Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства
Самарской области
от 22.01.2024 N 19
Стратегические приоритеты
Государственной программы
1. Оценка текущего состояния в сфере незаконного оборота наркотиков и профилактики наркомании
Анализ сложившейся в последние годы наркоситуации в Самарской области показал, что вопросы противодействия незаконному обороту наркотиков на территории региона по-прежнему сохраняют свою актуальность.
Реализация в рамках Государственной программы в 2014-2022 годах основных направлений антинаркотической политики, предусматривающих сокращение незаконного оборота и доступности наркотиков для их незаконного потребления, снижение тяжести последствий незаконного потребления наркотиков, формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте, способствует тому, что в последние годы в Самарской области фиксируется устойчивая тенденция к общему оздоровлению наркоситуации.
Так, на начало 2014 года общее число наркопотребителей, официально зарегистрированных наркологической службой региона, составляло 34 141 человек, из них с диагнозами:
"синдром зависимости от наркотических средств (наркомания)" (далее - "синдром зависимости") - 21 691 человек, из них 15 человек - несовершеннолетние лица в возрасте 15-17 лет;
"пагубное (с вредными последствиями) потребление наркотиков" (далее - "пагубное потребление") - 12 450 человек, из них 434 несовершеннолетних, в том числе 82 лица в возрасте до 14 лет.
В результате проведения органами исполнительной власти региона комплекса профилактических, воспитательных, информационно-пропагандистских мероприятий, а также оказания высококвалифицированной медицинской помощи лицам, допускающим немедицинское. потребление наркотических средств (лечение и медицинская реабилитация), общее число лиц, находящихся под наблюдением врачей - психиатров-наркологов, в Самарской области сократилось почти в четыре раза (с 34 141 человека до 8 666 человек), а несовершеннолетних потребителей запрещенных веществ - более чем в восемь раз (с 449 до 53 человек).
В регионе в указанный период существенно снизился и уровень первичной заболеваемости наркоманией. Так, если в 2014 году болезнь впервые в жизни была диагностирована у 558 человек, то в 2022 году - у 231 жителя Самарской области".
Данные мониторинга, ежегодно проводимого Государственным антинаркотическим комитетом, (далее - ГАК), свидетельствуют, что ситуация в сфере незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации остается стабильной и контролируемой. Однако существенный уровень наркоугрозы сохраняется.
В 2022 году общее количество зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации превысило 177,7 тысячи, а их доля в структуре преступности составила 9%.
В Самарской области в 2022 году зарегистрировано 4531 наркопреступление, что составило 9,6% от общего числа зарегистрированных преступлений.
По итогам 2022 года общее число пациентов с психическими и поведенческими расстройствами, связанными с употреблением наркотиков, зарегистрированных наркологической службой Российской Федерации, составило 391 660 человек, из них 229 743 человека - пациенты с диагнозом "синдром зависимости", 161 917 человек - лица с диагнозом "пагубное потребление". Общая заболеваемость наркоманией в целом по стране в 2022 году увеличилась до 157,8 человека на 100 тыс. населения (распространенность наркомании).
В Самарской области на 01.01.2023 общее число зарегистрированных наркопотребителей составило 8666 человек, из которых 5340 человек с диагнозом "синдром зависимости".
Трансформация структуры наркорынка и появление новых современных видов наркотических средств, обладающих большей силой и скоростью воздействия на организм наркопотребителя, оказывает значительное негативное воздействие на уровень первичной заболеваемости психическими и поведенческими расстройствами, связанными с употреблением наркотиков.
Число пациентов с впервые в жизни установленным диагнозом "синдром зависимости" в Российской Федерации в 2022 году выросло на 0,5% (с 13967 до 13986 человек). -
В Самарской области в 2022 году диагноз "синдром зависимости" впервые в жизни установлен у 231 жителя региона (в 2021 году - у 204 человек, + 13,2%).
