Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Министерства образования
Республики Мордовия
от 5.03.2022 N 161
Положение
о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Республики Мордовия
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Республики Мордовия (далее соответственно - Положение, система наставничества) определяет цели и задачи, принципы формирования, организационные, содержательные и процессуальные основы функционирования системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях Республики Мордовия в целях развития кадрового потенциала, непрерывного роста профессионального мастерства педагогических работников в условиях модернизации системы образования Республики Мордовия.
1.2. Нормативно-правовая основа формирования и функционирования системы наставничества:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Национальный проект Российской Федерации "Образование", федеральный проект "Современная школа";
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 N 1642);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р (ред. от 20 августа 2021 г.) "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста";
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 N Р-76 "Об утверждении Концепции создания федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 04.02.2021 N Р-33 "Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров".
1.3. Понятия, используемые в Положении:
Наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Наставник - участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставляемый - участник персонализированной программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.
Педагогический работник (педагог) - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Молодой/начинающий педагог - выпускник образовательной организации высшего образования или средне-профессиональной образовательной организации в возрасте до 35 лет, приступивший к работе в течение года с момента окончания образовательной организации, либо обучающийся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки" и успешно прошедший промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допущенный к занятию педагогической деятельностью.
Куратор - сотрудник образовательной организации или учреждения из числа ее социальных партнеров (школы, вузы, колледжи, учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования, предприятия и др.), который отвечает за реализацию персонализированных программ наставничества.
Персонализированная программа наставничества - краткосрочная персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и методов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.
Форма наставничества - способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Профессиональные дефициты - отсутствие или недостаточное развитие профессиональных компетенций педагогических работников, вызывающее типичные затруднения в реализации определенных направлений педагогической деятельности.
Диагностика профессиональных (педагогических) компетенций - комплекс оценочных процедур (в том числе в электронном виде), обеспечивающих возможность установления уровня владения педагогическими работниками и управленческими кадрами профессиональными компетенциями.
Профессиональные компетенции педагогического работника - совокупность профессиональных знаний, навыков и практического опыта, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров - совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности регионального, муниципального и институционального (образовательной организации) уровней, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в повышении квалификации (профессиональной переподготовке) и профессиональном развитии, в том числе с учетом выявления профессиональных дефицитов и построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства, а также использования стажировочных площадок, сетевых форм взаимодействия и внедрения механизмов наставничества.
Индивидуальный образовательный маршрут - персональный путь педагогического работника по повышению уровня профессионального мастерства, реализуемый на основе диагностики профессиональных компетенций в форматах формального, неформального и информального образования.
Непрерывное развитие профессионального мастерства педагогических работников - система целенаправленных действий педагогических работников, направленных на совершенствование своих профессиональных компетенций в процессе освоения индивидуальных образовательных маршрутов, составленных на основе диагностики профессиональных дефицитов.
2. Цели, задачи, принципы системы (целевой модели) наставничества
2.1. Цель системы (целевой модели) наставничества - создание единого пространства правовых, организационно-педагогических, учебно-методических, управленческих, финансовых условий и механизмов развития наставничества в образовательных организациях Республики Мордовия для обеспечения непрерывного профессионального роста и профессионального самоопределения, личностного и социального развития педагогических работников, самореализации и закрепления в профессии, включая молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
2.2. Задачи системы (целевой модели) наставничества:
- содействие повышению правового и социально-профессионального статуса наставников, соблюдению гарантий профессиональных прав и свобод наставляемых;
- обеспечение соответствующей помощи в формировании межшкольной цифровой информационно-коммуникативной среды наставничества, взаимодействия административно-управленческих (вертикальных) методов и самоорганизующихся недирективных (горизонтальных) инициатив;
- оказание методической помощи в реализации различных форм и видов наставничества педагогических работников в образовательных организациях Республики Мордовия;
- формирование единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников, развитие стратегических партнерских отношений в сфере наставничества на институциональном и внеинституциональном уровнях.
2.3. Принципами формирования и функционирования системы (целевой модели) наставничества являются:
- принцип добровольности, соблюдения прав и свобод, равенства педагогов, предполагающий приоритет и уважение интересов личности и личностного развития педагогов, добровольность их участия в наставнической деятельности, признание равного социального статуса педагогических работников, независимо от ролевой позиции в системе наставничества;
- принцип индивидуализации и персонализации, направленный на признание способности личности к саморазвитию в качестве естественной, изначально присущей человеку потребности и возможности; на сохранение индивидуальных приоритетов в формировании наставляемым собственной траектории развития;
- принцип вариативности, предполагающий возможность для образовательных организаций выбирать наиболее подходящие для конкретных условий формы и виды наставничества;
- принцип системности и стратегической целостности, предполагающий разработку и реализацию системы (целевой модели) наставничества с максимальным охватом всех необходимых структур системы образования на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях.
