московская область является одним из лидеров среди субъектов Российской Федерации по привлечению инвестиций в основной капитал, объему валового регионального продукта и традиционно занимает высокие позиции в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
С учетом Всероссийской переписи населения 2020 года в Московской области по состоянию на 01.01.2023 проживало 8,6 млн человек, величина трудовых ресурсов Московской области составила 5,3 млн человек. Потенциальный рынок сбыта Московской области и города Москвы оценивается в размере порядка 22 млн человек.
Экономика Московской области является одной из крупнейших среди субъектов Российской Федерации и занимает 3 место среди субъектов Российской Федерации по объему валового регионального продукта (далее - ВРП) после г. Москвы и г. Санкт-Петербург (6 832,3 млрд рублей в текущих ценах 2021 года).
10. Географическое положение, а именно расположение в центре Центрального федерального округа и близость к городу Москве, обусловливает то, что Московская область является одним из основных распределительных центров грузовых перевозок в Российской Федерации, местом сосредоточения складских и логистических центров, центром оптовой торговли, складских услуг и ответственного хранения грузов, а также одним из крупнейших рынков сбыта в Российской Федерации (оборот розничной торговли в Московской области составил в 2022 году 3 320,1 млрд руб. - 2 место среди субъектов Российской Федерации после г. Москвы).
11. К ключевым характеристикам Московской области относятся:
1) наличие инфраструктуры для инвесторов.
Московская область является транспортным центром России. Целый ряд крупнейших магистралей, ведущих к ключевым промышленным районам страны, сходится в Московской области.
Существующая сеть основных автомобильных дорог Московской области имеет выраженную радиально-кольцевую систему. В радиальных направлениях ее составляют 18 автомобильных дорог федерального значения и основных автомобильных дорог регионального значения. В их число входят 12 федеральных автомобильных дорог, в том числе 9 - магистральных, обеспечивающих автотранспортные связи г. Москвы и Московской области с другими территориями, 5 из которых входят в состав международных транспортных коридоров.
Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 N 3363-р, предусмотрены новые направления по развитию международных транспортных коридоров (далее - МТК) "Запад - Восток" и "Север - Юг".
МТК "Запад - Восток" на территории Московской области формируется в результате соединения южным участком Центральной кольцевой автомобильной дороги (далее - ЦКАД) автомагистралей М-9 "Балтия", М-1 "Беларусь", подходящих к Московской области с запада, с автомагистралями М-5 "Урал", М-12 "Москва - Казань", подходящими к Московской области с востока.
В перспективе для снижения величины транзитных автотранспортных потоков в срединной части Московской области по направлению МТК "Запад - Восток" планируется строительство автомагистрали регионального значения в периферийной части Московской области М-1 "Беларусь" - Наро-Фоминск - ЦКАД, и реконструкция участка автомобильной дороги федерального значения А-108 "Московское большое кольцо".
Автомобильная дорога А-113 "Центральная кольцевая автомобильная дорога" формирует новый потенциал для развития складского рынка, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Открытие движения по ЦКАД позволило полностью перезагрузить транспортную систему Московского региона, существенно разгрузив Московскую кольцевую автодорогу (далее - МКАД). Строительство ЦКАД - один из приоритетных государственных инфраструктурных проектов. Кольцо освободило московские вылетные магистрали и МКАД от чрезмерной нагрузки, а подмосковные города и дороги - от транзитного транспорта. На сегодняшний день ЦКАД является опорой сети скоростных автодорог региона и органичной частью международных транспортных коридоров. В настоящее время в целях ликвидации самого проблемного места ЦКАД реализуется обход д. Малые Вяземы с планируемым сроком завершения - декабрь 2024 года.
В непосредственной близости от новой автодороги создаются новые предприятия, торговые комплексы и транспортно-логистические центры. Реализация ЦКАД дала толчок созданию новых рабочих мест в Московской области.
МТК "Север - Юг" на территории Московской области формируется в результате соединения ЦКАД автомагистралей М-10 "Россия", М-11 "Нева", подходящих к Московской области с северо-запада, с автомагистралями М-4 "Дон", М-2 "Крым", подходящими к Московской области с юга.
На территории Московской области приоритетным является комплексный подход к развитию инфраструктуры дорожно-транспортной сети, включая развитие транспортно-логистической инфраструктуры.
