г. Краснодар |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А63-7559/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Драбо Т.Н. и Сидоровой И.В., в отсутствие в судебном заседании от истца - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Азизова Зайнудина Курбаналиевича (ИНН 262000977160, ОГРНИП 304264122700081), ответчиков: администрации Туркменского муниципального округа Ставропольского края (ИНН 2622005819, ОГРН 1202600014979), сельскохозяйственного производственного кооператива племенной репродуктор "Красный Маныч" (ИНН 2622001388, ОГРН 1022602428210) и третьих лиц: Министерства имущественных отношений Ставропольского края, государственного казенного учреждения Ставропольского края "Земельный фонд Ставропольского края", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Азизова Зайнудина Курбаналиевича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.05.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2022 по делу N А63-7559/2021, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Азизов Зайнудин Курбаналиевич (далее - глава хозяйства) обратился в арбитражный суд к администрации Туркменского муниципального округа Ставропольского края (далее - администрация), сельскохозяйственному производственному кооперативу племенной репродуктор "Красный Маныч" (далее - кооператив) со следующими требованиями:
- признать недействительным решение администрации от 14.01.2021 об отказе главе хозяйства на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:09:000000:2105, оформленное протоколом комиссии от 14.01.2021 N 11;
- признать недействительным решение администрации от 14.01.2021 об отказе главе хозяйства на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:09:120302:8, оформленное протоколом комиссии от 14.01.2021 N 12;
- признать недействительной (ничтожной) сделкой договор аренды от 19.04.2021 N 19, заключенный между администрацией и кооперативом в части передачи в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 26:09:120302:8;
- обязать кооператив возвратить администрации земельный участок с кадастровым номером 26:09:120302:8;
- обязать государственное казенное учреждение Ставропольского края "Земельный фонд Ставропольского края" (далее - учреждение) провести аукцион на право заключения договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 26:09:120302:8, 26:09:000000:2105 (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Требования основаны на нормах Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) и мотивированы следующим. Действия администрации, отказавшей главе хозяйства в допуске в торгах на право предоставления в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 26:09:120302:8 и 26:09:000000:2105, являются незаконными. В этой связи является недействительным (ничтожным) и договор аренды от 19.04.2021 N 19, заключенный между администрацией и кооперативом о предоставлении в аренду без торгов земельного участка с кадастровым номером 26:09:120302:8.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Ставропольского края и учреждение.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 11.05.2022, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2022, в удовлетворении требований отказано.
Суды установили, что на официальном сайте www.torgi.gov.ru в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса администрацией 07.12.2020 размещены извещения:
N 07122020/3486955/02 о намерении предоставления в аренду земельного участка площадью 7 411 715 кв. м с кадастровым номером 26:09:120302:8, расположенного по адресу: Ставропольский край, Туркменский район, муниципальное образование Красноманыческий сельсовет, в 8 км на северо-восток от п. Прудовый, вид разрешенного использования - животноводство; N 071220/3486955/03 о намерении предоставления в аренду земельного участка площадью 1 959 618 кв. м с кадастровым номером 26:09:000000:2105, расположенного по адресу: Ставропольский край, Туркменский район, 2400 м. на запад от п. Новорагулинский, вид разрешенного использования - животноводство. В данных извещениях указано, что администрация сообщает о возможности предоставления в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, земельных участков, государственная собственность на который не разграничена, из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - животноводство (для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных). Главой хозяйства 10.12.2020 в администрацию поданы заявления о намерении участвовать в аукционе на право аренды земельных участков с кадастровыми номерами 26:09:120302:8 и 26:09:000000:2105. Администрация уведомлением от 14.01.2021 отказала главе хозяйства в участии в торгах со ссылкой на то, что последним не предоставлены документы, подтверждающие его участие в программах государственной поддержки. По результатам заседания комиссии администрации 14.01.2021 приняты решения о непроведении торгов и заключении договора аренды с кооперативом. Согласно протоколу от 14.01.2021 N 12 администрация, рассмотрев документы о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:09:120302:8, приняла решение отказать в участии в аукционе главе хозяйства, в связи с непредоставлением документов, подтверждающих участие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Также принято решение о непроведении торгов и возможности предоставления в аренду указанного участка кооперативу, как единственному обратившемуся с заявлением лицу, участвующему в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Впоследствии между администрацией и кооперативом заключен договор аренды от 13.04.2021 N 19, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:09:120302:8, который зарегистрирован 22.04.2021 за N 26:09:120302:8-26/474/2021-7. Как следует из протокола от 14.01.2021 N 11 администрация, рассмотрев документы