Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
Нововаршавского муниципального
района Омской области
от 19.01.2024 г. N 17-п
Требования,
предъявляемые к отраслям экономики Нововаршавского муниципального района Омской области, по повышению устойчивости функционирования в условиях военного времени и в чрезвычайных ситуациях мирного времени
I. Общие положения
1.1. Под устойчивостью функционирования объектов экономики Нововаршавского муниципального района Омской области (далее - район) в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени (далее - ЧС) понимается его способность выполнять и восстанавливать свои функции при заданном уровне безопасности для населения, экономического комплекса района и окружающей среды.
Уровень безопасности определяется вероятностью возникновения военных действий, ЧС, а также тяжестью их последствий.
1.2. Повышение устойчивости функционирования экономического комплекса района и всех звеньев заключается в осуществлении комплекса мероприятий (инженерно-технических, технологических, экономических, социальных и др.), направленных на:
- предупреждение (при наличии возможности) и уменьшение риска возникновения ЧС;
- снижение социального, экономического и экологического ущерба в результате военных действий и ЧС;
- обеспечение функционирования экономического комплекса района и его звеньев в условиях военного времени и при ЧС;
- создание необходимых условий для проведения работ по ликвидации последствий ЧС;
- обеспечение жизнедеятельности района и его населения в условиях военного времени и при ЧС.
1.3. Основными задачами повышения устойчивости функционирования экономического комплекса района являются:
- обеспечение максимально безопасной жизни и деятельности населения;
- оказание населению эффективной помощи в условиях военного времени и при ЧС;
- снижение возможного экономического и экологического ущерба;
- подготовка к функционированию в условиях военного времени и при ЧС объектов и отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность населения.
1.4. Основным назначением настоящих Требований является проведение единой в масштабе района политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды от опасностей, возникающих в условиях военного времени, а также формирование основ системы экономических и правовых мер по обеспечению защиты населения, техногенной и экологической безопасности.
1.5. Настоящие Требования должны применяться при разработке и осуществлении в районе, отраслях и объектах экономического комплекса района программ, направленных на предупреждение ЧС, защиту человека и среды его обитания в условиях военного времени, повышение устойчивости функционирования экономического комплекса района при возникновении аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий, а также при решении задач экономического и социального характера в части техногенной и экологической безопасности. Они обязательны для исполнения всеми территориальными и отраслевыми органами власти и управления экономическим комплексом района, а также расположенными на его территории предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности.
1.6. Общее руководство работой по подготовке экономического комплекса района к устойчивому функционированию в условиях военного времени и при ЧС осуществляет Глава района. Повседневная работа по организации разработки и осуществления своевременных и эффективных мер по повышению устойчивости функционирования в условиях военного времени и при ЧС возлагается на соответствующую комиссию района.
1.7. Решения и акты Главы района по вопросам безопасности, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории района органами управления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами.
Органы местного самоуправления, их должностные лица, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения и граждане несут установленную законодательством ответственность, возмещают ущерб, причиненный району и интересам граждан их действиями, приведшими к возникновению ЧС.
1.8. Основными направлениями повышения устойчивости функционирования экономического комплекса района являются:
- снижение риска возникновения ЧС;
- снижение тяжести последствий ведения военных действий и ЧС;
- подготовка отраслей и объектов экономического комплекса к устойчивой работе в условиях военного времени и при ЧС;
- подготовка к ликвидации последствий нападения вероятного противника и при ЧС;
- подготовка системы управления к ликвидации последствий нападения вероятного противника и при ЧС.
1.9. Применительно к основным направлениям разрабатываются мероприятия:
- в отраслевых звеньях экономического комплекса района - по подведомственному хозяйству каждой отрасли с учетом ее специфики, а также межотраслевых связей и окружных интересов;
- в территориальных звеньях - по хозяйству района независимо от подчиненности и форм собственности расположенных на его территории предприятий, организаций и учреждений с учетом возможности возникновения аварий с катастрофическими последствиями в соседних районах, а также в интересах населения района;
- на объектах экономического комплекса района - по объекту с учетом возможности возникновения чрезвычайных ситуаций за его пределами.