Помимо ЦКАД, являющейся объектом федерального значения и составляющей основу системы скоростных магистральных автомобильных дорог в Московской области, улучшение связей между секторами Московской области и вывод транспортных потоков за пределы населенных пунктов обеспечивает строительство автомобильных дорог регионального значения, в том числе реализуемых в формате концессионных соглашений.
С 2018 года Правительством Московской области заключены три масштабных концессионных соглашения с частными инвесторами по строительству и последующей эксплуатации на платной основе современных автомобильных дорог регионального значения общей протяженностью 97 км, в отношении одной из которых выполняется разработка планировочных решений, а две находятся в активной фазе строительства:
Мытищинская хорда (Пироговка) протянется на 16 км между Дмитровским и Ярославским шоссе, разгрузит существующее Осташковское шоссе, обеспечив новый маршрут между указанными федеральными магистралями, став частью хордового транспортного каркаса Московской области и дублером северного участка МКАД. Также реализация Пироговки сократит время в пути жителей северной части Подмосковья на 30 минут. Завершение строительства запланировано на 2024 год.
Южно-Лыткаринская дорога протяженностью 45 км соединит ряд населенных пунктов на юге, юго-востоке и востоке Московской области - от Варшавского шоссе в районе жилого комплекса "Бутово Парк" в Ленинском городском округе Московской области со строительством транспортной развязки с Юго-Восточной хордой и Симферопольским шоссе до микрорайона Зенино в г. Люберцы, где соединит московскую Северо-Восточную хорду с федеральной автодорогой М-12 "Восток". Завершение строительства запланировано на 2025 год. Вместе с тем реализация Южно-Лыткаринской автодороги обеспечит прочный транспортный каркас Московского региона благодаря прямой связи с основными транспортными коридорами - М-2 "Крым", М-3 "Украина", М-4 "Дон", М-5 "Урал", М-12 "Восток", Московским скоростным диаметром.
В систему автомобильных дорог общего пользования Московской области входят 14,3 тыс. км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, 27,3 тыс. км местного значения, 2,7 тыс. км федерального значения.
За последние 10 лет общая протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального и местного значения увеличена на 13,8% и составляет 44 268,1 км.
При этом плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 820 км на 1000 км2.
Московская область входит в состав Московского авиационного узла (далее - МАУ) - третьего по загруженности авиационного хаба в Европе (после Лондонского и Парижского), основного опорного пункта в системе воздушных перевозок гражданской авиации России. Основными элементами МАУ являются международные аэропорты. На территории Московской области расположены 3 международных аэропорта: Домодедово, Шереметьево и Жуковский (также в непосредственной близости находится международный аэропорт Внуково, располагающийся на территории г. Москвы).
Объем перевозок пассажиров через МАУ составил в 2021 году более 56 млн человек, объем перевозки грузов - более 600 тыс. тонн.
В рамках улучшения транспортного обслуживания населения в Центральном транспортном узле развиваются радиальные направления Московской железной дороги. Московская область совместно с г. Москвой реализует проект по созданию Московских центральных диаметров (МЦД) - нового вида транспорта, который объединяет формат пригородных электричек и метрополитена, создавая фактически систему наземного метро.
Развитие промышленной инфраструктуры Московской области обуславливается наличием большого выбора площадок для размещения производства - индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков, технопарков в сфере высоких технологий, производственных и логистических площадок.
Наибольшая концентрация индустриальных парков сосредоточена на северо-востоке, востоке, а также на юго-востоке Московской области. Всего в Московской области насчитывается 107 индустриальных парка (69 действующих и 38 создаваемых) и 19 технопарков.
Московская область обладает крупнейшей сетью объектов инженерной инфраструктуры: 632 электроподстанции, 2753 источника тепловой энергии, протяженность тепловых сетей более 10,5 тыс. км, уровень общей газификации Московской области составляет порядка 97,1%, более 95% территории области покрыто устойчивой связью 3G и 4G.
Для удобства инвесторов информация о 8,1 тыс. объектов инфраструктуры размещена на инвестиционной карте Московской области;
2) наличие преференциальных режимов ведения бизнеса.
