Постановление Правительства Самарской области от 18 января 2024 г. N 13
"О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 682 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие культуры в Самарской области на период до 2025 года"
В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях приведения нормативных правовых актов Правительства Самарской области в соответствие с действующим законодательством Правительство Самарской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 682 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие культуры в Самарской области на период до 2025 года" следующие изменения:
наименование изложить в следующей редакции:
"Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие культуры в Самарской области" и Перечня отдельных расходных обязательств Самарской области в сфере реализации государственной программы Самарской области "Развитие культуры в Самарской области";
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях повышения эффективности осуществления органами государственной власти Самарской области полномочий в сфере культуры Правительство Самарской области постановляет:";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить прилагаемые:
государственную программу Самарской области "Развитие культуры в Самарской области";
Перечень отдельных расходных обязательств Самарской области в сфере реализации государственной программы Самарской области "Развитие культуры в Самарской области".";
в пункте 2 слова "на реализацию мероприятий государственной программы" исключить;
дополнить Перечнем отдельных расходных обязательств Самарской области в сфере реализации государственной программы Самарской области "Развитие культуры в Самарской области" в редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;
в государственной программе Самарской области "Развитие культуры в Самарской области на период до 2025 года" (далее - Государственная программа):
в наименовании слова "на период до 2025 года" исключить;
паспорт Государственной программы признать утратившим силу;
текст Государственной программы изложить в следующей редакции:
"Стратегические приоритеты Государственной программы
1. Оценка текущего состояния сферы реализации Государственной программы
Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" культура признана основой экономического процветания, суверенитета и цивилизационной самобытности государства, тем самым впервые в истории современной России на государственном уровне обозначен приоритет культурного и гуманитарного развития страны.
Основной целью государственной политики в сфере культуры определено формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества, то есть перед органами государственной власти поставлена задача укрепления духовности и культуры граждан, обеспечения равного доступа к культурным ценностям и ресурсам.
Во исполнение Основ государственной культурной политики распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р утверждена Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, направленная на обеспечение равного и свободного доступа населения ко всему спектру культурных благ и услуг, раскрытие творческого потенциала каждого гражданина и повышение качества предоставляемых населению услуг.
Культура в Российской Федерации признана стратегическим национальным приоритетом. Главная задача культуры - сохранение исторической памяти и воспитание российской гражданской идентичности, сохранение и преумножение богатейшего духовно-нравственного и культурного наследия многонационального народа России, укрепление традиционных семейных ценностей. На государство возложена огромная ответственность - сохранить единое культурное пространство России.
Государственная культурная политика с 2014 года нацелена на поддержку, сохранение и развитие всех отраслей культуры, всех видов творческой деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. В Самарской области осуществляется планомерная работа по реализации основных принципов государственной культурной политики, призванной обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие, укрепление общероссийской гражданской идентичности, единства и сплоченности российского общества, повышение качества жизни граждан.
За последнее десятилетие достигнуты серьезные результаты в развитии отрасли культуры региона. Об этом свидетельствуют как увеличение посещаемости учреждений культуры, так и сохранение в сложных социально-экономических условиях действующей сети организаций культуры, укрепление материально-технической базы учреждений и качественные изменения в содержании деятельности.
С 2017 года посещаемость учреждений культуры Самарской области возросла в 2,3 раза (с 10,7 млн. человек до 25,2 млн. человек).
На территории Самарской области по состоянию на 1 января 2023 года действуют 16 театров, 5 концертных организаций, 38 музеев, 731 общедоступная библиотека, 664 культурно-досуговых учреждения, 1 парк, 1 зоопарк, 107 детских школ искусств.
Национальный проект "Культура" (далее - нацпроект), реализуемый в стране с 2019 года, создает серьезную основу для улучшения ситуации с доступностью учреждений культуры, вовлечения населения в культурную деятельность. Участие Самарской области в реализации нацпроекта дает реальные возможности совершенствования инфраструктуры отрасли, переоснащения библиотек, детских школ искусств, музеев, театров современным, высокотехнологичным оборудованием, сформировать условия для творческой самореализации, а в конечном итоге сделать учреждения культуры привлекательными и востребованными у населения.
Безусловный приоритет нацпроекта - развитие культурно-досуговых учреждений и библиотек как наиболее массовых учреждений, наиболее близких и доступных жителям территорий.
В настоящее время наблюдается тенденция к преобразованию культурно-досугового учреждения в многофункциональный культурный центр, совмещающий в себе функции клуба, библиотеки, музея, выставочного зала и др. Модернизация домов культуры в сельской местности затрагивает не только внешний облик зданий, меняется содержательный аспект их функционирования. Современное, многофункциональное, трансформируемое пространство создает наилучшие условия для проведения семейного, познавательного досуга, внеурочной деятельности с обязательной ориентацией на потребности местного населения. Все это позволяет не только обеспечить доступность для населения различных культурных ценностей и благ, но и оптимизировать расходы на содержание учреждений культуры, решить проблему их территориальной удаленности.
К настоящему времени в рамках нацпроекта капитально отремонтированы 30 сельских домов культуры, построено 2 новых дома культуры и 1 дом культуры реконструирован. К концу 2024 года число модернизированных домов культуры в сельской местности превысит 50 единиц.
Сегодня в условиях активного использования цифровых технологий библиотекам приходится искать новые способы привлечения пользователей. В последние годы проведена работа по усовершенствованию официальных сайтов библиотек Самарской области, созданию электронных библиотечных сервисов, разработке и внедрению системы автоматизации процессов управления библиотеками.
В основе модельных библиотек, которые открываются не только на базе центральных библиотек в городах и муниципальных районах региона, но и на базе библиотек-филиалов, - уникальный дизайн, доступ к цифровым ресурсам, грамотная организация пространства и наличие доступной среды. Учреждения располагают современным компьютерным и мультимедийным оборудованием, что позволяет проводить мероприятия различных форматов для разных категорий пользователей, используя открытое, мобильное, удобное и трансформируемое библиотечное пространство для учебы, работы, отдыха, встреч, но при этом сохраняется главное - информационная сущность библиотек. Всего в рамках реализации нацпроекта в Самарской области будет создано более 30 модельных библиотек, большая часть из них уже доступна для жителей муниципалитетов.
