г. Краснодар |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А63-9687/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 7 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Маркиной Т.Г., судей Воловик Л.Н. и Гиданкиной А.В., при участии в судебном заседании заинтересованного лица - департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 2626801466, ОГРН 1122651022449) - Вайс Е.А. (доверенность от 23.05.2022), Дибижевой Н.Л. (доверенность от 30.12.2021), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Югстройпроект" (ИНН 0721003897, ОГРН 1030700227414), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ИНН 7710256289, ОГРН 1027700221450), министерства природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0721018100, ОГРН 1060721064007), Федерального агентства по недропользованию (ИНН 7703518529, ОГРН 1047796345805), государственного казенного учреждения "Дирекция особо охраняемых природных территорий Кабардино-Балкарской Республики" (ИНН 0708011056, ОГРН 1060708006314), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Югстройпроект" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.05.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2022 по делу N А63-9687/2021, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Югстройпроект" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - департамент) о признании недействительными решения и приказа от 24.03.2021 N 42 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии на пользование недрами НАЛ 00796 БП (далее - лицензия) и взыскании 53 тыс. рублей судебных расходов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, министерство природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство), Федеральное агентство по недропользованию (далее - агентство), государственное казенное учреждение "Дирекция особо охраняемых природных территорий Кабардино-Балкарской Республики" (далее - учреждение).
Решением суда от 06.05.2022, оставленным без изменений постановлением апелляционного суда от 19.08.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием у департамента правовых оснований для досрочного прекращения лицензии общества.
Общество обратилось с кассационной жалобой на решение суда и постановление апелляционного суда, просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Общество полагает, что приказ департамента от 24.03.2021 N 42 досрочно прекращает действие лицензии с 22.03.2021, что является незаконным, так как распространяет свое действие на прошедший период. Кроме того, письмо от 02.03.2021 N 01-08-05/19, которым обществу предлагалось исключить из лицензионного участка площади, попадающие на территории природного заказника регионального назначения "Кара-Су" и памятника природы регионального значения "Черек-Безенгийская теснина", общество не получало. При этом отсутствие ответа на письмо послужило основанием вынесения департаментом приказа о досрочном прекращении лицензии.
В отзывах на кассационную жалобу департамент и агентство просят оставить судебные акты без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представители департамента поддержали доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей департамента, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, с 19.10.2020 по 30.10.2020 агентством в отношении департамента проводилась проверка, по результатам которой были выявлены нарушения, допущенные при выдаче обществу лицензии НАЛ 00796 БП с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку полезных ископаемых на участке недр, расположенном в 1 км западнее с.п. Бабугент Черекского района Кабардино-Балкарской Республики. Агентство составило акт от 12.11.2020.
В целях устранения нарушений, выявленных в ходе проведения комплексной проверки деятельности департамента, приказом от 24.12.2020 N 178 утвержден план мероприятий, согласно которому запланировано направить письма в министерство о ходе реализации работы по уточнению границ природного заказника "Кара-Су"; обществу с предложением о возможном исключении из лицензионного участка площади, попадающей на территорию природного заказника регионального значения "Кара-Су" и памятника природы регионального значения "Черек-Безенгийская теснина" (пункт 1.1 плана).
24 марта 2021 года департаментом принято решение N 42 и издан приказ N 42 "О досрочном прекращении право пользования недрами по лицензии НАЛ 00796 БП", выданной обществу.
Посчитав решение и приказ от 24.03.2021 N 42 незаконными, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, обоснованно исходили из следующего.
Основы комплексного рационального использования и охраны недр установлены в Законе Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Согласно статье 11 Закон о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения) утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.11.2016 N 583 (далее - Порядок N 583). Данный порядок регламентирует процедуру рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения.
Главой IV Порядка N 583 регулируется рассмотрение заявок на получение права пользования участком недр без включения его в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр.