В Московской области создано 5 особых экономических зон (далее - ОЭЗ): ОЭЗ технико-внедренческого типа "Дубна", ОЭЗ технико-внедренческого типа "Исток", ОЭЗ промышленно-производственного типа "Кашира", ОЭЗ промышленно-производственного типа "Ступино Квадрат", ОЭЗ промышленно-производственного типа "Максимиха". При этом развитие четырех из них обеспечивается за счет средств частных инвесторов без привлечения бюджетного финансирования.
Специализация технико-внедренческих ОЭЗ - ядерно-физические и нанотехнологии, информационные технологии, проектирование сложных технических систем, био- и медицинские технологии, новые материалы, СВЧ-электроника.
В промышленно-производственных ОЭЗ расположены высокотехнологичные предприятия различных отраслей, в том числе легкой, пищевой, химической промышленности, производства строительных материалов.
Кроме того, в ряде отдаленных городских округов Московской области предусмотрены особые условия поддержки инвесторов, реализующих проекты на территориях данных городских округов. В их число входят городские округа: Волоколамский, Зарайск, Лосино-Петровский, Лотошино, Луховицы, Орехово-Зуевский, Серебряные Пруды, Талдомский, Шатура, Шаховская.
Особые условия включают в себя:
установление налоговой ставки по налогу на имущество организаций в размере 0% (до 10 лет) при предоставлении налоговых льгот;
установление налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0% при предоставлении инвестиционного налогового вычета;
пониженный процент выкупа земельных участков, предоставленных инвестору в аренду без проведения торгов при реализации масштабных инвестиционных проектов (7,5% от их кадастровой стоимости);
предоставление субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, взятым на цели создания объектов инвестиционного проекта (в размере, не превышающем размер ключевой ставки Банка России);
повышенный максимальный объем субсидий на возмещение затрат на создание инженерной инфраструктуры промышленных предприятий (в размере не более 20% стоимости проекта);
повышенный балл в рамках предоставления субсидий на компенсацию затрат на приобретение оборудования и на осуществление лизинговых платежей для субъектов малого и среднего предпринимательства;
повышенный балл в рамках предоставления грантов для производителей сельскохозяйственной продукции;
предоставление льготных займов Некоммерческой организацией "Государственный фонд развития промышленности Московской области" (далее - Фонд развития промышленности Московской области) (от 0,5% годовых).
Вышеуказанные особые условия поддержки в основном распространяются на инвесторов, реализующих проекты в следующих сферах деятельности:
обрабатывающие производства;
сельское хозяйство;
логистика и транспорт;
деятельность гостиниц;
деятельность административно-деловых центров;
3) соблюдение центральными исполнительными органами Московской области сроков согласований и предоставления разрешительной документации, необходимых для ведения инвестиционной деятельности.
Центральными исполнительными органами Московской области строго соблюдаются сроки согласований, необходимых для осуществления инвесторами своих проектов. В целях дополнительной поддержки инвесторов в Московской области создана Межведомственная комиссия по обеспечению реализации проектов строительства (реконструкции) объектов нежилого назначения на территории Московской области - "Центр Содействия Строительству" (далее - Центр Содействия Строительству Московской области), осуществляющая сопровождение инвесторов в ходе прохождения всех этапов реализации проектов от получения градостроительного плана земельного участка до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В Московской области ведется непрерывная работа по сокращению и оптимизации сроков прохождения инвесторами административных процедур;
4) трудовые ресурсы и качество образования.
Одним из важных преимуществ для инвесторов является качество жизни и наличие квалифицированных трудовых ресурсов в Московской области. В 2022 году в Московской области 25 высшими учебными заведениями было выпущено 15252 специалистов, 79 организациями среднего профессионального образования - 26713 специалистов.
В Московской области в 2012 - 2022 годах зафиксирован низкий уровень безработицы - в среднем 3,1% (по регионам Центрального федерального округа данный показатель составлял в среднем 3,3%, в среднем по Российской Федерации - 5,1%);
5) наличие приоритетных направлений инвестиционного развития.
Отрасли, приоритетные для привлечения инвестиций в Московскую область, включают в себя три группы отраслей в соответствии с типом приоритета:
приоритеты рыночных отраслей;
приоритеты инфраструктурных отраслей;
приоритеты социальных отраслей.