3. Структурные компоненты системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Республики Мордовия
3.1. Система (целевая модель) наставничества включает структурные компоненты федерального, регионального, муниципального и институционального уровней и обеспечивает встраивание существующих на региональном и муниципальном уровне практик наставнической деятельности в единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
3.2. Структурный компонент федерального уровня системы (целевой модели) наставничества представляют следующие субъекты:
3.2.1. ФГАОУ ДПО "Академия Министерства просвещения Российской Федерации".
Функции:
- осуществляет информационно-методическую поддержку реализации системы (целевой модели), включая создание и ведение информационного ресурса, посвященного наставничеству педагогических работников;
- проводит апробацию и осуществляет сопровождение школ, реализующих систему (целевую модель) наставничества на всех этапах внедрения;
- выполняет функции федерального оператора реализации системы (целевой модели) наставничества при ее внедрении во всех субъектах Российской Федерации;
- ведет федеральный реестр образовательных программ дополнительного профессионального педагогического образования (далее - ФРОП ДППО), в том числе по наставничеству;
- проводит различные мероприятия (вебинары, конференции) по внедрению системы (целевой модели) наставничества и методической поддержки системы наставничества в целом.
3.2.2. Федеральные центры научно-методического сопровождения педагогов.
Функции:
- способствуют упрочению связей между системой высшего педагогического образования и системами общего, профессионального и дополнительного образования;
- разрабатывают необходимое научно-методическое и учебно-методическое сопровождение формы наставничества "педагог вуза (колледжа) - молодой педагог общеобразовательной организации";
- разрабатывают персонализированные программы наставничества для молодых специалистов, для педагогов со значительным стажем работы и реализовывают их на курсах повышения квалификации на базе образовательных организаций высшего образования.
3.3. Структурный компонент регионального уровня системы (целевой модели) наставничества представляют следующие субъекты:
3.3.1. ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру".
Функции:
- обеспечивает информационно-аналитическое, научно-методическое, учебно-методическое сопровождение реализации дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации) по направлению "Наставничество педагогических работников в образовательных организациях" и др. на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в том числе с применением сетевых форм реализации программ;
- обеспечивает проведение курсов повышения квалификации для специалистов стажировочных площадок по вопросам внедрения системы наставничества;
- организует деятельность сетевых профессиональных сообществ педагогических работников (ассоциаций) на региональном уровне;
- выявляет, систематизирует, отбирает и диссеминирует новые рациональные и эффективные практики наставничества.
3.3.2. ГБУ РМ "ЦОКО - "Перспектива".
Функции:
- организует и проводит мониторинговые процедуры, направленные на выявление педагогических и управленческих дефицитов;
- ведет информационные ресурсы и базы данных;
- осуществляет организационно-методическое и технологическое сопровождение аттестации педагогических работников;
- осуществляет консультирование педагогических и управленческих работников по вопросам проведения диагностических процедур по оценке уровня профессиональных компетенций.
3.3.3. Региональное учебно-методическое объединение по общему образованию.
Функции:
- обеспечивает условия для профессионального развития педагогов и управленческих кадров на региональном и муниципальном уровнях;
- осуществляет подготовку и проведение мероприятий в рамках сопровождения непрерывного профессионального развития работников образования, в том числе конференций, обучающих семинаров;
- участвует в экспертизе и разработке программ повышения квалификации и переподготовки педагогических работников и управленческих кадров;
- оказывает содействие использованию в педагогической практике подтвердивших эффективность методик и технологий.
3.3.4. Региональный наставнический центр.
Функции:
- осуществляет аналитическое сопровождение и мониторинг программ наставничества образовательных организаций Республики Мордовия;
- содействует распространению и внедрению лучших наставнических практик, различных форм и ролевых моделей для обучающихся, педагогов и молодых специалистов Республики Мордовия, в том числе - других регионов Российской Федерации.