1.10. Мероприятия по повышению устойчивости разрабатываются и осуществляются в основном заблаговременно, в процессе решения экономических и социальных проблем с учетом особенностей района и наличия ресурсов. Приоритет отдается наиболее эффективным мероприятиям, имеющим областное значение, реализуемым и дающим эффект в минимальные сроки при имеющихся ресурсах.
1.11. Настоящие Требования содержат принципиальные положения, которыми должны руководствоваться государственные и хозяйственные органы при разработке и осуществлении мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования экономического комплекса района в условиях военного времени и при ЧС.
II. Общие требования по подготовке экономического комплекса района к функционированию в условиях военного времени и при ЧС
Подготовка экономического комплекса района должна быть направлена на снижение возможного социально-экономического ущерба в соответствии с основными направлениями повышения устойчивости.
2.1. Требования, направленные на снижение риска возникновения ЧС.
Основными способами снижения риска возникновения ЧС являются сокращение количества потенциальных источников чрезвычайных ситуаций в районе и уменьшение степени их опасности.
2.1.1. Требования, направленные на сокращение количества потенциальных источников чрезвычайных событий.
Сокращение количества потенциальных источников ЧС в районе достигается путем ограничения создания новых опасных объектов и производств, а также уменьшением количества существующих.
С целью ограничения появления новых опасных объектов и производств необходимо:
- разрабатывать и систематически уточнять кадастр потенциально опасных источников ЧС;
- не допускать размещения на территории района и в опасной близости от нее новых предприятий - потенциальных источников ЧС, не связанных с обеспечением жизнедеятельности населения;
- запретить создание новых опасных или изменение существующих безопасных производств, технологий в процессе реконструкции предприятий на опасные, ввести обязательную экспертизу на промышленную и экологическую безопасность крупных социально-экономических проектов и программ;
- не допускать увеличения сверхнормативных запасов, хранящихся в районе, в том числе на предприятиях, опасных веществ, материалов как по количеству, так и по номенклатуре;
- запретить без согласования с Главой района работы, в ходе которых возможны изменения геологической среды, приводящие к разуплотнению грунтов, катастрофическим просадкам, обвалам земной поверхности, образованию пустот, оползней и т.п.
С целью сокращения численности имеющихся в районе потенциальных источников ЧС необходимо:
- при реконструкции и в процессе модернизации производства принимать меры к переводу опасных предприятий и производств на применение безопасных или менее опасных технологий, сырья и материалов;
- принимать меры к сокращению объемов опасных веществ и материалов, а также числа мест погрузки, разгрузки и хранения их на территории района;
- принимать меры к сокращению транзитных перевозок опасных грузов через район;
- принимать меры к сокращению количества маршрутов, по которым на территории района транспортируются опасные вещества.
2.1.2. Требования, направленные на уменьшение степени опасности потенциальных источников ЧС.
Для уменьшения степени опасности потенциальных источников ЧС предусматривать меры по снижению вероятности возникновения этих событий и интенсивности образующихся при этом поражающих факторов.
С целью уменьшения вероятности возникновения ЧС необходимо:
- стимулировать на предприятиях района замену устаревших оборудования и технологий на современные, обеспечивающие надежность (безотказность) и максимальную безопасность производства;
- обеспечить соблюдение требований противопожарной безопасности в районе, совершенствовать и повышать эффективность противопожарной защиты;
- предусматривать меры по надежному обеспечению всеми видами энергии предприятий, на которых перебои в энергоснабжении могут вызвать ЧС;
- принимать меры к устранению причин возможного возникновения ЧС на предприятиях района, а также проведению специальных профилактических мероприятий.