На протяжении последних лет в Российской Федерации отмечено повышение уровня отравлений запрещенными веществами. В 2022 году зарегистрировано 22 054 случая острых отравлений наркотическими средствами и психодислептиками (галлюциногенами), что на 3,6% больше, чем в 2021 году (21 280 случаев). Рост числа отравлений зафиксирован в 58 субъектах Российской Федерации.
Показатель острых отравлений наркотиками составил 15,1 случая на 100 тыс. населения.
Принимаемые в регионе меры, направленные на снижение тяжести последствий незаконного потребления наркотиков, способствовали тому, что по итогам 2022 года Самарская область вошла в число субъектов Российской Федерации, в которых отмечено снижение уровня отравлений наркотиками.
В 2022 году в Самарской области зарегистрировано 308 случаев отравлений запрещенными веществами, что на 23,7% меньше, чем в 2021 году (404 случая). Показатель острых отравлений наркотиками составил 9,8 случая на 100 тыс. населения.
Одним из показателей эффективности реализуемых мер антинаркотической политики, направленных на снижение тяжести последствий незаконного потребления наркотиков, также является число смертельных отравлений запрещенными веществами.
По данным ФГБУ "Российский центр судебно-медицинской экспертизы" Министерства здравоохранения Российской Федерации, в 2022 году число смертельных отравлений выросло на 9,5% (с 9 502 до 10 410 случаев). Рост уровня смертности от наркотиков отмечен в 48 субъектах Российской Федерации. Показатель острых отравлений наркотиками с летальным исходом составил 7,1 случая на 100 тыс. населения.
В Самарской области в 2022 году от отравлений наркотиками погибли 97 человек (3,5 случая на 100 тыс. человек).
Общее состояние наркоситуации в Самарской области по итогам 2022 года в соответствии с методикой и порядком осуществления мониторинга, а также критериями оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах, утвержденными подпунктом 4.3 решения ГАК (протокол от 25.06.2021 N 48), оценивается как нейтральное.
Следует отметить, что реализация антинаркотической политики на территории региона способствовала тому, что показатель распространенности наркомании, зафиксированный в Самарской области в 2022 году, ниже общероссийского показателя на 9,6% (142,7 человека на 100 тыс. населения).
В разрезе муниципальных образований наиболее высокие значения данного показателя на 100 тыс. населения по состоянию на 01.01.2023 зарегистрированы в городских округах Жигулевск (394,1 человека), Сызрань (273,9 человека), Тольятти (265,8 человека), Новокуйбышевск (236 человек), Отрадный (215,3 человека), Чапаевск (192,6 человека), Октябрьск (190,32 человека), муниципальных районах Красноярский (150,9 человека) и Сызранский (143,9 человека).
По данным ГБУЗ "Самарский областной клинический наркологический диспансер", по состоянию на 01.07.2023 на диспансерном наблюдении с диагнозом "синдром зависимости" состояло 5298 человек, в том числе 4 несовершеннолетних лица.
Наркологической службой региона зарегистрировано 3318 пациентов с диагнозом "пагубное потребление", в том числе 48 несовершеннолетних лиц.
В первом полугодии 2023 года на диспансерное наблюдение поставлено 503 человека (за аналогичный период 2022 года - 603 человека), в том числе:
с диагнозом "синдром зависимости" - 241 человек (за аналогичный период 2022 года - 289 человек);
с диагнозом "пагубное потребление" - 262 человека (за аналогичный период 2022 года - 314 человек).
Среди лиц, употребляющих наркотики и зарегистрированных в наркологических диспансерах, городские жители составляют 88,3%, женщины - 16,2%, дети и подростки - 0,6%.
За 6 месяцев 2023 года сняты с диспансерного наблюдения 329 пациентов с диагнозом "синдром зависимости" (за аналогичный период 2022 года - 304 человека), в том числе в связи с выздоровлением - 125 человек (за аналогичный период 2022 года - 143 человека), а также 236 человек, употребляющих наркотики с вредными последствиями (за аналогичный период 2022 года - 281 человек), в том числе в связи с выздоровлением - 193 человека (за аналогичный период 2022 года - 231 человек).