3.4. Структурный компонент муниципального уровня системы (целевой модели) наставничества представляют следующие субъекты:
3.4.1. Муниципальные методические службы в составе органов управления образованием муниципальных районов и городского округа Саранск Республики Мордовия:
Функции:
- обеспечивают фасилитацию переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог13.ру" (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);
- обеспечивают изучение запросов и оказание практической помощи педагогическим работникам;
- координируют методическую работу и формируют методическую инфраструктуру муниципальной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций.
3.5. Структурный компонент институционального уровня системы (целевой модели) наставничества представляют следующие субъекты:
3.5.1. Образовательные организации общего, среднего профессионального и дополнительного образования
Функции:
- издают локальные акты о внедрении и реализации системы (целевой модели) наставничества, принимают Положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации, дорожную карту по его реализации и другие документы;
- организуют контакты с различными структурами по проблемам наставничества на муниципальном и региональном уровне (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве, проведение координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по проблемам наставничества и т.п.);
- осуществляют организационное, учебно-методическое, материально-техническое, инфраструктурное обеспечение системы (целевой модели) наставничества в образовательной организации;
- создают условия для координации и мониторинга реализации системы (целевой модели) наставничества.
3.5.2. Куратор реализации программ наставничества в образовательной организации.
Функции:
- своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в образовательной организации педагогов, которых необходимо включить в наставническую деятельность в качестве наставляемых;
- организовывает разработку персонализированных программ наставничества;
- осуществляет мониторинг эффективности и результативности системы (целевой модели) наставничества в образовательной организации, формирует итоговый аналитический отчет по внедрению системы (целевой модели) наставничества в образовательной организации;
- осуществляет координацию деятельности по наставничеству с ответственными и неформальными представителями региональной системы наставничества, с сетевыми педагогическими сообществами;
- принимает (совместно с системным администратором) участие в наполнении рубрики (странички) "Наставничество" на официальном сайте образовательной организации различной информацией (событийная, новостная, методическая, правовая и пр.);
- инициирует публичные мероприятия по популяризации системы наставничества педагогических работников.
3.5.3. Методическое объединение (МО)/совет наставников
Функции:
- принимает участие в разработке локальных актов и иных документов образовательной организации в сфере наставничества педагогических работников (совместно с первичной или территориальной профсоюзной организацией);
- принимает участие в разработке и апробации персонализированных программ наставничества педагогических работников;
- помогает подбирать и закреплять пары (группы) наставников и наставляемых по определенным вопросам (предметное содержание, методика обучения и преподавания, воспитательная деятельность, организация урочной и внеурочной деятельности, психолого-педагогическое сопровождение наставляемых и наставников, работа с родителями, связь с системой дополнительного образования и т.п.);
- анализирует результаты диагностики профессиональных затруднений и вносит соответствующие корректировки в персонализированные программы наставничества;
- осуществляет подготовку участников персонализированных программ наставничества к конкурсам профессионального мастерства, форумам, научно-практическим конференциям, фестивалям и т.д.;
- осуществляет организационно-педагогическое, учебно-методическое, материально-техническое, инфраструктурное/логистическое обеспечение реализации персонализированных программ наставничества педагогических работников в образовательной организации.
- участвует в мониторинговых и оценочных процедурах хода реализации персонализированных программ наставничества;
- участвует в разработке системы поощрения (материального и нематериального стимулирования) наставников и наставляемых;
- участвует в формировании банка лучших практик наставничества педагогических работников.
4. Показатели эффективности функционирования системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Республики Мордовия, возможные риски и пути их минимизации
4.1. При разработке показателей эффективности функционирования системы наставничества учитываются показатели мониторинга процесса реализации персонализированной программы наставничества, и показатели мониторинга влияния персонализированной программы наставничества на всех ее участников:
- процент обучающихся наставляемого, успешно прошедших ВПР/ОГЭ/ЕГЭ;
- динамика успеваемости обучающихся;
- динамика участия обучающихся в олимпиадах;
- социально-профессиональную активность наставляемого;
- улучшение образовательных результатов как у наставляемого, так и у наставника;
- степень включенности наставляемого в инновационную деятельность школы;
- увеличение числа педагогов, планирующих стать наставниками и наставляемыми в ближайшем будущем.
4.2. Среди рисков внедрения (применения) системы (целевой модели) наставничества можно назвать следующие:
4.2.1. Отсутствие у некоторых педагогов восприятия наставничества как механизма профессионального роста педагогов.
