Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства Республики Коми
от 19 января 2024 г. N 22
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Республики Коми
от 30 октября 2019 г. N 509
(приложение N 1.1)
Государственная программа Республики Коми
"Развитие лесного хозяйства"
Паспорт Государственной программы Республики Коми "Развитие лесного хозяйства"
1. Основные положения
Куратор государственной программы (комплексной программы) |
Ахмеева Эльмира Ахтямовна - Первый заместитель Председателя Правительства Республики Коми |
Ответственный исполнитель государственной программы (комплексной программы) |
Киселевич Екатерина Александровна - министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми |
Период реализации государственной программы (комплексной программы) |
Этап I: 2020 - 2023 г. Этап II: 2024 - 2030 г. |
Цели государственной программы (комплексной программы) |
Цель 1: Обеспечение воспроизводства лесов на уровне не менее 100% к объему вырубленных и погибших лесов. Цель 2: Повышение эффективности ведения лесного хозяйства, охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов, обеспечение кадрового развития лесного хозяйства. Цель 3: Повышение доходности от использования лесов при сохранении их экологической, социальной и экономической ценности |
Подпрограммы (направления) |
Подпрограммы не предусмотрены |
Общий объем финансового обеспечения за весь период реализации государственной программы (комплексной программы) |
3 883 014,2 тыс. рублей |
Связь с национальными целями развития Российской Федерации (установленными для Республики Коми), государственной программой Российской Федерации |
Наименование национальной цели/показателя, установленного для Республики Коми: Комфортная и безопасная среда для жизни. Наименование государственной программы РФ: "Развитие лесного хозяйства" |
2. Показатели государственной программы (комплексной программы)
N п/п |
Наименование показателя |
Принадлежность показателя |
Признак возрастания/убывания |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Базовое значение |
Значение показателя по годам |
Документ |
Ответственный за достижение показателя (ОИВ РК) |
Связь с показателями национальных целей, целей Стратегии 2035 |
Информационная система |
|||||||
значение |
год |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
Цель 1. "Обеспечение воспроизводства лесов на уровне не менее 100% к объему вырубленных и погибших лесов" | |||||||||||||||||
1 |
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений (ежегодно) |
НП |
процент |
100,2 |
2022 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми |
Качество окружающей среды |
Отсутствует |
|
2 |
Лесистость территории Республики Коми (ежегодно) |
ГП РФ |
процент |
72,6 |
2022 |
72,6 |
72,6 |
72,6 |
72,6 |
72,6 |
72,6 |
72,6 |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. N 312-р об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми |
Качество окружающей среды |
Отсутствует |
|
Цель 2. "Повышение эффективности ведения лесного хозяйства, охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов, обеспечение кадрового развития лесного хозяйства" | |||||||||||||||||
3 |
Площадь лесных пожаров на землях лесного фонда (ежегодно) |
ГП РФ |
га |
61749,82 |
2022 |
2326,02 |
2180,64 |
2035,27 |
1889,89 |
1744,51 |
1599,14 |
1453,76 |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. N 312-р об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Развитие Лесного хозяйства" |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми |
Качество окружающей среды |
Отсутствует |
|
4 |
Доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда (ежегодно) |
ГП РФ |
процент |
25,8 |
2022 |
25,9 |
26 |
26,1 |
26,2 |
26,3 |
26,4 |
26,5 |
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми |
Качество окружающей среды |
Отсутствует |
|
5 |
Доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров (ежегодно) |
ГП РФ |
процент |
27,1 |
2022 |
45,4 |
46,2 |
47 |
68 |
75 |
87 |
100 |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. N 312-р об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми |
Качество окружающей среды |
Отсутствует |
|
6 |
Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины (ежегодно) |
ГП РФ |
процент |
27,9 |
2022 |
23 |
23,9 |
24,1 |
24,3 |
24,5 |
24,7 |
24,9 |
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми |
Качество окружающей среды |
Отсутствует |
|
Цель 3. "Повышение доходности от использования лесов при сохранении их экологической, социальной и экономической ценности" | |||||||||||||||||
7 |
Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда (ежегодно) |
ГП РФ |
рубль |
119,6 |
2022 |
121,2 |
125,9 |
130,5 |
132 |
135 |
140 |
145 |
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми |
Качество окружающей среды |
Отсутствует |
3. Структура государственной программы (комплексной программы)
Номер |
Задачи структурного элемента |
Краткое описание ожидаемых эффектов от реализации задачи структурного элемента |
Связь с показателями государственной программы (комплексной программы), подпрограммы |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.1 |
