Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Стратегические приоритеты и цели государственной программы Камчатского края "Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей населенных пунктов Камчатского края коммунальными услугами" (далее - Программа)
1. Оценка текущего состояния в сфере реализации Программы
1. Основными приоритетами государственной политики в сфере коммунального хозяйства, энергосбережения и энергетики являются:
1) обеспечение населения коммунальными услугами нормативного качества и доступной стоимости при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры;
2) повышение уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов;
3) бесперебойное электро-, тепло-, водоснабжение и водоотведение организациями жилищно-коммунального хозяйства;
4) улучшение качества жилищного фонда, повышение комфортности условий проживания;
5) создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека;
6) предотвращение аварийных ситуаций, возникающих в результате попадания ила стабилизированного в воду водного объекта отведения сточных вод из-за разрушения стен сооружения иловых карт.
2. Современное состояние жилищной сферы является результатом реализации Указов и поручений Президента Российской Федерации в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 3268-р, поручениями Губернатора Камчатского края и Правительства Камчатского края.
Основой реализации государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах являются приоритеты, определенные Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204), от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р, Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 3268-р.
Вместе с тем государственная политика в данной сфере проводится с учетом уровня прямого стратегического взаимодействия по вопросам организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с органами федеральной, региональной исполнительной власти Российской Федерации, публично-правовой компанией "Фонд развития территорий", органами местного самоуправления, общественными организациями и объединениями.
Жилищный фонд Камчатского края имеет признаки изношенности по причине низких темпов строительства новых жилых домов. В этой связи остается актуальным вопрос реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае на 2014 - 2043 годы, разработанной в соответствии с требованиями статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Камчатского края от 12.02.2014 N 74-П (далее - региональная программа).
В рамках реализации региональной программы производится капитальный ремонт общедомового имущества многоквартирных домов, а именно: фасада, крыши, фундамента, внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, замена и модернизация лифтов.
В Камчатском крае 3351 многоквартирный дом общей площадью 8381,99 тыс. м 2, из них 2743 многоквартирных дома общей площадью 7260,31 тыс. м 2 включены в региональную программу.
В рамках реализации региональной программы с 2014 года в 1187 многоквартирных домах общей площадью 3125,10 тыс. м 2 проведены работы (услуги) по капитальному ремонту общего имущества, что позволило улучшить условия проживания 152 тысячам человек, проживающих в отремонтированных многоквартирных домах.
3. В соответствии со статьей 157 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.11.2023 N 3147-р, ежегодно Правительством Камчатского края устанавливаются предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях в Камчатском крае.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.11.2023 N 3147-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2024 - 2028 годы.
Согласно указанному распоряжению средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по Камчатскому краю утвержден на уровне 7,2 процента. В 2024 году предусмотрена индексация тарифов с 1 июля 2024 года.
С целью недопущения роста платы граждан за коммунальные услуги в среднегодовом исчислении по сравнению с уровнем коммунальных платежей декабря предыдущего года, а также в связи с тем, что в совокупном платеже граждан за коммунальные услуги плата за отопление занимает наибольший удельный вес, на уровне Правительства Камчатского края принято решение обеспечить недопущение роста совокупной платы граждан за коммунальные услуги путем установления предельного уровня максимально возможного изменения размера платы граждан за отопление в разрезе муниципальных образований, в связи с чем ежегодно постановлениями Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края устанавливаются предельные значения изменения платы граждан за отопление по муниципальным образованиям в Камчатском крае (далее - предельные значения).
Предельные значения устанавливаются по первому и второму полугодию к начислению платы граждан за отопление в декабре предыдущего финансового года.
В случае превышения начисленной платы граждан за отопление у исполнителей коммунальных услуг (ресурсоснабжающих организаций или управляющих организаций) возникают недополученные доходы в связи с необходимостью ограничения платы за отопление.
Постановлениями Правительства Камчатского края ежегодно устанавливаются расходные обязательства Камчатского края по возмещению недополученных доходов исполнителям коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающим организациям, в виде субсидий в целях возмещения затрат или недополученных доходов, возникших в результате приведения размера платы граждан за отопление в соответствие с предельными значениями.