2.2. Требования к подготовке отраслей и объектов экономического комплекса к устойчивой работе в условиях военного времени и при ЧС.
Подготовка отраслей и объектов экономического комплекса к устойчивой работе в условиях военного времени и при ЧС заключается в разработке и реализации мероприятий, направленных на:
- предупреждение и снижение риска возникновения аварий с катастрофическими последствиями в подведомственном хозяйстве;
- уменьшение тяжести последствий ЧС для отрасли, объекта независимо от места и причин их образования;
- обеспечение выполнения своих производственных функций в условиях военного времени и при ЧС в соответствии с установленными заданиями и заключенными договорами и, прежде всего, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения и проведением работ по ликвидации последствий нападения вероятного противника.
2.2.1. Промышленное производство
Подготовка промышленного производства к работе в условиях военного времени и при ЧС направлена на снижение риска возникновения аварий и катастроф, защиту основных производственных фондов от высокоточного оружия и технологическую подготовку производства к функционированию в условиях военного времени и при ЧС.
В целях снижения риска возникновения аварий и катастроф необходимо предусматривать:
- выявление в подведомственном хозяйстве источников и причин потенциальных ЧС, прогноз их последствий;
- разработку и внедрение на предприятиях технологических процессов и материалов, технических решений и нормативов, обеспечивающих снижение риска возникновения аварий и катастроф;
- строгое соблюдение установленных нормативами объемов запасов (аварийных химически-опасных веществ (далее - АХОВ), взрывоопасных веществ (далее - ВВ) и легко воспламеняющихся горючих жидкостей (далее - ЛВГЖ), на предприятиях, базах и складах отрасли;
- внедрение систем быстрого аварийного освобождения аппаратов, емкостей, технологических коммуникаций от АХОВ и ЛВГЖ при угрозе возникновения военный действий и возникновении аварийных ситуаций;
- подготовку производств с непрерывным технологическим циклом к безаварийной остановке, переводу на пониженные режимы работы в аварийной ситуации, а также в случае внезапного прекращения подачи электроэнергии, тепла и воды;
- защиту емкостей и коммуникаций с АХОВ и ЛВГЖ от разрушения ударной волной, проведение мероприятий, исключающих розлив или утечку опасных жидкостей;
- разработку и применение средств и методов нейтрализации АХОВ, имеющихся на предприятиях, и дегазации технологического оборудования;
- создание, совершенствование и поддержание в готовности локальных систем выявления аварийных выбросов опасных веществ и оповещения о возникшей опасности персонала объектов и населения, расположенных в зонах возможного поражения;
- внедрение автоматических систем предупреждения о возникновении пожара и систем пожаротушения, проведение других противопожарных мероприятий на предприятиях отрасли.
Защиту производственных фондов осуществлять заблаговременным проведением следующих мероприятий:
- при строительстве и реконструкции предприятий предусматривать применение материалов, конструкций, типовых планировочных решений, форм и конфигураций зданий, повышающих способность производственных фондов противостоять воздействию ударной волны в результате нападения вероятного противника и поражающих факторов ЧС;
предусматривать подземное или заглубленное размещение коммунально-энергетических сетей и других уязвимых объектов производственных фондов.
Предприятиям, которые могут быть подвержены воздействию ударной волны взрывов, а также расположенным в зонах геологического риска, необходимо:
- использовать в объемно-планировочных решениях зданий противообвальные устройства, размещать оборудование на энергопоглощающих конструкциях, применять специальные устройства для защиты уникального оборудования, аппаратуры, приборов при угрозе возникновения ЧС;
- размещать технологическое оборудование на открытых площадках или под легкими огнестойкими покрытиями.