Подпункт 14 пункта 4.1 Порядка N 583 предусматривает необходимость получения сведений в отношении участка недр, по которому подана заявка на получение права пользования недрами, в том числе об отсутствии в границах участка недр особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения. При этом в силу пункта 4.5 Порядка N 583 агентство или его территориальный орган, в который была направлена заявка в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации заявки, проверяет содержание представленной заявки на предмет соответствия описи входящих в ее состав документов и сведений.
Согласно абзацу 3 пункта 4.5 Порядка N 583 установлено, что федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации заявки, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия осуществляет направление запросов в государственные органы и подведомственные государственным органам организации, в распоряжении которых находятся документы и сведения, перечисленные в подпунктах 8 - 14 пункта 4.1 Порядка N 583.
Восьмым абзацем пункта 4.5 указанного Порядка предусмотрено, что компетентный орган, в который была направлена заявка, для получения сведений о соответствии участка недр требованиям Порядка N 583 направляет запрос в соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении наличия или отсутствия особо охраняемых природных территорий местного или регионального значения, а также отсутствии участков недр местного значения, предоставленных в пользование, в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование.
В нарушение указанных норм права департамент не направил запросы в федеральное бюджетное учреждение "Территориальный фонд геологической информации по Южному Федеральному округу" о предоставлении сведений о запасах и прогнозных ресурсов категории Р1 и Р2 твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья, об участках недр, предоставленных или предполагаемых для предоставления в пользование.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что согласно письму министерства от 22.01.2019 N 27-01-21/200 на рассматриваемом участке недр расположены особо охраняемые природные территории: государственный заказник регионального значения "Кара-Су" и памятник природы регионального значения "Черек-Бузунгийская теснина".
Суды также установили, что заседание комиссии департамента, на котором принято решение об удовлетворении заявки общества, состоялось с превышением сроков по рассмотрению заявочных материалов на 75 календарных дней, что противоречило указанным нормам Порядка N 583.
Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае заявка общества от 27.12.2018 за входящим N 32-18 на получение права пользования испрашиваемого участка недр подана с нарушением установленных действующим законодательством требований, соответственно, предоставление департаментом права пользования недрами по лицензии НАЛ 00796 БП осуществлено в нарушение законодательства о недрах, суды сделали верный вывод о наличии у департамента правовых оснований для прекращения права пользования недрами, предоставленного по лицензии НАЛ 00796 БП.
В рассматриваемом случае само предоставление права пользования недрами по лицензии НАЛ 00796 БП осуществлено департаментом в нарушение действующего законодательства о недрах, выдача лицензии НАЛ 00796 БП является незаконной.
При этом ссылка общества на статью 20 Закона о недрах является несостоятельной и не может быть принята ввиду следующего.
Статья 20 Закона о недрах регламентирует основания прекращения права пользования недрами.
В части 2 названной нормы Закона приведены обстоятельства, дающие право органам, предоставившим лицензию, рассмотреть вопрос о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
Основания досрочного прекращения права пользования недрами, предусмотренные статьей 20 Закона о недрах возникают после законной выдачи пользователю недр лицензии в связи с допущенными им нарушений условий пользования недрами.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о недрах одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Согласно части 2 названной статьи Закона в случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
Таким образом, законодательство о недрах прямо устанавливает право уполномоченных государственных органов прекратить право пользования недрами в случае его незаконного предоставления, что имело место быть в рассматриваемом случае.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для отмены или изменения судебных актов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.05.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2022 по делу N А63-9687/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Г. Маркина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае само предоставление права пользования недрами по лицензии НАЛ 00796 БП осуществлено департаментом в нарушение действующего законодательства о недрах, выдача лицензии НАЛ 00796 БП является незаконной.
При этом ссылка общества на статью 20 Закона о недрах является несостоятельной и не может быть принята ввиду следующего.
Статья 20 Закона о недрах регламентирует основания прекращения права пользования недрами.
...
Основания досрочного прекращения права пользования недрами, предусмотренные статьей 20 Закона о недрах возникают после законной выдачи пользователю недр лицензии в связи с допущенными им нарушений условий пользования недрами.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о недрах одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 декабря 2022 г. N Ф08-12786/22 по делу N А63-9687/2021