Одной из главных проблем в сфере библиотечного обслуживания населения остается недостаточная укомплектованность фондов библиотек актуальной, новой литературой и наличие в них большого процента малоспрашиваемой, устаревшей по содержанию и ветхой литературы.
В 2021 году Правительством Российской Федерации принята Стратегия развития библиотечного дела на период до 2030 года. По поручению Президента Российской Федерации выделены бюджетные средства на комплектование книжных фондов общедоступных муниципальных библиотек. Поступление изданий в фонды библиотек Самарской области за последние три года увеличилось на 21,7%. В ближайшие годы работа по комплектованию книжных фондов общедоступных библиотек будет продолжена, что позволит лучше удовлетворять информационные потребности читателей библиотек как в городской, так и в сельской местности, а также увеличить посещаемость библиотек.
В числе приоритетных направлений нацпроекта - различные формы модернизации музеев. Проведение капитального ремонта, техническое оснащение музеев, реновация музейных экспозиций создают благоприятные условия для сохранения музейных коллекций, развития и совершенствования форм работы учреждений прежде всего с детьми и молодежью. Выставочные проекты и экспозиции музеев ориентированы преимущественно на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. В качестве мер, направленных на обеспечение доступности к культурному наследию Российской Федерации, в музеях Самарской области определены льготы для их посещения в основном в отношении несовершеннолетних граждан.
Сегодня большинство музеев нуждается в оснащении необходимым современным выставочным оборудованием, системами обеспечения безопасности музейных предметов и специализированным оборудованием для их хранения. Значительная часть музейных зданий не приспособлена для хранения и представления музейных предметов и нуждается в ремонте. К настоящему времени проведена реновация трех выставочных экспозиций, в 2022 году впервые технически переоснащено 3 муниципальных музея, в 2023 году - еще 13 учреждений. Работа по модернизации музеев будет продолжена.
Активно развивается практика обмена выставками между музеями Российской Федерации и Самарской области. За последние годы на территории региона реализованы крупные выставочные проекты с участием Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа, ряда других ведущих федеральных, а также региональных музеев. В свою очередь, выставочные проекты самарских музеев были представлены на крупнейших выставочных площадках Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Мордовии, Башкортостана, Ульяновской области и других регионов.
В 2024 году в г. Самаре после завершения реконструкции уникального памятника конструктивизма - Фабрики-кухни завода им. А.А. Масленникова (архитектор Екатерина Максимова) откроется филиал Государственной Третьяковской галереи. В 2025 году откроет свои двери Самарский планетарий как часть музейно-выставочного комплекса "Самара космическая".
Неотъемлемым элементом культурной среды Самарской - области выступают театры и концертные организации. Среди многих составляющих развития профессионального искусства приоритетными стали создание новых постановок, реализация совместных творческих проектов, проведение ставших уже традиционными театральных и музыкальных фестивалей. Современным направлением деятельности стало открытие виртуальных концертных залов во всех городских округах Самарской области. Всего в регионе работает 10 таких залов, 9 из них создано в рамках нацпроекта, тем самым обеспечен 100-процентный охват городов области виртуальными залами.
Весомую поддержку в укреплении материально-технической базы театральных учреждений региона обеспечивают федеральные проекты "Театры - детям" и "Театры малых городов", реализуемые с 2017 года. Задача проектов - поддержка творческой деятельности и техническое оснащение детских и кукольных театров, театров малых городов. Дополнительный импульс развитию придает и включение в нацпроект мероприятий по техническому оснащению государственных и муниципальных театров. Возможность технического переоснащения получили 4 региональных и муниципальных театра, находящиеся в городах с численностью населения более 300 тыс. человек.
Еще один стимул развития театрального творчества, расширения зрительской аудитории - открытие новых театральных сцен: здание Самарского театра кукол, 2-й пусковой комплекс Самарского театра юного зрителя "СамАрт" (далее - ТЮЗ "СамАрт"). В 2024 году число модернизированных театральных площадок в Самарской области вновь увеличится: распахнут свои двери обновленный ТЮЗ "СамАрт" (3-й пусковой комплекс), Самарский молодежный театр "Мастерская", драматический театр "Грань" и театр юного зрителя "Время тайн" в г.о. Новокуйбышевск.
Таким образом, объем поддержки театров в Самарской области колоссальный и результаты не заставляют себя ждать.
В то же время необходимо провести реконструкцию здания старейшего театра региона - Самарского академического театра драмы имени М. Горького. В серьезной модернизации нуждается и Самарская государственная филармония.
Неизменно насыщенной является фестивальная афиша региона. Знаковыми для Самарской области проектами стали музыкальный фестиваль искусств, посвященный творчеству Д.Д. Шостаковича, Московский Пасхальный фестиваль государственного академического Мариинского театра под руководством народного артиста Российской Федерации В.А. Гергиева, фестиваль под руководством народного артиста СССР Ю.А. Башмета, Транссибирский Арт-фестиваль под руководством народного артиста Российской Федерации В.В. Репина, фестиваль "Денис Мацуев представляет: Диалог поколений", фестиваль классического балета имени Аллы Шелест и ряд других.
Одним из главных направлений в развитии творческого потенциала жителей губернии остается поддержка молодых дарований и детского творчества.
В детских школах искусств, расположенных на территории Самарской области, обучаются 33,6 тыс. детей, что составляет 7,9% от общего числа школьников Самарской области в возрасте от 5 до 18 лет. Доля детей, занимающихся по предпрофессиональным программам, в 2022/23 учебном году составила 63% от общего числа обучающихся. Прогнозируется дальнейшее увеличение числа учеников, обучающихся по предпрофессиональным программам.
Благодаря нацпроекту в регионе осуществляются мероприятия по модернизации детских школ искусств. Для 24 детских школ искусств приобретены музыкальные инструменты, специализированное оборудование и учебные издания. В 2024 году их число увеличится еще на 12 единиц. Капитальный ремонт зданий проведен в 6 учреждениях. Эту работу необходимо продолжать и в дальнейшем.