Среди приоритетов рыночных отраслей наибольший стратегический интерес для Московской области представляют следующие отрасли:
ракетно-космическая промышленность;
авиационная промышленность;
производство лекарственных средств, материалов, применяемых в медицинских целях, фармацевтика;
производство автотранспортных средств, прицепов, полуприцепов и электропоездов;
производство резиновых и пластмассовых изделий;
производство строительных и отделочных материалов;
строительные и инжиниринговые работы;
агропромышленный комплекс;
туризм и индустрия гостеприимства.
К приоритетам инфраструктурных отраслей относятся отрасли, которые занимаются обслуживанием промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг и населения. Инфраструктурные отрасли являются важнейшей каркасной основой функционирования других отраслей экономики. Поэтому привлечение инвестиций в инфраструктурные отрасли является не менее важным приоритетом для Московской области, чем развитие рыночных отраслей.
Выделяются следующие инфраструктурные отрасли:
электроэнергетика;
теплоэнергетика;
распределение газа;
водоснабжение и водоотведение;
транспортная инфраструктура.
К приоритетам социальных отраслей относятся отрасли социальной сферы, которые преследуют цель содействия устойчивому социальному развитию, обеспечения необходимой для нормального развития экономики социальной стабильности в обществе и обеспечения достойного уровня жизни населения.
К приоритетным социальным отраслям отнесены здравоохранение и образование;
6) инновационные отрасли экономики.
Московская область обладает значительным потенциалом в области науки и инноваций и является одним из ключевых регионов по проведению научных исследований и разработок в Российской Федерации. Доля профессиональной, научной и технической деятельности в ВРП Московской области значительно превышает показатель в среднем по Российской Федерации. По итогам 2021 года данный показатель составил по Московской области - 5,6%, по России - 4,3%.
Высокая роль науки в экономике Московской области обусловлена развитием мощного научно-технического потенциала в советский период. На текущий момент основная доля научно-исследовательских и конструкторских работ сосредоточена на оборонных предприятиях и в научных учреждениях. В Московской области насчитывается 259 научных организаций, 87,7 тыс. человек заняты в сфере науки.
На территории Московской области расположены 6 из 11 наукоградов России, среди которых Дубна, Жуковский, Королев, Реутов, Фрязино и Черноголовка. Научно-технический комплекс Московской области располагает конкурентными технологиями и кадровым потенциалом в областях ядерных исследований, производства авиационной и космической техники, лазерных технологий, производства новых материалов и биопрепаратов.
В числе инновационных приоритетов Московской области выделяется развитие:
зеленых технологий и рециклинга - поддержка экологически чистых и социально ответственных проектов является приоритетом Московской области. По итогам 2022 года Московская область заняла 1 место в "Зеленом рейтинге" Российской Федерации;
атомных и нанотехнологий - наличие в Московской области мощного научного потенциала, 6 наукоградов и 105 научно-исследовательских институтов;
медицинских и биотехнологий - 25% фармацевтического производства России сосредоточено в Московской области;
информационных технологий - 21 центр молодежного инновационного творчества создан в Московской области;
7) развитие традиционных отраслей экономики Московской области.
Традиционными отраслями экономики Подмосковья, вносящими наибольший вклад в ВРП (58% от объема ВРП по итогам 2021 года), являются:
обрабатывающие производства (доля в ВРП - 20,1%);
оптовая и розничная торговля (доля в ВРП - 22,2%);
строительство (доля в ВРП - 5,3%);
деятельность профессиональная, научная, техническая (доля в ВРП - 5,6%);
транспортировка и хранение (доля в ВРП - 4,8%).
В частности, объем производства обрабатывающих производств в 2022 году составил 4 319 млрд руб.
Анализ развития данных отраслей осуществляется в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Московской области по следующим показателям:
объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг;
численность занятых в экономике;
объем инвестиций в основной капитал.
12. В Московской области развито малое и среднее предпринимательство (далее - МСП). Доля малого и среднего бизнеса составляет 30% оборота всех предприятий и организаций Московской области. В Московской области в 2022 году насчитывалось более 400 тыс. предприятий МСП, в которых создано более 1,7 млн рабочих мест.
