Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
муниципального образования
Богородицкий район
от 22.12. 2023 N 1512
Программа
оздоровления муниципальных финансов
Богородицкого района на 2023 - 2026 годы
1. Общие положения
Программа оздоровления муниципальных финансов Богородицкого района на 2023 - 2026 годы (далее - Программа) разработана в целях реализации мер по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов Богородицкого района.
Программа направлена на формирование бюджетной политики района, ориентированной на создание условий для эффективного управления муниципальными финансами района, укрепление устойчивости бюджетной системы района, и определяет основные направления деятельности функциональных (структурных) подразделений в сфере повышения собираемости налоговых и неналоговых доходов, оптимизации расходов бюджета, ограничения бюджетного дефицита, совершенствования управления долговыми обязательствами.
2. Цели и задачи Программы
Цели Программы - улучшение состояния бюджетной системы и оздоровление муниципальных финансов, эффективное использование бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития района, сокращение долговой нагрузки на бюджет района и бюджет поселений.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи Программы:
1) увеличение поступлений налоговых доходов и неналоговых доходов в бюджет района и бюджеты поселений;
2) повышение эффективности расходов на муниципальное управление;
3) повышение эффективности планирования бюджета района и бюджетов поселений;
4) повышение эффективности расходов на содержание бюджетной сети и численности работников бюджетной сферы;
6) совершенствование межбюджетных отношений на местном уровне;
7) снижение и ликвидация долговой нагрузки на бюджет района и бюджеты поселений.
3. Текущее состояние муниципальных финансов Богородицкого района
Работа по мобилизации источников доходов и оптимизации расходных обязательств в Богородицком районе проводится на постоянной основе в целях достижения показателей социально-экономического развития района.
При формировании проекта бюджета района и бюджетов поселений на очередной финансовый год и на плановый период в первоочередном порядке принимаются меры по перераспределению бюджетных ассигнований в пользу приоритетных направлений и проектов, в первую очередь обеспечивающих решение задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, национальных проектах в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
В рамках мероприятий по мобилизации источников доходов и оптимизации бюджетных расходов в Тульской области принята муниципальная программа, утвержденная постановлением администрации района от 9.12.2022 N 1400 "Об утверждении муниципальной программы "Управление муниципальными финансами муниципального образования Богородицкий район".
Утверждены мероприятия по снижению долговой нагрузки и оптимизации бюджетных расходов бюджета района и бюджетов поселений, установлены конкретные сроки исполнения и ответственные за реализацию мероприятий.
В целях проведения мероприятий, направленных на увеличение поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет района, образована Межведомственная комиссия по погашению задолженности по выплате заработной платы и контролю за поступлением в бюджет Богородицкого района налоговых платежей для повышения эффективности взаимодействия территориальных органов ФНС, администрации района, организаций по погашению задолженности по заработной плате, повышения ответственности руководителей организаций за ее своевременную выплату.
С 2014 года бюджет района формируется в программном формате с обособлением расходов на реализацию муниципальных программ района. Удельный вес программного бюджета составляет в 2024 году 84,4%, в 2025 году 83,7%, в 2026 году 83,1% всего объема расходов без учета условно утвержденных расходов.
Программный формат бюджета района позволяет соотнести расходы бюджета района с целевыми показателями отраслевого развития и оценить эффективность использования финансовых ресурсов.
Для обеспечения сбалансированности бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов на стадии разработки бюджета района был проведен тщательный мониторинг расходных обязательств. На основании этого были исключены непервоочередные расходы и оптимизированы отдельные виды расходов (расходы на содержание органов управления, на содержание вспомогательного персонала муниципальных учреждений путем передачи соответствующих функций на аутсорсинг).
В 2021 году объем налоговых и неналоговых доходов, поступивших в консолидированный бюджет района, составил 495,7 млн. рублей. За 2022 год получено 537,8 млн. рублей или с ростом против 2021 года на 8,5%, за 2023 год планируется получить 536,6 млн. руб.
На 2024 год прогнозируется получить налоговых и неналоговых доходов в сумме 545,5 млн. рублей, на 2025 года 560,7 тыс. рублей, с ростом против 2024 года на 2,8%, на 2026 год 600,4 млн. рублей или с ростом на 7,1% против 2025 года.