о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:09:000000:2105, приняла решение об отказе в участии в аукционе главы хозяйства, в связи с непредоставлением им документов, подтверждающих участие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Также принято решение о непроведении торгов и возможности предоставления в аренду указанного участка кооперативу, как единственно обратившемуся с заявлением лицу, участвующему в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:09:000000:2105 в настоящее время в установленном порядке не зарегистрирован, сведений о его заключении в материалы дела не представлено. Ссылаясь на то, что предоставление земельных участков кооперативу без торгов незаконно и нарушает права главы хозяйства на участие в аукционе на равных условиях, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями. Судебные инстанции при разрешении спора руководствовались статьями 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьями 39.3, 39.6, 39.18 Земельного кодекса, статьей 10 Закона N 101-ФЗ. Учтены судами также разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Материалами дела подтверждается, что 30.11.2020 администрации поступило заявление N 371 кооператива о предоставления в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 26:09:120302:8 и 26:09:000000:2105 на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса и пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. К заявлению приложены: выписка из Единого государственного реестра юридических лиц; справка Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 27.11.2020 N 02-17-45/11472 об участии кооператива в государственной программе "Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"; копия устава; свидетельства ИНН; копии выписок из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельных участков. Администрация 07.12.2020 на основании заявления кооператива разместила на сайте www.torgi.gov.ru и в газете "Вестник Красноманычского сельсовета" N 4 (4) извещение о возможности предоставления в аренду указанных земельных участков. Глава хозяйства 10.12.2020 направил в администрацию заявление, в котором просил предоставить ему в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 26:09:120302:8 и 26:09:000000:2105 для использования его в сельскохозяйственных целях для сельскохозяйственного производства. При этом глава хозяйства не представил доказательств, подтверждающих соблюдение условий предоставления земельных участков в аренду, отраженных в извещении от 07.12.2020 и в пункте 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Истец не представил документы об участии в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Наличие или отсутствие у претендента статуса участника государственных программ поддержки сельского хозяйства устанавливается на стадии рассмотрения заявления как обстоятельство, являющееся предпосылкой возникновения правоспособности субъекта в рамках данного правового конструкта. Соответственно, для принятия решения о проведении торгов, вопреки доводам истца, в распоряжении органов местного самоуправления должна быть информация о наличии как минимум двух претендентов на получение земельных участков, отвечающих требованиям, предъявляемым пунктом 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Подобное требование к заявителям минимизирует в дальнейшем риск признания торгов несостоявшимися, что в полной мере отвечает целям и задачам специального законодательства, регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения. В связи с отсутствием у главы хозяйства статуса участника программ государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, он не вправе был претендовать на получение земельных участков в соответствии с правилами пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Администрацией при этом не нарушены положения статьи 39.18 Земельного кодекса. исходя из установленных обстоятельств, судебные инстанции признали законным отказ администрации в допуске к участию главы хозяйства в аукционе на право заключения договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 26:09:120302:8 и 26:09:000000:2105. Требование о применении последствий недействительности сделки заявлено лицом, не являющемся стороной сделки, и не доказавшим свое право (интерес) в применении реституции. Довод главы хозяйства о том, что непроведение аукциона является нарушением статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" отклонен судами. Администрация 07.12.2020 обеспечила размещение извещения о предоставлении в аренду земельных участков как в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", так и в газете "Вестник Красноманычского сельсовета". Ссылка заявителя на сложившуюся судебную практику также не принята, поскольку обстоятельства, установленные приведенными судебными актами, не имеют преюдициального значения для рассмотрения данного спора, приняты по иным фактическим обстоятельствам дела. Ссылка заявителя на то, что он, оспаривая заключенный договор аренды земельного участка от 19.04.2021 N 19, является заинтересованным лицом по делу, также отклонен судебными инстанциями. Материально-правовой интерес в применении последствий ничтожности сделки имеют лица, чьи имущественные права и (или) охраняемые законом интересы будут непосредственно восстановлены в результате приведения сторон ничтожной сделки в первоначальное фактическое положение. Приведение же сторон оспариваемых сделок в первоначальное соглашение не повлечет непосредственного восстановления имущественных прав и законных интересов истца. Отсутствие заинтересованности в применении последствия недействительности ничтожной сделки является самостоятельным основанием для отказа в иске. С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели законных оснований для удовлетворения заявленных требований.