13. Инвестиционные преимущества Московской области способствуют повышению интереса инвесторов к реализации проектов на территории региона. Так, среди планируемых к реализации ключевых инвестиционных проектов в Московской области можно выделить:
проект создания Центра международной торговли в городском округе Домодедово (планируемый объем инвестиций - более 63 млрд руб.);
проект строительства завода по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов в городском округе Воскресенск (планируемый объем инвестиций - более 30 млрд руб.);
проект создания терминально-логистического центра в Дмитровском городском округе (планируемый объем инвестиций - 24 млрд руб.);
проект создания производства автоматических космических аппаратов в городском округе Щёлково (планируемый объем инвестиций - 15 млрд руб.);
проект создания Центра развития авиации общего назначения в городском округе Ступино (планируемый объем инвестиций - 13 млрд руб.).
IV. Инвестиционные обязательства Московской области
14. Московская область гарантирует стабильность прав и защиту интересов субъектов инвестиционной деятельности, в том числе:
1) неухудшение условий реализации инвестиционных проектов в течение всего срока их реализации.
В рамках полномочий, установленных нормативными правовыми актами Московской области, Губернатор Московской области содействует защите инвестиций, а также прав и интересов субъектов инвестиционной деятельности, в том числе:
равное отношение ко всем субъектам инвестиционной деятельности;
участие субъектов инвестиционной деятельности в процессе принятия решений и оценке их реализации;
доступ к публичной информации органов исполнительной власти Московской области;
отсутствие ограничений в реализации своих проектов в рамках действующего законодательства;
защита капитальных вложений;
невмешательство государственных органов и должностных лиц в заключение инвестором договоров (контрактов), выбор партнеров, определение обязательств.
Неухудшение условий реализации инвестиционных проектов в Московской области реализуется в том числе посредством использования механизмов соглашений о защите и поощрении капиталовложений, специальных инвестиционных контрактов, государственно-частного партнерства и концессионных соглашений;
2) соблюдение центральными исполнительными органами Московской области сроков согласований и предоставления разрешительной документации, необходимых для ведения инвестиционной деятельности, а также алгоритмов действий инвестора по основным приоритетным направлениям в рамках Свода инвестиционных правил Московской области.
В Московской области неукоснительно соблюдаются алгоритмы действий инвестора, указанные в разделе II Инвестиционной декларации Московской области до 2028 года, в том числе в части сроков осуществления процедур в рамках данных алгоритмов.
Нарушение процедур и сроков, установленных Сводом инвестиционных правил Московской области, является основанием для обращения инвестора в Совет;
3) оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Московской области, в досудебном порядке.
В целях досудебного урегулирования споров и разногласий, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Московской области, проводятся переговоры и консультации.
Центральные исполнительные органы Московской области вступают в переговоры с субъектами инвестиционной деятельности в случае возникновения обстоятельств, связанных с нарушением сроков и условий доступа к существующим формам государственной поддержки, а также в случае возникновения ситуаций, связанных с невозможностью получения согласований, разрешений, решений и одобрений соответствующих органов, имеющих право выдавать такие согласования, разрешения, решения и одобрения, в течение одного месяца с момента, когда такие согласования, разрешения, решения и одобрения должны были быть получены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Также спорные вопросы в рамках реализации инвестиционных проектов могут быть вынесены на рассмотрение Совета и Межведомственной комиссии по обеспечению защиты прав и законных интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности в Московской области - "Штаб по защите прав и законных интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности в Московской области" (далее - Штаб по защите бизнеса);
4) общедоступность для инвесторов информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Московской области, в том числе о мерах поддержки, указанных в разделе V Инвестиционной декларации Московской области до 2028 года, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
Субъектам инвестиционной деятельности гарантируется реализация права на получение полной, актуальной и достоверной информации при реализации инвестиционных проектов на территории Московской области, за исключением информации, составляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
5) соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в Московской области.
Субъекты инвестиционной деятельности вправе получать государственную поддержку, предусмотренную законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Субъектам инвестиционной деятельности обеспечивается поддержка в рамках процедур, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, при получении согласований, разрешений, лицензий и прочих распорядительных документов для обеспечения субъектов инвестиционной деятельности энергетическими и иными видами ресурсов и подключений для целей реализации инвестиционных проектов в максимально короткие сроки в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
V. Условия ведения бизнеса в Московской области и меры поддержки инвесторов
15. В Московской области созданы ключевые институты развития и поддержки инвесторов, а также функционирует Штаб по защите бизнеса.