Основным доходным источником консолидированного бюджета в 2024 году являлся налог на доходы физических лиц, который прогнозируется к зачислению в консолидированный бюджет в сумме 225,0 млн. рублей млн. рублей. На 2025 год прогноз составляет 231,1 млн. рублей с ростом 2,7% против 2024 года. на 2026 год 250,2 млн. рублей или с ростом на 8,3% против 2025 года. Удельный вес данного налога составлял 41,7% общего объема налоговых и неналоговых доходов.
Положительная динамика поступлений по налогу на доходы физических лиц обусловлена, в основном, ростом фонда оплаты труда организаций, зарегистрированных на территории района.
Накопленный потенциал развития района позволил сохранить положительную динамику роста доходов в последние годы. В дальнейшем главным администраторам доходов бюджета района и бюджетов поселений необходимо активизировать работу по мобилизации резервов роста доходов, особенно в части легализации налоговых доходов, выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечению их к налогообложению, активизации претензионно-исковой работы с неплательщиками, проведению мероприятий по недопущению возникновения задолженности по текущим платежам.
Важным направлением является проведение ежегодной оценки эффективности предоставляемых льгот и установленных ставок по налогам, не влияющих на стимулирование предпринимательской активности. Будет продолжена работа по инвентаризации, пересмотру и оптимизации налоговых льгот и оснований для их использования налогоплательщиком.
В целях недопущения сокращения поступлений неналоговых доходов главным администраторам доходов бюджета района необходимо активизировать претензионную работу и усилить принимаемые меры по сокращению объемов имеющейся задолженности по администрируемым неналоговым доходам.
Мобилизация источников доходов бюджета района и бюджетов поселений в сочетании с повышением ответственности при использовании бюджетных средств является залогом эффективной реализации муниципальных программ и сохранения стабильности бюджетной системы района.
Проводится работа по недопущению необоснованного роста численности работников органов местного самоуправления. Мораторий на увеличение численности муниципальных служащих, а также работников муниципальных казенных учреждений района и поселений введен решениями о бюджете на очередной год и плановый период.
Вопросы, связанные с повышением качества управления муниципальным долгом, также остаются актуальными. В настоящее время особо подчеркивается необходимость снижения долговой нагрузки на бюджет района. В течении последних лет отмечается последовательная динамика снижения муниципального долга, так на 01.01.22 года числилась задолженность в сумме 43,0 млн. рублей, на 01.01.2023 35,0 млн. рублей. Работа по сокращению муниципального долга продолжается.
По уровню долговой нагрузки район сохраняет устойчивое положение.
По состоянию на 01.12.2023 отношение объема муниципального долга района к плановым показателям налоговых и неналоговых доходов бюджета области составляет 6,5% и находится на экономически безопасном уровне.
Одной из главных задач в финансовой сфере является продолжение курса на укрепление бюджетов поселений.
В целях оказания финансовой помощи в очередном финансовом году и обеспечения покрытия первоочередных расходов разработан порядок предоставления из бюджета района межбюджетных трансфертов на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений. Размер МБТ составляет на 2024 год 16,7 млн. рублей, на 2025 год 13,7 млн. рублей, на 2026 год 14,3 млн. рублей.
Распределение объема МБТ производится только по тем бюджетам поселений, по которым не достигнуто сбалансированности бюджетов после распределения дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.
Одним из направлений Программы является обеспечение дефицита бюджета района в 2024 - 2026 годах на уровне не более 10 процентов от суммы доходов бюджета области в соответствующих годах без учета безвозмездных поступлений. На 2024 год процент дефицита составляет 8,9%, на 2025 год 5,8%, на 2026 год 3,2% от суммы доходов бюджета района в соответствующих годах без учета безвозмездных поступлений.
4. Основные направления реализации Программы
Основными направлениями реализации Программы являются:
1) увеличение налоговых и неналоговых доходов;
2) повышение эффективности и оптимизация расходов;
3) снижение долговой нагрузки на бюджет района.