1.01 GA Региональный проект "Сохранение лесов" (куратор Ахмеева Эльмира Ахтямовна, Первый заместитель Председателя Правительства Республики Коми) |
Срок реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024 |
Ответственный за реализацию: Киселевич Екатерина Александровна, Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми |
1.1.1 |
Задача 1. Сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений |
Увеличена площадь лесовосстановления, повышено качество и эффективность работ по лесовосстановлению на лесных участках Оснащены специализированные учреждения органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров |
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений Лесистость территории Республики Коми Доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров Площадь лесных пожаров на землях лесного фонда |
1.2 |
1.02 Y4 Региональный проект "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы" (куратор Ахмеева Эльмира Ахтямовна, Первый заместитель Председателя Правительства Республики Коми) |
Срок реализации: 01.01.2024 - 31.12.2025 |
Ответственный за реализацию: Киселевич Екатерина Александровна, Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми |
1.2.1 |
Задача 1. Формирование комплексной системы стимулирования использования отечественных БАС, комплектующих и услуг, оказываемых с применением БАС |
Оснащены специализированные учреждения органов государственной власти субъектов Российской Федерации отечественными беспилотными авиационными системами (БАС) |
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений Лесистость территории Республики Коми Доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров Площадь лесных пожаров на землях лесного фонда |
1.3 |
4.01 Комплекс процессных мероприятий (КПМ) "Обеспечение и содержание деятельности лесничеств" |
Срок реализации: 01.01.2024 - 31.12.2030 |
Ответственный за реализацию: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми |
1.3.1 |
Задача 1. Обеспечение реализации полномочий государственными учреждениями - лесничествами. Повышение эффективности системы принятия решений по вопросам лесоуправления |
Исполнены государственными учреждениями - лесничествами полномочия в области лесных отношений |
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда |
1.3.2 |
Задача 2. Осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны |
Проведены контрольные (надзорные) мероприятия на предмет выявления нарушений контролируемыми лицами обязательных требований лесного законодательства Проведено систематическое патрулирование лесов Проведены профилактические мероприятия с целью снижения рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям |
|
1.4 |
4.02 Комплекс процессных мероприятий (КПМ) "Охрана лесов от пожаров" |
Срок реализации: 01.01.2024 - 31.12.2030 |
Ответственный за реализацию: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми |
1.4.1 |
Задача 1. Повышение качества системы предупреждения и эффективности тушения лесных пожаров, а также осуществление авиационных работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций в лесах, вызванных лесными пожарами |
Обеспечено эффективное управление системой обеспечения пожарной безопасности в лесах |
Лесистость территории Республики Коми Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда Доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров Площадь лесных пожаров на землях лесного фонда |
1.5 |
4.03 Комплекс процессных мероприятий (КМП) "Лесопользование, охрана, защита и воспроизводство лесов на неарендованной территории" |
Срок реализации: 01.01.2024 - 31.12.2030 |
Ответственный за реализацию: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми |
1.5.1 |
Задача 1. Повышение эффективности мер по охране и защите лесов |
Обеспечено эффективное проведение профилактики возникновения, локализации и ликвидации очагов вредных организмов |
Лесистость территории Республики Коми Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда |
1.5.2 |
Задача 2. Совершенствование системы воспроизводства и сохранения лесных ресурсов |
Проведены работы по лесовосстановлению, уходу за лесами и лесными культурами |
Лесистость территории Республики Коми Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда |
1.5.3 |
Задача 3. Стимулирование инвестиционной деятельности в лесном секторе, снижение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности |
Организовано проведение аукционов купли-продажи лесных насаждений и работ по отпуску гражданам древесины |
Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины Доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда |
1.6 |
4.04 Комплекс процессных мероприятий (КПМ) "Кадастровый учет и оценка лесных участков, лесное планирование и регламентирование" |
Срок реализации: 01.01.2024 - 31.12.2030 |
Ответственный за реализацию: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми |
1.6.1 |
Задача. 1. Повышение качества лесного проектирования, экономического потенциала лесов и лесного хозяйства |
Реализованы мероприятия по организации интенсивного использования лесов с учетом сохранения их экологического потенциала, лесного планирования и регламентирования |