Глава хозяйства обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие судебных выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Суды не учли, что отсутствие у претендента на получение земли в аренду статуса участника государственных программах поддержки сельского хозяйства не имеет специального правового значения при рассмотрении заявления в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса. Администрация в силу прямого указания пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса обязана была принять решение о проведении аукциона и об отказе в предоставлении земельного участка кооперативу без проведения торгов. Ни Земельный кодекс, ни Закон N 101-ФЗ не содержат иного порядка выявления лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 Земельного кодекса.
От иных лиц, участвующих в деле, отзывы на жалобу в суд округа не поступили.
Участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на официальном сайте www.torgi.gov.ru в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса администрацией 07.12.2020 размещены извещения: N 07122020/3486955/02 о намерении предоставления в аренду земельного участка площадью 7 411 715 кв. м с кадастровым номером 26:09:120302:8, расположенного по адресу: Ставропольский край, Туркменский район, муниципальное образование Красноманыческий сельсовет, в 8 км на северо-восток от п. Прудовый, вид разрешенного использования - животноводство; N 071220/3486955/03 о намерении предоставления в аренду земельного участка площадью 1 959 618 кв. м с кадастровым номером 26:09:000000:2105, расположенного по адресу: Ставропольский край, Туркменский район, 2400 м. на запад от п. Новорагулинский, вид разрешенного использования - животноводство. В извещениях указано, что администрация сообщает о возможности предоставления в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, земельных участков, государственная собственность на который не разграничена, из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - животноводство (для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных).
Главой хозяйства 10.12.2020 в администрацию поданы заявления о намерении участвовать в аукционе на право аренды земельных участков с кадастровыми номерами 26:09:120302:8 и 26:09:000000:2105.
Администрация уведомлением от 14.01.2021 отказала главе хозяйства в участии в торгах со ссылкой на то, что последним не предоставлены документы, подтверждающие его участие в программах государственной поддержки.
По результатам заседания комиссии администрации 14.01.2021 приняты решения о непроведении торгов и заключении договора аренды с кооперативом. Согласно протоколу от 14.01.2021 N 12 администрация, рассмотрев документы о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:09:120302:8, приняла решение отказать в участии в аукционе главе хозяйства, в связи с непредоставлением документов, подтверждающих участие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Также принято решение о непроведении торгов и возможности предоставления в аренду указанного участка кооперативу, как единственному обратившемуся с заявлением лицу, участвующему в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
Впоследствии между администрацией и кооперативом заключен договор аренды от 13.04.2021 N 19, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:09:120302:8, который зарегистрирован 22.04.2021 за N 26:09:120302:8-26/474/2021-7.
Как следует из протокола от 14.01.2021 N 11 администрация, рассмотрев документы о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:09:000000:2105, приняла решение об отказе в участии в аукционе главы хозяйства, в связи с непредоставлением им документов, подтверждающих участие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Также принято решение о непроведении торгов и возможности предоставления в аренду указанного участка кооперативу, как единственно обратившемуся с заявлением лицу, участвующему в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
Договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:09:000000:2105 в настоящее время в установленном порядке не зарегистрирован, сведений о его заключении в материалы дела не представлено.
Глава хозяйства, полагая, что предоставление земельных участков кооперативу без торгов незаконно и нарушает его права (интересы) на участие в аукционе на равных условиях, обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Основаниями для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса).
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункты 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным правилам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса).
Сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (пункты 1 - 3 статьи 166 Гражданского кодекса).
За исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1 статьи 168 Гражданского кодекса).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 Гражданского кодекса).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (пункт 6 статьи 27 Земельного кодекса).
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом (пункт 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, без проведения торгов. В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса (пункт 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
В пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020 (далее - Обзор), изложен правовой подход по применению норм пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. В нем указано, что предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений о предоставлении этого участка от других крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление участка по данному основанию. В целях установления названных лиц уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 39.18 Земельного кодекса. Если в уполномоченный орган поступили обращения о заключении договора аренды земельного участка от иных крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, то оснований для заключения договора аренды без процедуры торгов не имеется. Таким образом, из приведенных разъяснений следует, что земельный участок для сельскохозяйственного производства предоставляется без торгов участнику программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в случае отсутствия аналогичных заявлений крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, также участвующих в соответствующих программах. Если после опубликования извещения о предоставлении земельного участка (в связи с обращением участника программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства) в уполномоченный орган обратились с аналогичными заявлениями крестьянские (фермерские) хозяйства или сельскохозяйственные организации, тоже участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, торги проводятся между этими лицами. Очевидно, что данные разъяснения имеют направленность на приоритетную защиту прав (интересов) крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных организаций, участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, по отношению к иным сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Суды при разрешении спора установили, что глава хозяйства в нарушение требований пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ не подтвердил статус участника программ государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Следовательно, кооператив являлся единственным лицом, соответствующим требованиям пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ и имеющим право на заключение договора аренды (без торгов) в отсутствии заявлений от других крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление участка по данному основанию. Учитывая указанные обстоятельства, судебные инстанции признали, что отказ администрации в допуске главы хозяйства к участию в торгах на право заключения договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 26:09:120302:8 и 26:09:000000:2105 является законным. Следовательно, администрация правомерно заключила с кооперативом договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:09:120302:8 как с единственным лицом, соответствующим требованиям пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы сводятся по существу к иному толкованию (пониманию) главой хозяйства положений пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ и норм статьи 39.18 Земельного кодекса. Податель жалобы полагает, что имеет равное с кооперативом право на предоставление в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 26:09:120302:8 и 26:09:000000:2105 путем участия в торгах (открытом аукционе). Однако приведенные в жалобе доводы не опровергают обоснованность вывода судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения требований главы хозяйства, поэтому не могут служить основанием для отмены решения и апелляционного постановления. Глава хозяйства, ссылаясь на судебно-арбитражную практику по применению пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ и статьи 39.18 Земельного кодекса, не учитывает, что эта практика сложилась в судебном округе до утверждения Обзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, пункт 1 которого содержит иное понимание норм пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Подход, изложенный в пункте 1 Обзора, действительно отличается от судебной практики, ранее сложившейся в округе, он имеет направленность на приоритетную защиту прав (интересов) участников программ государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства по отношению к иным сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Нормы материального права применены судебными инстанциями правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено. С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления.
Глава хозяйства (инвалид второй группы) освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.05.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2022 по делу N А63-7559/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы кассационной жалобы сводятся по существу к иному толкованию (пониманию) главой хозяйства положений пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ и норм статьи 39.18 Земельного кодекса. Податель жалобы полагает, что имеет равное с кооперативом право на предоставление в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 26:09:120302:8 и 26:09:000000:2105 путем участия в торгах (открытом аукционе). Однако приведенные в жалобе доводы не опровергают обоснованность вывода судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения требований главы хозяйства, поэтому не могут служить основанием для отмены решения и апелляционного постановления. Глава хозяйства, ссылаясь на судебно-арбитражную практику по применению пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ и статьи 39.18 Земельного кодекса, не учитывает, что эта практика сложилась в судебном округе до утверждения Обзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, пункт 1 которого содержит иное понимание норм пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Подход, изложенный в пункте 1 Обзора, действительно отличается от судебной практики, ранее сложившейся в округе, он имеет направленность на приоритетную защиту прав (интересов) участников программ государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства по отношению к иным сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Нормы материального права применены судебными инстанциями правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено. С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 декабря 2022 г. N Ф08-12242/22 по делу N А63-7559/2021