Данные направления будут реализовываться в рамках мероприятий, предусмотренных Планом оздоровления муниципальных финансов Богородицкого района на 2023 - 2026 годы, согласно приложению к настоящей Программе.
5. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит к концу 2024 года:
1) увеличить количество дополнительных объектов приватизации, включенных в прогнозный план приватизации в отчетном году, по 1 единице в год;
2) обеспечить прирост поступлений от арендной платы к уровню предыдущего года до уровня, превышающего 4,4 процента;
3) снизить долю просроченной кредиторской задолженности в общем объеме расходов бюджета района и бюджетов поселений до уровня, не превышающего 0,03 процента;
4) увеличить долю расходов в программном виде в общих расходах бюджета района до 95,3 процента;
5) увеличить объем доходов от внебюджетной деятельности бюджетных учреждений до 24068,5 тыс. рублей;
6) увеличить процент исполнения субсидий, предоставленных в отчетном году на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), до уровня, превышающего 97,0 процента;
7) обеспечить отношение объема муниципального долга района (за исключением бюджетных кредитов, полученных от других уровней бюджетной системы) к общему годовому объему доходов бюджета района (без учета объема безвозмездных поступлений) в отчетном финансовом году, до уровня, не превышающего 50,0 процента;
8) снизить долю расходов на обслуживание муниципального долга района в общем объеме расходов бюджета района до уровня, не превышающего 5,0 процента;
6. Риски реализации Программы
Вид рисков |
Определение факторов риска |
Меры управления рисками |
Оценка уровня влияния риска |
|
1. |
Макроэкономические риски |
Кризисные явления в экономике, инфляция, рост безработицы могут негативно повлиять на финансовую обстановку в районе, снизить динамику поступления доходов в бюджет района и бюджеты поселений |
Своевременная корректировка мероприятий Программы |
Высокий |
2. |
Природно-климатические риски |
Возникновение обстоятельств непреодолимой силы (природные, техногенные катастрофы) |
Финансирование мероприятий для устранения последствий обстоятельств непреодолимой силы |
Низкий |
3. |
Социальные риски |
Вероятность повышения социальной напряженности среди населения из-за задолженности по выплате заработной платы, отмены социальных льгот |
Открытость и прозрачность планов мероприятий, общественное обсуждение планируемых действий |
Средний |
4. |
Политические риски |
Политическая нестабильность внутри страны, которая может повлечь за собой сокращение доходов в бюджет района и бюджеты поселений |
Оперативное реагирование в случае политической нестабильности |
Низкий |
5. |
Международные риски |
Политическая нестабильность за пределами страны, которая может повлечь за собой сокращение доходов в бюджет района и бюджеты поселений |
Оперативное реагирование в случае политической нестабильности |
Низкий |
6. |
Законодательные риски |
Изменения федерального законодательства в бюджетной и налоговой сферах |
Оперативное реагирование на изменения законодательства |
Средний |
7. |
Управленческие риски |
Изменение целей и задач стратегических документов. Гибкость системы управления проектами перед внешними и внутренними факторами |
1. Оперативное реагирование, перераспределение имеющихся средств и ресурсов на приоритетные направления. 2. Недопущение роста социально-экономической напряженности |
Высокий |
В целях минимизации указанных рисков в процессе реализации Программы предусматривается мониторинг выполнения мероприятий Программы, регулярный анализ и, при необходимости, ежегодная корректировка показателей и мероприятий Программы.