Лесистость территории Республики Коми Доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины |
1.6.2 |
Задача 2. Постановка лесных участков на государственный кадастровый учет, осуществление оценки лесных участков и вовлечение их в хозяйственный оборот |
Проведены аукционы, открытые конкурсы на право заключения договоров аренды лесных участков |
Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины Доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда |
1.7 |
4.05 Комплекс процессных мероприятий (КПМ) "Кадровое обеспечение лесной отрасли" |
Срок реализации: 01.01.2024 - 31.12.2030 |
Ответственный за реализацию: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми |
1.7.1. |
Задача 1. Обеспечение лесного хозяйства квалифицированными кадрами, ведение профориентационной работы, повышение эффективности системы принятия решений по вопросам лесоуправления |
Обеспечены обучение, переподготовка и повышение квалификации специалистов лесной службы Вовлечены для участия в мероприятиях лесоохранной направленности местное население и школьные лесничества |
Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда |
1.7.2. |
Задача 2. Создание условий для повышения мотивации привлечения молодых специалистов в отрасль, адаптации молодых специалистов |
Реализованы институт наставничества молодых специалистов и целевое обучение профессионально ориентированных выпускников школ |
4. Финансовое обеспечение государственной программы (комплексной программы)
Наименование государственной программы (комплексной программы), структурного элемента/источник финансового обеспечения |
Объем финансового обеспечения по годам реализации, тыс. рублей |
|||
2024 |
2025 |
2026 |
Всего |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Государственная программа Республики Коми "Развитие лесного хозяйства" (всего), в том числе: |
1 326 344,3 |
1 261 253,5 |
1 295 416,4 |
3 883 014,2 |
Республиканский бюджет Республики Коми (всего), из них: |
1 326 344,3 |
1 261 253,5 |
1 295 416,4 |
3 883 014,2 |
в том числе межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
1 023 009,8 |
961 319,0 |
1 003 639,9 |
2 987 968,7 |
1.01 GA Региональный проект "Сохранение лесов" (всего), в том числе *: |
107 713,0 |
68 874,2 |
68 382,7 |
244 969,9 |
Республиканский бюджет Республики Коми (всего), из них: |
107 713,0 |
68 874,2 |
68 382,7 |
244 969,9 |
в том числе межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
107 713,0 |
68 874,2 |
68 382,7 |
244 969,9 |
1.02 Y4 Региональный проект "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы" (всего), в том числе: |
49 500,0 |
1 500,0 |
|
51 000,0 |
Республиканский бюджет Республики Коми (всего), из них: |
49 500,0 |
1 500,0 |
|
51 000,0 |
в том числе межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
49 500,0 |
1 500,0 |
|
51 000,0 |
4.01 Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение и содержание деятельности лесничеств" (всего), в том числе |
625 808,6 |
629 021,7 |
629 021,7 |
1 883 852,0 |
Республиканский бюджет Республики Коми (всего), из них: |
625 808,6 |
629 021,7 |
629 021,7 |
1 883 852,0 |
в том числе межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
447 847,9 |
451 061,0 |
451 061,0 |
1 349 969,9 |
4.02 Комплекс процессных мероприятий "Охрана лесов от пожаров", (всего), в том числе |
482 010,2 |
482 009,7 |
473 851,6 |
1 437 871,5 |
Республиканский бюджет Республики Коми (всего), из них: |
482 010,2 |
482 009,7 |
473 851,6 |
1 437 871,5 |
в том числе межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
382 274,0 |
382 273,5 |
382 273,5 |
1 146 821,0 |
4.03 Комплекс процессных мероприятий "Лесопользование, охрана, защита и воспроизводство лесов на неарендованной территории", (всего), в том числе |
56 827,6 |
78 763,0 |
123 075,4 |
258 666,0 |
Республиканский бюджет Республики Коми (всего), из них: |
56 827,6 |
78 763,0 |
123 075,4 |
258 666,0 |
в том числе межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
34 589,9 |
56 525,3 |
100 837,7 |
191 952,9 |
4.04 Комплекс процессных мероприятий "Кадастровый учет и оценка лесных участков, лесное планирование и регламентирование" (всего), в том числе |
4 485,0 |
1 085,0 |
1 085,0 |
6 655,0 |
Республиканский бюджет Республики Коми (всего), из них: |
4 485,0 |
1 085,0 |
1 085,0 |
6 655,0 |
в том числе межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
1 085,0 |
1 085,0 |
1 085,0 |
3 255,0 |
* Объем финансирования структурного элемента отражен согласно Федеральному закону от 27 ноября 2023 г. N 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к Паспорту Государственной программы РК
"Развитие лесного хозяйства"
(комплексной программы)
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы "Развитие лесного хозяйства"
1. Оценка текущего состояния в сфере развития лесного хозяйства
Леса России - один из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют множественные потребности индустрии и общества, выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование является стратегически важной задачей.