Получателями средств краевого бюджета на указанные цели являются 9 теплоснабжающих организаций, оказывающих услуги теплоснабжения населению.
4. Правительством Камчатского края проводится политика сдерживания роста тарифов для населения на коммунальные услуги.
В целях социальной защиты населения края решениями Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края устанавливаются льготные тарифы на коммунальные услуги для населения.
За последние годы в регионе достигнуто снижение уровня тарифов для населения на те виды коммунальных услуг, плата за которые занимает наибольший удельный вес в платежном документе, в том числе на отопление. Решениями Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края уровень тарифа на тепловую энергию (отопление) на территории Петропавловск-Камчатского городского округа на 2017 год был снижен с 4 570 руб./Гкал до 4 500 руб./Гкал, на 2018 год - до 4 250 руб./Гкал, на 2019 - до 3 900 руб./Гкал, со 2 полугодия 2021 года - до 3 800 руб./Гкал, действующего в настоящее время и утвержденного на 2023 год и первое полугодие 2024 года. В результате, снижение тарифа на отопление для населения составило 16,8 процента за последние 6 лет.
Разница между экономически обоснованным и льготным тарифами на коммунальные услуги возмещается ресурсоснабжающим организациям за счет средств краевого бюджета.
Получателями средств краевого бюджета на указанные цели являются 36 ресурсоснабжающих организаций, оказывающих коммунальные услуги населению, в том числе, в сфере теплоснабжения - 16 организаций, в сфере водоснабжения и водоотведения - 13 организаций, оказывающих комплекс услуг - теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения - 7 организаций.
5. Правительством Камчатского края ведется политика сдерживания роста тарифов на электрическую энергию для населения.
В целях социальной защиты населения края решениями Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края устанавливаются льготные тарифы на электрическую энергию для населения.
Разница между экономически обоснованным и льготным тарифами на электрическую энергию возмещается энергоснабжающим организациям за счет средств краевого бюджета.
Получателями средств краевого бюджета на указанные цели являются 7 энергоснабжающих организаций.
6. На территории Камчатского края осуществляют деятельность 2 организации в сфере газоснабжения.
В рамках обеспечения проведения политики сдерживания роста цен (тарифов) для населения Приказом Федеральной антимонопольной службы России утверждена оптовая (сниженная) цена на природный газ, которая значительно ниже расчетного уровня оптовой цены на газ, определенного письмом Федеральной антимонопольной службы России от 09.01.2019 N иа/63/19.
Также постановлениями Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края устанавливается льготная цена на газ для населения Соболевского муниципального района Камчатского края и экономически обоснованная розничная цена.
Недополученные доходы газоснабжающим организациям в связи с оказанием услуг по отпуску природного газа отдельным потребителям Камчатского края по ценам, установленным ниже экономически обоснованного уровня, возмещаются из бюджета Камчатского края.
7. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 N 895 "О достижении на территориях Дальневосточного федерального округа базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность)", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2022 N 4295-р на территории Камчатского края на 2023 год базовые уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) установлены в среднем на уровне 6,83 руб/кВт-ч (без НДС). Базовые тарифы распространяются на потребителей, соответствующих Критериям определения потребителей электрической энергии (мощности), не относящихся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, в отношении которых на территориях Дальневосточного федерального округа осуществляется доведение цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2021 N 2062.
Правительством Камчатского края и ПАО "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро" заключено Соглашение (договор) о безвозмездных целевых взносах от 16.08.2017 N 27-04. Объем дополнительных средств на компенсацию межтарифной разницы ежегодно определяется в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации. Поступление средств осуществляется в течение года ежемесячно с февраля равными долями.
8. Отрасль жилищно-коммунального хозяйства в Камчатском крае является наиболее проблемной. На территории Камчатского края 319 источников теплоснабжения суммарной мощностью 1721,36 Гкал/час, источников водоснабжения - 109.
В 2022 году выработано порядка 3,082 млн Гкал тепла и 2064 млн кВт/ч электрической энергии, подано в сеть холодной воды в объеме 75,52 млн м 3, из них пропущено через очистные сооружения 5,60 млн м 3, сточных вод всего 18, 75 млн м 3, их них пропущено через очистные сооружения 9, 29 млн м 3.