Приложение
к Программе
оздоровления муниципальных финансов Богородицкого
района на 2023 - 2026 годы
План
мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов
муниципального образования Богородицкий район на 2023 - 2026 годы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок реализации мероприятия/ представления отчетности |
Ответственный исполнитель |
Наименование целевого индикатора, ед. изм. |
Значения целевого индикатора / Финансовая оценка, тыс. руб. |
|||||||||||
|
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|||||||
|
1. Мероприятия по увеличению налоговых и неналоговых доходов |
|
||||||||||||||
1.1 |
Рассмотрение возможности увеличения количества имущественных объектов для включения в план приватизации |
ежегодно |
Комитет имущественных и земельных отношений |
Количество дополнительных объектов приватизации, включенных в прогнозный план приватизации в отчетном году, единиц |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|||||||
1.2 |
Сокращение размеров задолженности по арендной плате за земельные участки, аренду имущества |
ежегодно |
Комитет имущественных и земельных отношений |
Отношение объема просроченной задолженности по арендной плате к уровню предыдущего года, проценты |
<= 4,4 |
<= 4,4 |
<= 4,4 |
<= 4,4 |
|
|||||||
1.3 |
Претензионно-исковая работа по взысканию задолженности по арендным платежам, неустойки за фактическое пользование имуществом и земельными участками |
ежегодно |
Комитет имущественных и земельных отношений |
Прирост поступлений от арендной платы к уровню предыдущего года, проценты |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|
|||||||
1.4 |
Усиление межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в районе, правоохранительными органами и органами местного самоуправления поселений по выполнению мероприятий, направленных на повышение собираемости доходов |
ежемесячно |
Межведомственная комиссия по погашению задолженности по выплате заработной платы и контролю за поступлением в бюджет Богородицкого района налоговых платежей |
Количество проведенных заседаний межведомственной комиссии по погашению задолженности по выплате заработной платы и контролю за поступлением в бюджет Богородицкого района налоговых платежей |
не менее 12 |
не менее 12 |
не менее 12 |
не менее 12 |
|
|||||||
1.5 |
Проведение мероприятий по занятости |
ежегодно |
Отдел экономического развития, предпринимательства и сельского хозяйства |
Выполнение контрольного показателя по снижению неформальной трудовой занятости, установленного Федеральной службой по труду и занятости (легализация трудовых договоров), единиц |
178 |
Данный показатель ежегодно устанавливается Федеральной службой по труду и занятости (легализация трудовых договоров), единиц. |
Данный показатель ежегодно устанавливается Федеральной службой по труду и занятости (легализация трудовых договоров), единиц |
Данный показатель ежегодно устанавливается Федеральной службой по труду и занятости (легализация трудовых договоров), единиц |
|
|||||||
1.6 |
Увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета муниципального образования |
ежегодно |
Финансовое управление |
Прирост к уровню предыдущего периода, % |
1,0 |
1,6 |
2,8 |
7,1 |
|
|||||||
Прирост к уровню предыдущего периода тыс. рублей |
4381,9 |
8891,2 |
15148,1 |
39770,7 |
|
|||||||||||
1.7 |
Увеличение объема инвестиций в основной капитал (по годам) |
ежегодно |
Отдел экономического развития, предпринимательства и сельского хозяйства |
Рост к уровню предыдущего периода, % |
102,9 |
109,2 |
109,3 |
109,4 |
|
|||||||
Рост к уровню предыдущего периода, тыс. рублей |
16530,0 |
1070000,0 |
117000,0 |
1280000,0 |
|
|||||||||||
1.8 |
Увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения |
ежегодно |
Отдел экономического развития, предпринимательства и сельского хозяйства |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения (по годам), % |
44,5 |
32,0 |
33,0 |
34,0 |
|
|||||||
1.9 |
Снижение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости |
ежегодно |
Отдел экономического развития, предпринимательства и сельского хозяйства |
Уровень безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости (по годам), % |
0,5 |
0,25 |
0,24 |
0,23 |
|
|||||||
|
2. Мероприятия по повышению эффективности и оптимизации расходов |
|
||||||||||||||
|
2.1. Мероприятия по повышению эффективности планирования местного бюджета и деятельности главных распорядителей бюджетных средств |
|
||||||||||||||
2.1.1 |
Планирование бюджета в рамках муниципальных программ |
ежегодно |
