г. Краснодар |
|
12 декабря 2022 г. |
Дело N А32-40200/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Тамахина А.В. и Ташу А.Х., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (ИНН 2308111927, ОГРН 1052303701922), ответчика - муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар "Детский сад комбинированного вида N 223 "Лебедушка"" (ИНН 2308073703, ОГРН 1022301203869), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2022 по делу N А32-40200/2021, установил следующее.
ООО "Краснодар Водоканал" (далее - истец, общество, водоканал) обратилось в арбитражный суд с иском к МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад комбинированного вида N 223 "Лебедушка"" (далее - ответчик, учреждение) о взыскании 225 331 рубля 16 копеек платы за превышение нормативов состава сточных вод по государственному (муниципальному) контракту холодного водоснабжения и водоотведения от 04.12.2020 N 4550 за период с 01.02.2021 по 31.07.2021 и 10 170 рублей 46 копеек пеней с 11.03.2021 по 17.08.2021.
Решением от 11.07.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.08.2022, в иске отказано.
В кассационной жалобе водоканал просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель ссылается на то, что обязанность ответчика вносить плату за превышение нормативов состава сточных вод предусмотрена законом и контрактом. Согласно выписке из ЕГРЮЛ дополнительным видом деятельности учреждения является предоставление услуг по дневному уходу за детьми.
В данном случае ответчик самостоятельно организовывает питание для детей в процессе присмотра и ухода за ними, соответственно, является предприятием общественного питания. Учреждение не представило доказательств того, что оно осуществляет приготовление пищи на другой территории либо с привлечением какого-либо предприятия общественного питания, а также доказательств того, что стирку белья и полотенец осуществляет сторонняя организация и вне здания ответчика. Учреждение фактически осуществляет приготовление пищи в собственном пищеблоке, что может служить основанием для начисления платы в упрощенном порядке по основанию, указанному в абзаце втором пункта 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644). Материалами дела не опровергаются доводы истца о том, что возможность отбора проб отсутствовала в спорный период; суды не исследовали схему сетей водоотведения, акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, в связи с чем оснований для вывода о возможности отобрать пробы не имелось. Представленной обществом судебной практикой подтверждается обоснованность предъявленных истцом требований.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 04.12.2020 общество (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и учреждение (абонент) заключили муниципальный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 4550 (далее - контракт), по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованной системы холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную (питьевую) воду установленного качества в сроки и порядке, которые определены контрактом, соблюдать в соответствии с контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии с пунктом 3.9 контракта размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер платы абонента в связи с нарушением нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Истец произвел расчет со ссылкой на положения пункта 203 Правил N 644 и выставил ответчику счета для внесения платы за услуги по приему сточных вод с превышением нормативов состава за период с 01.02.2021 по 31.07.2021 на сумму 225 331 рубль 16 копеек.
Поскольку учреждение не произвело оплату названной задолженности, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Нормативы состава сточных вод - это устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации). При этом Правилами N 644 определяется, в том числе, порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов (пункт 13.1 статьи 2, подпункт 8.2 пункта 11 статьи 7 Закона о водоснабжении).
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 30.2 Закона о водоснабжении).
Абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод. Организация водопроводно-канализационного хозяйства, в свою очередь, вправе взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (подпункт "ж" пункта 35, подпункт "г" пункта 36 Правил N 644).
Требования истца направлены на взыскание платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, что следует не только из содержания искового заявления, но и расчета исковых требований, основанного на пункте 203 Правил N 644.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Правила N 644 дополнены разделом XV "Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы, а также порядок уменьшения указанной платы на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию мероприятий по обеспечению предотвращения превышения нормативов состава сточных вод, включенных в план снижения сбросов".
В силу пункта 203 Правил N 644 для объектов абонентов (при наличии любого
из условий): среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 названных Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или ЕГРЮЛ) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом
в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож
и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых
в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных
с удалением отходов; с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных)
к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения; расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении
в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска
в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле: Пнорм. сост. = 2 Т
Qпр1.
