г. Краснодар |
|
01 декабря 2022 г. |
Дело N А32-1644/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Драбо Т.Н., при участии представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ПХ-Смоленское" (ИНН 2312217595, ОГРН 1142312008684) - Климана Ю.А. (доверенность от 30.03.2021), от заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Даньшиной Е.Ю. (доверенность от 09.06.2022), в отсутствие третьего лица - администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2022 по делу N А32-1644/2021, установил следующее.
ООО "ПХ-Смоленское" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 09.10.2020 N 52-32-16-36864/20, об отказе в предоставлении обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:26:1001000:286, расположенного по адресу: Краснодарский край, Северский район, в границах ПСК "Предгорье Кавказа", участок N 306; возложении на данный орган обязанности устранить допущенные нарушения: в течение 10 дней со дня вступления в силу судебного акта принять решение о предоставлении в собственность общества указанного земельного участка; подготовить проект договора купли-продажи и направить его обществу с предложением о заключении; взыскании с департамента в пользу общества расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 тыс. рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Северский район (далее - администрация).
Решением от 28.02.2022, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 28.06.2022, заявление удовлетворено: признано незаконным решение департамента, приведенное в письме от 09.10.2020 N 52-32-16-36864/20, об отказе в предоставлении в собственность обществу земельного участка; на уполномоченный орган возложена обязанность в течение 10 дней со дня вступления в силу судебного акта принять решение о предоставлении в собственность обществу земельного участка с кадастровым номером 23:26:1001000:286, расположенного по адресу: Краснодарский край, Северский район, в границах ПСК "Предгорье Кавказа", участок N 306; подготовить и направить в его адрес подписанный проект договора купли-продажи земельного участка. Суды признали, что департаментом нарушены положения Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), поскольку вид разрешенного использования земельного участка соответствовал целям использования, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, вследствие чего отсутствовали законные основания для отказа обществу в предоставлении в собственность земельного участка. На спорном земельном участке отсутствуют какие-либо объекты, относящиеся к санаторно-курортному назначению. Уполномоченным органом не представлены доказательства, подтверждающие реализацию документов территориального планирования (генерального плана) в части строительства (размещения) объектов санаторно-курортного назначения. Внесение сведений в правила землепользования и застройки об отнесении земельного участка с кадастровым номером 23:26:1001000:286 к зоне объектов санаторно-курортного значения (Р-К) произошло вследствие технической ошибки. В настоящее время ведутся работы по корректировке генерального плана Смоленского сельского поселения. В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) перевод земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории (таких изменений в ЕГРН не вносилось).
В кассационной жалобе департамент просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что отказ от 09.10.2020 N 52-32-16-36864/2020 соответствует нормам действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя, отсутствует совокупность условий, необходимых для признания решения государственного органа незаконным. Суды двух инстанций не дали правовую оценку нахождения земельного участка в территориальной зоне санаторно-курортного назначения. Наличие зданий ангарного типа на земельном участке с кадастровым номером 23:26:1001000:286 из земель сельскохозяйственного назначения свидетельствует о том, что данный участок не относится к землям сельскохозяйственных угодий, используется как земли сельскохозяйственного назначения, занятые зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. На земельный участок с кадастровым номером 23:26:1001000:286 распространяется действие градостроительного регламента. Согласно выписке из ЕГРН сведения о средней квадратической погрешности определения координат характерных точек границ земельного участка, отсутствуют; граница земельного участка с кадастровым номером 23:26:1001000:286 не установлена в соответствие с требованиями земельного законодательства. Департамент также ссылается на нарушение норм процессуального права, выразившееся в необеспечении апелляционным судом технической возможности для участия представителя в судебном онлайн-заседании.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал аргументы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, представив доказательства исполнения судебных актов - договор купли-продажи от 12.08.2022 N 1635.
Департамент и администрация явку представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены надлежащим образом согласно статьям 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Определением от 31.10.2022 судебное разбирательство по кассационной жалобе откладывалось до 24.11.2022 до 12 часов 40 минут в целях проверки факта нарушения норм процессуального права, выразившегося в необеспечении апелляционным судом технической возможности участия представителя в судебном онлайн-заседании.
Определением председателя третьего судебного состава от 23.11.2022 произведена замена судьи Мещерина А.И. на судью Анциферова В.А. (статья 18 Кодекса), дело рассмотрено с самого начала.
В судебном заседании, состоявшемся 24.11.2022, представители спорящих сторон поддержали позиции своих доверителей.
Администрация явку представителей в суд кассационной инстанции не обеспечила, извещена надлежащим образом согласно статьям 121, 123 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывы, выслушав присутствующих представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, 01.02.2012 администрация (арендодатель) и ОАО "Краснодарнефтегазстрой" (арендатор) заключили договор N 8826000075 аренды, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях данного договора земельный участок N 306 из земель сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения земель Краснодарского края) с кадастровым номером 23:26:1001000:286, общей площадью 189 902 кв. м, расположенный в границах бывшего ПСК "Предгорье Кавказа", предназначенный для сельскохозяйственного использования без капитального строительства, сроком на 10 лет.
Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон со дня его государственной регистрации (пункт 7.1 договора). Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 30.03.2012.
Обществу (арендатор) на основании договора переуступки прав (цессии) от 12.08.2014 по договору аренды земельного участка от 01.02.2012 N 8826000075 передано право аренды на указанный земельный участок. Договор переуступки прав (цессии) зарегистрирован 26.09.2014 (запись о регистрации 23-23-01/2087/2014-2108).
11 сентября 2020 года общество на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность с указанием целей использования спорного земельного участка: для развития отрасли животноводства, для выращивания кормовых культур (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, кормовые клубнеплоды, кормовые бахчевые культуры, зернофуражные культуры) в целях обеспечения кормами собственных животных и птицы либо в целях обеспечения кормами животных и птицы, принадлежащих другим владельцам, в том числе ведущим личное подсобное хозяйство; для производства винограда, плодов, картофеля, овощей и ягод с поддержанием способности почвы обеспечивать урожаи сельскохозяйственных культур, не менее, указанных в статье 7 Закона Краснодарского края "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края"; для создания питомников для выращивания и реализации подроста деревьев и кустарников, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян.
Письмом от 09.10.2020 N 52-32-16-36864/20 департамент отказал заявителю в заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов. Основываясь на положениях пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса, уполномоченный орган принял решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности без проведения торгов, в связи с тем, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям его использования, указанным в заявлении. Основанием для отказа послужила информация, предоставленная управлением архитектуры администрации муниципального образования Северский район, в письме от 17.09.2020N 909-А, согласно которой в соответствии с правилами землепользования и застройки Смоленского сельского поселения от 31.10.2014 N 19 (с изменениями от 19.12.2019 N 502) земельный участок с кадастровым номером 23:26:1001000:286 расположен в зоне объектов санаторно-курортного значения Р-К.
Ссылаясь на незаконность решения департамента об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, нарушение прав (законных интересов), общество оспорило его в арбитражном суде по правилам главы 24 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Статьей 7 Земельного кодекса установлено подразделение земель по целевому назначению. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу пункта 1 статьи 27 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом (пункт 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного Кодекса.
Продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу осуществляется при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса и предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса. Уполномоченный орган, в частности, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если: с заявлением о его предоставлении обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1); земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6).
Исследовав представленные доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суды пришли к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения департамента об отказе в предоставлении обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:26:1001000:286. Разрешая спор, суды указали на подачу заявления о предоставлении земельного участка в собственность заявителем 11.09.2020, то есть по истечении трех лет с момента заключения договора аренды земельного участка (договор переуступки прав (цессии) зарегистрирован 26.09.2014) и в пределах срока договора аренды (окончание срока действия договора аренды 30.03.2022); отсутствие нарушений земельного законодательства со стороны арендатора при использовании земельного участка с момента его предоставления в аренду. На спорном земельном участке отсутствуют объекты, относящиеся к санаторно-курортному назначению. Уполномоченным органом не представлены доказательства, подтверждающие реализацию документов территориального планирования (генерального плана) в части строительства (размещения) объектов санаторно-курортного назначения. Суды правомерно учли, что внесение сведений в правила землепользования и застройки об отнесении земельного участка с кадастровым номером 23:26:1001000:286 к зоне объектов санаторно-курортного значения (Р-К) вследствие технической ошибки. Мотивы, приведенные уполномоченным органом в обоснование принятого решения, не могут служить законными основаниями для непредоставления в собственность заявителя указанного земельного участка.
Довод кассационной жалобы в части нарушения норм процессуального права подлежит отклонению ввиду следующего. Ходатайство департамента об участии в судебном заседании 21.06.2022 путем использования системы "Картотека арбитражных дел (онлайн-заседание)" от 20.06.2022 удовлетворено в тот же день. В протоколе судебного заседания от 21.06.2022 отражено, что представитель к онлайн-заседанию не подключился. Согласно ответу специалиста Отдела технической поддержки Pravo Tech, полученному апелляционным судом, онлайн-заседание от 21.06.2022 запущено 2022-06-21 в 11:55:20.053 МСК. Завершено 2022-06-21 в 12:07:13.327 МСК. К онлайн-заседанию подключался только пользователь Илюшин Роман Романович (15ap.rilyushinfaarbitr.ru).
С учетной записи пользователя Даньшиной Екатерины Юрьевны, с которой подавалось ходатайство об участии в онлайн-заседании, подключений не было. Таким образом, отсутствие у представителя департамента возможности подключиться к онлайн-заседанию не могло препятствовать рассмотрению настоящего дела по существу и не свидетельствует о нарушении апелляционным судом норм процессуального права, выразившихся в необеспечении технической возможности участия представителя в судебном онлайн-заседании.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам спора и нормам права.
Оснований для отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены состоявшихся судебных актов, кассационная коллегия не установила.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2022 по делу N А32-1644/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса и предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса. Уполномоченный орган, в частности, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если: с заявлением о его предоставлении обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1); земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 декабря 2022 г. N Ф08-9612/22 по делу N А32-1644/2021