Общая площадь земель лесного фонда в Республике Коми на 1 января 2023 г. составляет 36 273,0 тыс. га, или 87,2 процента территории республики.
В лесах Республики Коми произрастает 8 видов хвойных и 20 видов лиственных пород. Основной лесообразующей породой в Республике Коми является ель, на долю которой приходится 54,2 процента покрытой лесом площади. Сосна занимает 25,0 процентов покрытой лесом площади. Из мягколиственных пород наиболее широко распространена береза, удельный вес которой составляет 16,5 процента общей покрытой лесом площади. Общая площадь эксплуатационных лесов и объем древесины в них достигают более 50 процентов всех промышленных запасов лесов Европейского Севера Российской Федерации.
Леса оказывают огромное воздействие на состояние природных комплексов, выполняя такие биоэкологические функции, как регулирование и фильтрация водного стока, предотвращение эрозии почв, сохранение и повышение плодородия почв, сохранение биологического разнообразия, обогащение атмосферы кислородом, благоприятное влияние на формирование климата и предотвращение загрязнения воздушного бассейна.
Лес представляет собой ценнейший возобновляемый природный ресурс, играющий важную роль в экономике государства и оказывающий огромное влияние на создание благоприятной среды для проживания людей. Социальная ценность лесов заключается в наличии редких видов растений и животных, мест для отдыха людей, продуктов леса, заготавливаемых местным населением.
Развитие экономики Республики Коми предусматривает рост благосостояния населения, а также сохранение среды обитания, в том числе за счет сохранения средообразующих функций лесов. Средообразующие функции лесов имеют тенденцию к снижению в связи с неблагоприятными воздействиями вредных выбросов промышленных предприятий и изменением климата. В настоящее время в лесной сфере накопились проблемы, от решения которых зависит сохранение глобальной экологической значимости леса.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений относятся: организация использования лесов, их охрана (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защита лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведение, осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора).
2. Приоритеты и цели государственной политики Республики Коми в сфере развития лесного хозяйства
Приоритеты и цели государственной политики Республики Коми в сфере развития лесного хозяйства определены в соответствии с положениями следующих стратегических документов:
Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2021 г.;
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства";
постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. N 185 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года".
С учетом основных положений вышеуказанных стратегических документов основными целями государственной политики в сфере развития лесного хозяйства являются:
улучшение качества окружающей среды;
охрана окружающей среды, сохранение природных ресурсов и рациональное природопользование;
экологическая безопасность и рациональное природопользование;
увеличение площади лесовосстановления;
наличие современной стратегии государственного регулирования и политики охраны природных ресурсов и окружающей среды в Республике Коми;
повышение уровня экологического образования и экологической культуры граждан;
повышение эффективности деятельности надзорных органов за счет повышения уровня информированности, повышение экономической эффективности природоохранной деятельности за счет оптимизации затрат, повышение оперативности реагирования на возникающие угрозы;
повышение качества материалов дел об административных правонарушениях в области природопользования и охраны окружающей среды;
увеличение количества удовлетворенных исков по недопущению и устранению нарушений обязательных требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, взысканию нанесенного вреда компонентам окружающей среды за счет повышения объема и качества фактического материала.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, национальными целями и целями Стратегии социально-экономического развития Республики Коми, показателями государственных программ Российской Федерации
Государственная программа Республики Коми "Развитие лесного хозяйства" (далее - Программа) косвенно взаимосвязана с национальной целью развития "Комфортная и безопасная среда для жизни", установленной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Реализация Программы также направлена на достижение цели Стратегии Республики Коми 3.1 "Экологически привлекательный регион с рациональным использованием природных ресурсов, в том числе уникального лесного комплекса".