В отраслях промышленности, связанных с переработкой, производством и хранением продовольствия и пищевого сырья, кроме того, предусматривать:
- разработку и внедрение прогрессивных технологий, в т.ч. автоматических и закрытых поточных линий, обеспечивающих надежную изоляцию пищевых продуктов от внешней среды, их расфасовку и упаковку в защитную тару;
- защиту пищевого сырья и продовольствия от воздействия АХОВ, радиоактивного и бактериологического заражения на всех этапах производства, хранения и транспортировки, герметизацию складов, хранилищ и холодильников;
- разработку методов контроля зараженного пищевого сырья, продовольствия, а также способов и средств их обеззараживания;
- применение на предприятиях района тароупаковочных материалов и видов тары, отвечающих соответствующим санитарно-гигиеническим требованиям и обладающих необходимыми защитными свойствами от АХОВ, радиоактивных веществ и бактериологического заражения.
Технологическую подготовку производства к функционированию в условиях военного времени и при ЧС осуществлять путем:
- разработки и внедрения максимально автоматизированных процессов производства;
- разработки обходных технологических процессов и мероприятий по их упрощению на случай выхода из строя отдельных участков производства, обеспечивая при этом качество выпускаемой продукции в соответствии с действующими требованиями;
- создания страхового фонда технической документации, необходимой для ликвидации последствий нападения вероятного противника и ЧС;
- внедрения в производство взаимозаменяемого технологического оборудования, узлов и деталей;
- разработки и внедрения в производство приборов и систем измерительной техники многоцелевого назначения.
2.2.2. Коммунально-энергетическое хозяйство
В целях подготовки коммунально-энергетического хозяйства района необходимо:
- разрабатывать и осуществлять мероприятия по совершенствованию его эксплуатации, своевременному проведению ремонтно-профилактических работ, повышению устойчивости функционирования в условиях военного времени и при ЧС;
- предусматривать заглубленное размещение газопроводов, кабелей электроснабжения, водопроводных и канализационных коллекторов, трубопроводов, систем теплофикации и горячего водоснабжения;
- создавать заглубленные обходы вокруг газораспределительных сетей, очистных сооружений водопровода и канализации, аварийные сбросы у водоочистных сооружений, станций перекачки в системе канализации, перемычки между тупиковыми газопроводами;
- предусматривать возможность централизованного отключения отдельных объектов от коммунально-энергетических сетей;
- разрабатывать и осуществлять мероприятия по обеспечению автономного электроснабжения насосных станций в системах и сетях теплоснабжения, водоснабжения и канализации, компрессорных станций и распределительных сетей системы газоснабжения;
- повышать готовность к действиям в ЧС, совершенствовать подготовку ремонтных служб и формирований, обеспечивать их необходимыми для выполнения аварийных и ремонтно-восстановительных работ материально-техническими ресурсами.
В системе электро и теплоснабжения:
- создавать резервы энергетических мощностей за счет: парка передвижных электростанций, трансформаторных подстанций и распределительных устройств; выводимых из эксплуатации и консервируемых мелких электростанций, котельных; энергоустановок автотранспорта и специальной техники, других механизмов, оборудованных генерирующими устройствами;
- принимать меры к надежному обеспечению электрической и тепловой энергией ответственных потребителей;
- осуществлять подготовку систем к работе по специальным режимам с учетом возможного выхода из строя в ЧС отдельных источников, энергетических коммуникаций и потребителей энергии;
- осуществлять подготовку к оперативному отключению по диспетчерскому графику в ЧС менее ответственных потребителей электрической и тепловой энергии;
- подготавливать топливопотребителей к работе на резервных видах топлива;
- обеспечивать создание неснижаемого запаса топлива в соответствии с установленными нормативами, а также рациональное хранение его;
- принимать меры к развитию в районе и на предприятиях трубопроводного транспорта для подачи топлива топливопотребителям.