Штаб по защите бизнеса является постоянно действующим коллегиальным координационным органом при Губернаторе Московской области, образованным в целях создания благоприятных условий ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности, развития и защиты конкуренции, содействия в обеспечении гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности в Московской области.
16. Инфраструктуру поддержки бизнеса в Московской области составляют:
1) Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области, проводящее государственную политику в инвестиционной сфере, направленную на формирование благоприятного инвестиционного климата, содействие реализации инвестиционных проектов, а также осуществляющее формирование и реализацию механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности;
2) АНО "АИР", осуществляющее привлечение инвесторов, сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна" на территории Московской области.
Под принципом "одного окна" понимается осуществление АНО "АИР" следующих функций:
АНО "АИР" предоставляет комплекс удобных и бесплатных для инвестора сервисов, в том числе подбор площадки для реализации проекта, оказания содействия в получении статуса резидента индустриальных (промышленных) парков и ОЭЗ;
в зависимости от специализации проектов и выбранных для размещения площадок и преференциальных режимов АНО "АИР" осуществляет взаимодействие с отраслевыми центральными исполнительными органами Московской области и институтами развития, а также органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области;
в рамках сопровождения проектов в сфере малого и среднего предпринимательства, содействия развитию их экспортного потенциала, расширения доступа предпринимателей к финансовым и нефинансовым ресурсам, а также сопровождения проектов, реализуемых с использованием механизмов концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве, структурные подразделения АНО "АИР" оказывают поддержку Министерству инвестиций, промышленности и науки Московской области;
3) акционерное общество "Корпорация развития Московской области" (далее - АО "Корпорация развития Московской области"), являющееся оператором по развитию государственных индустриальных (промышленных) парков, в задачи которого также входят проактивное привлечение инвесторов, создание инженерной и парковой инфраструктуры для бизнеса;
4) "Центр управления регионом - Бизнес" (далее - ЦУР "Бизнес"), являющийся единым механизмом отработки обращений, с помощью которого бизнесу оказывается консультационная поддержка, а также содействие в решении возникающих вопросов в оперативном режиме.
В ЦУР "Бизнес" можно обратиться по различным каналам связи (в том числе телефон горячей линии 0150, социальные сети и Инвестиционный портал Московской области);
5) Центр Содействия Строительству Московской области, оказывающий помощь инвесторам на всех этапах реализации проектов, а также способствующий устранению административных барьеров при согласовании, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов;
6) Фонд развития промышленности Московской области, оказывающий поддержку в виде займов проектам и грантов на компенсацию процентов по кредитам в приоритетных направлениях российской промышленности, таких как разработка и внедрение перспективных технологий, а также производство новой конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции гражданского назначения с импортозамещающим или экспортным потенциалом;
7) Некоммерческая организация "Московский областной гарантийный фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - гарантийный фонд), призванная содействовать кредитованию субъектов МСП Московской области. Гарантийным фондом предоставляются поручительства по таким обязательствам как кредитные договоры, договоры займа, договоры лизинга, договоры о предоставлении банковских гарантии;
8) Микрокредитная компания "Московский областной фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - фонд микрофинансирования), предоставляющая микрозаймы субъектам МСП Московской области. Займы фонда микрофинансирования отличает низкая процентная ставка, отсутствие комиссий, быстрое рассмотрение заявки.
17. Законом Московской области N 96/2010-ОЗ "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области" предусмотрены финансовые и нефинансовые меры государственной поддержки для организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории Московской области.
Законом Московской области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" установлены налоговые льготы по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций для инвесторов, в том числе для участников специальных инвестиционных контрактов, региональных инвестиционных проектов, резидентов ОЭЗ, инвесторов, осуществившим капитальные вложения в объекты основных средств.
В соответствии с Законом Московской области N 162/2019-ОЗ "Об инвестиционном налоговом вычете в Московской области" инвесторам, осуществляющим деятельность в Московской области, предоставляется инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций.