При активном участии образовательных учреждений сферы культуры Самарской области ежегодно проводится свыше 300 творческих мероприятий муниципального, межмуниципального, регионального, всероссийского и международного уровней, направленных на поддержку молодых дарований и детского творчества, в их числе Всероссийский конкурс молодых дарований по изобразительному искусству "Жигулевская палитра", Всероссийский конкурс молодых музыкантов - исполнителей на народных инструментах имени Д.Г. Шаталова "Созвездие Жигулей", Всероссийский конкурс молодых музыкантов им. Д.Б. Кабалевского и другие. Обучающее направление представлено мастер-классами в рамках ежегодной Детской музыкальной академии стран СНГ под патронажем народного артиста СССР Юрия Башмета.
Комплексный, долгосрочный и системный подход к работе с талантливыми детьми позволяет Самарской области участвовать в реализации масштабного проекта - Молодежных Дельфийских игр России, транслирующих новейшие тенденции в области художественного образования, мировой исполнительской практики, демонстрирующих высшие стандарты профессионального мастерства участников. Делегация Самарской области, принимая участие в Молодежных Дельфийских играх России, неизменно завоевывает призовые места в рейтинге субъектов Российской Федерации.
Доля учащихся от общего количества учащихся, привлеченных к участию в различных творческих мероприятиях, составила 82,2%.
Особое место в культурной жизни региона занимает Самарский зоопарк. Сохранение и разведение в искусственно созданных условиях биологических организмов, млекопитающих, птиц, земноводных, представителей водного мира, особенно редких и исчезающих видов, их широкий показ населению, воспитание у молодого поколения бережного отношения к живой природе составляют основу деятельности Самарского зоопарка.
В Самарской области большое внимание уделяется вопросу государственной поддержки некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на проведение крупных социально значимых мероприятий в сфере культуры. Традиционной стала государственная поддержка уставной деятельности региональных отделений творческих союзов России, национально-культурных центров Самарской области, а также музыкальной культуры казачества.
Самарская область - постоянный участник конкурсов грантов Президентского фонда культурных инициатив. В общей сложности по итогам конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий в 2021-2023 годах поддержано более 120 проектов региона.
Муниципальные учреждения культуры принимают активное участие в грантовых конкурсах, тем самым создавая для местных жителей условия для творческой самореализации и привлекая дополнительные источники финансирования своей деятельности.
Приоритетом региональной культурной политики стало развитие творческих (креативных) индустрий. При этом речь идет не только о взаимодействии с социально ориентированными некоммерческими организациями сферы культуры и искусства, но и о развитии творческого потенциала домов культуры, модельных библиотек, арт-лабораторий, школ креативных индустрий, вузов, о поддержке креативного бизнеса региона. В 2021 году Правительством Российской Федерации утверждена разработанная Минкультуры России Концепция творческих (креативных) индустрий, в регионе принят Закон Самарской области "О развитии креативных индустрий в Самарской области", что создает возможности для разработки мер системной поддержки творческих инициатив с привлечением экспертного сообщества.
В рамках федерального проекта "Придумано в России" в городских округах Кинель и Тольятти открыты школы креативных индустрий. В течение двух лет обучающиеся в возрасте 12-17 лет пройдут обучение в профильных студиях по направлениям фото- и видеопроизводства, анимации, звукорежиссуры и саунд-дизайна, графического дизайна и создадут межстудийные командные проекты.
В городских округах Новокуйбышевск, Тольятти, муниципальном районе Борский появились точки концентрации талантов "Гений места" на базе модельных библиотек, на базе Самарского государственного института культуры создан Центр прототипирования современной музыки, звукового дизайна и создания клипов.
В Самарской области на протяжении двух лет успешно реализуется федеральная программа "Пушкинская карта", направленная на популяризацию культурного наследия среди детей и молодежи в возрасте 14-22 лет, интеграцию молодого поколения в социокультурную среду, воспитание гармонично развитой личности на основе духовно-нравственных ценностей путем посещения учреждений культуры. По итогам 2022 года оформлено свыше 185 тысяч сертификатов "Пушкинская карта", что охватывает 70% молодых людей в возрасте 14-22 лет, продано свыше 419 тысяч билетов. Всего в программе приняли участие свыше 100 государственных, муниципальных и частных учреждений культуры региона. По результатам реализации федеральной программы "Пушкинская карта" Самарская область входит в топ-20 субъектов России.
Деятельность по сохранению и развитию традиционной народной культуры в Самарской области осуществляют культурно-досуговые учреждения, на базе которых работают свыше 6,5 тысячи клубных формирований и объединений по интересам, где занимаются 109,3 тысячи человек.
Большинство народных самодеятельных коллективов Самарской области ведут стабильную творческую деятельность. По состоянию на 01.01.2023 имеют звание "Народный самодеятельный коллектив" 288 коллективов, звание "Образцовый художественный коллектив" - 146, звание "Народная самодеятельная студия" - 14, что составляет 448 единиц, или 9,4% от общего числа формирований самодеятельного народного творчества.
Разнообразные формы культурно-досуговой деятельности развиваются на основе традиционной (сельской) и современной городской культуры и выполняют важную социальную функцию: повышение качества жизни населения, укрепление его физического и духовного здоровья, преодоление явлений антисоциального поведения. Участие населения в культурно-досуговых мероприятиях способствует творческому самовыражению и развитию личности независимо от места и характера работы, а также служит важным средством социально-психологической адаптации человека в обществе.
Заметным событием культурной жизни Самарской губернии начиная с 2013 года является ежегодный Губернский фестиваль "Рожденные в сердце России", который популяризирует самодеятельное народное творчество во всех муниципальных образованиях Самарской области.
Традиционно в муниципалитетах Самарской области проводятся масштабные фестивали, конкурсы, смотры, выставки самодеятельного художественного творчества, например Поволжский народный фестиваль русского песенного творчества "Расцвела под окошком белоснежная вишня", областной фестиваль театрализованных и обрядовых действий "Злат венец", областной фестиваль самодеятельных театральных коллективов "Золотой ключик", фестиваль тюркских народностей "Степное ожерелье" в рамках праздника "День степи", межмуниципальный фестиваль народной культуры и творчества "Утёвский подсолнух", межмуниципальный фестиваль-праздник казачьей культуры "Казачий холм", фестиваль-конкурс цирковых коллективов "Цирк зажигает огни" и ряд других.