Протяженность сетей коммунальной инфраструктуры составляет:
1) сети теплоснабжения: 756,64 км, из них ветхие, нуждающиеся в замене 343,08 км (45 процентов);
2) сети водоснабжения: 1 166,188 км, из них ветхие, нуждающиеся в замене 537,7 км (46 процентов);
3) сети водоотведения: 570,83 км, из них ветхие, нуждающиеся в замене 281,76 км (49 процентов);
4) сети электроснабжения: 1 029,53 км, из них ветхие, нуждающиеся в замене 5,87 км (0,6 процента).
9. Высокий технический и моральный износ основных фондов предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства нередко приводят к сбоям в работе. С целью недопущения аварийных ситуаций принимаются локальные меры по устранению повреждений коммунальных сетей с минимальными финансовыми затратами.
Ветхость объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость являются причиной предоставления коммунальных услуг низкого качества, не соответствующих запросам потребителей. Кроме того, состав оборудования не соответствуют современным требованиям строительных норм для проектирования.
Высокая дотационность и недостаток собственных средств в бюджете Камчатского края не позволяют в полной мере обеспечить реализацию мероприятий, направленных на повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению Камчатского края.
Вместе с тем отсутствуют потенциальные инвесторы из-за низкой инвестиционной привлекательности отрасли, что обусловлено длительными сроками возврата инвестиций и опережающим ростом цен на энергетические ресурсы.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы
10. Приоритеты региональной политики в жилищной сфере определены Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204, Указом Президента от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р, Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 3268-р.
11. Программа направлена в том числе на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2024 года "Повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения", определенной Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204.
12. Основными приоритетами региональной политики в сфере коммунального хозяйства и энергетики является повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг, повышение качества предоставления коммунальных ресурсов, создание комфортных условий для жизнедеятельности в муниципальных образованиях в Камчатском крае.
13. С учетом приоритетов государственной политики в сфере коммунального хозяйства, энергосбережения и энергетики целями Программы являются:
1) повышение качества жилищного обеспечения населения;
2) повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению;
3) повышение доступности электросетевой инфраструктуры, надежности и качества энергоснабжения потребителей;
4) развитие газификации с учетом особенностей регионального топливно-энергетического баланса;
5) обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами.
14. Достижение целей Программы требует решения следующих задач:
1) совершенствование системы управления энергетическими ресурсами и пропаганда энергосбережения;
2) реализация энергосберегающих мероприятий, рекомендованных к проведению в энергетических паспортах по результатам энергетических обследований;
3) установка коллективных и индивидуальных приборов учета на отпуск коммунальных ресурсов;
4) внедрение и эксплуатация зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта;
5) реализация Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204;
6) улучшение качества объектов инженерной инфраструктуры в сфере теплоснабжения;
7) улучшение качества объектов инженерной инфраструктуры в сфере водоснабжения и водоотведения;
8) поддержка органов местного самоуправления в части решения вопросов, возникающих в процессе эксплуатации объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения;
9) уменьшение ветхости инженерных сетей, снижение аварийности на сетях коммунальной инфраструктуры;
10) изготовление технических планов и постановка на кадастровый учет объектов топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплексов;
11) обеспечение объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях резервными источниками электроснабжения;
12) реализация мероприятий, направленных на установку приборов учета, модернизацию энергомеханического оборудования, систем измерения количества и качества воды, укрепление (восстановление) зон санитарной охраны источников водоснабжения;
13) реализация региональной программы Камчатского края "Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций в Камчатском крае", утвержденной Распоряжением Правительства Камчатского края от 08.12.2020 N 602-РП, разработанной во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2016 N 903 "О порядке разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций";
14) обеспечение доступности отдельных коммунальных услуг населению;
15) улучшение условий хозяйственной деятельности предприятий;
16) улучшение условий жизни собственников помещений многоквартирных домов;
17) организация проведения капитального ремонта в многоквартирных домах;
18) информирование граждан о своих правах и обязанностях в сфере капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов;
19) обеспечение безопасности объектов водоснабжения и водоотведения;
20) повышение качества оказания услуг по водоснабжению и водоотведению;
21) отсутствие у получателя субсидии просроченной задолженности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду;
22) предоставление гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
23) осуществление Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края и подведомственных организаций своих полномочий качественно, своевременно и эффективно.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
15. Программа взаимосвязана со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710, государственной программой Российской Федерации "Развитие энергетики", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 321, комплексной государственной программы Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.2023 N 1473.