Возможные мероприятия по минимизации риска:
- создание в образовательных организациях среды для развития наставничества с благоприятным психологическим климатом, освещение практик наставничества на сайте образовательных организаций, в социальных сетях и других доступных образовательных ресурсах, получение реальных позитивных результатов от внедрения системы наставничества;
- расширение возможностей профессионального роста педагогов за счет создания сетевого партнерского взаимодействия по различным направлениям наставничества, организация стажировок и др.;
- участие в муниципальных, региональных программах и мероприятиях по наставничеству (конкурсах, грантах, съездах и т.п.), а также в деятельности ассоциаций и профессиональных сообществ педагогических работников.
4.2.2. Высокая нагрузка на наставников и наставляемых.
Возможные мероприятия по минимизации риска:
- разработка системы мотивирования, материальных и нематериальных форм стимулирования, поощрения за конкретные достижения;
- соразвитие тандемов "наставник - наставляемый" в направлении их дополнительности, взаимозаменяемости, синергии, реверсивности;
- вовлечение большего количества педагогов в наставническую деятельность, в том числе молодых/начинающих педагогов путем развития разнообразных форм наставничества, основанных на идее разделения труда наставников (наставничество, разделенное между несколькими наставниками, по профессиональным затруднениям наставляемого).
4.2.3. Низкая мотивация наставников, недостаточно высокое качество наставнической деятельности и формализм в выполнении их функций.
Возможные мероприятия по минимизации риска:
- вертикально-интегрированная система обучения и сопровождения наставников;
- разработка методического обеспечения и диагностического инструментария методическим корпусом республики для предоставления его наставникам;
- использование разнообразных форм наставничества, в том числе дистанционных;
- психолого-педагогическая поддержка наставников и наставляемых;
- выстраивание многоуровневой среды наставничества, включающей внутриорганизационный и внеорганизационный контуры.
4.2.4. Низкая мотивация наставляемых, их стремление противопоставить себя "косным" наставникам и их многолетнему опыту.
Возможные мероприятия по минимизации риска:
- развитие реверсивных форм наставничества;
- вовлечение наставника и наставляемого в инновационные процессы в системе образования Республики Мордовия;
- привлечение наставника в процесс подготовки аттестации наставляемого;
- привлечение наставляемого в процесс подготовки наставника к аттестационным процедурам.
5. Внедрение системы (целевой модели) наставничества в образовательных организациях
5.1. Внедрение системы (целевой модели) наставничества в образовательных организациях предполагает реализацию трех последовательных этапов:
5.1.1. Подготовительный этап, который предусматривает:
- обеспечение нормативного правового оформления внедрения системы (целевой модели) наставничества в образовательной организации;
- организационно-методическое и информационно-методическое обеспечение процесса реализации системы (целевой модели) наставничества;
- формирование совета наставников и выборы куратора, отвечающего за реализацию персонализированных программ наставничества;
- определение задач, форм и видов наставничества, планируемых результатов;
- разработка и утверждение приказом руководителя образовательной организации Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации 1;
________________________________
1 Примерное положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации приведено в приложении 1
- формирование и утверждение Дорожной карты по реализации системы наставничества педагогических работников в образовательной организации с указанием конкретных мероприятий, сроков исполнения и ответственных, необходимых для реализации ресурсов с учетом имеющихся профессиональных затруднений педагогических работников.
5.1.2. Основной этап внедрения системы наставничества, включающий:
- определение пар наставник/наставляемый;
- организацию непосредственного взаимодействия наставника и наставляемого в рамках реализации персонализированной программы наставничества через различные формы и виды наставничества (в том числе дистанционные).
5.1.3. Заключительный этап, направленный на:
- мониторинг результатов внедрения системы (целевой модели) наставничества в образовательной организации;
- рефлексию (саморефлексию) наставников/наставляемых;
- поощрение наставников и наставляемых, которые добились существенных профессиональных успехов;
- диссеминацию лучшего опыта наставничества;
- планирование следующих этапов развития системы наставничества с учетом имеющегося опыта и новых задач, запросов от наставляемых.
5.2. Основными субъектами наставнической деятельности в образовательной организации являются наставник и наставляемый.
