г. Краснодар |
|
01 декабря 2022 г. |
Дело N А32-55878/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Драбо Т.Н. и Епифанова В.Е. при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р" (ИНН 2310040800, ОГРН 1022301606799) - Молдовановой Т.В. (доверенность от 13.12.2019), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Сопиной Д.Р. (доверенность от 27.12.2021), в отсутствие представителей должностного лица - лесничего Верхне-Баканского участкового лесничества Новороссийского лесничества филиала государственного казенного учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу" Путилова Николая Владимировича, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2022 по делу N А32-55878/2021, установил следующее.
Акционерное общество "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к лесничему Верхне-Баканского участкового лесничества Новороссийского лесничества филиала государственного казенного учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу" Путилову Николаю Владимировичу (далее - лесничий, лесничество), министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) о признании незаконным и отмене предписания от 13.09.2021 N 01 об устранении нарушений лесного законодательства путем установления и укомплектования пункта сосредоточения пожарного инвентаря на арендуемом по договору от 10.04.2010 N 24/10 лесном участке площадью 0,4277 га, расположенном по адресу: Краснодарский край, муниципальный район город Новороссийск, Шесхарисское участковое лесничество Новороссийского лесничества квартал 4А, части выделов 15, 16, 18, 29, 32, 48, 47, 57, далее - договор аренды, лесной участок) согласно утвержденному проекту освоения лесов.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2022, в удовлетворении заявления отказано со следующей мотивировкой. Общество не исполнило все требования по противопожарному обустройству лесов, указанные в проекте освоения лесов. На предоставленном обществу в аренду лесном участке отсутствует пункт сосредоточения противопожарного инвентаря. Общество не приняло исчерпывающие меры, направленные на соблюдение на лесном участке правил пожарной безопасности в лесах. Довод о неисполнимости оспариваемого предписания отклонен ввиду его соответствия нормативным требованиям.
Общество, обжаловав решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2022 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), привело следующие основания проверки законности судебных актов. Пункт сосредоточения противопожарного инвентаря организован обществом с учетом возможности доставки ресурсов пожаротушения не позднее 3-х часов с момента обнаружения пожара.
Такая организация соответствует нормативно установленным требованиям. Общество не нарушило правила пожарной безопасности. Проект освоения лесов содержит противоречивые сведения. Оспариваемое предписание неисполнимо. Общество заключило договор на оказание услуг по противопожарной безопасности принадлежащих ему нефтепроводов.
Отзыв на кассационную жалобу в суд кассационной инстанции не поступил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на основании своего приказа от 10.02.2010 N 66 департамент лесного хозяйства Краснодарского края (арендодатель) и общество (арендатор) 10.04.2010 заключили договор аренды лесного участка на 49 лет до 10.04.2059 (пункт 7). На арендатора возложена обязанность по осуществлению противопожарного обустройства лесного участка (пункт 3.4.6).
Экспертная комиссия министерства 03.12.2019 утвердила проект освоения лесного участка, переданного обществу по договору аренды. На общество возложена обязанность по соблюдению наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов по утвержденным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации нормам, а также по содержанию средств предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования (пункт 5.2). Указанные средства, перечень которых приведен в таблице 5.3.1, должны находиться непосредственно на территории арендованного лесного участка (пункт 5.3). Пункты сосредоточения противопожарного инвентаря должны были организовываться по одному на добровольную пожарную дружину. Всего проектом предусмотрено установление одного пункта (таблица 5.2.1). В перечне снаряжения и инвентаря, пожарных инструментов, которые должны находиться на лесном участке, значатся бензопила, пять ранцевых лесных опрыскивателей (противопожарные ранцы), пять топоров, десять лопат, три емкости объемом 10-15 л для доставки воды (таблица 5.3.1). На лесном участке предусмотрено обустройство щита и навеса для размещения противопожарного инвентаря (приложенные к проекту тематические лесные карты 5.2, 5.3, 7.5).
На основании приказа от 29.06.2021 и решения от 25.08.2021 N 1341 министерства государственными лесными инспекторами лесничества в рамках осуществляемого федерального государственного лесного надзора проведена плановая выездная проверка общества. В ходе проверки выявлено невыполнение обязательных требований, предусмотренных проектом освоения лесов, в части содержания средств предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования. На лесном участке отсутствует пункт сосредоточения противопожарного инвентаря. Результаты проверки отражены в соответствующем акте от 10.09.2021 N 1.