За 8 месяцев 2023 года правоохранительными органами в Самарской области зарегистрировано 3705 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, в том числе тяжких и особо тяжких - 3054, из них преступлений, связанных со сбытом наркотиков,-2833.
Изъято из незаконного оборота 162,2 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе 74,5 кг синтетических наркотиков.
Ключевым звеном в системе мер по предупреждению незаконного потребления и оборота наркотических средств, профилактике наркомании на муниципальном уровне являются городские и районные антинаркотические комиссии, которые созданы во всех 37 муниципальных образованиях Самарской области.
Согласованные меры и совместные усилия органов всех ветвей власти и институтов гражданского общества в ходе реализации программных мероприятий и иных межведомственных антинаркотических мероприятий в рамках противодействия наркомании позволили удержать ситуацию под контролем.
В целях улучшения наркоситуации необходима дальнейшая эффективная работа всех органов власти и общественных организаций региона по профилактике и противодействию распространению наркомании.
С учетом вступления в силу с 01.09.2023 изменений, внесенных в статью 54 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", в Самарской области социальную реабилитацию наркоманов в полустационарной форме на сегодняшний день осуществляют комплексные центры социального обслуживания населения (всего 9 учреждений, 46 отделений, подведомственных министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области).
Социальная реабилитация больных наркоманией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации после получения больными наркоманией наркологической помощи, которая включает в себя:
предоставление социально-психологических услуг, предусматривающих оказание помощи в коррекции психологического состояния больных наркоманией для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
предоставление социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении и развитии личности больных наркоманией, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
предоставление социально-трудовых услуг, направленных на оказание помощи в трудоустройстве больных наркоманией и решении других проблем, связанных с их трудовой адаптацией;
предоставление социально-правовых услуг, направленных на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов, получателей социальных услуг - больных наркоманией, в восстановлении и оформлении утраченных документов;
оказание государственной социальной помощи больным наркоманией на основании социального контракта.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Государственной программы
Дальнейшая реализация государственной политики Российской Федерации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, направленной на охрану здоровья граждан, обеспечение государственной и общественной безопасности, связана с рядом общемировых тенденций.
В связи с этим структура Государственной программы должна охватывать как направления, обеспечивающие достижение национальных целей в сфере сохранения населения, здоровья людей (решение проблем смертности и заболеваемости), так и направления антинаркотической политики, реализуемые органами исполнительной власти Самарской области в пределах установленной компетенции.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы определены в следующих документах:
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 23.11.2020 N 733 "Об утверждении Стратегии государственной, антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) определены следующие основные цели антинаркотической деятельности:
сокращение незаконного оборота и доступности наркотиков для их незаконного потребления;
снижение тяжести последствий незаконного потребления наркотиков;
формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте.
Исходя из указанных стратегических целей, задач и направлений антинаркотической политики сформулированы следующие основные цели Государственной программы:
сокращение незаконного оборота и доступности наркотиков для их незаконного потребления;
снижение тяжести последствий незаконного потребления наркотиков;
формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте.
3. Сведения о взаимосвязи Государственной программы со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Основным документом, регламентирующим реализацию государственной политики Российской Федерации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, направленной на охрану здоровья граждан, обеспечение государственной и общественной безопасности, является Стратегия.
Государственная антинаркотическая политика Российской Федерации реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по следующим направлениям (в пределах установленной компетенции):
совершенствование антинаркотической деятельности и государственного контроля за оборотом наркотиков;
профилактика и раннее выявление незаконного потребления наркотиков;
сокращение числа лиц, у которых диагностированы наркомания или пагубное (с негативными последствиями) потребление наркотиков;
сокращение количества преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
совершенствование международного сотрудничества в сфере оборота наркотиков.