Также под реализацию проектов осуществляется предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 22.04.2015 N 272/13 "Об утверждении Перечня и порядка рассмотрения документов, обосновывающих соответствие объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта критериям, установленным Законом Московской области N 27/2015-ОЗ "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов", и заключения, изменения и расторжения соглашения между Правительством Московской области и юридическим лицом, планирующим размещение такого объекта (реализацию проекта) на земельном участке, предоставляемом в аренду без проведения торгов в соответствии с распоряжением Губернатора Московской области".
18. В Московской области предусмотрена отраслевая поддержка промышленных предприятий, одним из приоритетных направлений которой является поддержка проектов, направленных на обеспечение импортозамещения:
возмещение части затрат на создание объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для промышленных предприятий и для увеличивших производственные мощности существующих промышленных предприятий на территории Московской области;
возмещение части затрат промышленных предприятий, связанных с приобретением нового оборудования.
19. В Московской области предусмотрены меры поддержки субъектов МСП, в том числе в виде субсидий и грантов.
20. Перечень нормативных правовых актов Московской области, регулирующих отношения в области инвестиционной деятельности, представлен в Приложении к Инвестиционной декларации Московской области до 2028 года.
Подробная информация об условиях ведения бизнеса в Московской области, а также о мерах поддержки инвесторов размещена на Инвестиционном портале Московской области, на котором, в частности, представлены:
сведения о региональном инвестиционном стандарте Московской области;
основные экономические показатели Московской области;
приоритетные отрасли экономики для инвестирования;
обзор реализованных проектов с указанием стран происхождения инвесторов и рода их деятельности, с отображением на инвестиционной карте Московской области;
обзор созданной инфраструктуры для размещения/локализации предприятий, включая ОЭЗ, индустриальные (промышленные) парки и промышленные технопарки;
варианты конкретных локаций для размещения предприятия в зависимости от вида деятельности/отрасли и технического задания инвестора;
перечень мер государственной поддержки инвесторов, включая налоговые и таможенные преференции для реализуемых на территории Московской области проектов, и калькулятор мер поддержки для инвесторов;
истории успеха инвестиционных проектов;
актуальная новостная лента и фотогалерея ключевых событий о привлечении инвестиций в экономику Подмосковья.
VI. Инвестиционная команда Московской области
21. Инвестиционная команда Московской области обеспечивает участие бизнеса в принятии ключевых решений, вовлечение в разработку и реализацию Инвестиционной декларации Московской области до 2028 года, общественную экспертизу проектов, рассмотрение инициатив бизнес-сообщества.
22. Состав инвестиционной команды:
1) Губернатор Московской области:
определяет стратегию и ключевые направления инвестиционной политики, в том числе в рамках Регионального инвестиционного стандарта;
осуществляет взаимодействие с представителями бизнес-сообщества;
утверждает инвестиционную декларацию и несет ответственность за выполнение ее положений;
2) первый Вице-губернатор Московской области - Председатель Правительства Московской области:
осуществляет контроль за реализацией инвестиционной политики Московской области;
определяет механизмы реализации инвестиционной политики Московской области в рамках государственных программ Московской области;
обеспечивает установление целевых показателей эффективности инвестиционной деятельности в Московской области;
осуществляет взаимодействие с бизнес-сообществом;
3) заместитель Председателя Правительства Московской области - министр инвестиций, промышленности и науки Московской области:
реализует мероприятия по формированию благоприятного инвестиционного климата в Московской области;
осуществляет реализацию основных направлений инвестиционного развития Московской области;
осуществляет контроль за выполнением целевых показателей эффективности инвестиционной деятельности в Московской области;
осуществляет взаимодействие с представителями бизнес-сообщества;
осуществляет контроль за соблюдением положений Инвестиционной декларации Московской области до 2028 года;
обеспечивает внедрение и ведение Свода инвестиционных правил Московской области;
обеспечивает достоверность и своевременную актуализацию сведений, размещенных на инвестиционной карте Московской области;
обеспечивает вынесение спорных вопросов в рамках реализации инвестиционных проектов на рассмотрение Совета в случае необходимости;
обеспечивает работу с обращениями инвесторов, поступившими на рассмотрение в Совет;
4) Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области:
осуществляет защиту законных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности Московской области;
информирует население Московской области о состоянии соблюдения и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
5) генеральный директор АО "Корпорация развития Московской области":
осуществляет функции оператора по развитию государственных индустриальных (промышленных) парков на территории Московской области;
осуществляет функции по управлению и эксплуатации объектами недвижимости и инвестиционной инфраструктуры, находящимися в собственности АО "Корпорация развития Московской области";
реализует мероприятия по привлечению инвесторов в целях реализации инвестиционных проектов на территории Московской области;
6) Директор АНО "АИР":
координирует в рамках имеющихся полномочий сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна", реализуемых на территории Московской области;
обеспечивает достоверность и своевременную актуализацию сведений, размещаемых на инвестиционной карте Московской области;
обеспечивает консультационную поддержку деятельности субъектов предпринимательства;
обеспечивает организацию проведения рекламных, конгрессных, выставочных и других мероприятий для повышения инвестиционной привлекательности Московской области.