Обществу выдано предписание от 13.09.2021 об устранении выявленных нарушений Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614, а также пункта 3.4.6 договора аренды. Обществу указано на необходимость установления и укомплектования пункта сосредоточения пожарного инвентаря согласно проекту освоения лесов до 13.10.2021.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения общества в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Согласно положениям главы 24 Арбитражного процессуального кодекса удовлетворение требования о признании решения органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконным возможно при установлении несоответствия этого решения нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200).
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) установлено, что предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (часть 1 статьи 10). В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного надзора, проводившие проверку, в пределах предусмотренных законодательством полномочий обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (часть 1 статьи 17).
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено право заинтересованного лица на оспаривание решения, основанного на акте контрольного (надзорного) мероприятия (предписания органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля об устранении выявленных нарушений).
Положениями Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) установлено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от пожаров является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка (пункты 2, 8 статьи 51). Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, а также иные меры. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются, среди прочего, проектом освоения лесов (пункты 1, 2 статьи 53). Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов (пункт 5 статьи 53.1).
Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614, определено, что предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляется арендаторами на основании проекта освоения лесов (подпункт "а" пункта 3, пункт 5). Юридическим лицам и гражданам, осуществляющим использование лесов, вменено в обязанность соблюдение норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при таком использовании, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования (подпункт "в" пункта 12). Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 22). Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, определенные в установленном порядке, включаются в проекты освоения лесов (пункт 25).
Нормативами обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующих леса, и Нормами наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.03.2014 N 161, определена необходимость организации пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря с учетом возможности доставки ресурсов пожаротушения не позднее трех часов с момента обнаружения пожара.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанции вправе были заключить о следующем.
Если бы проектом освоения лесов, утвержденным в отношении используемого обществом лесного участка, не предусматривалось размещение пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря на территории арендуемого лесного участка, то общество вправе было бы определять самостоятельно места размещения указанных пунктов, при условии возможности доставки ресурсов пожаротушения не позднее трех часов с момента обнаружения пожара.
Вместе с тем, общество, заключая договор аренды лесного участка, приняло на себя обязанность по соблюдению мер пожарной безопасности, в том числе и по предупреждению лесных пожаров. Проектом освоения лесов, утвержденным в отношении используемого обществом лесного участка, предусмотрено размещение пункта сосредоточения противопожарного инвентаря на территории арендуемого лесного участка. Проект утвержден приказом министерства от 11.12.2019 N 2345 на основании результатов экспертного исследования, в установленном порядке также не оспорен, незаконным не признан. Проект освоения лесов не содержит взаимоисключающих положений.
Общество не исполнило требования проекта освоения лесов, им не обустроен пункт сосредоточения противопожарного инвентаря на территории арендуемого лесного участка. Общество не обеспечило содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования Оспариваемое предписание является законным и исполнимым, выдано уполномоченным должностным лицом (лесничим) в целях устранения выявленных нарушений противопожарных нормативов.
Наличие противопожарных средств в месте нахождения (базирования) общества, заключенный им с обществом с ограниченной ответственностью "Кубанская пожарная охрана" договор оказания противопожарных услуг не исключают необходимость выполнения определенных проектом освоения лесов противопожарных мероприятий, в том числе в части обустройства пункта сосредоточения противопожарного инвентаря на территории арендуемого лесного участка.
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают.
В части они направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2022 по делу N А32-55878/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614, определено, что предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляется арендаторами на основании проекта освоения лесов (подпункт "а" пункта 3, пункт 5). Юридическим лицам и гражданам, осуществляющим использование лесов, вменено в обязанность соблюдение норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при таком использовании, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования (подпункт "в" пункта 12). Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 22). Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, определенные в установленном порядке, включаются в проекты освоения лесов (пункт 25).
Нормативами обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующих леса, и Нормами наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.03.2014 N 161, определена необходимость организации пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря с учетом возможности доставки ресурсов пожаротушения не позднее трех часов с момента обнаружения пожара.
...
В части они направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 декабря 2022 г. N Ф08-11992/22 по делу N А32-55878/2021