По каждому из направлений антинаркотической политики Российской Федерации определены меры, реализация которых будет способствовать достижению основных целей Стратегии, а также установлены следующие показатели:
вовлеченность населения в незаконный оборот наркотиков (количество случаев привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о наркотических средствах и психотропных веществах на 100 тыс. человек);
криминогенность наркомании (соотношение количества наркопотребителей, привлеченных к уголовной ответственности, и наркопотребителей, привлеченных к административной ответственности за потребление наркотиков, на 100 тыс. человек);
количество случаев отравления наркотиками, в том числе среди несовершеннолетних (на 100 тыс. человек);
количество случаев смерти в результате потребления наркотиков (на 100 тыс. человек);
общая оценка наркоситуации в Российской Федерации.
Все вышеперечисленные показатели включены в состав показателей Государственной программы.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации Государственной программы
Для достижения целей Государственной программы предусмотрено решение следующих задач:
профилактика распространения наркомании и связанных с нею правонарушений;
организация взаимодействия субъектов антинаркотической деятельности в Самарской области;
формирование общественного мнения, направленного на резко негативное отношение к незаконному обороту и потреблению наркотиков;
подготовка и повышение квалификации специалистов субъектов профилактики наркомании;
улучшение организации и качества оказания наркологической помощи;
организация системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ.
Указанные задачи решаются в ходе реализации мероприятий и достижения показателей их выполнения, запланированных в рамках комплексов процессных мероприятий "Профилактика распространения наркомании и связанных с нею правонарушений в Самарской области" и "Комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, в Самарской области".
В рамках указанных комплексов процессных мероприятий предусмотрена реализация мероприятий антинаркотической направленности по профилактике вовлечения несовершеннолетних и молодежи в немедицинское потребление наркотических средств, популяризации здорового образа жизни, повышению уровня межведомственного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Самарской области и органов местного самоуправления в Самарской области по вопросам информирования граждан. об ответственности за участие в незаконном обороте наркотических средств, повышению уровня оснащенности химико-токсикологических лабораторий современным высокотехнологичным оборудованием, повышению квалификации медицинских и социальных работников, осуществляющих деятельность в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.
Кроме того, в рамках Государственной программы реализуются мероприятия по профилактике наркомании среди молодежи и вовлечению в социальную практику подростков, склонных к употреблению наркотических или психоактивных веществ, а также по приобретению тестполосок и расходных материалов для выявления психиатрами-наркологами немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ среди лиц призывного возраста, учащихся, студентов образовательных учреждений Самарской области и воспитанников социально-реабилитационных центров и приютов для несовершеннолетних.
Реализация Государственной программы будет способствовать сохранению тенденции к общему оздоровлению наркоситуации в регионе, наметившейся в последние годы, в том числе:
сокращению числа лиц с установленным диагнозом "синдром зависимости";
снижению числа регистрируемых фактов острых отравлений наркотиками, в том числе с летальным исходом;
улучшению криминогенной обстановки в регионе в сфере незаконного оборота наркотических средств;
формированию в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте.
Порядок определения объема и условие предоставления субсидий государственным бюджетным учреждениям, подведомственным министерству здравоохранения Самарской области, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на реализацию мероприятий по приобретению тест-полосок и расходных материалов для выявления психиатрами-наркологами немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ среди лиц призывного возраста, учащихся, студентов образовательных учреждений Самарской области и воспитанников социально-реабилитационных центров и приютов для несовершеннолетних приведен в приложении 1 к Государственной программе.
Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления в Самарской области по организации мероприятий с детьми и молодежью, а именно по осуществлению мероприятий по профилактике наркомании среди молодежи и вовлечению в социальную практику подростков, склонных к употреблению наркотических или психоактивных веществ, приведен в приложении 2 к Государственной программе.
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Самарской области от 22 января 2024 г. N 19 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.