Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу УГСЗН Республики Адыгея
от 27 марта 2023 г. N 01/2-11А
Доклад
о правоприменительной практике осуществления регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты Управлением государственной службы занятости населения Республики Адыгея за 2022 год
В целях реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) для решения задач:
1) обеспечения единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
2) выявления типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализа случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявления источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовки предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовки предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле,
подготовлен Доклад о правоприменительной практике осуществления регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты (далее - региональный государственный контроль (надзор) Управлением государственной службы занятости населения Республики Адыгея за 2022 год, который содержит информацию об обобщении и анализе правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности Управления государственной службы занятости населения Республики Адыгея за 2022 год.
1. Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора), обобщение вопросов применения законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора)
1.1. Направление ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей
В соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ, Правилами формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года" (далее - Правила), с учетом особенностей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2021 N 1520 "Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" при разработке ежегодного плана Управления государственной службы занятости населения Республики Адыгея (далее - УГСЗН Республики Адыгея) предусматривается:
1) включение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в проект плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее - ежегодный план) по основаниям, которые установлены статей 61 Федерального закона N 248-ФЗ;
2) определение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, плановые контрольные (надзорные) мероприятия которых включаются в проект ежегодного плана, для которых в году реализации ежегодного плана истекает установленный Федеральным законом N 248-ФЗ, Положением о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 17.12.2021 N 275 (далее - Положение N 275), период 3 года и 4 года с даты окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия, с учетом применения системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, связанными с осуществлением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - контролируемые лица) деятельности, анализа состояния соблюдения ими обязательных требований законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или требований, установленных нормативными правовыми актами;
3) согласование с другими заинтересованными органами, указанными в пункте 8 Правил, проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае, если осуществление плановых проверок намечается совместно с указанными органами;
4) направление проекта ежегодного плана до 1 октября года, предшествующего году реализации ежегодного плана, для рассмотрения на согласование в органы прокуратуры, определенные в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации;
5) представление проекта ежегодного плана на согласование в органы прокуратуры осуществляется посредством его размещения должностными лицами, уполномоченными контрольным (надзорным) органом (далее - должностные лица), в машиночитаемом формате в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий;
6) органами прокуратуры осуществляется рассмотрение проекта ежегодного плана в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 61 Федерального закона N 248-ФЗ;
7) должностными лицами до 20 ноября года, предшествующего году реализации ежегодного плана, рассматриваются и учитываются предложения органов прокуратуры по включению или невключению контрольных (надзорных) мероприятий в ежегодный план, представленные посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и после доработки проект ежегодного плана утверждается до 15 декабря руководителем соответствующего органа.
Утвержденный ежегодный план размещается в течение 5 рабочих дней со дня его утверждения на официальном сайте соответствующего контрольного (надзорного) органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Внесение изменений в ежегодный план осуществляется должностными лицами посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий в течение 2 рабочих дней со дня принятия контрольным (надзорным) органом решения о внесении изменений в ежегодный план.
Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях в течение 2 рабочих дней со дня их внесения размещаются на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". О внесении изменений в ежегодный план соответствующий орган прокуратуры уведомляется посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.
Контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на 2022 год УГСЗН Республики Адыгея не запланированы в связи с тем, что Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты было утверждено в декабре месяце 2021 года постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 17.12.2021 N 275 "О некоторых вопросах осуществления регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты".
Кроме того, УГСЗН Республики Адыгея обеспечивается неукоснительное соблюдение требований постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
1.2. Использование оснований для проведения внеплановых проверок
Основанием для проведения внеплановой проверки являются:
1) поступление в УГСЗН Республики Адыгея информации и (или) документов, свидетельствующих о несоблюдении работодателем обязательных требований законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов;
2) отсутствие информации о создании (выделении) рабочих мест в счет установленной квоты у работодателей с численностью от 35 человек и выше;
3) наличие сведений о несоблюдении работодателем обязательных требований законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов, полученных в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий;
4) отсутствие информации об исполнении работодателем предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выданного по итогам контрольного (надзорного) мероприятия.
В 2022 году внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия уполномоченными должностными лицами УГСЗН Республики Адыгея не проводились в связи с приостановкой контроля исполнения выданных предписаний и запретом на проведение проверочных мероприятий.