Особое внимание уделяется и развитию декоративно-прикладного творчества и ремесел на территории Самарской области. Проводится целый ряд крупных творческих мероприятий, среди которых межрегиональная выставка-ярмарка изделий мастеров декоративно-прикладного творчества и ремесел Самарской области, областной (открытый) конкурс изделий юных мастеров декоративно-прикладного творчества и ремесел Самарской области "Наш дом - планета Земля!" и другие. Выставки и площадки ремесел и декоративно-прикладного творчества - неотъемлемая часть фестивалей самодеятельного народного творчества ("Рожденные в сердце России", "Злат венец").
С 2015 года учреждены звания "Мастер декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел Самарской области" и "Организация декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел Самарской области".
Проводимые разножанровые фестивали, смотры, конкурсы народного творчества, выставки-ярмарки декоративно-прикладного творчества имеют высокую социальную значимость и востребованы в культурной жизни Самарской области. Участие в них сотен самодеятельных артистов, авторов, исполнителей и мастеров играет важную роль в творческой самореализации граждан, способствует сохранению историко-культурного наследия, передаче духовно-нравственных ценностей подрастающему поколению.
Совершенствование деятельности учреждений культуры Самарской области предполагает решение следующих основных проблем:
несоответствие материально-технической базы учреждений культуры современным нормам и требованиям, социокультурным ожиданиям населения;
старение кадров, недостаточный приток молодых специалистов в отрасль, дефицит узких специалистов: звукорежиссеров, сценаристов, хореографов, ИТ-специалистов, музейных реставраторов и других.
При реализации государственной политики в сфере культуры на территории Самарской области немаловажную роль играет обеспечение соответствия материально-технического состояния учреждений отрасли современным требованиям. Указанная проблема в течение последних лет решается программно-целевым методом, в том числе в рамках реализации нацпроекта.
Все отремонтированные здания являются для территорий муниципальных образований значимыми центральными объектами в масштабе города, района или сельского поселения. После ремонта жители и гости получили обновленные центры, отвечающие современным требованиям, что позволило расширить спектр оказываемых населению услуг в сфере культуры, сделать их доступнее. Работа в этом направлении будет продолжена, так как по-прежнему материально-техническая база большинства организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований, остается в неудовлетворительном состоянии, что препятствует достижению цели обеспечения равных возможностей доступа и повышения качества оказываемых услуг. Среди характерных проблем деятельности домов культуры в муниципальных образованиях региона наибольшую актуальность сохраняет износ механического оборудования и одежды сцены, нехватка современного звукового и светового оборудования, видеоаппаратуры и музыкальных инструментов.
Модернизация инфраструктуры влечет за собой новые требования к квалификации специалистов отрасли культуры. Значительная роль в подготовке таких специалистов отводится программам повышения квалификации в рамках нацпроекта на базе ведущих российских вузов культуры и искусства. Число работников, прошедших повышение квалификации, к концу 2024 года составит более 3,7 тысячи человек.
Вместе с тем наблюдается отток кадров из муниципальных учреждений сферы культуры. Так, среднесписочная численность работников учреждений сферы культуры региона по итогам 2022 года составила 6 712 человек, в том числе работников государственных учреждений сферы культуры - 2 222 человека, муниципальных учреждений - 4 490 человек. Для сравнения: в 2019 году среднесписочная численность работников отрасли составляла 7 235 человек, в том числе работников государственных учреждений сферы культуры - 1 934 человека, муниципальных учреждений - 4 807 человек.
В сфере культуры сложилась определенная система работы, направленная на социальную поддержку кадров. С 2012 года в рамках исполнения майских указов Президента Российской Федерации ведется работа по увеличению заработной платы работников отрасли.
В результате принятых мер за 10 лет заработная плата работников культуры в Самарской области выросла в 3,7 раза (с 10 665 рублей в 2012 году до 40 233 рублей в 2022 году) и сравнялась со средней заработной платой по экономике региона, что является серьезной поддержкой работников в современных социально-экономических условиях.
Наряду с проведением мероприятий по обеспечению достойного уровня заработной платы работников учреждений культуры большое внимание уделяется дополнительным мерам социальной поддержки, что также позволяет стимулировать кадры для повышения качества профессиональной деятельности. В числе таких мер установление стипендий Губернатора Самарской области за высокие достижения в профессиональной деятельности и значительный вклад в развитие культуры; конкурсы работ и проектов в области культуры и искусства для предоставления Губернских премий и грантов; награды и поощрения различного уровня, в том числе в рамках проводимых конкурсов профессионального мастерства.
В целях преодоления проблемы старения кадров и оттока специалистов отрасли необходимо незамедлительно принимать меры, направленные на привлечение в отрасль молодых специалистов, повышение привлекательности и престижа профессий сферы культуры. Поддержка молодежи, обеспечение ее достойной зарплатой, социальным жильем, чтобы было не только желание, но и реальная возможность работать в обновленных учреждениях культуры своего города, района, села.
В целях обеспечения равного доступа к культурным ценностям и ресурсам, доступности предоставления услуг населению особенно в малонаселенных и отдаленных районах Самарской области внедряются в практику внестационарные и выездные методы обслуживания населения, приобретаются передвижные многофункциональные культурные центры (автоклубы), библиобусы, оснащенные современной техникой и новыми изданиями. Однако количество специализированного автотранспорта в муниципалитетах региона крайне ограничено.
Кроме общеотраслевых проблем имеют место проблемы частного характера, возникающие в отдельных сферах: библиотечной, музейной, театрально-концертной, в сфере сохранения традиционной народной культуры, развития самодеятельного художественного творчества, дополнительного образования детей в сфере культуры и других.
Серьезная и планомерная работа проводится в регионе в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
По состоянию на 15.09.2023 на территории Самарской области расположено 1508 объектов культурного наследия (памятники архитектуры и истории), в том числе 984 объекта, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, и 524 выявленных объекта. Количество объектов археологического наследия составляет 2 753 выявленных объекта и 186 объектов, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.
В целях сохранения объектов культурного наследия ежегодно проводятся мероприятия по восстановлению памятников архитектуры и археологии, историко-культурная экспертиза, утверждаются зоны охраны и границы территорий, реализуются проекты, связанные с популяризацией историко-культурного наследия.
Основной проблемой в сфере, сохранения историко-культурного наследия по-прежнему остается высокая доля объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии. Поэтому в настоящее время является актуальной необходимость продолжения мероприятий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся на территории Самарской области.