В системе газоснабжения:
- внедрять автоматизированное управление районной системой газоснабжения, предусматривать оборудование газовых сетей автоматическими и дистанционно управляемыми системами обнаружения аварий и отключения поврежденных участков;
- предусматривать устройство перемычек между тупиковыми газопроводами;
- не допускать прокладки газопроводов в подвальных помещениях зданий, а также по поверхности земли в местах их пересечения с транспортными магистралями.
В системе хозяйственно-питьевого водоснабжения:
разрабатывать и осуществлять мероприятия по защите водоисточников, водопроводных сооружений, артезианских скважин от заражения радиоактивными, аварийно-химически опасными веществами (АХОВ) и бактериальными средствами;
- совершенствовать организацию контроля за зараженностью питьевой воды на водопроводных станциях;
- оборудовать артезианские скважины и резервуары чистой воды приспособлениями для обеспечения разбора воды в передвижную тару;
- предусматривать создание подземных защищенных резервуаров чистой воды для обеспечения водой населения в условиях военного времени и при ЧС;
- разрабатывать технологические режимы очистки воды в условиях ЧС, обеспечивать водоочистные станции необходимыми для этого материалами и реагентами;
- внедрять на предприятиях системы оборотного водоснабжения, повторного и последовательного использования воды.
В системе канализации:
- предусматривать устройство соединительных и перепускных линий, аварийных сбросов от эксплуатируемых участков сети в ближайшие колодцы ливневой, соседние участки бытовой или производственной канализации, нижерасположенные участки соседних бассейнов канализации, овраги, балки и проточные водоемы;
- кольцевать и прокладывать соединительные линии между соседними участками канализационной сети и насосными станциями;
- предусматривать возможность передачи сточной жидкости и осадка со станций недогруженных или отключаемых в аварийных ситуациях, на станцию, эксплуатация которой наиболее предпочтительна;
- обеспечивать создание и рациональное хранение установленных запасов реагентов.
2.2.3. Транспортная система
В целях подготовки транспортной системы района к функционированию в ЧС необходимо:
- проводить мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф на транспорте;
- создавать и организовывать подготовку сил и средств для выполнения восстановительных работ на транспортных объектах и коммуникациях;
- осуществлять подготовку к обеззараживанию транспорта в условиях военного времени и при ЧС.
III. Управление подготовкой экономического комплекса района к работе в условиях военного времени и при ЧС
3.1. Управление подготовкой экономического комплекса района к работе в условиях военного времени и при ЧС заключается в принятии эффективных решений, обеспечивающих выполнение этих, а также принятых вышестоящими органами решений, требований руководящих документов по данной проблеме.
3.2. Руководство подготовкой экономического комплекса района к работе в условиях военного времени и при ЧС возлагается на администрацию района, органы управления отраслями экономического комплекса и предприятиями независимо от их подчиненности и формы собственности.
К решению задач по защите жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, природной среды могут привлекаться общественные организации (профессиональные союзы, ассоциации спасательных формирований, добровольные общества и другие общественные формирования).
3.3. Повседневное руководство работой по подготовке соответствующих звеньев экономического комплекса к функционированию в условиях военного времени и при ЧС, а также по ликвидации их последствий возлагается на комиссии по чрезвычайным ситуациям (районную, объектовые). Председателями КЧС назначаются заместители руководителя органа управления или предприятия, при которых создается комиссия.
В зависимости от объема работ, степени риска возникновения ЧС и возможных ее последствий решением руководителей соответствующих органов и предприятий для повседневного руководства подготовкой подведомственного хозяйства к работе в ЧС могут быть созданы специальные штатные органы либо назначены освобожденные должностные лица.
3.4. Права, обязанности и функции органов управления, привлекаемых для решения проблемы подготовки экономического комплекса района к работе в условиях военного времени и при ЧС, устанавливаются положениями об этих органах, другими документами, регламентирующими их деятельность, а также действующим законодательством.
Права, обязанности и функции конкретных должностных лиц, решающих задачи подготовки экономического комплекса к работе в условиях военного времени и при ЧС, устанавливаются в их должностных инструкциях, функциональных обязанностях, а также приказами и распоряжениями руководителей предприятий и соответствующих органов управления.
