г. Краснодар |
|
08 декабря 2022 г. |
Дело N А53-478/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Герасименко А.Н. и Гиданкиной А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шутовой Д.Ю., при участии в судебном заседании, проводимом с применением системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области (судья Парамонова А.В., секретарь судебного заседания Гречка Д.А.) от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Донавтосервис" (ИНН 6143054566, ОГРН 1036143010254) - Адамова М.В. (доверенность от 15.10.2021), заинтересованного лица - Министерства финансов Ростовской области (ИНН 6163030330, ОГРН 1026103168134) - Дудко Г.В. (доверенность от 05.10.2022), в отсутствии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации города Волгодонска, Муниципального казенного учреждения "Департамент строительства и городского хозяйства", Министерства труда и социального развития Ростовской области, Департамента труда и социального развития Администрации города Волгодонска, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2022 по делу N А53-478/2022, установил следующее.
ООО "Донавтосервис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству финансов Ростовской области (далее - министерство) о взыскании убытков в виде неполученной платы за предоставленный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования областным льготникам за период с января по декабрь 2019 года в сумме 6 002 928 рублей 89 копеек, за период с января по декабрь 2020 года в сумме 3 659 747 рублей 39 копеек, за период с января по декабрь 2021 года в сумме 2 599 384 рубля 82 копейки.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация города Волгодонска, Муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и городского хозяйства" (далее - департамент), Министерство труда и социального развития Ростовской области, Департамент труда и социального развития Администрации города Волгодонска.
Решением от 06.07.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.09.2022 с Ростовской области в лице министерства за счет средств казны Ростовской области в пользу общества взысканы убытки в размере 12 262 061 рублей 10 копеек.
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требования. По мнению министерства, общество не представило доказательства, подтверждающие возникновение у него убытков, незаконность действий со стороны публично-правового образования - Ростовской области. Использование обществом данных о количестве поездок областных льготников в 2019 - 2021 годах, взятые из актов о фактическом возмещении расходов общества по перевозке в общественном транспорте областных льготников в соответствии с выданными ЕПТ, без имеющихся в материалах дела доказательств, подтверждающих фактическое (реальное) количество перевезенных граждан льготной категории, не может служить основанием для удовлетворения требования.
В отзывах на кассационную жалобу общество и Администрация города Волгодонска просят оставить без изменения решение суда первой и постановление апелляционной инстанций.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество является коммерческим транспортным предприятием, осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автобусами по маршрутам в городском сообщении на платной основе в городе Волгодонске Ростовской области.
Общество и Муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и городского хозяйства" (далее - заказчик) 26.09.2011 заключили договор N 4, по условиям которого общество приняло на себя обязательства по выполнению перевозок пассажиров и багажа автобусами по маршрутам регулярных перевозок города Волгодонска, перечень которых содержится в приложении N 1 к договору.
Общество, наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по тарифам, установленным Администрацией города Волгодонска в общественном городском транспорте, оказывало услуги по перевозке отдельных категорий граждан, имеющих право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.4.14 договора от 26.09.2011 N 4 общество осуществляет перевозку пассажиров, имеющих право на льготы и преимущества по провозной плате, установленные действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ростовской области и города Волгодонска.
В соответствии с пунктом 7.1 договора от 26.09.2011 N 4, договор вступает в силу с 03.10.2011 и действует до дня окончания следующего конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автобусами на маршрутах города Волгодонска.
Общество заключило с Департаментом труда и социального развития Администрации города Волгодонска договоры от 14.01.2019 N 8, от 17.01.2020 N 9 и от 15.01.2021 N 11, в соответствии с которыми приняло на себя обязательства предоставлять гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, льготный проезд в городском пассажирском транспорте (льготный проезд предоставляется гражданам при предъявлении действующего удостоверения, дающего право на льготный проезд и единого проездного билета), а заказчик обязался возмещать перевозчику расходы по перевозкам льготных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки.
В соответствии с областным законом администрацией Ростовской области принято постановление N 352 от 31.08.2006 "Об утверждении порядка осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа", в котором определены принципы и процедура установления органами местного самоуправления тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении.
Постановлением Администрации города Волгодонска N 2909 от 19.12.2018 установлены тарифы на регулярные перевозки общественным транспортом в городском сообщении в размере 20 рублей.
Согласно пункту 1.2 договоров от 14.01.2019 N 8, от 17.01.2020 N 9 и от 15.01.2021 N 11, акты сверки о фактическом возмещении расходов по перевозке составляются на основании отчетов о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан, имеющих единые проездные талоны, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, ежемесячно представляемых департаменту.
Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления" (далее - постановление N 232), установлен порядок расходования средств областного бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в части возмещения расходов автотранспортных организаций за перевозку льготной категории граждан.
Возмещение расходов производится в размере 276 рублей в месяц на каждого гражданина, по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших единые проездные талоны, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых проездных талонов в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели (пункт 2.6 договоров от 14.01.2019 N 8, от 17.01.2020 N 9 и от 15.01.2021).
Судебные инстанции установили, что в 2019 - 2021 годах общество оказывало услуги по бесплатному проезду льготным категориям граждан на городском пассажирском транспорте общего пользования в городе Волгодонске, совместно с Департаментом труда и социального развития Администрации города Волгодонска ежемесячно составляло отчеты о количестве перевезенных граждан на городском пассажирском транспорте, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, имеющих единые проездные талоны. Понесенные обществом расходы на перевозку льготных категорий граждан обществу компенсированы не в полном объеме, в подтверждение чего общество представило в материалы дела акты о фактическом возмещении расходов общества по перевозке в общественном транспорте областных льготников и платежные поручения, свидетельствующие о частичном возмещении расходов в разрезе каждого месяца.
Поскольку расходы, связанные с предоставлением обществом бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте областным льготникам, обществу возмещены не в полном объеме, общество 01.12.2021 направило министерству претензию о возмещении понесенных расходов, получив которую министерство направило обществу письмо от 09.12.2021 о том, что оно является ненадлежащей стороной в процессе урегулирования данного спора.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь статьями 15, 16, 784, 789, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", положениями Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", пришли к выводу об обоснованности заявленного обществом требования.
Судебные инстанции установили, что на территории Ростовской области не определен порядок и методика расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан и стоимостью единого социального проездного билета, а в соответствии с установленными для предприятия тарифами на перевозку, компенсация расходов исходя из цены льготных билетов, не приводит к полному возмещению понесенных им расходов, обоснованно указали, что в данном случае ввиду отсутствия установленного на законодательном уровне способа расчета размера неполученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода, исходя из конкретных обстоятельств дела.
Судебные инстанции, оценив представленные в материалы дела отчеты о количестве перевезенных граждан на городском пассажирском транспорте, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и имеющих единые социальные проездные билеты, акты сверки о фактическом возмещении обществу расходов по перевозке в общественном транспорте областных льготников за предоставленный бесплатный проезд на городских маршрутах на основании договоров в от 14.01.2019 N 8, от 17.01.2020 N 9 и от 15.01.2021 N 11, установили, что общество произвело расчет выпадающих доходов в результате оказания услуг перевозки пассажирам - областным льготникам в 2019 - 2021 годах, основанный на анализе пассажиропотока и количества граждан, пользующихся льготой; размер выпадающих доходов (убытки) в результате оказания указанных услуг за период 2019 - 2021 составил 12 262 061 рублей 10 копеек (за период с января по декабрь 2019 года - 6 002 928 рублей 89 копеек, за период с января по декабрь 2020 года - 3 659 747 рублей 39 копеек, за период с января по декабрь 2021 года - 2 599 384 рубля 82 копейки). Проверив расчет убытков, судебные инстанции признали его арифметически и методологически правильным. При этом судебные инстанции учли, что министерство не представило доказательства, опровергающие данные, отраженные в представленных и подписанных уполномоченным органом актах сверки о фактическом возмещении расходов с указанием количества перевезенных областных льготников.
Суды обоснованно указали, что расходное обязательство Ростовской области в связи с обеспечением мер социальной поддержки льготной категории граждан, предусмотрено статьей 26.3 Закона N 184-ФЗ, а также вытекает из постановления N 232.
Вывод судебных инстанций о том, что убытки в размере 12 262 061 рубля 10 копеек, возникшие у общества в 2019 - 2021 годах в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельной категории граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат взысканию за счет средств казны Ростовской области, основан на исследовании и оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов сторон и является правильным.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2022 по делу N А53-478/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь статьями 15, 16, 784, 789, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", положениями Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", пришли к выводу об обоснованности заявленного обществом требования.
...
Суды обоснованно указали, что расходное обязательство Ростовской области в связи с обеспечением мер социальной поддержки льготной категории граждан, предусмотрено статьей 26.3 Закона N 184-ФЗ, а также вытекает из постановления N 232."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 декабря 2022 г. N Ф08-13160/22 по делу N А53-478/2022