Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 17 января 2024 г. N 03-03-06/1/2929
Департамент налоговой политики в связи с обращением организации сообщает, что согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Также Минфин России не уполномочен разъяснять положения гражданского и отраслевого законодательства.
Вместе с тем сообщается, что основания прекращения обязательств регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Так, согласно статье 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором. Основания прекращения обязательств и последствия прекращения установлены в главе 26 ГК РФ.
Учитывая указанное, при прекращении обязательства в соответствии с нормами ГК РФ, для целей главы 25 НК РФ указанное также квалифицируется как прекращение обязательств. Следовательно, в случае, указанном в запросе, правовой статус заключенного договора займа по истечении срока его действия подлежит уточнению.
В налоговом учете для целей налогообложения прибыли согласно пункту 4 статьи 328 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик, определяющий доходы (расходы) по методу начисления, определяет сумму дохода (расхода), полученного (выплаченного) либо подлежащего получению (выплате) в отчетном периоде в виде процентов, по каждому виду долговых обязательств исходя из установленных условиями договора доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде с учетом положений данного пункта статьи 328 НК РФ.
При этом по договорам займа или иным аналогичным договорам (включая долговые обязательства, оформленные ценными бумагами), срок действия которых приходится более чем на один отчетный (налоговый) период, в целях главы 25 НК РФ расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода независимо от даты (сроков) таких выплат, предусмотренной договором (пункт 8 статьи 272 НК РФ).
Таким образом, основанием для начисления в налоговом учете процентного расхода являются действующее долговое обязательство и его условия. Учет процентных расходов по долговому обязательству осуществляется в составе внереализационных расходов на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода, а также на дату прекращения (погашения) обязательства, вне зависимости от даты (сроков) выплат, предусмотренной договором.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Как пояснил Минфин, основанием для начисления в налоговом учете процентного расхода являются действующее долговое обязательство и его условия. Учет процентных расходов по долговому обязательству осуществляется в составе внереализационных расходов на конец каждого месяца соответствующего периода, а также на дату прекращения (погашения) обязательства, вне зависимости от даты (сроков) выплат, предусмотренной договором.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 17 января 2024 г. N 03-03-06/1/2929
Опубликование:
-