Наставники выбираются из числа:
- опытных педагогов, имеющих устойчивые профессиональные достижения и успехи (победители различных профессиональных конкурсов, авторы учебных пособий и материалов, руководители педагогических сообществ), а также педагогов, стабильно показывающих высокое качество образования обучающихся по своему предмету вне зависимости от контингента детей;
- педагогов и иных специалистов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы, склонных к активной общественной работе, заинтересованных в успехе и повышении престижа образовательной организации, участников педагогических сообществ, в том числе на дистанционной основе;
- педагогов-профессионалов, пользующихся безусловным авторитетом среди педагогов, обладающих лидерскими качествами, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией, имевших опыт успешной неформальной наставнической деятельности;
- методически ориентированных педагогов или методистов, обладающих аналитическими навыками, способных провести диагностические и мониторинговые процедуры, готовых транслировать собственный профессиональный опыт, создавать рефлексивную среду для освоения коллегами педагогических технологий и методик, которыми владеют сами;
- педагогов, готовых к самосовершенствованию, инновационному профессиональному развитию в плане приобретения новых компетенций и опыта, социально мобильных, способных к самообучению и дальнейшей успешной самореализации, но при этом заинтересованных в успехах наставляемого коллеги и готовых нести личную ответственность за его результаты работы.
Наставляемые определяются из числа:
- молодых/начинающих педагогов;
- педагогов, приступивших к работе после длительного перерыва;
- педагогов, находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;
- педагогов, желающих повысить свой профессиональный уровень в определенном направлении педагогической деятельности (предметная область, воспитательная и внеурочная деятельность, дополнительное образование, работа с родителями и пр.);
- педагогов, желающих овладеть современными IT-программами, цифровыми навыками, ИКТ-компетенциями и т.д.;
- педагогов, находящихся в состоянии профессионального, эмоционального выгорания;
- педагогов, испытывающих другие профессиональные затруднения и осознающих потребность в наставнике;
- стажеров/студентов, заключивших договор с обязательством последующего принятия на работу и/или проходящих стажировку/практику в образовательной организации.
5.3. В образовательных организациях общего, среднего профессионального, дополнительного образования в отношении педагогических работников могут быть реализованы следующие формы наставничества:
- "педагог - педагог",
- "руководитель образовательной организации - педагог",
- "работодатель - студент педагогического вуза/колледжа",
- "педагог вуза/колледжа - молодой педагог образовательной организации",
- "социальный партнер - педагогический работник образовательных организаций СПО и дополнительного образования.
5.4. Виды наставничества педагогических работников в образовательной организации:
5.4.1. Виртуальное (дистанционное) наставничество - дистанционная форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы и др.
5.4.2. Наставничество в группе - форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек) или один наставляемый взаимодействует сразу с несколькими наставниками по различным сферам педагогической деятельности.
5.4.3. Краткосрочное или целеполагающее наставничество - наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты.
5.4.4. Реверсивное наставничество - профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса.
5.4.5. Ситуационное наставничество - наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них.
5.4.6. Скоростное консультационное наставничество - однократная встреча наставника (наставников) с наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или обменом опытом.
5.5. Оценка результативности внедрения системы (целевой модели) наставничества осуществляется руководителем образовательной организации совместно с куратором реализации программ наставничества (при наличии такового в данной образовательной организации).
5.5.1. Анализу/мониторингу внедрения системы (целевой модели) наставничества могут подвергаться такие составляющие, как:
- организация внедрения и управление;
- нормативное правовое и информационно-методическое обеспечение;
- кадровые педагогические ресурсы;
- успешное взаимодействие внутреннего и внешнего контуров;
- удовлетворенность педагогических работников, принявших участие в персонализированных программах наставничества и др.
5.5.2. Ожидаемыми результатами внедрения (применения) системы (целевой модели) наставничества являются:
- разработка, апробация и внедрение персонализированных программ наставничества для педагогических работников с учетом потребностей их профессионального роста и выявленных профессиональных затруднений;
- создание электронного банка наставничества, доступного для взаимодействия педагогов в рамках наставнических практик вне зависимости от их места работы и проживания (открытое наставничество);
- создание материалов мониторинга оценки эффективности осуществления персонализированных программ наставничества;
- увеличение доли педагогов, вовлеченных в процесс наставничества;
- сокращение времени на адаптацию молодого/начинающего педагога в профессиональной среде;
- снижение "текучести" педагогических кадров, закрепление молодых/начинающих педагогов в образовательной организации.
5.5.3. Ожидаемые эффекты от внедрения системы (целевой модели) наставничества в образовательной организации:
- повышение профессионального мастерства педагогов, развитие профессиональных инициатив и активности;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов при решении новых или нестандартных задач;
- построение открытой среды наставничества педагогических работников, партнерского взаимодействия среди всех субъектов наставнической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.