4. Задачи регионального управления в сфере коммунального хозяйства, энергосбережения и энергетики, способы их эффективного решения
16. Достижение целей Программы осуществляется посредством реализации мероприятий в рамках следующих направлений:
1) энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Камчатском крае;
2) реализация инвестиционных мероприятий в отношении объектов коммунальной инфраструктуры;
3) оказание мер поддержки на реализацию органами местного самоуправления полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
4) развитие газификации и участие в организации газоснабжения граждан;
5) возмещение недополученных доходов в связи с тарифным регулированием в коммунальной сфере;
6) капитальный ремонт многоквартирных домов в Камчатском крае;
7) реализация полномочий Камчатского края в сфере водоснабжения и водоотведения;
8) обеспечение исполнения государственных полномочий.
17. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, консолидированного бюджета Камчатского края, а также за счет внебюджетных источников. Размеры средств указанных бюджетов и внебюджетных источников подлежат ежегодному уточнению, исходя из необходимости достижения целей Программы.
18. Способами эффективного решения указанных задач в рамках реализации государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере является:
1) предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятий Программы;
2) предоставление субсидий юридическим лицам в целях возмещения:
а) предприятиям коммунального комплекса недополученных доходов в связи с оказанием потребителям коммунальных услуг по льготным тарифам;
б) исполнителям коммунальных услуг недополученных доходов в связи с ограничением изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги до установленного уровня;
в) предприятиям коммунального комплекса недополученных доходов в связи с поставкой ими юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Камчатского края, осуществляющим деятельность в области отдыха и развлечений в части эксплуатации аквапарков, тепловой энергии по льготным тарифам;
г) юридическим лицам, осуществляющим деятельность в сфере теплоснабжения в Камчатском крае, в связи с установлением льготного размера платы за подключение к системе теплоснабжения;
д) отдельным поставщикам коммунальных услуг недополученных доходов, возникших в связи с оказанием потребителям коммунальных услуг по льготным тарифам, в Камчатском крае;
е) затрат, связанных с выполнением работ и оказанием услуг по приобретению, установке и монтажу газоиспользующего оборудования и (или) строительству газопроводов внутри земельных участков негазифицированных домовладений, расположенных вблизи внутрипоселковых газопроводов, гражданам, проживающим в Камчатском краев, в том числе отдельным категориям граждан, проживающих в Камчатском крае;
ж) недополученных доходов в связи с предоставлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, выполняющими переоборудование, скидки владельцам транспортных средств на переоборудование транспортных средств на использование природного газа (метана) в качестве моторного топлива;
з) недополученных доходов юридическим лицам, осуществляющим на территории Камчатского края регулируемую деятельность в сферах электроэнергетики;
и) части затрат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в том числе являющимся территориальными сетевыми организациями, подключающими объекты зарядной инфраструктуры к своим сетям, или производителям объектов зарядной инфраструктуры, реализующим инвестиционные проекты по строительству объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта, на закупку или производство оборудования объектов зарядной инфраструктуры и технологическое присоединение объектов зарядной инфраструктуры к электрическим сетям;
к) недополученных доходов юридическим лицам, осуществляющим на территории Камчатского края регулируемую деятельность в сфере газоснабжения;
3) предоставление грантов в форме субсидий юридическим лицам в целях возмещения федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с оказанием потребителям коммунальных услуг по льготным тарифам, в Камчатском крае;
4) предоставление субсидий юридическим лицам в целях финансового обеспечения:
а) юридическим лицам, осуществляющим деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, затрат по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, возникших в связи с оказанием услуг по водоснабжению и водоотведению;
б) юридическим лицам, осуществляющим деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг;
в) юридическим лицам, осуществляющим деятельность в сфере водоотведения, отдельных затрат в связи с оказанием услуг по водоотведению;
г) некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Камчатского края" в целях финансового обеспечения затрат в связи с оказанием услуг по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае;
д) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на исполнение краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта Камчатского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.