1.3. Разработка и издание распоряжений о проведении проверок, их содержания
В рамках регионального государственного контроля (надзора) проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия: документарная проверка, выездная проверка.
Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия принимается решение УГСЗН Республики Адыгея (распоряжение) о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, оформленное в соответствии с типовой формой, утвержденной Приложением N 6 к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом". В распоряжении указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона, а также перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора). Проверочные листы применяются в соответствии с положениями статьи 53 Федерального закона N 248-ФЗ.
Документы, составляемые и используемые УГСЗН Республики Адыгея при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) составляются в форме электронного документа и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии со статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
Проверяемый период - 3 месяца, предшествующие проверке.
Перечень документов, представление которых контролируемым лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки (копии документов, заверенные должным образом):
копии учредительных документов: Устав (Положение), свидетельство о государственной регистрации организации;
копии документов, подтверждающих полномочия руководителя;
копии документов, подтверждающих исполнение требований пункта 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", в части предоставления информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;
копии штатных расписаний за проверяемый период;
копия сводной ведомости специальной оценки условий труда (при наличии);
сведения о фактически работающих инвалидах (занимаемая должность, копии приказов о принятии и увольнении инвалидов, копии справок МСЭ, индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (при наличии), копии трудовых договоров, должностных инструкций);
копии приказов об увольнении с работы инвалидов в течение проверяемого периода;
сведения о юридическом лице - банковские реквизиты.
1.4. Исчисление и соблюдение сроков проведения проверок
В соответствии с частью 7 статьи 72 Федерального закона N 248-ФЗ проведение каждой из проверок не может превышать десяти рабочих дней. Срок проведения профилактического визита в одном месте осуществления деятельности не может превышать один рабочий день.
УГСЗН Республики Адыгея обеспечивается строгое соблюдение сроков проведения проверок. Случаи превышения установленного срока проведения проверок отсутствуют, проверки не переносились.
1.5. Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от органа государственного контроля (надзора), их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом N 248-ФЗ;
3) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора) в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
4) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора) по собственной инициативе;
5) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора);
6) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
Проверки в 2022 году УГСЗН Республики Адыгея не проводились. Но при этом и ранее при организации и проведении УГСЗН Республики Адыгея плановых и внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в обязательном порядке обеспечено соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ. В результате принимаемых мер в деятельности УГСЗН Республики Адыгея отсутствуют проверки, результаты которых были признаны недействительными, и проверки, проведенные с нарушением требований законодательства о порядке их проведения.
1.6. Оформление результатов проверки и принятие мер по ее результатам
По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт). В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. В случае установления нарушений требований, установленных нормативными правовыми актами, должностное лицо выдает предписание об устранении нарушений и недопущении их вновь, а также возбуждает дело об административном правонарушении в отношении контролируемого лица.
К акту прилагаются письменные объяснения (при наличии) работников юридического лица или индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований.
Акт составляется в двух экземплярах, подписывается должностным лицом или должностными лицами, проводившими контрольное (надзорное) мероприятие, и контролируемым лицом или его представителем. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте делается соответствующая отметка.
В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте, контролируемое лицо вправе направить жалобу.
В 2022 году УГСЗН Республики Адыгея проведены профилактические визиты в трех организациях, по результатам которых составлены три акта.
1.7. Привлечение юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора)
Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Республики Адыгея от 30.07.2014 N 331 "О квотировании рабочих мест и минимальном количестве специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов", предусмотрена обязанность работодателя создавать (выделять) рабочие места в счет установленной квоты для трудоустройства инвалидов. В соответствии с указанными нормативными правовыми актами работодатели обязаны представлять государственному казенному учреждению Республики Адыгея "Адыгейский республиканский Центр занятости населения" и его филиалам сведения:
о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
За нарушение установленных требований предусмотрена административная ответственность по статье 19.7, части 1 статьи 5.42 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ составом административного правонарушения является непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.
В соответствии с частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ составом административного правонарушения является неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты.
