г. Краснодар |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А32-58516/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Маркиной Т.Г. и Гиданкиной А.В., при участии в судебном заседании от заявителя - некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ИНН 2311981102, ОГРН 1132300005650) - Шаревич И.К. (доверенность от 05.09.2022 N 14/1134/22), от заинтересованного лица - государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700) - Телюк А.В. (доверенность от 07.07.2020 N 75-02-28-8013/20), рассмотрев кассационную жалобу некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2022 по делу N А32-58516/2021, установил следующее.
Некоммерческая унитарная организация "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - заявитель, фонд) обратилась в арбитражный суд с заявлением к государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 30.09.2021 N 1590.
Решением суда первой инстанции от 24.05.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.08.2022, в удовлетворении заявленных фондом требований отказано.
В кассационной жалобе фонд просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управлением в период с 08.09.2021 по 30.09.2021 в отношении фонда проведена внеплановая документарная проверка исполнения ранее выданного предписания от 19.03.2021 N 245.
В ходе проведения проверки инспекцией установлено, что фондом не выполняется обязанность по ведению претензионно-исковой работы в отношении собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования город-курорт Анапа, собираемость по взносам на капитальный ремонт в которых составляет 20% от начисленной суммы взносов, а также тех, кто не оплачивает взносы на капитальный ремонт, в том числе в многоквартирных домах, включенных в региональную программу постановлениями главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2018 N 895 и от 27.12.2019 N 926.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи фонду предписания от 30.09.2021 N 1590, согласно которому заявителю необходимо принять меры к формированию фонда капитального ремонта и аккумулированию взносов на капитальный ремонт в отношении собственников помещений в данных многоквартирных домах, в отношении которых претензионная работа не велась (велась не в полном объеме) в части образовавшейся задолженности по взносам на сумму 7 353 300 рублей 24 копейки и на сумму 2 858 345 рублей 65 копеек в срок до 30.01.2022.
Фонд обратился за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
В силу части 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Согласно части 1 статьи 169 Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В соответствии с частью 1 статьи 170 Кодекса взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Согласно части 3 статьи 170 Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В соответствии с частью 1 статьи 171 Кодекса в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 180 Кодекса функцией регионального оператора является, в том числе, аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 182 Кодекса региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 178 Кодекса региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.
С целью формирования на территории Краснодарского края долгосрочной системы капитального ремонта многоквартирных домов на основании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.09.2013 N 767-р создана некоммерческая унитарная организация "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов".
Согласно пункту 2.2 Устава фонда, утвержденного распоряжением министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 25.02.2016 N 53, в функции фонда входит аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счетах регионального оператора.
Таким образом, исполнение функции по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, в том числе взысканию задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества, является обязанностью фонда.
Согласно представленным документам многоквартирные дома, в отношении которых инспекцией установлены нарушения, включены в программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края на 2014-2043 годы, утвержденную постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.12.2013 N 1638.
Судебными инстанциями установлено, что заявитель является ответственным за формирование фонда капитального ремонта многоквартирных домов, перечисленных в акте проверки от 30.09.2021.
Согласно представленным счетам на оплату взносов на капитальный ремонт, адресованным собственникам помещений в данных многоквартирных домах, получателем платежа является фонд, в связи с чем в рассматриваемом случае обязанность по ведению претензионно-исковой работы в части уплаты таких взносов возлагается на фонд.
Исходя из этого, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в данном случае у контролирующего органа достаточных правовых оснований для вынесения оспариваемого в рамках настоящего дела предписания.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2022 по делу N А32-58516/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 171 Кодекса в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 180 Кодекса функцией регионального оператора является, в том числе, аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 182 Кодекса региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 178 Кодекса региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 ноября 2022 г. N Ф08-12194/22 по делу N А32-58516/2021
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12194/2022
10.08.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11904/2022
24.05.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-58516/2021
25.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2990/2022
17.02.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1280/2022