г. Краснодар |
|
01 декабря 2022 г. |
Дело N А63-12699/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Ташу А.Х., при ведении протокола судебного заседания, проводимого путем использования системы веб-конференции, помощником судьи Бетиговым М.С. и участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Городской стиль" (ИНН 2635812320, ОГРН 1122651015508) - Ткаченко П.П. (доверенность от 05.04.2021), от ответчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки (ИНН 2626030460, ОГРН 1022601222665) - Черненького Ю.В. (доверенность от 07.09.2022), рассмотрев кассационную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022, установил следующее.
ООО "Городской стиль" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению жилищнокоммунального хозяйства администрации города Ессентуки (далее - управление) с требованием обеспечить надлежащую работу уличного освещения на территории (земельного участка с кадастровым номером 26:30:040124:7) жилых многоквартирных домов по адресу г. Ессентуки, ул. Пятигорская, дом 121, корпуса N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6 (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике", Карачаево-Черкесская Республика, акционерное общество "Ессентукская сетевая компания", государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс", публичное акционерное общество "Ставропольэнергосбыт", Федеральное государственное унитарное предприятие "Северо-Кавказское строительное управление".
Решением от 21.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.07.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что обеспечение освещением придомовой территории относится на собственников многоквартирных домов. Обслуживание спорного имущества, не являющегося муниципальной собственностью, не может входить в компетенцию управления, у которого для этого отсутствуют соответствующие полномочия. Исполнение принятых по делу судебных актов будет нарушением бюджетного законодательства. Суды вынесли оспариваемые акты, которые затрагивают интересы муниципального образования, его бюджета, не привлекая при этом полномочные для разрешения этого вопроса, органы местного самоуправления
Изучив материалы дела, доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что администрация г. Ессентуки организовала конкурс на право управления жилыми многоквартирными домами по адресу: г. Ессентуки, ул. Пятигорская, д. 121, корпус 3,4,5,6.
В соответствии с протоколами от 13.11.2020 N 1, от 13.11.2020 N 2, от 13.11.2020 N 3, от 13.11.2020 N 4 конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом общество признано победителем конкурса.
К конкурсной документации приложен проект договора управления, с указанием перечня общедомового имущества, компетенции управляющей организации, утверждением тарифа на обслуживание и содержание общедомового имущества собственников помещений. Исходя из заключенного договора управления и компетенции управляющей организации, тарифа на обслуживание и содержание общего имущества уличное освещение не входит в состав общедомового имущества.
В соответствии с протоколами внеочередных общих собраний собственников помещений по адресу: г. Ессентуки, ул. Пятигорская, дом 121 корпус 1 от 27.12.2020 и 29.06.2021 и по адресу: г. Ессентуки, ул. Пятигорская, дом 121 корпус 2 от 12.12.2020, собственником помещений в указанных домах приняли решение о расторжении договора управления с ГУП СК "Крайтеплоэнерго" и выбрать управляющей организацией общество, с которым заключить договор управления.
Приказами Управления Ставропольского края - Государственной жилищной инспекцией от 18.03.2021 N 194-ло, от 18.03.2021 N 195-ло, от 25.12.2020 N 1076-ло, от 23.12.2020 N 1077-ло, от 23.12.2020 N 1078-ло, от 23.12.2020 N 1079-ло сведения об управлении домами по адресу: г. Ессентуки, ул. Пятигорская, д. 121, корпуса 1, 2, 3, 4, 5, 6 внесены в лицензию общества от 22.12.2016 N 026-000273.
Данные жилые многоквартирные дома размещены на одном земельном участке в пределах муниципального образования города Ессентуки с кадастровым номером 26:30:040124:7.
Общество со ссылкой на то, что с момента начала управления жилыми многоквартирными домами на придомовой территории не работает уличное освещение. направило управлению обращение от 07.06.2021 года N 91 с целью принять на баланс администрации г. Ессентуки уличное освещение жилого комплекса по адресу:
г. Ессентуки, ул. Пятигорская, д. 121 и обеспечить его надлежащую работу.
Отказ управления от принятия на баланс муниципального образования уличного освещения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 26:30:040124:7 по причине нахождения земельного участка в собственности Российской Федерации послужил основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон с учетом изложенных норм, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как указано в статье 45.1 федерального закона от 06.03.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений, регулируется правилами благоустройства территории муниципального образования, утверждение которых отнесено к вопросам местного значения городского поселения в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 14 данного закона.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил благоустройства и санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Ессентуки, утвержденных Решением совета г. Ессентуки от 25.05.2012 N 45 (далее - Правила N 45), благоустройство территории - комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства.
В обязательный перечень элементов благоустройства на территории участка жилой застройки коллективного пользования пункт 30.3 Правил N 45 включает: твердые виды покрытия проезда, различные виды покрытия площадок, элементы сопряжения поверхностей, оборудование площадок, озеленение, осветительное оборудование
Суды правомерно отклонили доводы управления о том, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, а земельный участок с кадастровым номером 26:30:040124:7 находится в собственности Российской Федерации, поскольку организация и ремонт уличного дворового освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.
Сети наружного освещения придомовой территории не входят в состав общедомового имущества в многоквартирном доме. Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, не содержат положений об обязанности собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному (придворному) освещению.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом округа, поскольку указанные в них обстоятельства, составляли предмет рассмотрения в судах нижестоящих инстанций, где получили надлежащую правовую оценку.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Ташу А.Х., при ведении протокола судебного заседания, проводимого путем использования системы веб-конференции, помощником судьи Бетиговым М.С. и участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Городской стиль" (ИНН 2635812320, ОГРН 1122651015508) - Ткаченко П.П. (доверенность от 05.04.2021), от ответчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки (ИНН 2626030460, ОГРН 1022601222665) - Черненького Ю.В. (доверенность от 07.09.2022), рассмотрев кассационную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022, установил следующее.
...
Сети наружного освещения придомовой территории не входят в состав общедомового имущества в многоквартирном доме. Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, не содержат положений об обязанности собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному (придворному) освещению."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 декабря 2022 г. N Ф08-11599/22 по делу N А63-12699/2021