Исходя из общей характеристики текущего состояния сферы культуры и ее отдельных составляющих, основных проблем развития отрасли следует, что решить вопросы повышения качества услуг в сфере культуры, развития и реализации возможностей для творческой самореализации населения Самарской области возможно только путем объединения усилий органов государственной власти и местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений культуры, некоммерческих организаций в сфере культуры, а также с привлечением внебюджетных средств. Программно-целевой метод позволит обеспечить эффективное использование бюджетных средств в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Самарской области.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Государственной программы
Приоритеты региональной политики в сфере культуры установлены следующими стратегическими документами и нормативными правовыми актами:
Закон Российской Федерации от 09.10.92 N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей";
Указ Президента Российской Федерации от 25.01.2023 N 35 "О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808";
Указ Президента Российской Федерации от 17.05.2023 N 358 "О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства";
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р;
Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 N 2816-р;
Федеральный закон. "О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры";
Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р;
Стратегия развития библиотечного дела на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.03.2021 N 608-р;
Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2021 N 2613-р;
Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441;
Закон Самарской области "О развитии творческих (креативных) индустрий в Самарской области".
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее - Конституция) государственная культурная политика в Российской Федерации базируется на признании культуры уникальным наследием многонационального народа России, которая поддерживается и охраняется государством (часть 4 статьи 68 Конституции). При реализации государственной культурной политики обеспечиваются права и свободы человека и гражданина в сфере культуры, к которым относятся в том числе гарантия свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (статья 44 Конституции).
На современном этапе национальными интересами Российской Федерации являются укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народов России.
Утверждение стратегического национального приоритета "Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти" в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации призвано обеспечить дальнейшее развитие потенциала общества и личности, сохранение гражданского единства, защиту национальных интересов, национальных целей развития Российской Федерации. Главным условием реализации национальных целей развития является формирование нравственной, социально ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности, разделяющей традиционные российские духовно-нравственные ценности.
Одной из национальных целей развития Российской Федерации согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" является цель "Возможности для самореализации и развития талантов", которая определяет основные приоритеты развития региональной культурной политики на современном этапе:
продвижение статуса культуры как национального приоритета, укрепление позиций государства в сфере культуры;
сохранение единого культурного пространства на основе духовно-нравственных ценностей и исторических традиций народов, проживающих на территории Самарской области;
продвижение в культурном пространстве нравственных ценностей и образцов, способствующих культурному и гражданскому воспитанию личности;
повышение доступности, качества, разнообразия и эффективности услуг, предоставляемых в сфере культуры, преодоление отставания и диспропорций в развитии культуры на уровне муниципальных образований;
создание условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, организации дополнительного образования детей в сфере культуры, культурного досуга населения;
сохранение и популяризация традиционной народной культуры и развитие самодеятельного художественного творчества;
создание условий для духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, внедрение принципов духовно-нравственного развития в культурно-просветительскую деятельность;
модернизация материально-технической базы государственных (муниципальных) учреждений культуры;
обеспечение инновационного развития отрасли культуры посредством применения современных социокультурных и информационных технологий, усиление присутствия учреждений культуры в цифровой среде;
дальнейшая интеграция Самарской области в общероссийский культурный процесс, укрепление имиджа региона с богатейшей традиционной и современной культурой;
повышение социального статуса работников культуры (уровень доходов, общественное признание), развитие и сохранение кадрового потенциала сферы культуры на территории Самарской области;
содействие развитию творческих (креативных) индустрий и творческого предпринимательства в Самарской области.
Государственная культурная политика в Самарской области реализуется в рамках государственной программы Самарской области "Развитие культуры в Самарской области".
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственной программы Российской Федерации
Государственная программа Самарской области "Развитие культуры в Самарской области" разработана с учетом стратегических приоритетов, целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 317.
В соответствии со стратегическими приоритетами государственной политики в сфере культуры Самарской области в Государственную программу включены следующие целевые показатели:
число посещений мероприятий организаций культуры (в рамках достижения национальной цели развития "Возможности для самореализации и развития талантов");
уровень обеспеченности Самарской области организациями культуры;
количество объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
4. Задачи государственного управления в сфере культуры, способы их эффективного решения
Достижение целей государственной программы предполагается посредством решения следующих взаимосвязанных и взаимодополняющих задач в сфере культуры и соответствующих им способов (механизмов) их решения:
1) обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала населения путем организации и проведения фестивалей, выставок, концертов, гастролей и иных мероприятий в сфере культуры, реализации социально значимых мероприятий и мероприятий, направленных на сохранение и развитие национальной культуры, а также авторской бардовской песни;
2) обеспечение деятельности государственных бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере культуры Самарской области, в части доведения государственных заданий на оказание услуг (выполнение работ) государственным учреждениям, подведомственным министерству культуры Самарской области;
3) организационно-техническое и информационное сопровождение деятельности в сфере культуры путем организации и проведения конференций, семинаров, круглых столов и других мероприятий по актуальным проблемам развития отрасли культуры, производства и выпуска в эфир телевизионных программ, посвященных развитию культуры и формированию духовных ценностей, проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры;
4) развитие кадрового потенциала отрасли культуры путем повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры для обеспечения учреждений культуры высокопрофессиональными кадрами, осуществления стимулирующих выплат отдельным категориям работников, поощрения муниципальных образований за лучшие концертные программы и выставки декоративно-прикладного творчества, поддержки лучших муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работников;
5) государственная поддержка уставной деятельности некоммерческих организаций (творческих союзов), в том числе проведение мероприятий по сохранению и развитию музыкальной культуры казачества;
6) создание оптимальных, безопасных и благоприятных условий нахождения граждан в государственных (муниципальных) учреждениях культуры, путем строительства и реконструкции, проектирования, капитального ремонта, реставрации и (или) обеспечения пожарной безопасности зданий (помещений), укрепления материально-технической базы государственных (муниципальных) учреждений, осуществляющих деятельность в сфере культуры, поддержки творческой деятельности и укрепления материально-технической базы (технического оснащения) детских и кукольных театров, муниципальных театров в населенных пунктах с численностью населения до 300 тыс. человек, комплектования книжных фондов библиотек муниципальных образований и государственных общедоступных библиотек Самарской области;
7) повышение уровня сохранности и эффективности использования объектов культурного наследия, расположенных на территории Самарской области посредством организации и проведения аварийных спасательных работ в целях сохранности памятников археологии, разрушаемых природными явлениями, разработки проектов зон охраны и установления границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия, проведения историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия, разработки научно-проектной документации и выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований Самарской области, реализации проектов, направленных на популяризацию объектов культурного наследия, поддержки добровольческих движений в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации.