3.5. Ответственность за подготовку органов управления, а также входящих в их состав должностных лиц к выполнению возложенных на них функций несут руководители этих органов.
Основными формами подготовки руководящего состава и специалистов, включенных в состав органов управления, являются: самостоятельное изучение руководящих и учебно-методических документов, групповые, семинарские и практические занятия, деловые игры, проведение учебно-методических сборов, научно-практических конференций, обучение в учебных заведениях.
3.6. Эффективность работы по подготовке экономического комплекса района обеспечивается ее научной обоснованностью.
Основные научные исследования по проблемам, имеющим областное, районное и межотраслевое значение, проводятся в соответствии с программами научно-исследовательских работ по проблемам промышленной и экологической безопасности.
Исследования по вопросам, имеющим отраслевое и объектовое значение, проводятся за счет заинтересованных в результатах исследований отраслей и объектов.
Финансирование научных исследований может проводиться также за счет добровольных взносов, пожертвований граждан, коммерческих, общественных и др. учреждений, организаций.
К проведению научных исследований по проблемам подготовки экономического комплекса района и его звеньев к работе в условиях военного времени и при ЧС могут быть привлечены любые научно-исследовательские учреждения, вузы независимо от подчиненности и форм собственности, временные творческие коллективы, способные на высоком научном уровне выполнить работы. На объектах экономического комплекса исследовательская работа может проводиться собственными силами, если квалификация специалистов этих объектов позволяет выполнить такие работы.
3.7. В целях повышения экономической заинтересованности органов управления и объектов экономического комплекса в активизации и повышении эффективности работы по снижению аварийности и подготовке подведомственного хозяйства к функционированию в условиях военного времени и при ЧС необходимо устанавливать плату за пользование районной территорией, находящимися в муниципальной собственности зданиями и сооружениями, трудовыми, водными ресурсами, за пользование услугами коммунально-энергетического хозяйства района, дифференцировать размеры муниципальных налогов в зависимости от степени риска возникновения на предприятиях аварий с катастрофическими последствиями, от состояния и эффективности работы по повышению безопасности производства.
3.8. В целях повышения ответственности предприятий, организаций и конкретных должностных лиц за безопасность производства и подготовку подведомственного хозяйства к устойчивой работе в условиях военного времени и при ЧС к виновным применять, если это не влечет за собой уголовной ответственности, санкции:
- меры дисциплинарного воздействия вплоть до освобождения от занимаемой должности;
- штрафы в случае возникновения аварий, а также реальной угрозы их возникновения;
- выплаты платежей, компенсирующих ущерб, причиненный чрезвычайным событием гражданам, экономическому комплексу и окружающей среде района;
- штрафы за нарушения требований действующего законодательства, нормативных и др. руководящих документов, решений окружных и вышестоящих органов государственной власти по данной проблеме.
Средства, полученные от применения санкций, расходовать на финансирование работ, связанных с дальнейшим повышением готовности экономического комплекса района к функционированию в условиях военного времени и при ЧС, а также на ликвидацию последствий ЧС.
3.9. В целях повышения ответственности предприятий, на которых существует риск возникновения чрезвычайных событий, за возможный ущерб здоровью и имуществу населения, для усиления социальной защиты граждан, работающих или проживающих в зонах возможного воздействия поражающих факторов указанных событий, предусмотреть страхование этих граждан за счет средств предприятий - потенциальных источников ЧС. Величина страховых платежей для таких предприятий устанавливается с участием независимой экспертизы.
3.10. Работа по снижению риска возникновения ЧС, уменьшению тяжести и подготовки к ликвидации последствий ЧС в экономическом комплексе района и его звеньях основывается на действующей нормативно-правовой базе.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области от 19 января 2024 г. N 17-п "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.