23. В работе инвестиционной команды Московской области принимают участие главы городских округов Московской области, руководители ключевых институтов развития и поддержки инвесторов Московской области, представители финансовых, общественных организаций и деловых объединений предпринимателей, представляющие интересы бизнес-сообщества в Московской области.
Инвестиционная команда Московской области формируется с учетом положений Закона Московской области N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области" и постановления Губернатора Московской области от 19.09.2023 N 313-ПГ "О распределении обязанностей между первым Вице-губернатором Московской области - Председателем Правительства Московской области, Вице-губернатором Московской области - руководителем Администрации Губернатора Московской области, Вице-губернаторами Московской области, первыми заместителями и заместителями Председателя Правительства Московской области".".
Приложение
к Инвестиционной декларации
Московской области до 2028 года
Перечень
нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области инвестиционной деятельности *
1. Закон Московской области N 96/2010-ОЗ "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области".
2. Закон Московской области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области".
3. Закон Московской области N 27/2015-ОЗ "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов".
4. Закон Московской области N 162/2019-ОЗ "Об инвестиционном налоговом вычете в Московской области".
5. Постановление Правительства Московской области от 22.04.2015 N 272/13 "Об утверждении Перечня и порядка рассмотрения документов, обосновывающих соответствие объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта критериям, установленным Законом Московской области N 27/2015-ОЗ "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов", и заключения, изменения и расторжения соглашения между Правительством Московской области и юридическим лицом, планирующим размещение такого объекта (реализацию проекта) на земельном участке, предоставляемом в аренду без проведения торгов в соответствии с распоряжением Губернатора Московской области".
6. Постановление Правительства Московской области от 28.08.2018 N 578/31 "Об Инвестиционном совете Московской области".
7. Постановление Правительства Московской области от 22.03.2022 N 270/11 "Об утверждении порядка определения случаев установления в 2022 и 2023 годах льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности Московской области, и земельных участков на территории Московской области, государственная собственность на которые не разграничена, в целях обеспечения импортозамещения для преодоления негативных последствий введения ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций".
8. Постановление Губернатора Московской области от 09.10.2023 N 352-ПГ "О Межведомственной комиссии по обеспечению защиты прав и законных интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности в Московской области - "Штаб по защите прав и законных интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности в Московской области".
9. Государственная программа Московской области "Предпринимательство Подмосковья" на 2023 - 2027 годы, утвержденная постановлением Правительства Московской области от 04.10.2022 N 1074/35 "О досрочном прекращении реализации государственной программы Московской области "Предпринимательство Подмосковья" на 2017 - 2024 годы и утверждении государственной программы Московской области "Предпринимательство Подмосковья на 2023 - 2027 годы".
------------------------------
*Размещен в государственной информационной системе Московской области "Инвестиционный портал Московской области" (https://invest.mosreg.ru/).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Губернатора Московской области от 19 января 2024 г. N 23-РГ "О внесении изменений в распоряжение Губернатора Московской области от 30.11.2021 N 532-РГ "Об утверждении Инвестиционной декларации Московской области и признании утратившим силу распоряжения Губернатора Московской области от 26.07.2013 N 282-РГ "Об инвестиционной декларации Московской области"
Вступает в силу с 19 января 2024 г.
Опубликование:
Интернет-портал Правительства Московской области (mosreg.ru) 19 января 2024 г.