В целях реализации поставленных задач в государственной программе приведены следующие порядки:
Порядок предоставления субсидий государственным бюджетным учреждениям Самарской области на иные цели на реализацию мероприятий в сфере культуры", (приложение 3 к государственной программе);
Порядок предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на реализацию мероприятий в сфере культуры (приложение 4 к государственной программе);
Порядок предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий по развитию культуры в Самарской области (приложение 5 к государственной программе);
Порядок предоставления из областного бюджета бюджетам муниципальных образований в Самарской области иных межбюджетных трансфертов на выплату денежных поощрений за лучшие концертные программы и выставки декоративно-прикладного творчества (приложение 6 к государственной программе);
Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Самарской области на развитие отрасли культуры в Самарской области, софинансирование которых осуществляется в том числе за счет средств федерального бюджета (приложение 13 к государственной программе);
Порядок предоставления грантов в форме субсидий телевизионным и радиовещательным компаниям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, на производство и выпуск в эфир телевизионных программ, посвященных развитию культуры и формированию духовных ценностей, в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (приложение 15 к государственной программе);
Порядок предоставления грантов в форме субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, осуществляющим деятельность в сфере культуры, на поощрение лучших муниципальных самодеятельных коллективов народного творчества Самарской области, в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (приложение 18 к государственной программе);
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Самарской области по проектированию, строительству и реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам обеспечения условий в сфере культуры (приложение 21 к государственной программе);
Порядок предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам на разработку научно-проектной документации и выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований Самарской области (приложение 26 к государственной программе);
Порядок предоставления грантов в форме субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, в том числе творческим союзам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), на реализацию мероприятий, направленных на сохранение и развитие музыкальной культуры казачества и поддержку уставной деятельности организаций (приложение 27 к государственной программе).";
в приложении 3 к Государственной программе:
наименование изложить в следующей редакции:
"Порядок предоставления субсидий государственным бюджетным учреждениям Самарской области на иные цели на реализацию мероприятий в сфере культуры";
в пункте 1.1:
слова "Настоящими порядком определения объема и условием предоставления субсидий" заменить словами "Настоящим Порядком";
слова "на реализацию мероприятий государственной программы Самарской области "Развитие культуры в Самарской области на период до 2025 года" (далее - Государственная программа), в том числе мероприятий национального проекта "Культура" исключить;
в пункте 1.3:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"1.3. Субсидии предоставляются в целях финансового обеспечения (возмещения) мероприятий по следующим направлениям расходов учреждений:";
подпункт "а" изложить в следующей редакции:
"а) проектирование, капитальный ремонт, реставрация и (или) обеспечение пожарной безопасности зданий (помещений) государственных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере культуры;";
подпункты "б", "в", "г", "д" признать утратившими силу;
подпункт "е" изложить в следующей редакции:
"е) укрепление материально-технической базы государственных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере культуры;";
подпункт "и" изложить в следующей редакции:
"и) организация и проведение мероприятий в сфере культуры, в том числе:
организация и проведение фестивалей, выставок, концертов, гастролей, акций, конкурсов и иных мероприятий в сфере культуры;
проведение конференций, семинаров, круглых столов и других мероприятий по актуальным проблемам развития отрасли культуры;
поддержка творческой деятельности и техническое оснащение детских и кукольных театров;
поддержка творческой деятельности и укрепление материально-технической базы муниципальных театров в населенных пунктах с численностью населения до 300 тыс. человек (в том числе театров, являющихся бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации, находящихся в населенных пунктах с численностью населения до 300 тыс. человек, финансируемых в том числе из федерального бюджета, в соответствии с пунктом 2 приложения 6 к государственной программе Российской Федерации "Развитие культуры", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 317);
организация и проведение выставочных проектов ведущих федеральных музеев;
оцифровка книжных памятников для включения в Национальную электронную библиотеку (НЭБ);
охрана, защита и воспроизводство лесов земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:12762;
обеспечение участия делегаций Самарской области в международных, всероссийских и межрегиональных мероприятиях в сфере культуры;
поддержка кинематографии на территории Самарской области;
освещение культурной жизни Самарской области;";
приостановить действие абзацев девятого, десятого подпункта "и" на неопределенный срок;
подпункты "к", "л" изложить в следующей редакции:
"к) проведение стажировок, повышение квалификации, подготовка высококвалифицированных кадров для отрасли культуры;
л) реконструкция зданий государственных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере культуры;";
подпункт "н" изложить в следующей редакции:
"н) оснащение региональных театров, находящихся в городах с численностью населения более 300 тыс. человек;";
дополнить подпунктом "р" следующего содержания:
"р) модернизация библиотек в части комплектования книжных фондов государственных общедоступных библиотек Самарской области.";
в пункте 2.2:
в абзаце втором слова "настоящих порядка определения объема и условия предоставления субсидий" заменить словами "настоящего Порядка", слова "с указанием соответствующих пунктов перечня мероприятий Государственной программы," исключить;
в абзацах четвертом, шестом, шестнадцатом, девятнадцатом, двадцать пятом слова "настоящих порядка определения объема и условия предоставления субсидий" заменить словами "настоящего Порядка";
абзац двенадцатый изложить в следующей редакции:
"в случае предоставления субсидии на проведение работ по обеспечению пожарной безопасности зданий (помещений) государственных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере культуры:";
в абзацах двадцать втором, двадцать третьем после слов "детских и кукольных театров," дополнить словами "театров в населенных пунктах с численностью населения до 300 тыс. человек";
после абзаца двадцать седьмого дополнить абзацами следующего содержания:
"в случае предоставления субсидии на цели, установленные подпунктом "р" пункта 1.3 настоящего Порядка:
информацию о необходимости проведения модернизации государственных общедоступных библиотек Самарской области в части комплектования книжных фондов;
обоснование начальной (максимальной) цены контракта на закупку товаров, работ и услуг в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также иной ценовой информации в соответствии с требованиями указанного Федерального закона.";