Как разъяснено в письме Минстроя России от 06.06.2021 N 23350-ИФ/04, в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 расчет платы может производиться организациями, осуществляющими водоотведение, в том числе без результатов контроля состава и свойств сточных вод, при наличии любого из условий, предусмотренных пунктом 203 Правил N 644:
- среднесуточный объем сточных вод с объекта абонента составляет менее 30 куб. м при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце втором пункта 203 Правил N 644;
- отсутствие физической возможности отбора проб сточных вод с конкретного объекта абонента (абзацы третий - пятый пункта 203 Правил N 644).
При этом взимание платы в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 возможно только в отношении тех объектов абонентов, на которые распространяются нормативы состава сточных вод.
Согласно пункту 167 Правил N 644 нормативы состава сточных вод распространяются в отношении объектов абонентов: при среднесуточном сбросе с объекта абонента более 30 куб. м - вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности; при среднесуточном сбросе с объекта абонента менее 30 куб. м - при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце четвертом пункта 167 Правил N 644.
Суд апелляционной инстанции установил отсутствие в деле доказательств, подтверждающих, что на объекте учреждения со среднесуточным объемом сброса сточных вод менее 30 куб. м в сутки ответчик осуществлял "вредные" виды деятельности, перечисленные в абзаце втором пункта 203 Правил N 644.
При этом учреждение не может быть отнесено к категории абонентов, указанных в абзаце втором пункта 203 Правил N 644, поскольку сама по себе организация питания детям учреждением не тождественна деятельности по производству пищевых продуктов как самостоятельному виду экономической деятельности, а представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, направленных на обеспечение детей питанием. То есть питание организуется для внутреннего потребления как у любого бытового потребителя (согласно сведениям из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности ответчика является образование дошкольное (85.11 ОКВЭД 2))
Суды указали, что истцом отбор проб сточных вод и анализ контрольных проб сточных вод не производились, на отсутствие технической возможности проведения отбора проб и их анализа водоканал не ссылался.
Таким образом, основания для взыскания с учреждения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, предусмотренной пунктом 203 Правил N 644, отсутствуют.
Довод водоканала о том, что отсутствие контрольного канализационного колодца и иного колодца, в котором имеется возможность отобрать пробы (без смешения стоков) является самостоятельным основанием для расчета платы в упрощенном порядке (с применением повышающего коэффициента), без отбора проб согласно абзацу пятому пункта 203 Правил N 644, отклонен апелляционным судом, поскольку он основан на неверном толковании норм права. В рассматриваемом случае правовое значение имеет категория абонента и возможность установления для него нормативов сточных вод, и как следствие, взимания платы за их превышение.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены и подлежат отклонению, поскольку по существу сводятся к несогласию с результатами оценки доказательств и установленных фактических обстоятельств по делу, переоценка которых в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Ссылки на иную судебную практику не принимаются судом кассационной инстанции ввиду установления иных обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по доводам жалобы не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2022 по делу N А32-40200/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
А.В. Тамахин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды указали, что истцом отбор проб сточных вод и анализ контрольных проб сточных вод не производились, на отсутствие технической возможности проведения отбора проб и их анализа водоканал не ссылался.
Таким образом, основания для взыскания с учреждения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, предусмотренной пунктом 203 Правил N 644, отсутствуют.
Довод водоканала о том, что отсутствие контрольного канализационного колодца и иного колодца, в котором имеется возможность отобрать пробы (без смешения стоков) является самостоятельным основанием для расчета платы в упрощенном порядке (с применением повышающего коэффициента), без отбора проб согласно абзацу пятому пункта 203 Правил N 644, отклонен апелляционным судом, поскольку он основан на неверном толковании норм права. В рассматриваемом случае правовое значение имеет категория абонента и возможность установления для него нормативов сточных вод, и как следствие, взимания платы за их превышение."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 декабря 2022 г. N Ф08-11703/22 по делу N А32-40200/2021