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере развития лесного хозяйства
Основными задачами, стоящими перед лесным хозяйством Республики Коми, являются:
многоцелевое, рациональное, непрерывное и неистощительное лесопользование;
воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, сбережение, охрана и защита лесов;
сохранение и усиление средообразующих, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и других природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека;
повышение доходности использования лесных ресурсов за счет повышения экономического потенциала лесного хозяйства Республики Коми.
Решение указанных задач требует проведения скоординированных мероприятий на основе единой государственной программы.
Программа содержит комплекс процессных мероприятий, региональный проект, реализация которых позволит обеспечить устойчивое развитие лесного хозяйства Республики Коми, существенное улучшение состояния лесов, увеличение поступления платежей за использование лесов в бюджеты всех уровней.
К положительным факторам, влияющим на развитие лесного хозяйства и лесоуправления в Республике Коми, относятся:
большой объем запасов древесины;
наличие подведомственных государственных учреждений - лесничеств;
наличие специализированного учреждения по тушению лесных пожаров - Коми регионального лесопожарного центра;
наличие лесопожарных станций третьего типа;
наличие пожарно-химических станций третьего типа;
наличие специалистов преимущественно с высшим профессиональным образованием, наличие "лесных династий";
возможность применения космического мониторинга, анализа данных дистанционного зондирования Земли.
Потенциал лесного хозяйства сегодня используется далеко не в полной мере, в его развитии имеется ряд нерешенных проблем, существует ряд внешних угроз:
отток специалистов лесной отрасли;
падение товарной ценности древесины из-за усыхания лесов, лесных пожаров, стихийных бедствий, вредителей и болезней;
снижение объемов лесозаготовок в среднесрочной перспективе и оперативности реагирования на лесонарушения;
риск принятия неверных управленческих решений из-за устаревших сведений о лесном фонде.
Отрицательными факторами, затрудняющими развитие лесной отрасли в Республике Коми, являются:
отсутствие мотивации специалистов лесной отрасли из-за правовой и социальной незащищенности;
неразвитость лесной инфраструктуры;
моральное устаревшее программное обеспечение для учета лесного фонда;
недостаточное количество сил и средств, недостаточная организация их взаимодействия по охране, защите и воспроизводству лесов.
Объективно существует ряд внешних возможностей, позволяющих устранить препятствия развития лесного хозяйства в рамках реализации программного метода:
увеличение протяженности лесных дорог позволит вовлечь в хозяйственный оборот новые лесные участки;
внедрение новых принципов лесоуправления и инновационных методик будет способствовать повышению экономического потенциала отрасли;
повышение квалификации специалистов, получение дополнительных специальностей и знаний позволит повысить эффективность реализации полномочий в области лесных отношений;
зонирование территорий лесного фонда на зоны ведения интенсивного и экстенсивного лесного хозяйства позволит более эффективно выполнять лесохозяйственные мероприятия и повысить экономический потенциал отрасли.
При прогнозируемой на период реализации Программы расчетной лесосеке в 33 млн куб.м, доля ее освоения, в случае сохранения текущей ситуации в лесном комплексе, может сохраниться на уровне 25 - 30 процентов. В источниках древесного сырья будет преобладать, как и ранее, вырубка естественных лесов, прежде всего в хвойных насаждениях.
В силу происходящих климатических изменений не приходится рассчитывать на уменьшение количества лесных пожаров в период до 2025 г. Согласно анализу многолетних циклов по количеству лесных пожаров период высокой пожарной опасности в лесах повторяется через 10 - 14 лет и продолжается 2 - 3 года, что обусловлено метеоусловиями пожароопасных сезонов. Можно спрогнозировать увеличение количества лесных пожаров в ближайшие годы.