в абзацах первом, третьем, пятом пункта 2.3 слова "настоящих порядка определения объема и условия предоставления субсидий" заменить словами "настоящего Порядка";
в пункте 2.6:
в абзаце четырнадцатом слово "министерством" заменить словом "учреждением";
в абзацах шестнадцатом, двадцать втором, двадцать третьем, двадцать четвертом, двадцать восьмом слова "настоящих порядка определения объема и условия предоставления субсидий" заменить словами "настоящего Порядка";
после абзаца девятнадцатого дополнить абзацем следующего содержания:
"С 1 июля 2024 года в рамках реализации пилотного проекта по цифровизации процесса заключения соглашений о предоставлении субсидий на иные цели Соглашения (дополнительные соглашения к Соглашению), источником финансирования которых являются средства бюджета Самарской области, заключаются в электронной форме с использованием специализированного программного обеспечения министерства управления финансами Самарской области.";
в пункте 2.7, абзаце первом пункта 2.8 слова "настоящих порядка определения объема и условия предоставления субсидий" заменить словами "настоящего Порядка";
в пункте 2.10:
абзац второй изложить в следующей редакции:
"для субсидии, предусмотренной подпунктами "а", "л", "о", "п" пункта 1.3 настоящего Порядка, - проведение работ по проектированию, капитальному ремонту (реконструкции), реставрации и (или) обеспечение мер пожарной безопасности зданий (помещений) государственных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере культуры;";
в абзацах третьем, четвертом, пятом, шестом, седьмом, восьмом, девятом, десятом, одиннадцатом, четырнадцатом, пятнадцатом, восемнадцатом, двадцать первом, двадцать втором, двадцать третьем, двадцать четвертом, двадцать пятом, двадцать шестом слова "настоящих порядка определения объема и условия предоставления субсидий" заменить словами "настоящего Порядка";
абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:
"для субсидии, предусмотренной подпунктами "а", "л", "о", "п" пункта 1.3 настоящего Порядка, - количество отремонтированных (реконструированных), отреставрированных зданий (помещений) и (или) зданий (помещений), в которых проведены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности государственных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере культуры;";
в пункте 3.1:
в абзацах третьем, четвертом слова "настоящим порядку определения объема и условию предоставления субсидий" заменить словами "настоящему Порядку";
в абзаце пятом слова "настоящих порядка определения объема и условия предоставления субсидий" заменить словами "настоящего Порядка";
в приложении 4 к Государственной программе:
наименование изложить в следующей редакции:
"Порядок предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на реализацию мероприятий в сфере культуры";
в пункте 1 слова "государственной программы Самарской области "Развитие культуры в Самарской области на период до 2025 года" заменить словами "в сфере культуры";
Изменения, вносимые в подпункт "з" пункта 3, подпункт "з" пункта 4 приложения 4 распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 г.
в подпункте "з" пункта 3, подпункте "з" пункта 4 слова "ремонтно-реставрационные работы" заменить словами "работы по сохранению";
Изменения, вносимые в абзацы второй, шестой, седьмой, восьмой подпункта "з" пункта 6 приложения 4 распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 г.
в абзацах втором, шестом, седьмом, восьмом подпункта "з" пункта 6 слова "ремонтно-реставрационных" исключить;
Изменения, вносимые в абзацы второй, пятый, шестой, седьмой подпункта "и" пункта 8 приложения 4, распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 г.
в абзацах втором, пятом, шестом, седьмом подпункта "и" пункта 8 слова "ремонтно-реставрационных" исключить;
в абзаце шестнадцатом пункта 9 слова "государственной программы Самарской области "Развитие культуры в Самарской области на период до 2025 года" заменить словами "в сфере культуры";
Изменения, вносимые в пункты 15, 16 приложения 4 распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 г.
в пункте 15:
в абзаце седьмом слово "гранта" заменить словом "субсидии";
в абзаце восьмом слова "(гранта в форме субсидии)" исключить;
в абзаце первом пункта 16 слова "(гранта в форме субсидии)" исключить;
в приложении 5 к Государственной программе:
в пункте 1 слова "в рамках реализации мероприятий государственной программы Самарской области "Развитие культуры в Самарской области на период до 2025 года" исключить;
в пункте 3:
подпункт "а" изложить в следующей редакции:
"а) проведением капитального ремонта зданий (помещений) учреждений, осуществляющих деятельность в сфере культуры (далее - объектов культуры), в том числе:
развитие сети учреждений культурно-досугового типа;
проектирование, капитальный ремонт, реставрация и (или) обеспечение пожарной безопасности зданий (помещений) муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере культуры;
модернизация (капитальный ремонт) муниципальных детских школ искусств по видам искусств;
модернизация театров юного зрителя и театров кукол (капитальный ремонт);
капитальный ремонт муниципальных музеев;";
абзац второй изложить в следующей редакции:
"поддержка творческой деятельности и укрепление материально-технической базы муниципальных театров в населенных пунктах с численностью населения до 300 тыс. человек;";
абзацы второй, третий пункта 8 изложить в следующей редакции:
"наличие в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, софинансирование которого осуществляется из областного бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из областного бюджета субсидии, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
наличие правовых актов муниципального образования, утверждающих перечень мероприятий (результатов), при реализации которых возникают расходные обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;";
в приложении 13 к Государственной программе:
наименование изложить в следующей редакции:
"Порядок расчета и предоставления иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Самарской области на развитие отрасли культуры в Самарской области, софинансирование которых осуществляется в том числе за счет средств федерального бюджета";
в пункте 1 слова "в рамках реализации мероприятий государственной программы Самарской области "Развитие культуры в Самарской области на период до 2025 года" и национального проекта "Культура" исключить;
в пункте 2:
в абзаце первом слова "в целях реализации мероприятий государственной программы Самарской области "Развитие культуры в Самарской области на период до 2025 года" исключить;
подпункты "а", "б" признать утратившими силу;
абзацы пятый и шестой изложить в следующей редакции:
"в рамках реализации мероприятий национального проекта "Культура", в том числе:
в) государственная поддержка муниципальных учреждений культуры Самарской области, находящихся на территории сельских поселений Самарской области, и их работников;";
подпункт "д" изложить в следующей редакции:
"д) создание модельных муниципальных библиотек;";
в пункте 4:
подпункты "а", "б" признать утратившими силу;
в абзаце третьем подпункта "в" слова "в приложении 20 к настоящей Государственной программе" заменить словами "в приложении к настоящему Порядку";
в пункте 5:
подпункты "а", "б" признать утратившими силу;
абзац второй подпункта "е" изложить в следующей редакции:
"объем иных межбюджетных трансфертов для муниципального образования Самарской области, предоставляемых за счет средств областного бюджета, формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, рассчитывается в соответствии с пунктом 12 приложения 33 к государственной программе Российской Федерации "Развитие культуры", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 317;";
в подпункте "ж" слова "в подпункте "з" пункта 4" заменить словами "в подпункте "ж" пункта 4";
подпункты "а", "б" пункта 6 признать утратившими силу;
пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. Условиями предоставления иных межбюджетных трансфертов являются:
наличие в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, софинансирование которого осуществляется из областного бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемого к предоставлению из областного бюджета иного межбюджетного трансферта, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
наличие правовых актов муниципального образования, утверждающих перечень мероприятий (результатов), при реализации которых возникают расходные обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;
заключение соглашения между министерством и уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования в специализированных государственных информационных системах по типовой форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.12.2018 N 270н (в случае предоставления иного межбюджетного трансферта за счет средств областного бюджета, формируемых за счет поступающих средств федерального бюджета), или по типовой форме, утвержденной приказом министерства управления финансами Самарской области от 17.01.2020 N 01-07/4 (в случае предоставления иного межбюджетного. трансферта за счет средств областного бюджета);
наличие документа, являющегося основанием для перечисления средств из бюджета муниципального образования муниципальному учреждению, в случае реализации мероприятия непосредственно муниципальным учреждением;
представление органом местного самоуправления документов, подтверждающих фактически произведенные расходы или возникновение соответствующих денежных обязательств, при условии обеспечения оплаты авансовых платежей по ним в размере, не превышающем 30% от суммы соответствующего денежного обязательства, за исключением расходов по направлениям, указанным в пункте 4.2 Порядка исполнения областного бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита областного бюджета, утвержденного приказом министерства управления финансами Самарской области от 24.12.2020 N 01-07/87н.";
дополнить Положением о проведении конкурса на предоставление денежного поощрения лучшим муниципальным учреждениям культуры Самарской области, находящимся на территориях сельских поселений, и их работникам в редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению;
в приложении 21 к Государственной программе:
пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:
"Перечень объектов, финансовое обеспечение которых осуществляется в форме субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Самарской области на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, утверждается приказом министерства, согласованным с министерством экономического развития и инвестиций Самарской области.";
абзац третий пункта 19 признать утратившим силу;
Изменения, вносимые в приложение 26 к Государственной программе распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 г.
в приложении 26 к Государственной программе:
в наименовании слова "ремонтно-реставрационных" исключить;
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Настоящий Порядок устанавливает механизм предоставления и расходования субсидий из областного бюджета, выделяемых бюджетам муниципальных образований Самарской области в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Самарской области (далее - муниципальное образование), возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления, направленных на разработку научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований (далее - научно-проектная документация), и на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований (далее соответственно - работы по сохранению, субсидия).";
в пунктах 3, 4 слова "ремонтно-реставрационных" исключить;
в пункте 5:
в абзаце втором слова "до 1 октября" заменить словами "до 1 июня";
в абзацах одиннадцатом, семнадцатом слова "ремонтно-реставрационных работ" заменить словами "работ по сохранению";
в абзацах первом, третьем, четвертом, пятом подпункта "б" пункта 6 слова "ремонтно-реставрационных работ" заменить словами "работ по сохранению";
в абзацах первом, четвертом, пятом подпункта "б" пункта 7 слова "ремонтно-реставрационных работ" заменить словами "работ по сохранению";
в абзаце первом пункта 7 слова "при включении мероприятий в Государственную программу" заменить словами "после получения заявки";
в пункте 11 слова "ремонтно-реставрационных работ" заменить словами "работ по сохранению";
в абзаце первом пункта 13 слова "Государственной программой" заменить словами "настоящим Порядком";
в приложении 27 к Государственной программе:
в пункте 1:
слова "государственной программы Самарской области "Развитие культуры в Самарской области на период до 2025 года" (далее - мероприятие) исключить;
дополнить словами "(далее - мероприятие)";
подпункты "а", "б" пункта 3 изложить в следующей редакции:
"а) сохранение и развитие музыкальной культуры казачества;
б) поддержка уставной деятельности творческих союзов.";
в наименовании приложения к Порядку определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, в том числе творческим союзам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), на реализацию мероприятий, направленных на сохранение и развитие музыкальной культуры казачества и поддержку уставной деятельности организаций слова "государственной программы Самарской области "Развитие культуры в Самарской области на период до 2025 года" исключить;
приложения 1-2.3, 7, 8, 8.1, 9, 11, 12, 20, 22, 23, 25, 28 к Государственной программе признать утратившими силу;
2. Приостановить на неопределенный срок действие:
подпунктов "ж", "з", "о", "п" пункта 1.3 приложения 3 к Государственной программе;
подпункта "з" пункта 3 приложения 4 к Государственной программе;
абзацев второго, пятого, шестого подпункта "б", подпункта "г" пункта 3 приложения 5 к Государственной программе;
подпункта "г" пункта 2 приложения 13 к Государственной программе;
приложений 14, 16 к Государственной программе.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство культуры Самарской области.
4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года, за исключением изменений, вносимых в подпункт "з" пункта 3, подпункт "з" пункта 4, в абзацы второй, шестой, седьмой, восьмой подпункта "з" пункта 6, в абзацы второй, пятый, шестой, седьмой подпункта "и" пункта 8, пункты 15, 16 приложения 4, приложение 26 к Государственной программе, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего постановления и распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года.
И.о. первого вице-губернатора - |
Н.И. Катина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Самарской области от 18 января 2024 г. N 13 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 682 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие культуры в Самарской области на период до 2025 года"
Вступает в силу с 19 января 2024 г. и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный сайт Правительства Самарской области (pravo.samregion.ru) 19 января 2024 г.
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 23 января 2024 г. N 6300202401230005
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Самарской области от 22 апреля 2024 г. N 286
Изменения вступают в силу с 23 апреля 2024 г.