Структурные подразделения |
Доля расходов в программном виде в общих расходах бюджета района, проценты |
89,0 |
84,4 |
83,7 |
83,1 |
|
|||||||
2.1.2 |
Проведение оценки эффективности реализации муниципальных программ |
ежегодно |
Отдел экономического развития, предпринимательства и сельского хозяйства Финансовое управление Ответственные исполнители программ |
Средний индекс результативности и эффективности реализации муниципальных программ района |
|
|
|
|
|
|||||||
|
2.2. Мероприятия по оптимизации расходов на содержание бюджетной сети |
|
||||||||||||||
2.2.1 |
Проведение анализа и оптимизация расходов муниципальных учреждений в целях ограничения финансирования расходов неинвестиционного характера за счет привлечения альтернативных источников финансирования |
ежегодно |
Отдел культуры, физической культуры, спорта и молодежной политики, Комитет по образованию |
Объем доходов от внебюджетной деятельности бюджетных учреждений, тыс. руб. |
24068,5 |
28000,0 |
28000,0 |
28000,0 |
|
|||||||
2.2.2 |
Установление выплат стимулирующего характера (премий) руководителям с учетом показателей эффективности деятельности муниципальных учреждений по оказанию муниципальных услуг (выполнению работ), качества услуг (работ), финансового менеджмента |
ежеквартально |
Структурные подразделения, имеющие подведомственные учреждения |
Количество руководителей, в отношении которых проводится оценка эффективности деятельности муниципальных учреждений по оказанию муниципальных услуг (выполнению работ), качества услуг (работ), финансового менеджмента, к общему количеству руководителей, проценты |
|
|
|
|
|
|||||||
2.2.3
|
Осуществление мониторинга выполнения муниципального задания бюджетными, учреждениями по объемам оказания муниципальных услуг и выполнения муниципальных работ |
ежегодно |
Комитет по образованию Отдел культуры, физической культуры и спорта |
Доля объема субсидий, предоставленных в отчетном году на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), подлежащего возврату в бюджет района, образовавшегося в связи с не достижением установленных муниципальным заданием показателей, характеризующих объем муниципальных услуг (работ) с учетом допустимого (возможного) отклонения, к общему объему субсидии, проценты |
<= 5,0 |
<= 5,0 |
<= 5,0 |
<= 5,0 |
|
|||||||
|
|
|
|
Процент исполнения субсидий, предоставленных в отчетном году на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), проценты |
> |
> |
> |
> |
|
|||||||
|
2.3. Мероприятия по оптимизации расходов на управление |
|
||||||||||||||
2.3.1 |
Установление моратория на численность муниципальных служащих района, за исключением случаев передачи дополнительных полномочий и функций |
ежегодно |
Финансовое управление |
Наличие нормы, устанавливающей мораторий на численность с муниципальных служащих |
|
|
|
|
|
|||||||
|
2.4. Мероприятия по сокращению просроченной кредиторской задолженности |
|
||||||||||||||
2.4.1 |
Мониторинг просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Богородицкого района |
ежеквартально |
Финансовое управление |
Доля простроченной кредиторской задолженности в общем объеме расходов консолидированного бюджета Богородицкого района, проценты |
< |
< |
< |
< |
|
|||||||
|
3. Мероприятия по снижению долговой нагрузки на бюджет района |
|
||||||||||||||
3.1 |
Мониторинг состояния муниципального долга района |
ежеквартально |
Финансовое управление |
Отношение объема муниципального долга района (за исключением бюджетных кредитов, полученных от других уровней бюджетной системы) к общему годовому объему доходов бюджета района (без учета объема безвозмездных поступлений) в отчетном финансовом году, проценты |
<50,0 |
<50,0 |
<50,0 |
<50,0 |
|
|||||||
3.2 |
Оценка расходов на обслуживание муниципального долга района, мониторинг процентных ставок по кредитам кредитных организаций в целях оптимизации расходов на обслуживание муниципального долга района |
ежеквартально |
Финансовое управление |
Доля расходов на обслуживание муниципального долга района в общем объеме расходов бюджета района, проценты |
<= 5,0 |
<= 5,0 |
<= 5,0 |
<= 5,0 |
|
|||||||
3.3 |
Использование различных механизмов заимствований в целях финансирования дефицита бюджета района |
ежеквартально |
Финансовое управление |
Доля бюджетных кредитов в структуре муниципального долга района, проценты |
<= 50 |
<= 50 |
<= 50 |
<= 50 |
|
* достижение целевого индикатора
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области от 22 декабря 2023 г. N 1512 "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.