Реализация и достаточное финансировании Регионального проекта "Сохранение лесов", в рамках которого осуществляется оснащение специализированных учреждений лесопожарной техникой и оборудованием, позволит оперативно принимать меры по тушению обнаруженных лесных пожаров, что даст возможность повлиять на такие показатели как "средняя площадь лесного пожара", "доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения".
Прогнозируется сохранение существующего уровня воспроизводства лесов, а также объемов выращивания посадочного материала.
К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся также недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий в лесном хозяйстве.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к Паспорту Государственной программы РК
"Развитие лесного хозяйства"
(комплексной программы)
Сведения
о порядке сбора и методике расчета показателей государственной программы (комплексной программы)
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения, периодичность |
Источник информации |
Методика расчета показателя |
Ответственный за показатель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Цель 1. "Обеспечение воспроизводства лесов на уровне не менее 100% к объему вырубленных и погибших лесов" | |||||
1 |
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений (ежегодно) |
проценты, ежегодно |
Отчеты по формам 12-ОИП, 11-ОИП, 10-ОИП, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 марта 2022 г. N 144; отчет по форме 15-ГЛР, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 1007 |
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений на арендованной и не арендованной территории, умноженное на 100 (%) - показатель считается достигнутым при фактическом значении показателя не ниже запланированного |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми |
2 |
Лесистость территории Республики Коми (ежегодно) |
проценты, ежегодно |
Отчет по форме 3-ГЛР "Состав земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых расположены леса", утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 октября 2016 г. N 514 |
Отношение площади покрытой лесной растительностью (тыс. га) к общей площади (тыс. га), умноженное на 100, (%) |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми |
Цель 2. "Повышение эффективности ведения лесного хозяйства, охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов, обеспечение кадрового развития лесного хозяйства" | |||||
3 |
Площадь лесных пожаров на землях лесного фонда (ежегодно) |
га, ежегодно |
Годовой отчет ГАУ РК "Коми лесопожарный центр", сводная ведомость лесных пожаров |
Площадь лесных пожаров относительно общей площади лесных пожаров - показатель считается достигнутым при фактическом значении не выше запланированного |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми |
4 |
Доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда (ежегодно) |
проценты, ежегодно |
Отчет по форме 6-ОИП "Сведения об использовании лесных участков, предоставленных в аренду, постоянное (бессрочное) и безвозмездное пользование, сервитут, публичный сервитут", утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 марта 2022 г. N 144; отчет по форме 1-ГЛР "Характеристика лесов по целевому назначению: о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах и резервных лесах", утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 1007 |
Отношение площади земель лесного фонда, переданных в аренду, постоянное (бессрочное) и безвозмездное пользование к площади земель лесного фонда, умноженное на 100, (%) - показатель считается достигнутым при фактическом значении показателя не ниже запланированного |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми |
5 |
Доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров (ежегодно) |
проценты, ежегодно |
Отчет по форме 7-ОИП "Сведения о возникновении лесных пожаров, их ликвидации и эффективности тушения по целевому назначению лесов", утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 марта 2022 г. N 144 |
Отношение количества лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения (шт.) к общему количеству лесных пожаров в текущем году (шт.), умноженное на 100, (%) - показатель считается достигнутым при фактическом значении показателя не ниже запланированного |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми |
6 |
Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины (ежегодно) |
проценты, ежегодно |
Отчет по форме 12-ОИП "Сведения об отводе лесосек и рубках лесных насаждений", утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 марта 2022 г. N 144 |
Отношение общего объема заготовки древесины всего (тыс. кбм) к допустимому объему изъятия древесины (расчетная лесосека) (тыс. кбм), умноженное на 100, (%) - показатель считается достигнутым при фактическом значении показателя не ниже запланированного |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми |
Цель 3. "Повышение доходности от использования лесов при сохранении их экологической, социальной и экономической ценности" | |||||
7 |
Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда (ежегодно) |
рубль, ежегодно |
Отчет по форме 2-ОИП "Сведения о поступлении платы за использование лесов в бюджетную систему Российской Федерации", утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 марта 2022 г. N 144 |
Отношение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда (тыс. руб.) в расчете на площадь земель лесного фонда (тыс. га), (руб./га) - показатель считается достигнутым при фактическом значении показателя не ниже запланированного |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми |
".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Коми от 19 января 2024 г. N 22 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.