1.8. Оценка тяжести нарушений обязательных требований и выбора ответственности, к которой привлекается виновное лицо
Статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или административного штрафа на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей, на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.42 и 19.7 КоАП РФ, рассматривают судьи. Таким образом, после возбуждения УГСЗН Республики Адыгея дела об административном правонарушении оно передается в суд для рассмотрения по существу оценки тяжести нарушений обязательных требований и выбора ответственности, к которой привлекается виновное лицо.
В 2022 году УГСЗН Республики Адыгея протоколы об административном правонарушении по статьям 5.42, 19.7 КоАП РФ в отношении юридических и должностных лиц не составлялись и мировым судьям не направлялись.
1.9. Подготовка предложений по совершенствованию обязательных требований
Предложения по актуализации обязательных требований отсутствуют.
2. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований, соблюдение и нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований
2.1. Соблюдение обязательных требований, в том числе типичные нарушения обязательных требований и меры, принимаемые УГСЗН Республики Адыгея
Перечень обязательных требований, предъявляемых при проведении УГСЗН Республики Адыгея проверок работодателей разработан и размещен на официальном сайте УГСЗН Республики Адыгея во вкладке "Государственный контроль".
УГСЗН Республики Адыгея утверждена и размещена на официальном интернет-портале (http://www.zanad.ru/) Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному контролю (надзору) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на 2022 год (приказ УГСЗН Республики Адыгея от 16.12.2021 N 01/2-134).
УГСЗН Республики Адыгея при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) проводит следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
В 2022 году осуществлялось информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разъяснительной работы в средствах массовой информации; распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте УГСЗН Республики Адыгея.
В целях повышения эффективности деятельности УГСЗН Республики Адыгея по применению законодательства об административных правонарушениях, должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится изучение и анализ судебной практики, а также лучших практик осуществления контрольно-надзорной деятельности. Подготовлен Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности УГСЗН Республики Адыгея за 2021 год и утвержден приказом от 27.04.2022 N 01/2-31.
УГСЗН Республики Адыгея также оказывает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям консультационные услуги по телефону "горячей линии", в ходе проведения профилактического визита.
С 2022 года УГСЗН Республики Адыгея проводит профилактические визиты в форме профилактической беседы, оказания консультаций. В 2022 году проведено три профилактических визита. В ходе профилактических визитов работодатели проинформированы об обязательных требованиях, предъявляемых к их деятельности, соответствие их деятельности критериям риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении работодателей, исходя из отнесения их деятельности к соответствующей категории риска; об изменениях в законодательстве.
В связи с наличием сведений о признаках нарушений обязательных требований при проведении контрольных (надзорных) мероприятий УГСЗН Республики Адыгея в 2022 году выдано предостережение об устранении выявленных нарушений одному работодателю.
Все мероприятия, предусмотренные программой профилактики, выполнены в полном объеме. Проведенные мероприятия способствовали стимулированию работодателей к выполнению установленной квоты для приема инвалидов, своевременному поступлению вакансий в органы службы занятости на квотируемые рабочие места.
2.2. Вопросы применения обязательных требований в системной взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, иных нормативных документов, в том числе вопросы недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований
Обязательные требования, подлежащие проверке, наименования и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнения указанных функций:
1) выполнение квоты для приема на работу инвалидов в соответствии со статьей 13.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", статьей 3 Закона Республики Адыгея от 30.07.2014 N 331 "О квотировании рабочих мест и минимальном количестве специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов";
2) создание или выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов и принятие локальных нормативных актов, содержащих сведения о данных рабочих местах в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; установление специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктом 1 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 28.10.2014 N 259 "О минимальном количестве специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов";
3) ежемесячное представление органам службы занятости информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, об изменениях, связанных с выделением, созданием или ликвидацией квотируемых рабочих мест для инвалидов, а также об увольнении работников с квотируемых рабочих мест в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", пунктом 2 раздела II Порядка установления в организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, утвержденного приказом УГСЗН Республики Адыгея от 18.11.2016 N 01/2-150.
Во всех нормативных правовых актах вопросы применения обязательных требований в системной взаимосвязи четко урегулированы. В нормативных правовых актах не содержатся вопросы недостаточной ясности.
2.3. Вопросы подготовки предложений по совершенствованию законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности
Предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) отсутствуют.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Управления государственной службы занятости населения Республики Адыгея от 27 марта 2023 г. N 01/2-11А "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.